Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОДЕРЖАНИЕ 21 страница



Вместе с Вами скорблю, что теософы уявили столько гротесков и пошлых искажений Великих Обликов. Прискорбно, но большинство Духовных Обществ лишено чувства Красоты. Красота должна сопутствовать духовности, но, увы, она не только отсутствует, но, хуже того, она уявилась в каком-то нарочитом опошлении. В этом духовные Общества уявляют великое соревнование. Так, ни одно из имеющихся сейчас Изображений Великих Учителей не отвечает действительности. Даже те, которые были написаны немецким художником еще при жизни Блаватской[218], являют весьма отдаленное сходство, вернее, никакого. Но, может быть, это и лучше. Каждый имеет свой условный вкус, и самое прекрасное Изображение может не ответить его ожиданию. Потому пусть существуют многие Изображения по уровню сознания каждого. Пусть люди имеют свою радость.

Вы пишете: «Никак не могу понять, почему сокровенное знание, как скоро становится доступным для большинства, самым страшным образом мельчает и вырождается... это ведь жутко!» Что это жутко – это верно, но понять это легко. Все в Космосе держится на великом соответствии. Если человеческая природа еще настолько груба в своей массе, что ей ближе искажения и всякие разрушения, как же может она воспринять тончайшие вибрации высших мыслей, чувств, энергий? Высшие эмоции, высшее знание требуют воспитания и непрестанного утончения наших свойств и качеств для восприятия вибраций высших. А кто же заботится вообще о воспитании масс? Образование не есть воспитание. Образование без воспитания порождает преступников, больших и малых.

Вы хотите начать очерки о Блаватской, это очень ценно и по времени. Но, родная, не торопитесь и уявите тщательную подготовку и ознакомление со всеми ее трудами, их очень много, со всеми ее биографиями и ее перепискою. Также следует узнать и сотрудников ее, чтобы понять атмосферу, ее окружавшую, и всю жертвенность ее жизни. Вы прекрасно выразились, что Блаватская жила в четырех измерениях, и потому никогда не упускайте из внимания это Ваше осознание при оценке ее сложной натуры. Лучше всех написали о ней А.Безант и Ж.Мид, последний был известным ученым и лингвистом. Он перевел знаменитый гностический памятник «Пистис София», много писал о Древних Мистериях. За все время ее пребывания в Лондоне Мид был ее сотрудником и секретарем. В своем посмертном очерке о Блаватской он отдал ей должное, признав ее гениальность и титаническую природу. Существует биография, написанная Синнеттом на основании свидетельств ее сестры Желиховской «Инсидентс ин ве Лайф оф Мадам Блаватски»[219]. Там имеются интересные подробности, но сама Блаватская не была довольна этой книгой, которая писалась при ее жизни; не был доволен и Учитель ее. Но всем известно изречение Христа: «Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, в доме своем». Речение это столь же справедливо сейчас, как и тогда. Советую Вам прочесть том «Писем Махатм к Синнетту»[220] и том ее личной переписки[221]. Хорошо бы Вам достать первые два тома дневника Олькотта[222] и «Оккультный Мир» Синнетта[223]. Неплохо ознакомиться с ее книгой «В пещерах Индостана»[224]. Она удивительно передает атмосферу Индии, и прекрасно обрисован в ней Облик ее Учителя. Книга была написана по-русски, но имеется перевод ее на английский язык. Вторая – «Голубые Горы и племена Индии»[225] менее интересна. К столетию от ее рождения журналом «Вестник» в Женеве был издан Биографический очерк Е.Ф.Писаревой. Думаю, что этот очерк Вам очень пригодился бы, написан он по-русски. Напечатана эта книга в Ревеле, но возможно, что ее легче достать из Женевы от Председательницы Русского Теософического Общества г-жи А.А.Каменской. Как видите, нужно много прочесть, но такая гениальная душа заслуживает самого бережного к ней отношения, и тем более для уявления ее русскому народу, почти ничего не знающему о ней. Она была большой патриоткой и страдала, что ей придется жить и умереть на чужбине. Подвиг ее был велик: одинокая, всеми преследуемая, всеми и во всем подозреваемая, без средств, без знания языка прибыла она в Америку, чтобы явить миру прекраснейшее Сокровенное Учение, дать впервые религиозно-философский синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним. Кто не преклонится перед нею, принявшей на себя такой подвиг среди бездны невежественных отрицаний, подозрений и гонений? Истинно, она была мученицей за уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и разлагающего материализма. Но это мученичество сплело ей новый прекрасный ВЕНЕЦ. Пошлем ей наше восхищение, нашу признательность и нашу любовь.

