|
|||||
Управление инновациями»
ВВЕДЕНИЕ
Управление инновациями – первая специальность нового образовательного направления Инноватика. Инноватика – отрасль науки, изучающая законы и закономерности научного и технологического развития человеческой цивилизации, экономики, отраслей, регионов и отдельных хозяйствующих субъектов, обосновывающая теорию и методологию осуществления инновационных преобразований. "Инновация" буквально означает "введение нового". Это "введение нового" начинается тогда, когда сущность нового в основном продумана – сформулирована инновационная идея, а завершается тогда, когда новое становится привычным, рутинизируется. Управление инновациями означает: – создание благоприятных условий для возникновения инновационных идей; – выбор перспективных – с высоким коммерческим потенциалом – инноваций; – обеспечение практического воплощения инновационного замысла на практике и параллельное развитие рынка; – передача налаженного процесса в руки традиционного менеджера. Направления создания новых идей могут быть различными и зависят от особенностей тех сфер, где в них возникает потребность. Они могут быть связаны: – с освоением производства новой продукции или новых услуг; – применением новой технологии, нового инструментария, новой техники; – использованием новых ресурсов или разработкой новых источников ресурсов; – развитием новых рынков, созданием новых потребителей, новых форм продвижения и продаж товаров и услуг; – совершенствованием форм и методов организации производства, труда, управления. При этом новизна может обнаруживаться лишь на уровне конкретного предприятия или региона, а может быть абсолютной, т.е. аналога инновационной идеи не существует. Не стоит ставить знак равенства между позитивными результатами научно-технической деятельности и инновациями. Не всякая инновация возникает в результате традиционных научных исследований и разработок. Не каждый научный результат обладает достаточным коммерческим потенциалом: принципиальная реализация идеи возможна, но цена этой реализации оказывается слишком высокой. Инновации – это, по сути, переходные процессы, поэтому традиционные методы и формы управления в данной ситуации оказываются неэффективными. Использование традиционных подходов нередко приводит к провалам или существенно снижает эффективность инноваций. Поэтому возникает потребность в особых специалистах, способных обеспечить реализацию инновационного замысла. И тот, кто реально осуществляет инновации в России, сейчас в первую очередь испытывает дефицит не столько инвестиций, сколько профессионально подготовленных специалистов, которые способны реализовать весь комплекс инновационных преобразований. Инновационная деятельность характеризуется достаточной широтой и разнообразием инновационных идей и замыслов, но при этом она имеет общие функции вне зависимости от отраслевой специфики и существенно отличается от традиционной производственной и хозяйственной деятельности: – в отличие от общего менеджмента организации она характеризуется нестабильностью и изменчивостью, сопровождается высоким риском и требует особых усилий по преодолению сопротивления изменениям; – в отличие от инвестиционного менеджмента возникает необходимость учета нефинансовых аспектов инноваций; – в отличие от управления проектами при управлении инновациями необходимо решение вопросов координации всех видов деятельности и параллельной коммерциализации инновационных идей; – в отличие от управления НИОКР при управлении инновациями происходит расширение охватываемых стадий жизненного цикла товара, продукта и технологии от стадии зарождения до стадий роста и начала зрелости. Инновации могут затрагивать все сферы деятельности: наряду с научно-техническими инновациями все большее значение в обществе приобретают финансовые, маркетинговые, социальные, организационные, управленческие и другие виды инноваций. Управление инновациями – самостоятельная область деятельности. Знания специалистов самодостаточны, находятся на стыке разных областей, но в то же время достаточно специфичны, чтобы их приравнять к знаниям в экономике, технологии, финансам и др. Поэтому специалистов по управлению инновациями надо с самого начала их профессионального образования настроить на достижение следующих целей (рис. В.1).
Рис. В.1. Цели обучения по специальности «Управление инновациями»
Этот рисунок дает полное представление о специфике нового образовательного направление «ИННОВАТИКА». По результатам успешной защиты выпускной квалификационной работы студенту присваивается квалификация «инженер-менеджер».
|
|||||
|