Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Происхождение названия Царицын.



4. Происхождение названия Царицын.

   Вопрос о происхождении названия Царицын имеет дискуссионный характер. По этому поводу имеются как легенды, так и научные объяснения.

Ученые историки и лингвисты склонны считать, что название «Царицын» связано с тюркскими словами «сары – су» («желтая, мутная вода») или «сары – чин» («желтый остров»). Или же название города возникло от имени реки Царицы. В путевых записках и дневниках  XVI – XVII вв. иностранных путешественников сам город называется Царицей.

 

Задание. Если кто из вас интересуется лингвистикой, можете попробовать провести свои исследования в этом направлении. Дело в том, что подобные объяснения происхождения слова «Царицын» ведутся еще с XIX в. А так ли это на самом деле? Кроме того на некоторых древних картах на том месте, где расположен наш город обозначается поселение под названием Zarisa.

 

Кроме этого существует несколько версией легенды о татарской царевне, погибшей в водах реки и поэтому названною Царицей.

 

Задание. Прочитайте нижеприведенный документ и попробуйте определить, что в данной легенде является вымыслом, а что может отражать исторические события или процессы.

Рассказ записан Б. В. Зайковским в 1891 г. в Царицыне со слов 70-летнего старца – рыбака.

(Материкин А. В. Храм Иоанна Предтечи. Волгоград. 1999).

Среди дремучего леса, покрывавшего в старину высокий нагорный берег Волги, при впадении в нее небольшой, но глубо­кой речки, некогда стоял богатый дворец татарскою хана — Батыя. Любил он этот живописный уголок и каждое лето, возвратившись из далеких походов, останавливался здесь и, окруженный пышным двором, женами и вельможами, предавался любимо­му занятию — соколиной охоте. Однажды ханские джигиты настигли и лесу неизвестного им старца и, не зная, что с ним делать, отвели его к Батыю. По одежде его хан узнал в нем православного священника и сразу понял, зачем он пришел в его стан: он нес учение Распятого в лагерь того, чей меч превратил в развалины христианские храмы и залил кровью Святую Русь.

«Смерть ему!» — покричал разъяренный Батый, и жестом руки дал знак убить стари­ка. И в эту роковую минуту, когда десятки мечей засверкали над седой головой бес­страшного проповедника, случилось нечто, похожее на чудо. Молодая царевна, люби­мая дочь хана, став на колени перед разгневанным отцом, умоляла его пощадить жизнь старика и отпустить его с миром. Добрая и жалостливая, она часто удержива­ла сурового Батыя от жестокой расправы с пленными врагами. И на этот раз грозный хан тоже услышал ее горячие мольбы и, смягчившиеся сердцем, отпустил старика, но строго - настрого воспретил ему проповедовать в его царстве.

Через несколько дней царевна неожиданно заболела и никакие средства не при­носили ей облегчения. Опечаленный Батый стал мрачнее тучи... Всем было ясно, что добрая царевна должна умереть. Но вот видит она во сне, что ее исцеляет спасен­ный ею от смерти старец; рассказала она свой сон Батыю. Обрадовался хан — и по­слал погоню по всем дорогам.

В одном далеком селении гонцы настиг­ли старца и отвели его к хану. В ночь по прибытии во дворец приснился священни­ку дивный сон. Явилась ему в небесном сиянии Пресвятая Владычица Богородица и молвила: «Господь велит тебе спасти чис­тую душу; ты прольешь кровь свою вместе с кровью спасенной тобою, а на крови вашей я воздвигну великий христианский город!»

Чудом показалось хану выздоровление его умирающей дочери. Он хотел было озо­лотить дивного старца, но священник сми­ренно отверг его дары и лишь просил его позволить ему построить себе келью в лесу, поблизости ханского дворца.

Прошло около года. Приближался вели­кий день Святой Пасхи. Молодая христианка, забывая опасность, всецело отдалась посту и молитве. Поведение ее для окружающих стало совершенно непонятным, она избега­ла общества веселых подруг, отказывалась от пищи и куда-то подолгу исчезала.За ней стали оделить.

Нашлись злые люди, которые донесли Батыю, что дочь его ходит тайно в келью старца-христианина и там, вместе с ним, молится «его богам». В бешенство впал жес­токий язычник: он велел воинам своим схватить и казнить лютою смертью свою родную дочь и старца-священника, и их истерзанные палачами тела зарыть на дне протекающей под яром речки.

Много-много лет прошло с тех пор. Шел Белый Царь войной на Астрахань. Дойдя до того места, где некогда при слиянии двух рек стоял роскошный Батыев дворец, царь остановился на ночлег. Воины разбрелись по лесу искать сухих дров для разведения костров. Один из них, зайдя в непроходи­мую чащу леса, наткнулся на ветхую зем­лянку, в которой жил пустынник.

Когда воин рассказал пустыннику, что поблизости стоит сам Православный Царь, старец попросил отвести его к царю. Пус­тынник рассказал царю предание старины о дочери Батыя и старце-священнике. Царь, внимательно выслушав рассказ, сказал: «Да исполнится слово Божье!»

«Отныне речка сия да назовется Царицею, на память об убиенной здесь язычниками христианской царице, и да воссияет крест Святой на крови святых мучеников!» На другой день царь собственноручно заложил здесь основание деревянной церкви во имя Иоанна Предтечи, так как погибшие на этом месте мученики были предтечами христианства, впоследствии озарившего своим светом земли бывшей Батыевой дер­жавы.

«С тех пор, - говорят верующие, - каждую заутреню под Светлое Христово Воскресенье, лишь только запоют у Пред­течи - «Христос Воскресе», в мутных водах речки Царицы, как звездочка, блеснет ого­нек, точно там, на дне ее, теплится чья-то свеча, и в ответ ликующему гулу городских колоколов  слышится тихое: «Воистину Воскресе!».

Вопрос. Как вы думаете, кто подразумевается под определением «Белый, православный царь»?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.