Храните Ваше редкое качество – «благоговейность не только ко всему сокровенному, Вами чтимому, но и ко всему, связанному так или иначе с чтимым», научите этому и Вашего Мишу. Это принесет ему сердечную радость и убережет от многих заблуждений в будущем.

Вашу простую фотографию буду ждать, но не думайте, что я противница современной гигиены и косметики. Я не люблю всего утрированного, но некоторую умелую прикрашенность и разумный уход за кожей и телом всегда приветствую.

Итак, не являйте никаких огорчений и гоните всякие обиды, откуда бы они ни являлись. Страшно устала стучать на машинке. Наступила жаркая погода, и мне тяжело, плохо переношу жару.

Всего Вам Светлого и радостного.

Сердцем и духом с Вами.

 

Е.И.Рерих – К.Кусум[226]

12 июня 1945 г.

Ваше Высочество,

Большое спасибо за Ваше письмо и любезное приглашение. Будем надеяться, что ничто не помешает нам провести этой зимой пару дней вместе с Вами и Его Высочеством.

Мы огорчились, узнав о том, что Вы уже отправляетесь в Йогиндар Наггар на несколько месяцев; это означает, что мы не сможем увидеть Вас в Наггаре до осени. Но осень – наилучшее время в горах, и будем надеяться, что Вы приедете и останетесь с нами.

С глубоким уважением и наилучшими пожеланиями Его высочеству и Вам.

Искренне Ваша,

Елена Рерих

 

Е.И.Рерих – г-ну Винту[227]

2 июля 1945 г.

Дорогой г-н Винт,

Ваша добрая мысль прислать нам книгу русской поэзии глубоко тронула нас. Конечно, я буду с нетерпением ожидать возможности ознакомиться с новой книгой о жизни Толстого.

Для меня каждая книга, несущая новую мысль, подобна фрагменту узора великой мозаики, которая строится нашим индивидуальным и общим сознанием. Иногда она может казаться даже хаотичной, но в конце нашего странствия превратится в величественную картину совместных стремлений нашего человечества к Красоте.

Я начала читать очень интересную книгу д-ра Густава Гелли (директора Международного Института метапсихики). Его теория Бытия рассматривает дарвиновскую «эволюцию человека» и «происхождение видов» как любопытные осколки старого забытого образа мысли – согласно Дж.Д.Берсфорду.

Густав Гелли говорит о психической причине возникновения разнообразия и заменяет знаменитый «elan vital»[228] Бергсона конкретной энергией, определяя ее как воздействие, формирующее все разнообразие клеток из одной первичной субстанции под воздействием импульса Правящей Идеи. (Конечно, эта теория лежит в основе всех восточных философий.) Я бы назвала эту энергию психической. Также я не возражаю <...>[229]

С нетерпением ожидаем Вашего возможного визита в наши горы. Ваше общество снова доставит всем нам большую радость, и мы сможем продолжить наши интересные беседы на различные темы.

С наилучшими пожеланиями от всех нас.

Искренне Ваша,

Елена Рерих

 

Е.И.Рерих – М.Милки[230]

3 июля 1945 г.

