Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОДЕРЖАНИЕ 4 страница



Передайте И.Г. нашу признательность за помощь делам, каждая благая нить так важна, так нужна в пряже.

 

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

8 февраля 1940 г.

Дорогой и родной Рихард Яковлевич, Ваши письма от 1 по 10 января пришли позднее писем Карла Оттоновича и прочих друзей. Чую всю тоску, всю скорбь Вашего сердца, и так хотелось бы успокоить Вас, дать радость. Но сейчас могу лишь еще и еще раз повторить, как мы доверяем Вам, как ценим и любим Вас. Вы избраны Великим Владыкой на Ваш пост, и Он хранит Вас и просит проявить особую твердость и мужество в трудное время. Водительство людьми, да еще в такое сложное время, – задание труднейшее. Ведь даже с ближайшими сотрудниками приходится проявлять неисчерпаемое терпение и твердость в опасных положениях. В создавшемся конфликте, истинно, много недоразумений, большинство которых основано на несгармонизированном усердии в проявленных действиях. Несомненно, каждый поймет, что, очутившись между двух огней, необходимо явить особую осторожность и также бережность друг к другу. Уже десять лет, как изучаются основы Живой Этики, неустанно твердится о необходимости единения, отсутствие которого пагубно не только для всего дела, но и для каждого участника. Щит Света может покрывать лишь собравшихся под ним, но не будет скакать за постоянно выскакивающими из-под него. Указана была и великая Целесообразность, царствующая во Вселенной, потому, лишь следуя этому закону, можно преуспевать. Неужели кому-то трудно приложить мерило целесообразности и к обычной человеческой жизни? Этому нужно научиться. Конечно, прекрасно иметь в основании каждого дела ядро хотя бы из трех сплоченных сознаний, ибо тем легче будет привлечь сотрудников. Но такое ведущее ядро должно всесторонне изучить и усвоить основы Живой Этики. Пусть все сотрудники еще раз перечтут параграфы из «Надземного», где говорится о великом значении единения. Пусть члены групп выпишут из Учения все сказанное о пагубе разъединения. А сейчас хочу просить всех близких ввиду грозного времени проникнуться чувством величайшего доверия к Великому Владыке, такого доверия, которое не допускает никаких уклонений или мимолетных сомнений и устрашений. Кстати, вспомним о подвиге Е.П.Блаватской, которая на своем трудном пути являла именно пример полного доверия и верности. Ее львиное сердце не знало ни страха, ни сомнений. Она мужественно несла свое поручение, и там, где ей было нечто не ясно, она шла так же твердо, ибо великая вера жила в ее сердце. В «Надземном», в § 135, сказано: «Даже в самые трудные минуты она устремлялась к Нам. Такая сила воли создавала вибрацию мощную. Никто и ничто не могло заставить ее хотя бы косвенно осудить Учителя. И прямое несчастье не могло заставить ее забыть о Братстве. Даже при кораблекрушении она твердо держала мысль о Братстве, и такая решимость усиливала вибрацию священную». Много ли таких сознаний, которые ни разу не допустили в глубинах своего сознания шевеления маленькой змейки сомнения или осуждения? Трудно даже прочитавшим все книги Учения усвоить, что Стоящие на дозоре мира видят, куда несется Колесо Необходимости. Трудно сознанию земному подняться на план высший, откуда видны следствия порожденных причин. Иным трудно даже выйти за пределы круга своего непосредственного окружения. Но Справедливость Высшая не считается с людскими вожделениями и разграничениями, а слагает целесообразно, движимая великим импульсом эволюции или гармонии. Сказано: «Урусвати знает, что Стоящий на Башне видит больше, нежели сидящий в подвале. Нужно ли твердить такой трюизм? Но если говорю, значит, в этом есть нужда. Люди не различают между Башней и подвалом, они, вопреки очевидности, не обращают внимания на Голос с Башни. В самые напряженные дни люди будут мыслить как в обычное время, но такой образ мышления есть преступное попустительство. Неужели не придет на ум, что каждое событие должно быть сопровождено и достойным образом мышления? Люди, бегущие из горящего дома, не заботятся, если кто-то толкнет их, перед ними цель гораздо большая. Но люди редко представляют себе истинное положение вещей, потому