Субтест 4. СХОДСТВО.
Субтест 4. СХОДСТВО.
Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении.
Инструкция: «Я сейчас что-нибудь говорить, а ты продолжи, хорошо? Ну, давай попробуем: «Лимоны кислые, а сахар…». При неудаче дать правильное окончание фразы и перейти к заданию № 2. При неудаче снова оказать помощь. Больше не помогать! Если их первых четырех заданий выполнено не менее двух, перейти к заданиям №№ 5-16. В противном случае – прекратить.
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении.
Инструкция: «Я тебе назову какие-нибудь два предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они одинаковы. Только старайся говорить как можно больше, до тех пор, пока сам все не скажешь, или пока я тебя не остановлю. Ну, давай попробуем…» предложить задание № 5. При неудаче оказать помощь: «У них есть косточки, это фрукты, они растут на деревьях». Перейти к заданию №6. При неудаче – также оказать помощь. Больше не помогать! Прекратить при трех неудачах подряд. Если при прекращении теста, т.е. при трех неудачах подряд испытуемый имеет не менее 3-х баллов за задания №№ 5-16, дать аванс за задания 1-4: 4 балла, если менее 3-х баллов, возвратиться к этим заданиям.
Оценки за задания №№ 1-4: 1-0 балл,
за задания №№ 5-16: 2-1-0.
Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.
Общие критерии оценок за задания №№ 5-16: 2 балла – если дается обобщающее слово (проводится классификация); 1 балл – если перечисляются отдельные признаки.
№
| Задания и контрольные ответы
| Оценка
| 1.
| Лимоны кислые, а сахар …
| (сладкий)
|
| 2.
| Ты ходишь ногами, а бросаешь …
| (руками)
|
| 3.
| Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки …
| (женщинами или тетеньками)
|
| 4.
| Нож и кусок стекла оба …
| (острые)
|
|
| 5.
| Слива – персик (или вишня).
| 2: Фрукты. Фруктовые деревья. Плоды.
|
| 1: Еда. Их едят. (любые два признака из следующих: косточка, кожица, круглые, форма, сок, сладкие).
|
| 0: Вкусные. Вкус. Маленькие. Нравятся. Ягоды.
|
| 6.
| Кошка – мышка.
| 2: Животные. Млекопитающие. Живые существа. Четвероногие.
|
| 1: Четыре ноги. (Любые два признака из следующих: глаза, хвост, лапы, уши, усы, шерсть).
|
| 0: Едят. Шкурки. Быстро бегают. Ловкие.
|
| 7.
| Вино – пиво.
(Часто под ответом «не знаю» подразумевается: «не пил, не пробовал». Необходима следующая форма вопроса: «Как ты думаешь, что между ними общего?»)
| 2: Алкогольные (или спиртные) напитки. Опьяняющие вещества.
|
| 1: Напитки. Их пьют, жидкие. Жидкость. Кружится голова. Крепкие. С градусами. Возбуждающие напитки. Горькие. В них спирт.
|
| 0: В бутылках. Одинакового цвета (или вкуса).
|
| 8.
| Пианино – скрипка.
| 2: Музыкальные (струнные) инструменты. Инструменты, на которых играют.
|
| 1: На них играют. Струны. Имеют мелодию (звуки). Музыкальные предметы. Предметы, на которых играют.
|
| 0: Одинаково играют. Из дерева.
|
| ?: Инструменты.
|
| 9.
| Бумага – уголь.
| 2: Органического (или растительного) происхождения. Содержат углерод. В их состав входит углерод. Органические вещества.
|
| 1: Горят. Из дерева получаются.
|
| 0: Топливо.
|
| ?: По происхождению. Продукты промышленного производства.
|
| 10.
| Килограмм – метр.
| 2: Единицы измерения СИ (или измерения). Меры. Измерительные величины.
|
| 1: Ими измеряют. Оба говорят о величине.
|
| 0: Оба говорят о длине и/или весе. В килограмме 1000 граммов и в метре 1000 мм. Кг/м = Дж.
|
| ?: Виды измерения.
|
| 11.
| Ножницы – медная сковородка.
| 2: Предметы домашнего обихода. Сделаны из металла.
|
| 1: Используются в быту (или в хозяйстве, или дома). Из стали. Имеют металлический блеск.
|
| 0: Блестят. Имеют ручки. Железные.
|
| ?: Из одного материала.
|
| 12.
| Гора – озеро.
| 2: Изломы земной коры. Топографические понятия (названия). Географические названия. Природные образования. Рельеф местности. Элементы (или составные части) рельефа.
|
| 1: Неровности поверхности земли. Элементы (или явления) природы. Элементы пейзажа. Имеют полезные вещества.
|
| 0: Имеют воду и землю. Всегда на местности. Поверхность земли.
|
| ?: Природа. Из природы. Пейзаж. Вид. Местность.
|
| 13.
| Соль – вода.
| 2: Химические (или органические) вещества (или соединения). Необходимые для жизни вещества. Входят в состав пищевых продуктов.
|
| 1: Употребляют с пищей. Их едят. Продукты (или предметы) питания. Вещества, содержащиеся в природе. Состоят из молекул.
|
| 0: Оба в океане. Соль получают из воды. Химические элементы.
|
| ?: Их используют.
|
| 14.
| Свобода – справедливость.
| 2: Философские (или гуманные, или идеологические, или юридические) понятия. Философские категории. Социальные идеи (или ценности). Демократические права.
|
| 1: Лозунги борющихся за независимость народов (или прогрессивные или гуманные). Принципы, за которые борются народы мира. Это желание любого народа. Без них человек не может счастливо жить.
|
| 0: Равенство. Законы. Близкие понятия. Гражданские права. Без справедливости нет свободы.
|
| ?: Связь с борьбой за справедливость. Права человека. человеческие потребности.
|
| 15.
| Первый – последний.
| 2: Крайние члены (или концы) ряда. Замыкающие. Замыкают концы (или ряд) этапы какого-либо действия.
|
| 1: Находятся на краях. Крайние. Крайние точки. Концы. Обозначают место (или порядок). Ограничивают что-то. Противоположные.
|
| 0: Первый – начало, последний – конец. Если есть первый, есть и последний. Два конца. Начало и конец. Счет. Цифры. Числа. Конечные числа. Порядковые числительные. Меры счета. Номерной порядок.
|
| ?: В ряду (или очереди) порядок.
|
| 16.
| Число 49 – число 121.
| 2: Квадраты простых (первоначальных или нечетных) чисел.
|
| 1: Нечетные. Не делятся на два. Натуральные (или целые) числа. Квадраты чисел 7 и 11.
|
| 0: Их корни – числа 7 и 11. Делятся только на само себя и единицу (или на одно и то же число). Числительные. Числа. Цифры. Состоят из цифр.
|
| ?: Квадраты.
|
|
|