Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие креативности обучающихся на занятиях



Развитие креативности обучающихся на занятиях

в кружке «Чудесная мастерская»

 

Выступление Жвалевской О.Н., руководителя кружка «Чудесная мастерская».

 

Слайд № 1. Система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся в свое свободное время заниматься своим любимым делом – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Одной из важнейших задач дополнительного образования является воспитать творческую, креативную личность.

Для начала. давайте разберемся, что же такое творчество и креативность? Для того, чтобы воспитывать креативную личность обучающегося я решила сама понять, что же такое творчество и креативность? Для этого я знакомилась с педагогической литературой, материалами опытных педагогов в сети интернет.

Исследованием развития творческих способностей занимались такие ученые, как Л.С.Выготский, А.В. Брушлинский, В.А.Сухомлинский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Э.П. и др.

Слайд № 2

Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других Творчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец, как творческая личность.

Креативность — это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативная личность способна выдвигать идеи, чувствовать проблему, рисковать, фантазировать, быть оригинальной, видеть прекрасное, быть самодостаточной.

Слайд № 3

Я для себя определила, что первым и самым важным условием развитием креативности у обучающихся является компетентность педагога в своем деле, стремление к самосовершенствованию. Ведь только активный, творческий педагог может воспитать творческую и креативную личность.

Слайд № 4

Давайте рассмотрим модель современного педагога по схеме одаренности А.А. Никитина.

Слайд № 5

Основание этой модели является личность педагога, стороны треугольника соответствуют двум другим граням “творческости” и профессиональной компетентности.

Расмотрев схему можно сделать вывод о том, что, если педагог будет подходить к своей работе не просто как исполнитель, а и с творческой стороны, тогда мы увидим настоящего педагога – мастера своего дела.

Творческие способности можно развивать, это доказано многочисленными исследователями. Как можно тренировать руки, тело, также можно тренировать и наши мозги. Как развить в себе креативность и творчество? И возможно ли это сделать?

Задание «Новая жизнь»

Все мы знаем, что такое бросовый материал - это то, что рано или поздно приходит в негодность, и его приходится выбрасывать. Но есть такие люди, которые не спешат расставаться с предметами, исполнившими свое прямое назначение. Они придумывают вещам новое применение и используют их в новом качестве, сейчас я вам предлагаю найти применение ненужным, отслужившим свое предметам:

- пустой консервной банке

- перегоревшей лампочке

Слайд № 6-8

Как, вы думаете, проявили мы с вами креативность при выполнении этого задания? И таких игр очень много это могут быть

Я на своих занятиях применяю много развивающих креативное мышление игр: «Свойства – антисвойства», «Друдлы», «Клипмейкеры» и т.д.

Для развития творческого потенциала детей создаю ряд условий.

В каждом занятии у нас присутствует творческий элемент. Озвучив тему занятия и показав образец изделия ребёнку предлагаю проявить свою фантазию и подумать, что он может изменить в поделке, какие еще материалы можно использовать и т.д.

Немаловажным фактором развития творческих возможностей и креативности составляет сама структура занятия, его подача педагогом. Оно должно быть креативным. Каждый педагог должен подумать, каким образом помочь ребенку развить творческие способности, как провести занятие, чтобы ребенку было интересно на протяжении всего занятия.

Найти ответы на эти вопросы поможет целостная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ. 

Что же такое НФТМ - ТРИЗ?

НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Система НФТМ-ТРИЗ направлена на развитие фантазии и творчества воображения и управление ими.

Слайд № 9

При использовании технологии ТРИЗ можно создавать интересные задания. Ребенок, выполняя их, будет творить, общаться с друзьями, родителями, создавать, фантазировать, раскрывать свои способности. Он не просто будет повторять за педагогом предложенные варианты, а сам будет добиваться результатов, находить пути решения проблем.

Структура креативного урока по технологии ТРИЗ отличается от традиционного и включает в себя блоки:

Блок 1 (мотивация) –. Этот блок представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов – сюрпризов, способных вызвать удивление обучающегося. Этот блок обеспечивает мотивацию к занятиям и развивает любознательность.

Блоки 2 и 6 (содержательная часть) –Блоки содержат программный материал учебного занятия и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.

Блок 3 (отдых) –. Блок представляет собой систему психологической разгрузки. (физкультурная пауза)

Блок 4 (головоломка) Данный блок представляет собой систему усложняющихся головоломок.

Блок 5 (интеллектуальная разминка) Блок представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие логического мышления и творческих способностей учащихся.

Блок 7 (резюме). Блок обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока.

Слайд № 10

Сейчас я занимаюсь изучением технологии ТРИЗ для использования ее на занятиях в своем кружке. Надеюсь, результаты моего самообразования по этому вопросу помогут в реализации задачи по воспитанию творческой и креативной личности обучающихся моего кружка.

Ссылка презентации: https://drive.google.com/file/d/1GFiRd0RcX5BFvsnlPq3UnrmaGPchH--t/view?usp=sharing

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.