их голоса звучат как бы из темного подвала. Они и пляшут в своем подвале, они и ссорятся и раздражаются, точно бы к тому был час подходящий! У людей поразительная привычка видеть все через свои очки, при этом они много говорят о осуждении объективном. Пора пополнить цивилизацию уменьем оценки событий. Разумная оценка могла бы предотвратить некоторые мрачные события. Люди слышали об Армагеддоне, но не считаются с действительностью. Положительно, нужно твердить трюизмы, ибо даже простейшие Истины отвергаются, и с каким самомнением! Также нужно твердить о доверии – с Башни видней! Мыслитель говорил: "Если взойду на кровлю дома, то все же Афина Паллада на Акрополе увидит несравнимо больше»[19]. Путь эволюции был ясно указан, и никто и ничто не может пресечь путь Сужденного, которое уже четко наметилось в мирах надземных. Именно, нумены[20] событий четко обозначились и не уйти человечеству от сложенного им. Черед отдельных событий мелькает, как волны, но девятый вал возносит и обрушивает. Хорошо оказаться при наступлении девятого вала в ладье, сложенной и оснащенной из доверия и верности. Незримый Кормчий пронесет невредимо такую ладью по всем гребням до лучшего берега. Привожу беседу о доверии и верности. «Урусвати знает, как прекрасно излучение чувства доверия. Из скал доверия слагается гора верности, которая пребудет украшением Вселенной. В понятии верности сочетаются лучшие основы жизни, там и любовь, и красота, и преданность, и мужество, и мудрость. Верность есть следствие многих разумных существований. Антиподом верности будет вероломство и предательство, иначе говоря, самый позор человечества. Если такой противник у верности, то она, поистине, есть вершина горы. По антиподу можно представить того, кого преследуют. Верность оценивается как великое сокровище. Космическая Справедливость воздает щедро за верность. Воздаяние приходит в срок. Лишь немногие могут понять это срочное воздаяние. Чтобы понять срок, нужно проявить высокую степень доверия. За такую степень доверия Мы бываем признательны. Обоюдная признательность есть ключ к гармонии. Это простое утверждение для многих покажется нелепым. В таких сердцах не живут признательность и верность. Урусвати знает силу этих качеств. Даже в больших трудах они освещают путь жизни. Дико должно быть сердце, не знающее доверия и признательности. Базарные мудрецы усмехаются и пересчитывают, сколько раз они обманули чье-то доверие. Они наполнили свой кошель и возложили на себя тяжкий горб. Пусть лучше человек будет обманут, лишь бы не быть обманывающим. Качество доверия сложит многие преуспеяния. Но пусть это благословенное качество не ждет каких-то необычайных случаев для своего проявления. Каждодневная жизнь дает лучшие возможности явить это отличное качество. Так куется прочная связь с Нами. В одно мгновение можно озариться прекрасным пурпуром излучения доверия. Какая мощная заградительная сеть получается! Мы нередко говорили о друзьях, но нужно иметь в виду верных друзей. Могут быть друзья легкомысленные и неосторожные, и то, и другое происходит от недостатка верности. Когда мы что-то ценим, мы и бережем. Так пусть скала доверия и гора верности стоят прочно. Мыслитель говорил: "Пойду на базар, не обманет ли меня кто? Обманывающий не знает, что он мне дает пропуск на лучший берег Стикса"»[21]. Чувство доверия, чувство признательности – величайшие блага мира. Не испытавший радость и мощь этих двигателей лишил себя счастья несказуемого. Родные, перечтите из «Иерархии» параграф о наполнении сердца Владыкою... В тяжкие дни чаще повторяйте великий Призыв из книги «Зов»: «Я – твое благо; Я – твоя улыбка; Я – твоя радость; Я – твой покой; Я – твоя крепость; Я – твоя смелость; Я – твое знание!» Так оно и есть, и кто не осознал этого, сердце того не проснулось еще к радости надземной. Именно, все счастье наше в прочувствовании этой великой и радостной зависимости ученика от его Гуру. Когда сердце откроется, оно восчувствует и великое притяжение Космического Магнита. Знаю, что Ваше сердце звучит на этот призыв и Вы, прочтя сотрудникам и членам Общества приведенные Беседы, найдете и слова нужные и прекрасные, чтобы еще больше запечатлеть их в сердцах друзей.