Моя дорогая мисс Милки,

Ваше письмо из Симлы сильно меня огорчило. Не могла ответить Вам на первое письмо, ибо ждала для Вас хороших известий, но они так и не пришли. Мне очень, очень больно, что не могу помочь Вам в Вашем горе.

Но не падайте духом, храните мужество и веру в Высшую Мудрость. Кто знает, возможно, все к лучшему. Каждый из нас должен пройти через подобные испытания, прежде чем сможет по-настоящему оценить значение и истинную ценность чьей-то жизни.

Великая мудрость гласит: «Можно доверять только сердцу, познавшему настоящее страдание».

Возможно, новая жизнь, новая любовь и работа, новое счастье ожидают Вас. Жизнь предлагает нам множество даров: мы окружены возможностями, если наши сердце и разум открыты, чтобы воспринять их.

Шлю Вам мое горячее желание помощи и надеюсь, мои мысли достигнут Вашего сердца и дадут ему силу вынести все испытания.

Радость придет, радость восторжествует – пусть это будет Вашим мантрамом.

Любящая Вас,

Елена Рерих

 

Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику

12 июля 1945 г.

Родные наши, так радуемся, получая Ваши письма. Видим, как наши родные не только деятельны, но, истинно, не устрашаются никаким увеличением труда и стремятся к расширению поля действия. Родная Зиночка, деятельность АРКИ нужна и должна стать центром Вашего внимания, тогда как Академия при существующем положении в стране вряд ли может развиваться успешно и оправдать затраченные усилия, но пусть жизнь и в ней теплится, хотя бы в каком-либо из отделов. Изменятся обстоятельства, подойдут новые люди и новые с ними возможности. Относительно «Ассошиетс»[231] при Обществе Агни Йоги я вполне согласна с мнением Уида о невозможности давать права голоса неизвестным нам людям. Также не вижу, как можете Вы, при Вашей занятости в АРКЕ, при недостатке дельных сотрудников, принимать на себя обязательство переписки с «Ассошиетс» по вопросам об Учении? Самое большое, что возможно, это уделить некоторое время на собеседование с лицами, интересующимися Живой Этикой, но переписка может разрастись до неприемлемых размеров, и как будете сокращать ее? Мне кажется, если эти «Ассошиетс» будут платить не один доллар в год, но даже три, иметь некоторую скидку на книгах Учения и возможность приходить на собеседование, скажем, раз в месяц в определенное время, то взнос этот будет вполне оправдан. Что же касается до иногородних членов, то вместо собеседований они могут получать раза четыре в год три или больше страниц параграфов из еще непереведенных и неизданных книг Учения. Скажем, из первой и второй книги, причем первая книга должна быть сверена с русским изданием и дополнена, – такие страницы заменят целые лекции. Вообще, пусть все развивается постепенно и естественно, пусть растет, так сказать, изнутри. Если у людей, нашедших книги Живой Этики, пробудится желание серьезно приобщиться к новой жизни в Свете Учения, то они найдут и пути и способы приблизиться и стать полезными сотрудниками в Служении Общему Благу. Я всегда была против даровой раздачи книг Учения, ибо любой предмет, полученный даром, никогда не ценится так, как тот, за который было заплачено. И до того это психологическое явление вкоренилось в человеческое сознание, что можно привести много примеров этому во всех областях жизни. Мои предложения относительно «Ассошиетс» обсудите между собою, а также с Уидом. Он может подать добрый совет. Но, пожалуйста, не создавайте себе трудностей предоставлением права голоса неизвестным и часто вредным людям. У Вас уже имеется опыт, и Вы знаете, что интерес, выказанный к книгам Живой Этики, еще не значит, что выказавший его достоин особого доверия. Лишь время и поступки человека в самой обыденной жизни могут уявить его истинный лик.

