|
|||
Звуковая картина. Список стихотворений для чтения. Ода палачу
10 класс. Домашняя работа по литературе. Дата: 10 февраля 2021 1. Создать звуковую картину к стихотворению Н. Некрасова (исполняем 11 февраля) 2. Прочитайте текст «Ода палачу». Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как вы оцениваете поступок Некрасова, о котором рассказывает К. Чуковский в своем тексте».
Звуковая картина Вы должны выразительно прочитать стихотворение Н. Некрасова. Чтение должно сопровождаться произвольно выбранным музыкальным произведением, которое отражает настроение выбранного вами стихотворения. Список стихотворений для чтения 1. Тройка 2. О погоде (отрывок) 3. Еду ли ночью по улице темной… 4. Блажен незлобивый поэт 5. Мы с тобой бестолковые люди… 6. Я не люблю иронии твоей 7. О письма женщины нам милой… 8. Я сегодня так грустно настроен… 9. Тяжелый крест достался ей на долю… 10. Замолкни, музы мести и печали… 11. Внимая ужасам войны… 12. Тяжелый год – сломил меня недуг… 13. Я посетил твое кладбище… 14. Плач детей 15. Надрывается сердце от муки… 16. Возвращение 17. Не рыдай так безумно над ним… 18. Смолкли честные, доблестно павшие… 19. Зине («Ты еще на жизнь имеешь право…») 20. Пророк Вы можете найти то стихотворение, которое не вошло в этот список. Желательно, чтобы все читали разные произведения.
Ода палачу Всякий раз, когда заходит речь о грехах и пороках Некрасова, раньше всего вспоминают ту пресловутую хвалебную оду, которую он прочитал Муравьеву-Вешателю на обеде в Английском клубе 16 апреля 1866 года. В самом деле, как мог революционный поэт восхвалять кровавого усмирителя Польши и побуждать его к новым злодействам? Почему человек, одно имя которого вдохновляло борцов за свободу, который, кажется, только и делал, что твердил молодежи: «иди в огонь...», «иди и гибни...», «умри не даром: дело прочно, когда под ним струится кровь...», «бросайся прямо в пламя и погибай», почему после того, как молодежь действительно бросилась в пламя, он предал ее Муравьеву? – «Ваше сиятельство, не щадите виновных!» – повторял он Вешателю и так настойчиво требовал кары для тех, кого сам же соблазнял на революционные подвиги, что им были возмущены даже жандармы. – Подлец, вредный иезуит,– говорил о нем один жандарм. – Из-за него столько народу сидит в казематах, а он катается в колясках, как ни в чем не бывало. Вчерашние поклонники Некрасова срывали со стен его портреты и рвали в клочки или писали на них слово подлец и посылали ему по почте. Вообще, слово подлец прочно пристало в ту пору к Некрасову. Как мы ниже увидим, он сам называл себя так. Эпиграммы, сатиры, пасквили, анонимные письма, пародии – все было пущено в ход. Не было, кажется, такого самого ничтожного писаки, который не клеймил бы его. Фет в великолепных стихах назвал его продажным рабом, отлученным от храма поэзии. Что же случилось? 4 апреля 1866 Дмитрий Караказов стрелял в императора Александра II. Чтобы выжечь каленым железом смуту, срочно был вызван граф Н. М. Муравьев, участник Отечественной войны. Он с особой жесткостью подавил восстание в Польше, имел репутацию человека решительного, способного тяжелыми сапогами безжалостных репрессий раздавить вольнодумие. Приезд Муравьева в Петербург вызвал панические страхи: говорили о виселицах, о целых составах с арестантами. Журналисты, общественные деятели, литераторы, позволявшие себе критиковать власть, теперь трепетали: их могли обвинить в том, что именно они своим недовольством науськивали цареубийц. Некрасов был у всех на виду, он был признанный вождь радикалов, самая крупная фигура в их лагере, и первое имя, которое всем приходило на ум, когда говорили о неизбежной расправе, было имя Некрасова. «Что Некрасов? Что будет с Некрасовым? Что сделают с Некрасовым?» Если даже подписчики его «Современника», и те считались неблагонадежными, как же должны были смотреть на него? Если даже те, у кого находили портрет Чернышевского, навлекали на себя подозрение, что же будет ему, другу и единомышленнику Чернышевского? Он коновод революции, он в этом деле главный, он давнишний разжигатель молодежи. «Московские Ведомости» прямо указывали Муравьеву на его «Современник». Мудрено ли, что он испугался? Рассказывают, что Некрасов сам подошел к Муравьеву и попросил позволения прочитаь свой стихотворный привет. Муравьев разрешил, но даже не повернулся к нему, продолжая по-прежнему курить свою длинную трубку. Жирное, беспардонное, одутловатое, подслеповатое, курносое, бульдожье лицо Муравьева по-прежнему осталось неподвижным. Он словно и не заметил Некрасова. – Ваше сиятельство, позволите напечатать? – спросил Некрасов, прочитав стихи. – Это ваша собственность, – сухо отвечал Муравьев,– и вы можете располагать ею, как хотите. – Но я просил бы вашего совета,– настаивал почему-то Некрасов. – В таком случае, не советую, – отрезал Муравьев, и Некрасов ушел, как оплеванный, сопровождаемый брезгливыми взглядами всех. К сожалению, Некрасов не ограничился одними стихами. Еще раньше, сидя за столом с Муравьевым и слушая, как он ругает революционные идеи и верования, распространяемые журналами, поэт поддакивал ему и повторял: – Да, ваше сиятельство! Нужно вырвать это зло с корнем! Как относится к этому поступку великого поэта? Как к тактической хитрости? Или это самое настоящее предательство? Или обычная человеческая слабость, извинительная для каждого, кто не наделен героизмом? Можно ли понять и оправдать Некрасова? Или это та черная страница, которую нужно поскорее пролистнуть и навсегда про нее забыть? (По К. Чуковскому)
|
|||
|