Но помнить нужно, что там, где есть страх, там призыв не зазвучит, минует его притяжение Великого Магнита. Испытавший хотя бы раз мощь и восторг этого притяжения никогда не забудет его.

Родной Рихард Яковлевич, Вы пишете, что, перечитывая статью Н.К. «Культура», внимание Ваше остановилось на втором абзаце. Я тоже очень люблю эту статью, рисующую современное положение вещей в мире, когда политика и культура в существе своем разошлись, тогда как именно по существу и то и другое должно служить улучшению жизни. Но, увы, никто больше не прислушивается к мудрым речениям мыслителей древности. Несомненно, как пишет Н.К., платоновская общественность не укладывается в узкие рамки теперешней политики. Современная государственная политика опирается на ту или иную партию, но истинное водительство, опираясь на основы Культуры, должно стоять вне партийности или, вернее, поверх всякой партийности, ибо оно являет собою синтез. У Вас имеется книжечка «Напутствие вождю». Не сомневаюсь, что именно жажда по культурной общественности живет в глубинах Вашего чуткого сердца, и потому именно Вы поймете, как нужно строить добрые отношения на обмене культурными достижениями даже с трудными людьми. Знаю, как многие люди стараются уклониться от участия во всякой политике, но подумали ли они – возможно ли это в действительности? Существует мнение, и очень распространенное, что ведать и вести политику страны могут лишь специалисты в ней, но на это можно было бы привести слова одного мудрого человека: «Беда в том, что невозможно отграничивать или определить, где начинаются и кончаются пределы политики. Каждый гражданин страны вольно или невольно только и делает, что творит политику». Потому самая лучшая мера для улучшения и оздоровления политики – это начать с правильного воспитания народа в духе дружелюбия и неограниченности познавания. Вдумайтесь в эти мудрые слова, и они объяснят причину всех бедствий, происходящих от человеконенавистничества, внедряемого с молоком матери. У многих народов недоброе чувство по отношению того или иного соседа уже стало атавизмом, и, чтобы бороться с таким злом, нужна большая культурность и сила духа. Привожу Беседу, в которой указано, что основа международных конфликтов лежит в каждодневном быту народов.

