|
|||
СОДЕРЖАНИЕ 2 страницаВместе с этим письмом я посылаю Вам копию своих ответов, которые собираюсь дать под присягой. Пожалуйста, сразу же по получении телеграфируйте Ваши предложения. Возможно, они придут вовремя, поскольку в настоящее время судьи нет в Наггаре и из-за снежных бурь и оползней неизвестно, когда он сможет приехать. Относительно суммы, немного превышающей 8000$, которая была заплачена г-ном Хоршем банку на Пятой авеню осенью 1922 года, этот банковский заем был отдан под картины. Эти картины, выкупленные из банка, составили ядро будущего Музея Рериха, и, следовательно, это была сделка наших Учреждений, которые возглавлял г-н Хорш. Обращаю Ваше внимание на тот факт, что эти Учреждения задолжали профессору Рериху свыше 300000$, и если теперь г-н Хорш требует вернуть ему сумму, выделенную на экспедицию (200000$), ее следует рассматривать как кредит профессору Рериху от тех же Учреждений, которые финансировали экспедицию, возбуждая встречный иск на более чем полмиллиона долларов. Уверена, что Вы не будете возражать по поводу моего заключительного утверждения в конце показаний, поскольку оно подчеркивает нарушение моих авторских прав и дает возможность привлечь преступников к суду не только за преданное доверие, но также за ущерб. Как Вы знаете, подобный ущерб от нарушения авторских прав может быть тяжелым. Все утверждения г-жи Нетти Хорш о том, что манускрипты являются подарком, безосновательны. Просто невероятно, что результаты многолетнего труда можно «подарить» человеку, который не знает ни слова по-русски. Этот мой труд должен был храниться запечатанным и в сохранном месте по причине моих постоянных путешествий и по первому же требованию быть возвращен для дальнейшего редактирования. Если рукописи книг не вернутся, как Вы понимаете, я лишусь труда моей жизни как автор и не смогу издать те части, которые еще не были опубликованы. Когда Вы увидите все рукописи книг, то поймете, что в настоящее время опубликована лишь малая часть их. Таким образом, моя собственность и авторские права и возможности были незаконным образом нарушены и преступно присвоены. Что касается параграфа 8 в журнале заседаний от 28 апреля 1931 года, мы, конечно же, имели в виду сохранность всей моей серии рукописных книг, а также книг профессора Рериха и наших писем. Но что г-жа Хорш убрала в подвал, мы не знаем. Относительно допроса мисс Лихтман от 15 февраля 1937 года, а именно утверждения (на второй странице), что на некоторых манускриптах стоит слово «копия», это личная пометка, сделанная с определенной целью и означающая, что из этой книги я выписывала цитаты (для публикации, писем друзьям и т.д.). Заверения мисс Лихтман о том, что г-жа Хорш унаследовала мои манускрипты на русском языке, которые она не в состоянии прочитать, абсурдны. Вопрос о даре даже не поднимался. Единственной причиной, по которой рукописи книг были посланы в Нью-Йорк, было то, что во время путешествий я не могла нести такой тяжелый багаж. Относительно упоминаний мисс Лихтман о спиритических сеансах, решительно хочу объяснить Вам, что передача мыслей и слов от живых людей – широко известное явление парапсихологии. Целые отделения университетов во многих странах изучают эти явления. Я получила много дневниковых записей от моего Учителя – живого человека, которого я встречала во плоти. Повторяю, я не общаюсь с потусторонним миром. В конце концов я не понимаю, к чему все эти вопросы о содержании, частично переписанных рукописях и т.д., когда речь идет о возвращении мне моей собственности, которая была отдана мною исключительно на хранение. Надеюсь, что Ваша телеграмма придет вовремя, перед показаниями. Искренне Ваша.
