|
|||
Елена Ивановна Рерих 37 страницаТеперь перейду к Вашим вопросам. Иконы чудотворные, конечно, следует рассматривать как аккумуляторы благой психической энергии, наслоенной множествами молящихся. Припомните или перечтите буддийскую легенду о «Собачьем зубе», приведенную Н.К. в книге «Пути Благословения». Она превосходно поясняет взаимодействие энергий, окутывающих почитаемый предмет, с энергиями, пробужденными и очищенными в порыве веры в самом молящемся. Именно в порыве восторга или веры вибрации наши повышаются и усиливаются энергиями, излучаемыми или посылаемыми через намоленный предмет, и становится возможным так называемое чудотворное исцеление. Каждое повышение вибраций сопровождается уже некоторым очищением или утончением организма. Явление в Швеции. Карлу XII было своевременно дано предупреждение, чтобы он не шел походом на Россию. § 16[298]. Третьим состоянием называется состояние уплотненного астрала. Над этим опытом работали и еще работают некоторые Члены Великого Белого Братства, и сейчас достигнуты уже замечательные результаты. Сохраняя многие свойства тела тонкого, это новое состояние настолько близко физическому, что трудно отличить будет такого Посетителя от земного обитателя. Такие уплотненные астралы не могли раньше спускаться ниже тысяч футов, но теперь и это препятствие уже преодолено, но не знаю, до какого предела. Появление таких Посетителей, когда настанет срок, явится непреложным доказательством существования надземного состояния. § 23. Конечно, в дальнейшей эволюции люди будут иметь тело, очень близкое к уплотненному астралу. Вся эволюция стремится к утончению во всем сущем. На некоторых высших планетах, как, например, Венера, оболочки ее обитателей очень близки уплотненному астралу. Но назначение человека остается тем же – именно стремиться к дальнейшему совершенствованию для пользы и блага всего человечества. Новое состояние помогает сношению с мирами тонкими и дальними, ибо обладатели такого тела легко совершают и дальние полеты. Психические достижения, о которых мы можем сейчас лишь мечтать, становятся уделом таких утонченных организмов. В «Надземном» есть уже много указаний о жизни в дальних и высших мирах. Земиндары – так называется в Индии класс землевладельцев. § 23. О лечении вибрациями приложу Беседу. О внушении следует собрать все, что сказано об этом в книгах Учения. Ведь все методы должны быть индивидуальны как для самого целителя, так и для пациента. Метод одного может быть совершенно неприемлем для другого. Там, где мы имеем дело с тончайшей энергией, там и требуется и тончайшее отношение. Лишь опыт или практика помогут выработать наиболее подходящий метод для каждого исследователя. Так, например, в применении радиэстезии знаки, показываемые маятником жизни над одним и тем же субъектом, могут быть совершенно противоположными у разных наблюдателей. Многое зависит от полярности и разных химических ингредиентов, входящих в состав ауры наблюдателей. Так при определении полярности одного и того же субъекта у одного наблюдателя маятник жизни очертит круг, у другого – эллипс и у третьего – вертикальную линию. Каждый исследователь должен выработать и установить свои знаки и строго придерживаться их. Именно радиэстезия наглядно показывает, насколько все методы должны быть индивидуальны. § 23. Опыты с вибрациями бесконечны, ибо все сущее создается, держится и разрушается вибрациями. Так и посылка мысли связана с посылкою вибрации. Как посылающий, так и получающий должны быть созвучны. Часто проходят годы в настраивании избранного субъекта-приемника для получения тех или иных вибраций (раскрытие центров), и, конечно, чем выше и тоньше такие вибрации, тем труднее их восприятие. Вот почему необходима чистота и четкость в мышлении и сердечная устремленность в учениках. Разве может мохнатое недисциплинированное мышление или отравленное гневом и раздражением сердце принять тончайшую вибрацию, посылаемую Великим Владыкой? Приложу Беседу о вибрационном лечении. Теперь другое. Мы тоже получаем «Вестник» и прочли искаженную фразу Н.