«596. Урусвати знает, что каждое человеческое общение порождает следствия для всех участников. Следует повторять это всем людям, ибо большинство вообще не понимает, о чем идет речь, и даже просвещенные люди думают, что предполагается какое-то важное действие, а привычный обиход не имеет касания к сказанному. Нужно подчеркнуть, что Мы говорим о каждом действии, независимо от его размера. Могут сказать – неужели домашний обиход может иметь глубокое значение? Именно может. Постоянно говорят о несчастных безвинно страдающих, но посмотрим в корень бытия и найдем множество причин, порождающих несчастье. Могут быть прямые и косвенные причины. Может человек страдать по вине другого, но какая-то связь следствий должна быть. Простой семейный быт разве не порождает множества следствий? Семья забыта и часто служит злейшим рассадником вражды. Могут ли такие порождения проходить бесследно? К тому же они обычно прикреплены к одному месту и тем усиливается размножение этих губительных бактерий. И такие людские рассадники являются опасными врагами счастья человеческого. Но также не забудем многолюдные учреждения, где гнездится человеконенавистничество. Так люди должны помнить свой долг и не заражать пространство. У Нас имеются аппараты, которые показывают заражение пространства. Правители зовут решать дела мира, но основа раздоров вовсе не в неудачном приказе, но в каждодневном быте народов. Мыслитель говорил: "Не Архонты объявляют войну, но каждый гражданин таит ее в своем доме"». Итак, поскольку возможно будем следовать идеалу платоновской общественности и вносить культуру во все человеческие отношения, тем самым вступим на путь Служения Человечеству. Вы – бард Великого Грааля, разыскивая в вековых памятниках следы и проявления величественного примера такого Служения Человечеству, наверное, не раз задумывались над разносторонней деятельностью участников этого Братства. Именно, не рыцари-отшельники и молчальники собирались в этой Твердыне, но все самые самоотверженные, самые дерзновенные искатели Истины и самые деятельные строители жизни во всей ее многогранности. Даже скудное земное воображение запечатлело их подвиги в доступных для себя образах, но истинная сущность и мерило этой напряженнейшей самоотверженной деятельности остались вне вместимости земного сознания. Неустанное Действие было Их девизом, действие на общее благо. Ибо движение положено в основу Мироздания. Оно есть первейший закон Вселенной. Действие[22], Притяжение и Отталкивание – троица, которой держится весь Космос. Но именно действия люди и боятся больше всего. Учение говорит: «Даже ошибку в действии легче исправить, нежели построить нечто на мертвенном бездействии». Потому будем продолжать действовать и строить бережно добрые отношения на основе культуры со всеми указанными и подходящими к нам людьми. Положим в основу наших действий великое Доверие к Руке Ведущей и в тяжкие дни Армагеддона научимся днем и ночью повторять молитву: «Владыка, даруй разумение, дабы не пройти мимо труда Твоего!» Перечтите § 57 в «Агни Йоге». Нам очень нужно будет установить добрые отношения и с новыми друзьями, потому пусть И.Г. со всею тактичностью продолжает начатое доброе дело. Очень люблю и § 55 из той же книги. Истинно, ничто не может преградить путь Сужденному. Возродится дух человеческий, и каждая ошибка, совершенная для Нового Мира, превратится в цветок смелости. Будем черпать силы в сознании творимой мировой справедливости. Дан приказ – «"будьте справедливы". Но о какой справедливости говорим? Люди ухитряются сотворить много "справедливостей". Они знают справедливость личную, семейную, родовую, племенную и расовую. Они прикрываются справедливостью служебною, школьною, профессиональною, не перечислить всех людских справедливостей, но забыта справедливость человеческая. Люди судят со многих точек зрения, но главная мировая справедливость нигде не будет принята. Мы уже говорили о судьях несправедливых как о позоре человеческом, но следует сказать не только о судьях, но о всех двуногих, погрязших во лжи. Каждый человек каждый день произносит приговоры. Он берет на себя ответственность бросить в пространство стрелу лжи, ибо обычно он судит условно и часто невежественно. К тому же человек преисполнен пристрастия и даже испытывает злорадство, посылая отраву. Много физических ядов, но еще больше психических. <...> Нужно приучаться к человеческой справедливости. Нужно проверять себя, не закралось ли суждение пристрастное? На обиходе нужно проверять себя...»[23]. Родной Рихард Яковлевич, мечтаю услышать о Вашем единении с Гаральдом и Екатериной Яковлевной. Дайте Великому Владыке эту радость. Ваше сердце найдет слова доходчивые, но проявите осторожность к К.О., сознание его еще многое не вмещает. Шлю Вам все мое доверие, всю веру в чуткость Вашего сердца.

 

Е.И.Рерих – Е.Я.Драудзинь

12 февраля 1940 г.