Е.И.Рерих – Г.Меррик[8] 11 января 1938 г. Дорогая г-жа Меррик, Большое спасибо за два Ваших добрых декабрьских письма. Рада слышать, что Ваша книга почти готова и вскоре будет опубликована. С большим интересом прочитала Вашу первую книгу, которую мне одолжила г-жа Махон; поскольку нам знакомы все те места, о которых Вы пишете, книга эта особенно близка мне. Рада слышать о Вашей дружбе с Франсис. Конечно, Вы знаете, какую напряженную битву они ведут, и с немалыми врагами, благодаря более чем странной поддержке Уоллеса. Мы ждем, что наступит день, когда великий писатель, возможно, новый Золя, встанет на защиту дела. Я все еще верю, что в Соединенных Штатах, несмотря на нынешнее трудное и смутное время, все-таки существуют люди, для которых справедливость не пустой звук и которые не побоятся защитить это великое понятие. Особенно меня удивляет, что наши адвокаты не обращают внимания на низкий моральный уровень фирмы Эрнста, сотрудники которой, несмотря на ведение дела Хорша, все еще продолжают оставаться адвокатами всех Попечителей. Вы знакомы со многими адвокатами, и мне интересно, что Ваши друзья думают о деле в целом. Не возражаю против помещения моего портрета в Вашей книге. Но поскольку он находится у нашего друга, уважаемого Чарльза Р. Крейна, наверное, необходимо получить его согласие на воспроизведение в Америке. Может быть, Вы позвоните г-ну Дональду Броди, его представителю в Нью-Йорке, 522, Пятая Авеню, и он все Вам организует. Кстати, Святослав спрашивал у г-на Броди относительно фотографии, сделанной в Нью-Йорке Питером А. Джули, и, возможно, г-н Броди достанет для Вас одну. Тем временем посылаю Вам фрагмент фотографии этого портрета. Дорогая г-жа Меррик, мне очень дороги Ваши письма. Мы часто вспоминаем Вас и надеемся еще раз встретиться с Вами в наших горах. Мы все шлем Вам наши наилучшие пожелания и мысли к Новому году. Искренне Ваша.
Е.И.Рерих – г-же Райгородской[9] 11 января 1938 г. Дорогая г-жа Райгородская, Спасибо за Ваш сердечный знак внимания – прекрасный шарф вместе с Вашей дружеской запиской от 18 ноября, отправленной из Тулсы 6 декабря, которые только что достигли наших отдаленных Гималаев. Эти синие и пурпурные тона особенно близки мне. Я всегда ценила ручную работу и хотела ввести этот курс в нашей Художественной Школе в Нью-Йорке, вспоминая, какие прекрасные гобелены, ковры и другие чудесные вещицы изготавливались в нашей Школе в России. Но, к несчастью, г-жа Хорш очень возражала, уверяя меня, что это не будет пользоваться успехом, ибо американские леди не любят подобные вещи. Возможно, в свое время мы увидим такой отдел ремесел в «Арсуне». Мы часто думаем об «Арсуне» и ее развитии. Рады слышать от Клайд и Мориса об успехе «Арсуны» в Санта-Фе. Еще раз благодарю Вас за добрую память и шлю свои наилучшие пожелания. Искренне Ваша.
Е.И.Рерих – Ч.А.Рейнер[10] 11 января 1938 г. Моя дорогая Чайка Андреевна, Мы были глубоко тронуты Вашими празднествами по случаю 10 октября. Конечно, такие события, как выступления Сторка и Брэгдона, очень полезны для установления контактов и укрепления дружбы. От всего сердца благодарю Вас и членов Вашего Центра за поздравления и подарок к Новому году. К сожалению, должна сказать Вам, что книга «Аум», на которую я получила 50$ от Вас и Вашей группы в прошлом году, еще не готова к печати. И по сей день я еще не получила от Франсис последнюю корректуру перевода. Будем надеяться, что вскоре эта долгожданная посылка придет. Конечно, я понимаю, как заняты они сейчас в Нью-Йорке, отражая нападения апостатов. Если возникнут новые непредвиденные обстоятельства, задерживающие выход этой книги, я попрошу нескольких друзей напечатать для Вас копию, и Вы сможете читать ее членам Вашей группы. Вскоре вышлю Вам новую книгу «Братство» на русском. Она также была переведена на английский г-ном Гартнером, но пока этот перевод не проверен. Сведения о деятельности Вашего Центра, а также карточки сотрудников с надписанными на обороте именами принесли мне немало радости. Появились ли у Вас новые сотрудники? Как Ваше здоровье, как чувствует себя Ваш муж? Как маленькая Элиана? Время сейчас настолько сложное и тяжелое, что нужно как никогда хранить устремление к Иерархии Света и всеми способами поддерживать единение между всеми членами и сотрудниками. Газеты со всего света приносят сведения о растущем смятении и разложении. Конечно, есть и светлые знаки, но они теряются в массе разрушений. Возможно, это и к лучшему, что лишь немногие могут распознать эти знаки Света, – так они будут лучше охранены. В Индии пандиты распространяют учения и пророчества о приближении конца Кали-Юги – Черного Века, – который ожидается в 1942 году. Эзотерические вычисления совпадают с этим сроком. Будем надеяться, что к этому году человеческое кровопролитие прекратится и планета наша вступит в эпоху мирного строительства. Шлю Вам и Вашей семье мои сердечные поздравления и пожелания к Новому Году. Духом с Вами.