К. Вместо «Священного Дозора» напечатано «Святой Дозор»! В своем письме А.Каменская извиняется за опечатки и тут же повторяет ту же ошибку. Сомневаюсь, чтобы переписка с нею привела к чему-либо хорошему. Мы обмениваемся с нею вежливыми и краткими письмами, и это все. Трудно ей сойти со своей точки зрения, лишь очень большие души могут признаться в своих заблуждениях. Прочтя сказанное А.А.Каменской в последнем выпуске «Вестника», Вы правильно замечаете – «значит, она все еще не распознала, что эта Священная Наука уже родилась и действует в мире...» Мне лично гораздо ближе Елена Федоровна Писарева, с нею я тоже в переписке, и последнее ее письмо было очень задушевное, но и трагичное. Силы ее слабеют, и зрение очень плохо. Она, бедняжка, перенесла большое испытание, ее дочь была на краю смерти; с разбега она наткнулась на острый угол стола и нанесла себе поранение в области живота. Была сделана операция, причем пришлось наложить 22 шва, сначала она было поправилась и даже вернулась домой, но скоро снова должна была лечь для новой операции и находилась при смерти, как писала нам А.А.Каменская, которая находилась при Елене Федоровне. Сейчас А.А.Каменская вернулась уже в Женеву, ибо жизнь дочери Елены Федоровны вне опасности. Теперь ждем дальнейших известий от Елены Федоровны и от А.Каменской. Но в моей переписке с А.А.Каменской я очень осторожна, чтобы не затронуть неприятных для нее тем. Но душу Елены Федоровны я очень люблю и ценю талантливость ее как писательницы. Советую и Вам быть крайне осторожной и не навязывать А.А. своих мнений, и не поверять своих устремлений, не нужно ее ни в чем убеждать. Книги Учения изданы, и она могла читать их у Елены Федоровны Писаревой, которая имеет их все. Если сердце молчит и чувствознание не проявляется, то чем думаете убедить человека? Вы правильно делаете, посылая себя на благую работу. Но советую делать это, когда Вы не чувствуете себя чрезмерно усталой. Устремляясь к Избранному Учителю, мы тем самым включаем себя в великий магнитный поток, и каждый из нас находит в нем свое место и свою работу. Именно, часто группы учеников посещают те или иные слои Тонкого Мира, где сами они учатся или вносят свет и помощь. Вы пишете, родная, что делитесь некоторыми беседами из «Надземного» с друзьями. Но прошу Вас не посылать их в Двинск. Разве что лишь те, которые я посылаю при письме к Вам. «Надземное» в таком виде, как я пересылаю сейчас в манускрипте, разрешено было читать лишь самым испытанным ученикам, тем, сознание которых доросло и осознало многие положения Учения, и которые научились распознаванию и бережности в выдаче некоторых формул, могущих остаться непонятыми и потому породить всякие кощунства. Но в Двинске, судя по письмам Евгения Александровича, таких нет. Сам же Евгений Александрович в своем устремлении делиться получаемым богатством часто выдает не по сознанию, потому не было Указа посылать манускрипт «Надземное» в Двинск. Потому не преступим Указания. Сам Евгений Александрович может приехать в Ригу и там ознакомиться с манускриптом. Кроме того, как Вы сами писали, Евгений Александрович не любит, когда с ним не соглашаются. Я посылаю ему иногда Беседы, но с выбором. Родная Надежда Павловна, шлю Вам сердечные мысли и прошу Вас всеми мерами хранить здоровье. Спасибо большое за чудесный альбом. Сердце у стоящей рядом с Вами хорошее. Это самое главное. Но для определения более точного нужна отдельная карточка, при совместных – излучения мешаются. «435. Вы знаете, что воспаление слизистых оболочек становится бичом человечества. Отравленная атмосфера поражает ткани. Невозможно представить себе, как многообразны признаки этой болезни века. Люди пробуют приписывать замеченные симптомы прежним видам болезней, но они не могут понять всю особенность этой эпидемии. Она часто проявляется как бы безобидными признаками, но руки врача не могут определить причину и развитие болезни. Потому полезно, чтобы врачи исследовали организм всеми научными способами. Никто не скажет, когда