Дорогая Екатерина Яковлевна, письмо Ваше от 2 января я получила одновременно с письмом Карла Оттоновича. Ваше же письмо, написанное рукою, но без числа, дошло позднее вместе с письмами Рихарда Яковлевича от 1 по 10 января. Вероятно, Рихард Яковлевич ознакомил Вас с моим письмом к нему. Писала насколько возможно ясно. Вторую копию Вашего письма от 2 января так и не получили, весьма возможно, что она осталась в цензуре. Также, по-видимому, не дошло до нас и одно письмо от Александра Ивановича. Ваши письма, дорогая Екатерина Яковлевна, я очень ценю и могу представить, как некоторые обстоятельства должны Вас огорчать. Многое, о чем Вы пишете, правильно, и, конечно, требуется обоюдное сглаживание и сдерживание, но не в ущерб неотложному действию. Также Вы правы, что Учение Живой Этики и книги Н.К. открыто продаются, и из них можно ясно видеть наше мировоззрение. Мы верим в свободу совести и, поступая согласно этому убеждению, можем находить точки соприкасания, как говорится, с людьми самого разнообразного толка. Кроме того, культурная область настолько всеобъемлюща, что легко можно находить единомыслие при сотрудничестве на иных и многообразных полях ее. Почему сталкиваться именно на одном только поле? Если примем за скобку, что выражение духовной жизни человека касается лишь его самого, то не все ли равно, какого толка он будет, лишь бы он добросовестно исполнял свою работу. То или иное миссионерство одинаково недопустимо. Исходя из этого, считаю, что и традицию, установленную Феликсом Денисовичем, следует соблюдать. Но, насколько я понимаю, судя по Вашему письму, произошло вольное или невольное переусердие в этой традиции, что могло показаться некоторым вызовом. И, конечно, в такое остро напряженное время, как переживаемые дни, следует озаботиться проявлением наибольшей бережности. Переусердие всегда и во всем осуждается строже, нежели недоусердие. Потому раз произошел какой-то вред, то можно пожалеть, что не удалось лучше скоординировать программу вечера. Я знаю стремительность Гаральда, но знаю тоже, из какого доброго источника она происходит, потому смотрю на нее со всею мягкостью. Ему так хочется сделать все как можно лучше, и возможно, что указание о спешности заставило его немного перетянуть струны в отношении некоторых более осторожных сотрудников. Его широкая натура трудно мирится с малыми размерами. У него на редкость незлобивое сердце, и если бы Вы знали, как он прекрасно отзывается о всех друзьях! Он всегда готов признать свою ошибку, не сваливая ее на других. Потому мне так дико было прочесть в Вашем письме, что «он еще недавно сказал, что даже Н.К. считает Рихарда Яковлевича человеком невысокого полета...». Мне очень хотелось бы выяснить, от кого слышали Вы эту ярую клевету, от него ли самого или Вам кто-то передал это? Думается, что Вы слышали это от кого-то другого, очень не любящего Гаральда Феликсовича. В этой ярой клевете (двойной) нет и йоты правды, ибо Н.К. не только уважает и ценит Рихарда Яковлевича, но искренно любит Рихарда Яковлевича и никогда не позволил бы себе такую злобную критику Рихарда Яковлевича, тем более перед младшим членом Общества! Кроме того, и само выражение, в котором передано это осуждение, совершенно не в стиле Н.