Е.И.Рерих – Е.К.Святополк-Четвертинской 11 января 1938 г. Дорогая Екатерина Константиновна, очень порадовалась Вашей весточке и узнать, что у Вас все благополучно. Все мы часто вспоминаем Вас, и Марию Клавдиевну, и милое Талашкино. Последнее время особенно часто припоминаются слова Марии Клавдиевны, сказанные ей клеветнику на Н.К. – «Если Н.К. так решил, значит, так нужно». Для такого ответа нужно было иметь большое сознание и большое сердце. Как мы видим, и то и другое порознь встречаются не часто, а вместе и совсем редко. Слова эти живут в моем сердце, и часто лучшие мысли посылаем Марии Клавдиевне в ее новом и более счастливом существовании в потустороннем мире. О нашей жизни могу сказать, что, как всегда, с утра до вечера каждый из нас занят своею работой. Последнее время с особым напряжением и сердечным волнением следим за всем, что так или иначе касается нашей родины. Под знаком опасности войны, несомненно, происходят большие сдвиги и очищение от вредных элементов и пробуждение национального духа. Также любопытно следить за возникновением новых договоров между странами. Как быстро сменяются ориентировки! Кто может сказать, которые из договоров окажутся действительными, когда подойдет решительный момент для выполнения принятого на себя обязательства? Договор Германии с Японией, по-видимому, не оправдал германских надежд. Наши местные газеты пишут, что Германия уже бьет тревогу, ибо пока что японцы захватили ее рынок в Китае и, конечно, никогда без новых концессий со стороны Германии не вернут ей его. Также и Муссолини недоволен заносчивым тоном японцев. Думаю, что Япония доставит нашим бывшим союзникам еще не мало сюрпризов. Очень уж заманчиво овладеть всем тихоокеанским прибережьем и подобраться к рынку Индии. Так, Англия ждала врага с Севера, а он пришел совсем с другой стороны. Так в жизни и бывает: «Человек предполагает, а Бог располагает». Мы верим, что Высшее Провидение охранит нашу родину от всяких посягательств и возрожденный дух народа сумеет дать отпор всем врагам. Потому мы приветствуем каждое начинание, имеющее целью оборону родины. Когда внешний враг ополчается на родину, все сыны ее должны встать на защиту. Как писал Н.К.: «Поверх всех Россий есть одна незабываемая Россия». Но эта Россия еще не имела времени и возможности выявить свой истинный и чудесный лик. Мы верим в грядущий расцвет нашей родины, и эта вера дает смысл нашему существованию. В Индии сейчас широко распространяются пандитами учение и пророчества о приближении конца Черного Века. Конец этот приурочен ими к 1942 году. Интересно отметить, что срок этот назван во многих древнейших писаниях. Будем надеяться, что к этому сроку войны прекратятся и наша планета вступит в век мирного строительства. Если Вы спросите меня – верю ли я в этот срок, отвечу – всем сердцем, всем знанием, ибо он соответствует данным астрологии, которую я считаю величайшей наукой. Как недавно еще люди глумились над астрологией, не понимая ее научной основы. Но теперь и этот предрассудок разбит, ибо астроном Харвардского Университета, авторитет которого как ученого признан всеми мнящими себя образованными людьми, указал на несомненное влияние солнечных пятен на физиологию человека. Так, человечество медленно, но все же продвигается по ступеням лестницы Беспредельного Познания. Н.К. просит передать Вам, дорогая Екатерина Константиновна, что, к сожалению, присланный «Спас» не Талашкинский, а Голубевский[11]. Потому лучше поместить «Царицу Небесную». Как жаль, что все остальные фотографии пропали! Юрий просит передать Вам его самый сердечный привет. Он сейчас закончил свой Тибето-английский словарь[12] и кончает первый том огромного труда «История Средней Азии»[13]. Святослав преуспевает в живописи, написал несколько новых портретов Н.К. и даже с меня. Мой портрет очень красив по краскам и по сходству, говорят, удачен. Прилагаю небольшой снимок с него. Вы знаете, дорогая Екатерина Константиновна, как я желала бы повидать Вас. Кто знает, может быть, не так уж долго ждать. Все мы шлем Вам самый сердечный привет и лучшие пожелания. Берегите здоровье. Привет наш Василию Александровичу.
Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко 14 января 1938 г. Многоуважаемый Виктор Михайлович, отвечаю на Ваше письмо от 11 декабря. Вы уже знаете от Рихарда Яковлевича, да и сами догадываетесь, как нас огорчает допущенная грубая реклама. Сколько вреда причиняют преждевременные оповещения! Потому-то мне и приходится воздерживаться и оставлять часть вопросов без ответа. Разве допустимо в переживаемое нами время общего смятения и усиления темных нападений доверять нечто сокровенное или священное бумаге, которая проходит через столько рук? Многое будет искажено и истолковано во вред. Когда в древнейшие времена Учения Света передавались устно или же в затемненных символах, в этом заключалась великая целесообразность, или мудрость. Но и в наше время много ли понимающих смысл даже простых слов? Ярким примером такого злотолкования является присланный Вами[14] критический обзор председателя Оккультного Мистико-Психического Общества (?!!) книги «Листы Сада Мории»[15]. Читала его и диву давалась! Конечно, вступать в какую-либо полемику с таким примитивом я не собираюсь и очень прошу Вас не передавать ему моих замечаний. К сожалению, его недомыслия – не простая примитивность, но уже граничащая с самообольщением злостного невежества. Так, он[16] даже не понимает, что Учение духа, или Учение Живой Этики, есть лучший панцирь для тела. Но даже современные врачи, например французский врач и биолог Георгий Лаховский в своем труде «Как достичь Бессмертия?», путем научных доказательств приходят к выводу, что все моральные учения имеют именно чисто биологическую основу. Отсюда и его совет – не сердитесь, не ревнуйте, не завидуйте, не раздражайтесь и будьте добрыми и оптимистичными, и тогда доживете до глубокой старости. Если найду время, приведу Вам краткий обзор этого интереснейшего труда, так близко подошедшего к значению действия психики и психической энергии на всю жизнь человека. Забавно читать, как наш возражатель пытается неоднократно оправдать некоторые грешки, сбросив ответственность за них на лукавого. Также он, видимо, очень привязан к своему астральному телу, и мысль расстаться с ним ему тяжела. Но следует всегда иметь в виду, что астральное тело необходимо для жизни на физическом плане, ибо оно есть мост связующий, но при переходе в высшее состояние оно, так же как и сброшенное физическое тело, уже рассматривается как сор. Физическое тело тоже необходимо нам, но в дальнейшей эволюции оно будет заменено уплотненным астралом. Именно, Великие Учителя имеют полное основание называть грубое астральное тело лишним сором. Именно, нужно всеми силами при физической жизни уже обуздывать свое астральное тело и сосредоточить все внимание на развитии ментального. Великие Учителя ценят действия своих учеников, совершаемые ими не в грубом астральном теле, но именно в теле более тонком. Также в Учении сказано, что при духовном росте человечества пребывание в астральном мире может ограничиться сроком в сорок дней. Все это для Вас, не для редактора «Вифлеемской Звезды». Не соглашаясь, «что путь мировой эволюции совершается не низшими слоями, но кооперацией Высших Планов», председатель Оккультно-Мистического Общества отрицает, видимо, Ведущее Начало в Космосе. Спрашивается тогда, как же он воспринимает начало Христа и «Всепрощающего» Господа Бога? Разве явление Христа не есть кооперация Высших Планов? На его самомнительные заключительные слова, что «М. должен дать не только листья из своего сада, но и хорошие плодовые деревья с сочными плодами», можно ответить, что уже в первой книге Владыка М. дал ему ответ: «– Владыка, почему не доверишь мне собрать все плоды сада Твоего? – Но где же корзины твои? – Владыка, почему не прольешь на меня ручьи Благодати Твоей? – Но где же кувшины твои? – Владыка, почему вместо шепота не скажешь громом правду Твою? – Но где же уши? И притом грозу лучше слушать в горах»[17] (стр. 95). На этом поставим точку. Не взыщите, что не отвечаю на поставленные Вами вопросы в двух предыдущих письмах. Почему придется Вам уйти из Теософического Общества? Что случилось? По-прежнему советую Вам осторожность и бережность ко всему доверенному. Желаю Вам всего самого лучшего. Духом с Вами. Е.Р.