воспаление перейдет в поражение ткани со всеми разновидными последствиями. Может быть, воспаление затихнет и рассеется, но и за этим процессом нужно следить. Можно указать самую простую неразъедающую пищу, но питание нужно, чтобы организм имел достаточно жизненности. Само уявление болезни может быть чрезвычайно разновидным, иные органы могут причинять боль косвенную или непосредственно. Воспаление оболочек связано с нервной системой и потому может вызывать рефлекторные боли. Потому так нужно всестороннее исследование всего организма. Нередко можно замечать, что зловредное поражение обозначается болью в противоположной части тела. Вообще слизистые оболочки являются посредниками в самых разнообразных функциях организма, и они первые воспринимают насыщенность окружающей атмосферы. Таким образом, если даже не происходит опасного процесса, то все же следует обратить внимание и явить бережность. Не забудем, что такая эпидемия была предвидена давно. Когда Мы говорили об Армагеддоне, Мы вовсе не имели в виду лишь войну, но все погубительные последствия смятения человечества. Не нужно впадать в уныние, ибо в таком подавленном состоянии человек открывает доступ всему ядовитому. Но мудро знать, что эпидемии следуют за Армагеддоном. Нельзя ограничиться лишь давно известными формами болезней, нужно быть готовым к признакам самым сложным и необычным. Пусть врачи хотя бы отчасти признают новую болезнь, которая обнаружилась повсюду. Мыслитель говорил: "Неужели найдется такой самомнительный человек, который будет полагать, что им изучены все явления Природы?"» «Можно найти ответ на вопрос о здоровье Юлии Доминиковны. Таким образом, нужно исследовать организм. Поражения ткани еще нет, но воспаление немалое. Нужна самая нежная пища, неполезно все сырое, полезно молоко и молочные продукты. Также пусть и все окружающие берегут здоровье». «Вибрационное лечение весьма индивидуально. При множестве существующих вибраций невозможно предписать их употребление, необходим путь опыта на основании трех пособников. Один из них будет ясновидение самого врача, другой – помощь маятника жизни и третий – указание пациента под гипнозом. Только при таких пособниках можно нащупать нужные вибрации. Само лечение может происходить при посредстве электрического аппарата, но также возможны вибрации пассами рук. Я употребляю особый аппарат, который Урусвати видела, но для этого требуются особые условия, недоступные врачам. Но из этого не следует заключать, что применение вибраций невозможно. При всех условиях только потребуется от врача особая сообразительность и подвижность. Он может заметить, что нужнее применить переменный ток, и тогда он должен быстро найти дополнение. Также он должен понять, когда приложим охлаждающий ток или самый горячий. Не нужно ошибаться в токах, иначе будут нежелательные следствия. Также нужно иметь в виду, что при эпидемии, о которой мы говорили, могут быть очень ускоренные симптомы и нужно уметь усмотреть их. Также не следует применять сильных вибраций при недостаточной опытности. Каждое новое применение необходимо проверить на малых неопасных заболеваниях. Также нужно проверить, который из трех пособников приложим. Ведь они применяются и воспринимаются индивидуально. Урусвати много раз ощущала Наши вибрации. Она знает, насколько они разнообразны, и время их применения тоже различно. Они могут быть очень приятны, но иногда и трудны. Так, могут они усиляться при полном доверии. Мыслитель говорил: "Доверие есть оружие самое верное. Но где граница доверия? Знает человек, что доверие безгранично"»[299]. Очень прошу Вас, дорогая Надежда Павловна, не рассылайте бесед из «Надземного». Было Указано, чтобы никто не делал из них выписок. Никогда не знаем, куда попадет иногда такой листок. Когда друзья приедут к Вам или Вы к ним, тогда и читайте. Ведь книг так много, и не думаю, чтобы они все были усвоены. Евгений Александрович очень обижен, что из Риги ему не присылают Бесед, тогда как он получает от Вас. Никто не хочет считаться ни с какими условиями. Нелегка задача ...[300] поддерживать единение.