К. Он очень огорчен такою ярою клеветою. Почти все письма, которые Н.К. писал по адресу Г.Ф. или Ивана Георгиевича, всегда начинались с обращений к Друзьям, ибо предполагались именно ближайшие друзья, в число которых неизменно входил в первую голову Рихард Яковлевич. Но ввиду разъездов некоторых друзей[24] Н.К. писал по разным адресам. Может быть, во избежание недоразумения лучше писать по одному адресу, тем более что Великий Владыка советует отныне писать общие письма. Также и Александр Иванович упоминал, что ему «приходится испить чашу яда, которую подносят и чужие, и близкие», но без каких-либо имен и подробностей. Знаю от И.Г., что после приглашения А.И. участвовать в Сборнике статья его не была принята. Конечно, можно огорчиться и даже обидеться, если была проявлена нетактичность при отказе, но это еще не повод к разъединению. В жизни приходится многое извинять и прощать, иначе никогда ничего не построить и ни в чем не продвинуться. Александра Ивановича я очень люблю и знаю его чувствительность, но он тоже незлобив по природе, и одно ласковое слово сметает обиду с его сердца. Пусть выкажут ему приветливость. Что же касается до Карла Оттоновича, то, к огорчению моему, я слушала недовольства им еще во времена председательства Карла Ивановича Стурэ и позже. Насколько могла, я защищала его, но считаю, что многие недовольства им имели основание. Также опасаюсь за его толкование Живой Этики. Судя по его письмам ко мне, многие положения в Учении им совершенно не вмещаются. Понимаю также его трудное и зависимое положение как семейного человека, и потому пусть проявляет сам ту осторожность, которая ему кажется нужной, и если бы осторожность эта понудила бы его даже временно уйти из Правления, я не сетовала бы на него и даже одобрила такой его шаг. Где возможно, лучше сохранить сознания сгармонизированные. Рихард Яковлевич совершенно необходим как председатель, и я не вижу, как может он оставить этот пост, ведь он был Назван и Утвержден. Так еще раз было повторено: «Рихард нужен, нужны и Гаральд, и Иван, и Екатерина». Так Указаны наиболее нужные сейчас деятели. И, конечно, эти четыре лица представят собою нужное равновесие. Согласные действия сейчас так нужны! Возможно, что придут другие друзья, которые ближе подойдут к Основам Живой Этики, но и с этими не следует порывать сношения. Много поводов может представиться к дружественному, культурному обмену. Каждая культурная ниточка так ценна, а эта работа оценится больше многих. Мир переустраивается, и многое, что считается сейчас таким ужасным, обернется к наилучшему. Не следует посылать недобрых стрел стране Владыки. Высшая целесообразность являет мировую справедливость не по земному вожделению и суждению. Все негодное уйдет, совершается великий отбор. Беда в том, что земное зрение так близоруко и часто ханжество безразличия принимается за проявление веры и неверие отчаяния только лишь за кощунственное надругание. Но следует наблюдать, в какой стадии находится отрицатель. «Пусть он спешит по пути проклятия; в малых степенях он не найдет энергии для просветления, но пусть произойдет взрыв и сияние света породит приближение к Истине»[25].