Зиночка спрашивает – нет ли чего-либо еще более насущного, что она могла бы выполнить? Но родная должна утвердиться на мысли, что она делает именно самое насущное. Что может быть нужнее сейчас, нежели проведение дружелюбного обоюдного ознакомления между странами и народами? Что может быть насущнее даяния Высокой Этики, великой Мудрости, новой Науки и Прогноза величественного Строительства Новой Эры под знаком Сотрудничества всех народов, равноправия Начал и нового понимания тончайших энергий, стучащихся к человеку? Все это Вы имеете и можете давать щедрою рукою, не опасаясь оскудения Источника Дающего. Явите соизмеримость и утвердитесь в радости сердечного принятия и даяния самого насущного.

Как только будет закончен перевод второй части «Мира Огненного», можно приступить к печатанию. Если явится возможность, следует переиздать «Агни Йогу», но издать в одной книге, как это было сделано во втором издании. Хорошо проверить перевод по второму рижскому изданию. Затем начните переводить «Общину», или «Новую Эру», тоже по рижскому изданию. На днях пришла телеграмма от Катрин о покупке Уидом картины. Это очень знаменательно, хотелось бы знать все подробности, связанные с покупкою. Очень были тронуты помощью, оказанной Уидом и в этом деле. Передайте ему наше самое сердечное спасибо и радость его близкому подходу к делам. Надеюсь, что можно будет уявить протест от Картинной Корпорации так, чтобы, не начиная нового сейчас процесса, подтвердить о существовании этой Корпорации и тем парализовать дальнейшие действия грабителей. Также совершенно необходимо, чтобы члены Корпорации безотлагательно нашли себе заместителей, нужно сохранить наше большинство. Что скажете о Магдалене Лерер? Мне кажется, она достойна доверия. Родные мои, радуюсь передать Вам похвалу Великого Владыки: «Вижу труды и ценю горение сердца. Пусть не страшатся нападений, Помощь будет явлена». Не тревожьтесь, родные, для лучших результатов возмущение вод необходимо. Постарайтесь установить хотя бы некоторую ознакомленность с деятельностью грабителей. Справедливость восторжествует, но следует явить еще некоторое терпение. Очень меня трогает подход к Учению нашей милой Магдалены Лерер. Несомненно, между нею и мною имеется связь, иначе я не могла бы, не видя, не зная ее, питать к ней такое теплое чувство. Посылаю ей волну горячей сердечной симпатии. Хотела бы получить ее фотографическую карточку.

Все больше и больше начинаем думать о Родине. Скоро там начнется прекрасное строительство. Пушки отгремят, недолго уже ждать. Безумие Японии окончится не менее трагично, нежели Германское Бешенство.

Получила милое письмо от нашей Катрин, видимо, она и Эми очень огорчены возникшим недоразумением, вызванным посылкою ей циркулярного письма от АРКИ. Она, видимо, не поняла, что письмо было не лично к ней, но общее, циркулярное, о взносе. Может быть, Зиночка или Дедлей явят великодушие и напишут ей милое письмо об исчерпанном прискорбном недоразумении и явят ей приглашение по-прежнему участвовать в близких ей делах. Родные, Вас так мало, дорожите каждым сердцем, могущим звучать на более тонкие восприятия. Любовь к Учению и Великому Учителю должна объединять Вас. Только на объединении возможно строить и совершенствоваться духовно. Порадуйте меня и прекратите это маленькое, но вредное недоразумение. Явите соизмеримость перед ликом великих событий. Ведь много еще предстоит пережить, многое еще не закончилось. Поможем друг другу уявлением дружелюбия всюду и всегда. Знаю, что иногда трудно, но радостно осилить именно нечто трудное.