Е.И.Рерих – А.И.Янушкевичу 24 мая 1939 г. Дорогой и родной Антон Иосифович, радовалась Вашим весточкам, но не могла ответить на них тотчас же. Мое недомогание затянулось, и почти месяц пришлось пролежать в постели. Должна была запустить всю работу и корреспонденцию, пришлось наверстывать, но сейчас уже справляюсь. В Вашем письме от 7 марта Вы высказываете намерение о поездке, но я очень, очень буду просить Вас не торопиться. Нужно еще обождать. Кроме того, Вы творите полезнейшую работу, где находитесь сейчас. Подумайте только, скольким душам Вы открыли и показали правильное направление! Радуемся, что Вы нашли нового друга. Передайте ему наш сердечный привет. Нет ничего более прекрасного, как делиться духовными сокровищами с душами созвучными. Сейчас можно наблюдать много исканий в области духа, и это знак превосходный. Невелика беда, если магниты притягивающие разноценны, лишь бы они будили мысль и выводили сознание людей из губительного равнодушия. Сужденный или тот, чье чувствознание проснулось и сердце горит, не будет долго заблуждаться и сам разберется, где суррогат и где Истина. Лишь бы люди научились терпимости и не исключать друг друга. Нужна бережность к стремлениям и суждениям ближних. Пусть существуют последователи разных Учений, пусть каждый избирает себе то Учение, которое ближе ему по сознанию. Не будем зазывать на свой двор, но откроем врата стучащемуся. Книги Бо-Ин Ра я не читала, но друг наш Владимир Анатольевич Шибаев ознакомился с ними в бытность свою в Риге. Он же сообщил мне, что Бо-Ин Ра – еврей, носящий немецкую фамилию, которую Владимир Анатольевич запамятовал. Учение Бо-Ин Ра выпускалось маленькими брошюрами на всевозможные темы. Владимир Анатольевич учение это не воспринял, особенно потому, что этот «посвященный» умаляет женщину, женское начало вообще. В умалении одного из Начал Бытия сказывается уже огромное недомыслие. Много всяких «посвященных» разгуливает по Земле. Но следует делать большую разницу между Белыми Братьями, или Великими Гималайскими Учителями, и просто белыми братьями (по теософической терминологии), примкнувшими к Учению Света. Кроме того, нужно знать, что сейчас все Великие Учителя собрались в своей главной Твердыне. Все ашрамы в Тибете, укрытые в непроходимых ущельях, тоже закрыты. Отравление земной атмосферы не позволяет Белым Братьям появляться среди землян, слишком много энергии пришлось бы затрачивать на расчищение этих слоев. Притом работа Их не требует сейчас Их телесного выявления. Они могут гораздо продуктивнее работать и направлять спасительные лучи туда, где это неотложно нужно. Так, проявим утонченное распознавание и высшую бережность, не допустим профанацию высших понятий. Не умалим из-за недостатка знания и воображения Облик Великих Учителей. Ведь невозможно даже представить себе все величие Архата Иерархии Света! Оно не умещается в нашем ограниченном земном сознании. Лишь трепет сердца свидетельствует о том духовном восторге, который ощущает преданный ученик при приближении Луча Владыки Света или при чтении книг, исходящих от Источника Света. «Явленная космическая битва зовет к распознаванию путей, ведущих к Свету и Тьме. При космическом напряжении всех сил это распознавание необходимо, ибо пространство насыщено стрелами огненными...»[301] Вероятно, скоро выйдут два тома моих писем. Буду просить друзей выслать их Вам. Там встречается много разъяснений некоторых трудно понимаемых мест в книгах Живой Этики. Теперь приложу и Беседы полезные. «Вы знаете, что есть посвящение. Около этого понятия много смущения. Одни полагают, что посвящение заключается в приобретении знания, но это лишь путь. Другие думают, что преданность уже есть посвящение, но это лишь путь. Третьи утверждают, что посвящение есть несение тайны, но и это есть лишь путь. Посвящение есть дерзание приблизиться к Лику Света и не убояться взглянуть на него. Приобщение к Свету требует отваги, и в такой степени самоотвержения будет прекрасное посвящение. Учитель