Духовная крепость Общества сейчас нужна особенно, потому Великий Владыка указывает на неотложное усвоение Основ Учения Живой Этики. Я просила Рихарда Яковлевича дать задание членам групп выписать из книг Учения все, что сказано о вреде разъединения и благе единения. Эти указания, собранные вместе, помогут многим лучше усвоить необходимость принципа единения. Новая эпоха будет строиться на принципе Сотрудничества, кто же захочет исключить себя из эволюции? Старый мир строился на разъединении, Новый будет следовать началу объединения.

Что касается до магазина, то нам, не зная всех местных условий и даже окончательного статуса магазина, трудно что-либо посоветовать в этом деле. С самого начала Н.К. запрашивал, имеются ли у магазина связи с другими издательствами и не происходит ли просто распродажа имущества, ибо не слышно о поступлении нового товара из разных издательств. Придется этот вопрос решать всем заинтересованным лицам сообща. У нас лежит сумма в ...[26] лат, да на днях ждем еще нескольких поступлений за продажу двух или трех монографий, но как переслать Вам их? Это Вы должны узнать на месте.

Очень больно, как нехорошо, как бессердечно отозвался Карл Оттонович о милом Федоре Антоновиче. Можно дружественно обсудить недочеты сотрудников, как делаете это Вы и Рихард Яковлевич, но совсем другое дело осуждать с явным пристрастием, как это делает Карл Оттонович. Как говорится – тон делает музыку. Тогда как в Ваших письмах я чую скорбь Вашего сердца, письмо Карла Оттоновича полно ядовитых намеков и непонимания положения. Я научилась доверять показаниям своей психической энергии. Увы, эти показания меня никогда не обманывали, а как хотелось иногда увидеть иные знаки, нежели те, что отмечала психическая энергия. Письма с подписями Клементия Станиславовича и друзей мы так и не получили, оно, видимо, и не было послано.

Очень грустно нам, что ушел верный друг и деятель на великую пользу. Он так был нужен! Он заслужил признательность Великого Владыки, а это высшая награда. Знаю, что он ...[27] радость при переходе, а сейчас отдыхает после ужасных страданий. Пусть радость не оставляет его. Не горюйте, родная Екатерина Яковлевна, о смерти Вашего брата. Она, может быть, была много легче других. Быстрая смерть лучше длительных страданий от многих болезней, которые приковывают нас на месяцы и годы к постели. Картина, должно быть, была ужасна, но смерть, вероятно, наступила очень быстро. Трудно сказать, какой род смерти легче и лучше. Всегда вспоминаю свою старую гувернантку, которая мечтала умереть от несчастного случая, чтобы не быть в тягость себе [и] окружающим в случае длительной болезни. Желание ее исполнилось еще лучше, чем она мечтала. Она умерла во сне внезапно.

Итак, Вы сирота в семейном смысле, но зато Вы окружены любящими сердцами друзей. Рихард Яковлевич, также и Гаральд ценят и любят Вас. Поговорите по сердцу с Гаральдом, он заслуживает этого. Энергия его требует большего размаха, и ему душно становится от маленьких мыслей. Не будем душить его полетов, но разумное, от сердца идущее слово всегда может оградить его от [необдуманной] резкости в отношении сотрудников. Прилагаю беседу, которую прошу Вас прочесть друзьям и членам старшей группы.

Хорошо бы обсудить ее со всех сторон и привести жизненные примеры, подтверждающие эту беседу. А пока позвольте обнять Вас от всего сердца и пожелать Вам успеха в миротворческой работе. Иван действует не плохо, но нужно явить ему снисхождение, он очень страдает от болей в солнечном сплетении, [поберегите его].

 

Н.К.Рерих, Е.И.Рерих – С.Н.Рериху

16 февраля 1940 г.