Теперь совершенно конфиденциально. Светик вернулся на днях из Бомбея и заявил нам, что он женится. Мы этого не ожидали, именно, эта новость свалилась как снег на голову. Но он далеко не юн и, конечно, может решать свой путь самостоятельно. Его невеста – внучатая племянница Тагора, и, как все говорят, прекрасная душа. Она вдова и тоже не первой юности, последнее обстоятельство нас радует, ибо она сможет стать не только женой, но и прекрасной сотрудницей. Мы ее не встречали, но, судя по фотографиям, она действительно мила, крайне доброе лицо, и письма ее ко мне и сыну прекрасны. Видимо, она сильно любит его и готова посвятить всю жизнь свою мужу и его искусству. Новые веяния среди нравов современной молодежи не коснулись ее. После женитьбы, которая, вероятно, произойдет в начале августа, они поедут к матери ее, живущей недалеко от Симлы, а оттуда к нам в горы. Итак, атмосфера и наш обиход несколько изменятся.

На днях буду писать Катрин. Свет тоже пишет ей. Очень хотелось мне встретить ее и Инге у нас в горах, но, кто знает, может быть, эта встреча суждена в другом месте. Твердо верю, что ей предстоят еще счастливые годы, были Даны намеки на это. Так хотелось, чтобы ее сердце нашло не только успокоение после тяжелой утраты, но новую радость в жизни. Это моя молитва.

Также много думаю о Жанете, ей нужно очень следить за собою. Не утомляться. Всякая тяжелая работа должна быть отставлена. Потом она окрепнет. Шлю ей мое самое сердечное приветствие, также бодрость милому Жину, и родному Дедлею нужно уявить еще терпение, привожу чудесную пословицу: «In the hours of adversity be not without hope, for crystal rain falls from black clouds» (Nizami)[232]. Очень радовалась его успехам в русском языке, он очень, очень пригодится.

Родные и любимые, любите друг друга. Любите Великого Владыку, творите сердечную молитву в подвиге труда Вашего. Наблюдайте за сложным узором событий, переустройство мира не может даваться легко. Много думаем о родине, о переменах, неизбежно нарастающих. Твердо верим, что родина, как и раньше, из всех испытаний выйдет победительницей. Обстоятельства всюду настолько меняются, что необходимо держать в большой подвижности и ум и тело. Очень просим Зиночку никому не говорить о нашем запросе о шести листах. Пусть это останется между нами. Пока что почта еще больше осложнилась. Письма стали приходить еще менее регулярно. Сейчас прислали из таможни бумагу о невозможности выдачи нам пересланного Вами холста и красок из-за отсутствия консульских энвойсов[233] и запрашивают нас о них. Какая нелепость! Пересылаем Вам этот образец нелепости, причем на выполнение их требований дается срок до 30 июля! Переслали бумагу нашему знакомому в Карачи, посмотрим, что сможет он сделать. Итак, вместо облегчения все еще больше затруднилось.

Храните огонь преданности и веры в Мощь Высшую, направляющую все ко Благу. «Теснина велика, но перед выходом на простор поток всегда особенно бурен».

Шлю Вам, родные, всю мою любовь и нежность. Привет всем друзьям.

Е.

 

Е.И.Рерих – Ш.Лалл[234]

16 июля 1945 г.

Дорогая г-жа Лалл,

Вероятно, Ваш супруг уже вместе с Вами наслаждается прохладой Манди, пожалуйста, передайте ему наши сердечные приветствия. Надеемся, что Вы и Туки проведете с нами несколько дней после 22 июля.

Из-за Туки я не хочу приглашать Вас раньше. У нас была небольшая эпидемия – воспаление горла – и профессор Рерих, доктор Яловенко и Людмила все еще болеют. Но, надеюсь, через неделю или десять дней опасность заразиться исчезнет, и мы сможем насладиться Вашим обществом.

Самые теплые пожелания от всех нас.

Любящая Вас,

Елена Рерих

 

Е.И.Рерих – Д.Рани[235]

20 июля 1945 г.

Вы правы, моя маленькая Девика, когда пишете, что окружающая Вас великая аура Любви защищала Вас во время встречи и каким-то образом доходила до участников и делала их более человечными.