Е.И.Рерих – А.И.Янушкевичу 15 января 1938 г. Дорогой наш Антон Иосифович, сердечное спасибо за письмо от 11 декабря. Все, что Вы пишете, вполне совпадает с нашими предположениями. Также не буду запрашивать от Ливского его перевод книги «Община». На последнее его письмо от сентября, в котором он предоставляет мне свой перевод, я еще не ответила. Теперь ввиду того, что г-жа Кавка поделилась моим письмом к ним со своими «друзьями», считаю, что я могу переслать Вам копию этого письма, исключая ответы на личные вопросы г-жи Кавки. Но, конечно, прошу Вас не сообщать им этого, ибо посылаю Вам совершенно доверительно. Также г-жа Кавка спрашивает меня значение знаков на титульном листе книги Живой Этики, но я сейчас очень занята и не могу ей ответить, потому прошу Вас не отказать при случае передать ей нижеприведенные ответы. На первой и второй части книги «Листы Сада Мории» изображен Храм Вселенский, на остальных книгах – знак «Майтрейя Сангха», написан по-санскритски. Квадрат означает законченную фигуру. На книжках Клизовского поставлен знак рижского издательства «Угунс» – Огонь, слово «Огонь» передано по-санскритски. Очень рада буду ознакомиться с Вашими статьями, но будьте осторожны, люди стали особенно чувствительны к каждому, даже косвенному, порицанию. Имеете ли книгу «Братство»? Радуюсь видимости изданной Вами книги «Беспредельность». Н.К. и я шлем Вам самые сердечные пожелания и лучшие мысли. Прилагаю Вам и снимок, сделанный с моего последнего портрета, написанного моим сыном Святославом. Еще раз желаю Вам всего самого светлого. Духом с Вами. Е.Р.
Е.И.Рерих – Е.Ф.Писаревой 18 января 1938 г. Дорогая Елена Федоровна, Большая радость была для меня получить Ваш чудесный очерк о Блаватской, да еще с Вашей милой надписью. Сердечное спасибо за это внимание. Появление этой книги так своевременно, и можно ожидать, что она заложит основание новому пониманию нашей гениальной соотечественницы среди ее же сородичей. Года три тому назад, прочтя Вашу книгу «Скрытый смысл Жизни», мне так захотелось узнать Вас, ибо сердце подсказывало, что именно с Вами мы нашли бы необходимые нити для радостного объединения сознания, которое дает лучшие следствия при совместной работе на Благо общее. И теперь, когда наша Великая Родина возрождается, когда в молодом поколении проснулась жажда к познанию, к творчеству, к совместному строительству, духовное водительство таких самоотверженных работников на ниве народного культурного созидания, как Вы, – особенно ценно. Так, несмотря на трагизм многого, страна растет, вся в движении, в создании сужденного ей великого будущего. Устремление к знанию движет ее по правильному пути. Знамя высокого Покровительства поднято над нашей Родиной. Все события послужат ей лишь на пользу. Потому берегите Ваши силы. Не нужны десятки лет там, где можно в немногие годы заложить прочное основание новому сознанию. Буду думать о Нашей встрече, а пока шлю Вам, дорогой друг наш, лучшие посылки сердца. Пусть будет Вам светло. Искренно уважающая и любящая Вас Е.Р.
Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу 25 января 1938 г. Дорогой Евгений Александрович, спешу вернуть Вам присланные рукописи. С большим интересом прочла реферат Ф.Баруна. Между прочим, не откажите сообщить мне его отчество. Вполне согласна с его точкой зрения на проявление антихриста. Прилагаю для Вашего друга и провидение Антония Великого из книг «Добротолюбия». Оно говорит само за себя и не нуждается в комментариях. Весьма возможно, что он читал эти книги, но всегда полезно напомнить. Теперь о главе «Спиритизм и Оккультизм». Вы, вероятно, слышали от Александра Ивановича, как я не люблю слово «оккультизм». Слово это заклеймено обывательским к нему отношением и, так сказать, набило оскомину. Понимаю, что трудно везде избежать его, но где возможно я старалась бы избегать этого термина вчерашнего дня. Сокровенное Учение, Сокровенное Знание или даже Тайноведение звучит уже лучше. Ведь сейчас задача в том, чтобы устремить сознание людей к новым подходам, к новому горизонту, к будущему с его новыми открытиями, требующими и новых определительных. Потому хотелось бы еще сильнее подчеркнуть, что путь самоотверженного жизненного подвига и будет приобщением к познанию тайн природы, которые, прежде всего, заключены в самом человеке, как синтезе всех ее царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут свою нерушимую ценность. Затем, не лучше ли где возможно вносить более обобщающее понимание Божественного Начала? Потому я избегала бы таких церковных выражений, как Воля Всевышнего или Заветы Его, когда Вы имеете в виду Великий Принцип. Ведь понятия воли и заветов уже связаны с личностью, и потому они не вяжутся с представлением Всеобъемлющего Начала. Мне кажется, что удачнее будет заменить эти оба понятия – Законом. Я позволила себе сделать пометки на самой рукописи. Имейте в виду, что Восток говорит о раскрытии центров, ибо центры не развиваются, но раскрываются. В Вашем новом оглавлении книги[18], может быть, лучше поставить местоимение «их» после слова «исправление», чтобы избежать трех «и» подряд. Продолжение главы о Соборах читается легко. Но, вероятно, я очень глупа, ибо не могу понять, почему слово «единосущный» оказалось менее приемлемым, нежели «единородный». Возможно, конечно, что греческий эквивалент этого слова имеет еще какое-то особое значение. Но, конечно, я не считаю себя достаточно компетентной, чтобы разбираться во всех тонкостях и головоломках богословов. Думается, что это было бы бесполезной тратой времени. Заветы Христа имеют гораздо больше значения, нежели Его происхождение. Достали ли Вы книгу Уайта «Борьба Религий с Наукой»? Очень советую Вам выписать ее из Дома Книги в Париже. Хотя она издана в сильно сокращенном виде, все же в ней имеется ценнейший материал, который убедительнее богословских прений. Привожу Вам перевод любопытного документа. Напечатана эта заметка была в местной «Лагорской газете» 15 января 38 года. Прилагаю и английскую копию ее. «На днях опубликован отчет Комиссии, назначенной Архиепископами Кентерберийским и Йоркским в 1922 году для обсуждения христианской доктрины с целью установления существующей согласованности среди представителей Англиканской церкви и также для исследования, насколько эти различия могут быть изъяты или уменьшены. Комиссия протестует в нескольких пунктах против традиционных верований и отвергает непогрешимость Библии, говоря, что авторитет ее не должен предрешать исследование в любой области. Комиссия считает историческое свидетельство о беспорочном зачатии не убедительным и заявляет, что вера в физическое воскрешение мертвых должна быть отброшена. С другой стороны, Комиссия утверждает, что воскрешение Христа было событием столь же реальным и конкретным, как и распятие. Комиссия разделилась во мнении, что касается до возможности чудес, но она согласна, что Бог может творить чудеса, если это Ему угодно. Также она утверждает, что не может быть возражений против теории эволюции, которая может быть выведена на основании изложения Творения Мира в Книге Бытия. Все образованные христиане согласны, что эти изложения должны рассматриваться как мифологические в своем происхождении и потому их значение для нас скорее символично, нежели исторично». Интересно[19] отметить, что вопрос об исключительном сыновстве Христа, видимо, не был затронут. Конечно, подобное обсуждение могло привести к страшному расколу и рушению всей церкви, основанной на лжи. Следовало бы