Родной наш Светуня, вчера была большая радость – получили твое большое письмо и три раза прочли его. Так, каждая подробность нас интересовала. Шло твое письмо восемь дней. Будем ждать твоих дальнейших известий, как дело с большим портретом, ведь это уже целое предприятие! Вполне понимаем, ты не собираешься в апреле в Америку, ибо раньше полезно применить все местные возможности. От Оака никаких новых сведений нет. Даже не знаем, сколько было продано монографий. Вероятно, он хочет по разрешению вопроса Хайдерабада дать общий отчет. Краски тебе отосланы 14 февраля. Холстов до получения твоей телеграммы не посылаем – ведь они шириною три с небольшим фута и для большего портрета не пригодились бы. Получаем Утверждения, что в Хайдарабаде тоже ожидается успех. Вообще о всем твоем путешествии имеем самые лучшие подтверждения, сердце радуется. Радостно было слышать, что тебе нравится твое окружение и что люди все хорошие, это такая редкость! Говорил ли ты с Кузенсом о выставочных программах, ведь все должно быть заготовляемо заблаговременно? Когда будешь проезжать Бомбей, сделай дружбу с «Америкэн Экспрессом», ведь теперь можно посылать только через него. Также, пожалуйста, спроси там, возьмутся ли они переслать в Либерти, Индиана, Фосдику (конечно, самым дешевым тарифом) один ящик архива «Фламмы»? Там всякие остатки, оттиски и бумаги, которые не имеют никакой рыночной стоимости. Страховать, конечно, не нужно. Если для отправки потребуется какое-то местное разрешение, то могут ли они исхлопотать его в Бомбее? Шклявер пишет, что Конлан писал ему, что «Фламма» будет продолжаться, откуда такая сказка? Вообще из Парижа только вопль – «присылайте денег», даже сама Шклявериха записала с упоминанием о 15-летней службе Г.Г., а о делах ни ползвука! Это все показывает, что дел и вообще не было, а лишь богадельня. Не забудь дать телеграмму, когда ты выезжаешь. Ведь письмо идет восемь дней. Если у тебя не происходит перемен сроков, то это письмо будет последним. Не забудь посылать телеграммы по приезде в Хайдерабад и в другие большие пункты. Масик беспокоится, если долго нет сведений от тебя, хотя и получает все время такие добрые Вести о тебе. Все очень тронуты памятью о них. Наш Антон Федорович простудился и, кажется, собирается нас заразить. Еле уговорили остаться в карантине. Он понимает его для всех, но не для себя. Снег еще лежит местами в саду, но заметно потепление. Очень сейчас красиво. Видел ли ты доктора Соммеруэла? Которую именно картинку он купил? Вообще как висят наши картины и состоялось ли открытие, о котором Кузенс так широковещательно писал? Тампи писал о фотографии, снятой при твоем приезде, но мы ее еще не получили. Был ли тебе полезен Тампи, и какое он занимает место? В день маминого рождения пришел замечательный знак. Худай Берды прислал тибетскую тханку – Будда Утверждающий, хотя и не очень старый, но работы хорошей, а Антон Федорович уверил нас, что это прислано в подарок. Но на другой день пришло письмо о том, что эта тханка прислана на просмотр и экспертизу. Было маленькое разочарование, но все же знак Будды Утверждающего вошел в наш дом. Владимир Анатольевич сообщил своему адъютанту Угу, что он женился в Лагоре. По сведениям, привезенным Антоном Федоровичем, он всюду приглашается на обеды в качестве секретаря Н.К.Рериха и там он очень пользуется этим титулом. Уехал отсюда, забрав все свои вещи и не простившись и даже не написав нам письма. Запрашивал нас о своих родителях, нам пришлось ответить ему, что, по сведениям полученным, они «репатриировались», на это от него не было никакого отклика.

Получено письмо от Зины с подробностями о завещании Флорентины Сутро. Как ты уже знаешь, она оставила нам по две с половиной тысячи долларов, причем было оговорено, что в случае [если] кто-либо из нас умрет раньше ее, то эти деньги должны перейти к Зине!! Можешь себе представить чувства Зины, ибо ей, по-видимому, ничего не оставлено. Также добавлено, что после смерти дочери Сутро мы получаем снова по две с половиной тысячи долларов, о Зине ни слова. Но слепой ученице Мейер оставлено десять тысяч, с которых она будет получать по тысяче в год, и такая же сумма после смерти дочери. Зина очень сомневается, что удастся получить папину часть. Вот и все наши новости. Посылаем тебе письмо из Калифорнии.

Обнимаем и крепко, крепко целуем и посылаем самые добрые и светлые мысли.

Родной мой Птенчик и сомневаться не должен в своем успехе.

Твои П. и М.

 

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

18 февраля 1940 г.

Дорогой Александр Иванович, очень печалуюсь, что не могла ответить раньше на Ваши письма. По особым обстоятельствам посылать корреспонденцию больше определенного количества мы не можем, а тут, как нарочно, подошел целый ряд писем из разных мест с вопросами, требующими неотложного ответа. Кроме того, последнее время сердце мое дает усиленные перебои. Мне предписан полный покой и запрещено писать чрезмерно на машинке. Писать приходится иногда даже украдкой от домашних.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.