Ваш любящий зов, устремленный к великому Гуру, конечно, достиг Его и усилил магнетизм Вашей ауры.

Слуха Благословенных достигли чистые мысли. Не Сказано ли, что «Зов любви принесет ответ Возлюбленного». Нет большей силы, чем любовь.

Конечно, Ваша любовь и доверие сделают меня счастливой. Но мне грустно из-за того, что мой несовершенный английский не позволяет мне в достаточной мере выразить красоту нашей жизни под Щитом и Благословениями Великого Гуру. Но Ваше любящее сердце и артистичная натура помогут многое понять.

Вы правы, беспокоясь о здоровье Святослава. Он очень чувствительный, и это отражается на всем организме и ослабляет его. Ему нужен хороший отдых, по меньшей мере шесть недель, без всяких (больших и малых) волнений ума.

Только что получили от него телеграмму – дорога очень плохая, но он уже преодолел худшую ее часть. Надеюсь, он успеет на поезд.

Мы узнали из Вашей телеграммы и радиопередачи, что Хидари был в Бомбее. Не означает ли это, что Святослав должен поехать прямо в Бомбей? Как бы то ни было, я посылаю эту небольшую записку в Дели в моем письме к нему: интересно, когда и где Вы ее получите (и получите ли вообще). Отец шлет свои благословения, а также Юрий, его любимый брат. Берегите себя.

С любовью и нежностью,

Мать

 

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу

2 августа 1945 г.

Дорогой Евгений Александрович, очень, очень обрадовались Вашей весточке. Радуемся, что Вы смогли пережить тяжкие годины и даже продолжить свою полезную работу. Будем несказанно счастливы получить дальнейшие сведения о наших общих друзьях. Где Гаральд? Где Иван Георгиевич и его семья? О Рихарде Яковлевиче имели неожиданные сведения, по-видимому, все благополучно. Мы все по-прежнему трудимся на старых местах.

Гордимся победами нашей Родины. Надеемся, что пути сообщения скоро наладятся, но сейчас письмо с родины требует иногда целого года и больше. Горячо желаем Вам доброго здоровья и успехов в Вашей работе. На годы не сетуйте, а будьте молоды сердцем.

Все мы шлем Вам наши самые сердечные приветы и лучшие мысли.

Е.Р.

 

Е.И.Рерих – В.Л.Дутко

4 августа 1945 г.

Наггар, Индия

Родная моя другиня, почти три месяца не писала Вам. Но не сетуйте. Время сейчас тяжкое, начиная от монсуна и кончая разными житейскими сложностями. Монсун очень труден и действует раздражающе на все слизистые оболочки и, конечно, поражает наиболее слабые места в организме. У меня болят глаза и слабеет зрение, у других сказывается на носоглотке или желудке, кишечнике и т.д., и вообще все немного киснут. Пространственные токи бывают иногда почти нестерпимы своим давлением на сердце. Счастье, что они продолжаются недолго и сменяются несколько раз на дню.

Хорошо, что Вы задумываетесь над смертью, когда Вы молоды. Думы эти, подкрепленные почерпнутым Вами знанием о Тонком Мире, незаметно расширят Ваше сознание и ко времени перехода создадут новые крылья для полета в сферы прекрасные. Вы правильно пишете, что «люди живут так, как будто жизнь на Земле вечна, а к смерти относятся как к самому неожиданному, невероятному и страшному событию». Церковь во многом виновата в таком невежественном отношении к смерти. Повинны в этом, прежде всего, те Отцы Церкви, которые в канонизированном ими Евангелии (избранном наугад из нескольких сот более или менее апокрифических Евангелий, бывших тогда в ходу) изъяли все места, относящиеся к Учению Христа о Тонком Мире, данному Им любимому ученику и Марии Магдалине после Его воскрешения и в течение многократных появлений в тонком теле. Согласно гностикам, Христос появлялся Марии Магдалине и наставлял ее в тайнах Тонкого Мира на протяжении одиннадцати лет. Такое изъятие из Учения самых насущных для человечества Откровений явилось неоценимой утратой для духовной эволюции человечества, и потому есть величайшее преступление, учиненное невежественными церковными служителями. Конечно, кое-какие Поучения сохранились среди гностиков, но и они со временем претерпели искажения от рьяных толкователей и дополнителей.