прочесть полный отчет. Поразительно наблюдать изворотливость мышления духовных представителей! (Право, она даже превосходит казуистику отцов, заседавших на соборах.) Курьезно, что в одном случае они отрицают возможность нарушения законов физического плана (беспорочное зачатие и воскрешение мертвых в физических телах), в другом же, точно таком же случае, они поддерживают именно реальность и конкретность такого воскрешения. Неужели они считают, что вся паства их состоит из ослов, или же они... впрочем, пусть каждый творит свое заключение. Теперь из «Добротолюбия», том первый. «26. В другой раз св. Антоний открыл своим ученикам, как от умаления ревности расслабеет иночество и померкнет слава его. Некоторые ученики его, видя бесчисленное множество иноков в пустыне, украшенных такими добродетелями и с таким жаром ревнующих о преуспеянии в святом житии отшельническом, спросили авву Антония: "Отче! Долго ли пребудет этот жар ревности и эта любовь к уединению, нищете, смирению, воздержанию и всем прочим добродетелям, к которым ныне так усердно прилежит все множество монахов?" – Человек Божий с воздыханием и слезами ответил им: "Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо их в богатые города, где, вместо этих пустынных пещер и тесных келий, воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие будут заботиться о роскошных яствах не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и, несмотря на то что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками (монах – собственно уединенник). Притом они будут величаться, говоря: я Павлов, я Аполлосов (1 Кор.1, 12), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников; они будут величаться отцами своими, как иудеи – отцом своим Авраамом [(Мф. 3, 9)]. Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить, и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил (Сир. 31, 11), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании"». Да, самое трудное – это омыть тело Христа. И самое страшное явление заключается в признании некоторых представителей церкви – что им не страшны отрицатели, атеисты, но именно теософы и всякие оккультисты, которые хотят по-своему представить Христа. И с ними они будут бороться всеми [мерами]. Вы чуете, что скрыто под таким признанием. А в то же время мы читаем в газетах американских: «По случаю Рождества, по распоряжению американских судебных властей, 40 пасторов, содержавшихся в заключении по различным делам, были отпущены домой на сутки провести праздник в кругу семьи. Такое разрешение не было дано одному лишь пастору Мартину Минеллеру, обвиняемому в тяжком преступлении». По всему миру сейчас немало преступников среди представителей церкви. Немало слышно и из Югославии. Нужно кончать, уходит почта. Шлю Вам и Вашим ближайшим друзьям самые бодрые мысли. Мужество сейчас необходимо всем, ибо, истинно, безумие мира достигло апогея. Разложение некоторых стран идет с сокрушающей быстротой. Будем устремлять все надежды наши в Новую Страну. Не имею еще ответа Александра Ивановича на мое разъяснительное письмо. Так хотелось бы, чтобы он принял его правильно и сердце подсказало бы ему, как близко [принимаю все] относящееся до него и до всех вступивших на путь служения. Пусть будет Вам светло.
Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому 29 января 1938 г. Дорогой Александр Иванович, приступаю к просмотру Вашей главы «Монада, или Зерно Духа»[20]. Пытаясь изложить основы Мироздания, мы должны помнить о беспредельности познавания и, следовательно, о тайне, которой мир держится. Потому, как Вы уже, вероятно, заметили, я всегда стараюсь несколько смягчить слишком категорические утверждения, когда они касаются самых сокровенных, глубинных основ Бытия. Говоря о Мироздании, принято противополагать материи дух как таковой. Но в основе своей такие противоположения неправильны и тоже являются своего рода майей, или иллюзией. Мы знаем о Едином Элементе, называемом Духо-Материей. Восточная философия утверждает, что Парабраман не имеет проявления вне покрова Мулапракрити, или что дух без материи – ничто. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воду (тонкое состояние ее), и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа к материи. Потому я сказала бы, что все сущее состоит из различных сочетаний-дифференциаций Единого Элемента Духо-Материи. Так, дух будет вверху, а под ним – все степени материи. Именно дух есть завершение материи.
|
|||
|