Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ



СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

В КАДЕТСКИХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ

 

Введение

 

Данная работа относится к исследованиям, лежащим в области воспитания и обучения детей, она касается изучения процесса социализации подростков, проходящих обучение в специализированных учреждениях военной направленности, а именно – в кадетских школах-интернатах.

Говоря об актуальности представленной темы, стоит отметить, что система образования в нашей стране имеет достаточно сложную структуру, основными компонентами которой являются направления обучения и воспитания детей, которые в свою очередь охватывают основные стороны жизни общества. Одним из направлений является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. На сегодняшний день патриотическое воспитание и гражданское становление молодежи – одна из важнейших задач нашего государства и общества. Воспитательная деятельность в России во многом направлена на формирование личности с активной жизненной и профессиональной позицией, на воспитание трудолюбивого и высоконравственного патриота своей Родины. Именно эти задачи возлагаются и на военизированные образовательные учреждения, среди которых кадетские корпуса, военные училища и т.д.

Кадетское образование, возникшее еще в первой половине 18 века, будучи востребованным в дореволюционной России, в годы Великой отечественной войны, в советское время, продолжает активно развиваться и в современной России.

В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается более сотни кадетских корпусов и школ, Суворовских и Нахимовских училищ, а также других учебных заведений, которые создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России. В большей части таких образовательных учреждений обучаются только юноши. Однако есть и специализированные кадетские школы, созданные специально для девушек (Московский пансион государственных воспитанниц КШИ № 9). Кроме того, существуют кадетские корпуса, в которых обучаются и юноши, и девушки (Кадетская школа-интернат г. Колпашево). На территории Томской области располагаются сразу три кадетских школы-интерната: в г. Томске, в г. Северске и в районном центре г. Колпашево.

Тот факт, что в настоящее время активно формируется система образовательных учреждений нового типа, безусловно, вызывает интерес общества и требует широкого обсуждения и изучения вопросов социализации подростков, обучающихся в этих образовательных учреждениях.

Вопросам современной образовательной среды и ее влияния на процессы личностного развития школьников посвящены исследования Л. А. Головей (2011), М. Ю. Кондратьева (2005, 2008), С. В. Кривцовой (1997), И. Ю. Кулагиной (2011), А. М. Прихожан (1990, 2011), А. А. Реана (2006), В. С. Собкина (2011), Н. Н. Толстых (1990, 2007, 2011), И. С. Якиманской (2000) и др.

Различные аспекты социализации рассматривали: Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Р. Борис, Л. С. Выготский, П. Л. Гальперин, А. П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубенштейн, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, М. Каплан, Д. Р. Келли, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, Д. Мунди, В. А. Сухомлинский и др.

Также вопрос социализации подростков в современном российском обществе подробно рассматривается в научной статье В. А Сушко [17].

Однако очень незначительное количество работ посвящено вопросам социализации подростков, проходящих обучение в специализированных учреждениях военной направленности, а именно в кадетских школах-интернатах.

Данный вид образовательных учреждений, безусловно, имеет ряд отличительных особенностей, одной из которых является характер работы с воспитанниками и конечные цели этой работы. В первую очередь, это проявляется в ярко выраженной военно-патриотической направленности воспитания детей, которое проходит в условиях, значительно отличающихся от традиционной школы большей степенью регламентированности образовательного процесса. Общество формирует запрос на инициативную, творческую личность, готовую осуществлять выбор, принимать нестандартные решения в ситуации неопределенности, а в кадетских школах-интернатах культивируется жесткая дисциплина, умение подчиняться приказу, быть «в строю».

Безусловно, попадая в подобные условия, каждый новоизбранный кадет нуждается в социально-педагогической помощи и поддержке со стороны педагогическо-воспитательского состава, и, конечно же, социального педагога. Одной из важнейших задач данного специалиста является помощь ребенку по успешной адаптации в новой социальной среде. Работа социального педагога должна строится не только на основе накопленных знаний и имеющегося педагогического опыта, но и, прежде всего, с помощью реализации социально-педагогических программ, различных методических разработок, направленных на устранение возможных проблем, возникающих на пути к успешной социализации ребенка. Разработка и апробация подобных программ – это методическая основа работы специалиста, осуществляющего деятельность подобного рода. Однако в процессе изучения данного вопроса, на официальных интернет-сайтах кадетских корпусов Томской области, не было обнаружено никаких сведений о разработке и реализации социально-педагогических программ деятельности социального педагога по социализации подростков, обучающихся в кадетских школах-интернатах.

Следовательно, возникает противоречие между необходимостью социализации подростков, проходящих обучение в специализированных учреждениях военной направленности, а именно – в кадетских школах-интернатах, и отсутствием социально-педагогических программ, с помощью которых социальный педагог осуществляет деятельность по социализации подростков, обучающихся в кадетских школах-интернатах.

Данное противоречие позволяет сформулировать проблему: каковы особенности разработки социально-педагогической программы деятельности социального педагога по социализации подростков, обучающихся в кадетских школах-интернатах?

В соответствии с этим, целью данной научно-исследовательской работы является разработка социально-педагогической программы деятельности социального педагога по социализации подростков, обучающихся в кадетских школах-интернатах.

Объект исследования – социализация подростков, обучающихся в кадетских школах-интернатах.

Предмет иcследования – система деятельности социального педагога по социализации подростков, обучающихся в кадетских школах-интернатах.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической и научной литературы по теме исследования раскрыть сущность понятия «социализация», охарактеризовать формы и виды социализации подростков.

2. Выявить основные факторы социализации подростков и степень их влияния на процесс социализации.

3. Выявить специфику кадетских школ-интернатов как вида образовательного учреждения, а также психолого-педагогические особенности процесса социализации подростков, обучающихся в кадетских школах-интернатах.

4. Разработать социально-педагогическую программу деятельности социального педагога по социализации подростков, обучающихся в кадетских школах-интернатах.

Исследовательская работа осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, проектирование, программирование, наблюдение.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.