Хотелось бы отыскать древнейшее Евангелие от Евреев, о котором упоминают и на которое ссылаются первые и наизнаменитейшие Отцы Церкви, как Ориген и Климент Александрийский. Будут найдены и Аграфы и Апокрифы, которые по-новому осветят многие места и недоговоренности в нашем каноническом Евангелии. Очень люблю книгу профессора М.А.Таубе «Аграфа». Он пишет, что настоящая его работа посвящена не «Апокрифам», а вполне достоверным, хотя и не записанным в Евангелии изречениям Христа Спасителя, сохраненным церковным преданием и древнейшими памятниками письменности первых веков христианства. Между прочим, он утверждает, согласно словам одного большого ученого, исследователя первых веков христианства, что еще в конце второго века Пантэн, учитель Климента Александрийского, видел в Индии у тамошних христиан арамейское Евангелие от Матфея, принесенное туда, по преданию, Апостолом Варфоломеем. И не подлежит сомнению, что канонический греческий перевод Евангелия Апостола Матфея относится к значительно более позднему времени, представляя собою вообще не столько перевод арамейского Евангелия Апостола Матфея, как его переработку, и довольно свободную.

Книга Таубе интересна еще тем, что дает множество библиографических сведений о сочинениях, посвященных изучению апокрифических изречений Христа и новых нахождений древних коптских записей в Египте. Так, на Западе существует целая библиотека ценных, самостоятельных и удивительных по эрудиции, глубоких и тонких по научной критике работ ученых о внеевангельских изречениях Христа Спасителя. Тем позорнее наше современное невежественное равнодушие к такому насущному для нас собирательству великого Учения, уявляющего смысл нашего бытия. Жизнь Христа стерлась, Его чарующий, трогательно жизненный Облик оказался застекленным, загражденным, закованным в золотые ризы. Народы утратили живую связь с Его земною жизнью, с Его Словом, проникнутым такой любовью, такой тоской при осознании Им, что даже такое простое Слово Его останется непонятым и непринятым. Думается мне, что именно такое непонимание Его подвига среди ближайших заставило Его пойти сознательно на величайшие муки пыток и позорного распятия, лишь бы запечатлеть Свой Подвиг в сознании современников как самоотверженное принесение себя в жертву невежеству, за истину, оявленную Им ради любви к человечеству. Я так люблю Христа! Помню, как, смотря на Его Изображение в терновом венце (в Новодевичьем Монастыре в Петрограде), я впервые ощутила физическое горение в сердце, как бы жаркое пламя зажглось в сердце. Было мне несколько видений Христа, было и видение Его прободённых Рук и Лика в терновом венце, с крупными кровавыми каплями на прекрасном челе. Часто горюю, что не умею запечатлеть Его необыкновенный Лик, Его необыкновенную оригинальность.

Теперь, если собрать воедино все сказанное о Тонком Мире в книгах Живой Этики и в «Надземном», то получится яркое представление чудесного там существования для мыслящего, нравственного человека. Но какое мрачное прозябание для духа ленивого и косного, и уже весьма тяжкое состояние для всякого рода преступников против основных законов Бытия! Западная церковь оказалась более гуманной и знающей, нежели Восточная, оставившая нам лишь две альтернативы – или Рай, или Ад!

Вы правы, Церковь и ритуалы еще нужны, и еще нужнее просвещенные ее служители. Необходимо в школах начать преподавать сравнительное изучение Основ всех Учений и явить Облики учителей как истинных Спасителей человечества, как самоотверженных земных Героев, трудившихся в жизни, среди людей, среди преследований и поношений невежества.

