Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. - М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. - 96с. (В помощь логопеду).. Предисловие
Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. - М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. - 96с. (В помощь логопеду).
В пособии собрано более 800 загадок. Они окажут большую помощь логопеду в проведении занятии с детьми по развитию у них мыслительной деятельности, смекалки, способности к восприятию окружающей их действительности. Загадки систематизированы по темам. Предназначается логопедам, родителям, всем, интересующимся проблемами развития речи у дошкольников и исправления ее недостатков.
Предисловие
Загадка - это иносказательное описание какого-либо пред- мета или явления, данное обычно в форме вопроса. Загадки раз- нообразны по своему содержанию. Часто они носят описатель- ный характер, включающий главные качества предметов или действий:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: "Пейте чай, вода вскипела!" (Чайник} Загадка может выглядеть как вопрос: Угадайте, что за птица Света яркого боится, Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова} Как правило, загадки оформляются в виде небольших стишков определенного ритма: Ползет наоборот, Задом наперед. Все под водой Хватает клешней. (Рак) В процессе обучения детей отгадыванию загадок необходимо учитывать ряд факторов: а) доступность тематики и содержания загадок; б) поэтапность работы. Так, сначала необходимо провести предварительную беседу об изучаемом предмете, рассмотреть его, выделив характер- ные признаки. Далее читается загадка, при этом имитируются соответствующие действия:
Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. Отчего беднягу бьют — Оттого, что он надут. (Мяч) Чтобы помочь детям отгадать загадку, в качестве зрительной опоры на столе раскладывают картинки, среди которых находит- ся карточка-отгадка. Любят дети стихотворные загадки с рифмованной отгадкой: Встает на заре, Поет во дворе. На голове гребешок. Кто же он? (Петушок) Так как дошкольники плохо понимают метафоричность выражений, ориентируются в основном на прямой смысл слов, полезно начинать обучать детей отгадывать загадки в процессе практических наблюдений за явлениями окружающей жизни.
Зимой лежал, а весной в речку побежал. (Снег} Растут — зеленеют, Упадут - пожелтеют, Полежат — почернеют. (Листья)
Красные лапки щиплют за пятки. (Гусь)
Гуляю я и в дождь, и в зной, Характер у меня такой. (Зонт) В данном сборнике загадки объединены по темам: они отражают природу, растительный и животный мир, жизнь человека и его окружение, предметы и орудия труда и быта.
|