|
|||
Задание№2.. Например, каникулы.
Тема: «Иностранные гости. Откуда взялись слова пришельцы?». Цель: познакомить учащихся с заимствованными словами; создать условия для развития речи и расширения кругозора учащихся. Ход урока. I .Организационный этап. -Ребята, сегодня у нас необычный урок. Каждый из вас попробует себя в роли исследователя. Попробуйте вставить пропущенные слова в предложения. В группе должен быть --------- обсуждения, II. Актуализация знаний. Формулирование темы урока -Найдите ошибки в словах. Они помогут вам сформулировать тему нашего урока сегодня. Мама каждое утро любит выпить чашечку кофя. Мой друг Миша в школу едет на метре. Катя хорошо играет на пианине. На польте у Вики вышит красивый цветок.
-В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. - Как вы думаете, откуда в русском языке такие «непослушные» слова? (пришли из других языков). -Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с такими словами. Мы даже и не подразумеваем, насколько много в русском языке таких слов. Отгадайте загадки: На корабле ходить я буду, В цирке он смешнее всех. Раньше такого умного друга У школьников не было в нашей округе. Теперь в каждом доме, на каждом столе, Стоит он, помощник тебе да и мне. Рисует, считает, хоть что вычисляет, А если захочешь, в игру поиграет. Он — ЭВМ. Это имя одно. А как по-другому зовем мы его? (Компьютер)
На припеке у пеньков
Бурый, косолапый Кольцо с каким-нибудь драгоценным камнем для пальца руки.(Перстень)
- Объясните значение слов. Распределите в 2 группы. Матрос, компьютер, клоун. -Эти слова пришли к нам из других языков. Это заимствованные слова: карандаш – тюркское слово, означает «черный камень»; пенал – от латинского слова «перо»; тетрадь – произошло от древнегреческого слова, означавшего «четвертая часть листа». -Распределите предложенные заимствованные слова в тематические группы. компьютер клоун матрос принтер цирк генерал ксерокс жонглер батальон клавиатура афиша пистолет диск арена эскадра -Как вы думаете, что послужило причиной заимствования иноязычной лексики? Основной причиной заимствования иноязычной лексики признается отсутствие соответствующего понятия в основной базе языка. Очень часто слово появляется вместе с предметом или понятием.
– Как иностранные, заимствованные слова к нам попали? Почему же слова из одного языка проникают другой? И какими путями? – А что происходит с такими словами, когда они попадают в русский язык? -А теперь вы, ребята, будете исследователями в области «Заимствованные слова». В течение нашей работы нам предстоит заполнить кластер, который поможет нам классифицировать слова иностранного происхождения на группы по определенному признаку. Задание №1: -Попробуйте определить значение следующих слов : библиотека фотография микроскоп астронавт телеграмма Библиотека (от древнегреческих слов библион – «книга» и тека – «хранилище») 3. Название серии книг определенной тематики. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)
Телевизор – аппарат для приёма телевизионных передач и их звукового сопровождения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Астронавт. 1. Специалист по астронавтике. 2. То же, что космонавт. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). -Сделайте вывод: как определить значение заимствованного слова? -Скажите, что заимствовано в словах первого задания? (корни) . Физминутка. Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! Задание№2. ветеран, вираж, легенда, пират. народное поверье, морской разбойник, крутой поворот, старый воин.
-Подберите синонимы к следующим словам. К заимствованным словам первой группы подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второй группы. - -Образуйте слова с заимствованными приставками. 1 группа: анти- (против) 2 группа: диа- (между)... 3 группа: пери- (об, вокруг). Какое слово соответствует данному пояснению
4 группа : 1. Южная полярная область земного шара, включающая в себя Антарктиду. (Антарктика) 5 группа : 1. Отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр.( Диаметр)
1. Попробуйте в данных на карточках словах выделить суффиксы и определить их значение (шахтёр, билетёр, контролёр; баянист, пианист, тракторист).
V.Закрепление изученного материала. -Прочтите самостоятельно задание упражнения 3, выберите понравившееся предложение и запишите его в тетрадь. Подумайте, можно ли в вашем предложении обойтись без заимствованного слова. Дополните текст заимствованными словами. Запишите в тетрадь. 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось V. Домашнее задание. Составить синквейнк заимствованным словам на выбор. Например, каникулы. 1.Долгожданные, но не долгие. 2.Предполагаешь, планируешь, отдыхаешь 3. Почему хорошее быстро заканчивается? 4.Отдых!!!
|
|||
|