Но придет понимание необходимости утвердиться на Идеале. Будет понято глубокое значение сердечной связи с избранным Идеалом для продвижения на лестнице Жизни. Не прожить без идеала, не продвинуться! Но как страшно уявиться на идеале робота. Видимо, нет еще осознания этого ужаса, угрожающего всей культуре, всему миру своими удушающими клещами стальных чудовищ, порожденных машинным веком. Ведь машинный век может создавать лишь роботов, направленных на разрушение и, в конечном итоге, на саморазрушение. Големы[236] стали страшной действительностью!

В Ваших двух последних письмах приведены две беседы с юношами различной национальности. Какая разница в психологии! Один – строитель будущего, другой – тень преходящая! Наш путь со строителями. Когда в духе живет истинное устремление к Общему Благу, ничто и никто не может пресечь его.

Прекрасна Ваша статья – «Мы и Дети». Зинаида Григорьевна прислала мне книгу «Для родителей», изданную в России, автор ее Макаренко, видимо, по профессии педагог. Просмотрела ее. Современный быт отражен фотографически. После каждого приведенного автором случая неладов и трудности родителей с детьми он делает свои выводы и более или менее удачно философствует о значении воспитания. В одном он глубоко прав – это что никакие наставления (особенно если они запоздали) не помогут, если родители не сумели поддержать свой авторитет личным примером, не сумели создать общий тон или благоприятную домашнюю атмосферу. Считаю, что Ваша статья явилась бы прекрасным и очень существенным дополнением к его книге.

Вспоминается мое детство со многими гувернантками и учительницами, и, несмотря на это, единственными моими воспитателями были книги контесс де Сегюр[237], урожденной графини Растопчиной – «Лэ петит Фий Моделль», «Лэ Малер де Софи», «Лэ бон пети Дьябль»[238] и прочие, вся серия «Библиотэк Роз»[239], а также те редкие изречения из греческих классиков и пословицы народные, которыми отец мой иногда любил за столом, после десерта, просвещать меня. Эти изречения, сказанные всегда кстати, подкрепленные житейскими примерами, удивительно врезались [в] мое сознание и служили мне маяками на пути. Особенно же отец возмущался всякой ложью и лицемерием, и такое его отношение также резко сказалось во мне. Страшна была ложь, оявленная с целью воспитательной, и на такой пришлось уявиться на нежном возрасте с драматическим последствием для детского сердца. В детстве и в юности я стала даже бравировать правдой, высказывала ее даже там, где следовало из сострадания промолчать. Но все же эта любовь к правде сделала возможным приближение к Агни Йоге. Любовь к правде с годами умудрилась, и я научилась умалчивать там, где правда может быть вредной. Именно следовать мудрому наставлению Владыки Будды высказывать правдивое суждение лишь там, где оно действительно будет понято, нужно и полезно. Когда ученики спросили: «Благословенный произносит ли слово, если оно правдиво, губительно и неприятно?» – «Нет». – «Если ложно, губительно и неприятно?» – «Нет». – «Если правдиво, полезно и приятно?» – «Да, когда Он находит время подходящим». – «Почему действует Он так?» – «Ибо Он сострадает всем существам».

Нужно бы кончать, но хочу поделиться с Вами нашей новостью. Мой младший сын Святослав решил жениться. Его невеста индуска, внучатая племянница Рабиндраната Тагора, даровитая артистка, красивая, не слишком юная и, главное, по всем отзывам, большая умница и прекрасная душа. Судя по фотографиям, она мне очень по душе. Думаю, что он будет с нею счастлив, она бросает свою карьеру и собирается посвятить свою жизнь его искусству. Ждем его приезда с женою в конце августа. Итак, мой сын обосновывается в чудесной Индии, так много нами любимой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.