может сообщить множество превосходных знаний, но в конце концов Он скажет: "Теперь дойди и докажи безбоязненность". Особое напряжение сознания потребуется в конце пути. Все знание разлетается, и путник остается одиноким на утесах восхождения. Одно пламя сердца согревает, когда собранные одежды раздираются вихрем. Слышатся голоса, но они не походят на любимый Зов. Нужно заблаговременно приготовиться к Свету и принять его без страха. Невозможно рассказать на базаре об ощущении Света. Посвященный не расскажет о доверенном чувстве. Ничто не заставит сказать то, что несказуемо. В этом можно отличить посвященного от обманщика, который умеет закатить глаза и сладко петь о видениях, только ему доступных. Посланные вестники не болтливы. Мыслитель предостерегал учеников, чтобы умели донести доверенное. Он понимал так же, как и Сократ, о значении правды. Он говорил: "Сделайте лучший ларец, ибо правда нуждается в крепком хранилище"»[302]. «240. Вы знаете, что каждый добрый деятель подвергается нападениям темных. Один такой деятель воскликнул: "Мне кажется, что становлюсь центром хаотического водоворота!" Слова эти не были лишены основания. Можно напомнить некоторые химические опыты, когда капля сильного вещества производила видимость водоворота и являлась как бы центром всей массы, совершенно неравноценной по своему значению. Но это будет лишь кратким состоянием, скоро ценная капля распространится и улучшит всю массу. Совершенно то же происходит и в человеческих отношениях. Массы бросаются на высокую индивидуальность и образуют своего рода водоворот, но придет час, когда влияние личности превозможет хаос и получится благодетельное влияние на широкие массы. Можно часто сопоставлять человеческие отношения с химическими реакциями, и выводы будут весьма убедительны. Часто люди впадают в отчаяние от гонений, несправедливостей, пусть они поймут, что их присутствие возмутило хаос. Сильный деятель поймет, что лучше оказаться возмутителем хаоса, нежели сделаться частью этой массы непроявленной. На жизненных примерах всех веков можно указать на многие столкновения хаоса с великими индивидуальностями и можно наблюдать, какое высокое влияние оставляли эти труженики на массы. Мыслитель постоянно напоминал, что ярость хаоса есть высшее признание деятеля». «241. Вы знаете, что каждое уклонение от начертаний создает осложнения. Опять обратимся к химическому примеру. В готовый сложный состав прибавим одну каплю постороннего вещества, и весь состав будет изменен. Можно усилить первоначальное вещество, можно потратить много энергии, но тем не менее состав не будет первоначальным. Если кому-то неубедителен пример одного коня, остановившего караван, то пример из химии будет более осязаем. Капля, одна капля, одна малая капля может изменить сущность всего полезного состава. Люди мнят себя последователями высших Учений и в то же время безответственно искажают судьбу целых народов. Они опять скажут, что Мы угрожаем, но разве угроза в предупреждении об опасности? Нельзя воображать себя учеными и в то же время нарушать законы Природы. Когда Мы говорим о единении и гармонии, люди считают это отвлеченностью. Они ждут реальных посылок в том смысле, как они понимают реальность. Они не думают, что в Мире Надземном заготовляются точные начертания, которые могут быть осуществлены только при полном единении сотрудников. Когда-нибудь расскажу, как затруднялись многие исторические события самыми, казалось бы, ничтожными преткновениями, и сотрудники не понимали, что они сделали. Пусть сотрудники попытаются представить себе всю сложность Нашей работы! Пусть подумают, какие токи должны быть преодолены! Вы знаете, куда направлена свободная воля человечества. Можете предупредить ее любыми мерами, хотя бы до землетрясений включительно, но свободная воля будет тонуть по своему произволу. Люди знают, что взрывы способствуют дождю, и все-таки они будут потрясать атмосферу, хотя бы их ждала судьба Атлантиды. Некоторые ученые пытаются напомнить человечеству о стройности физических законов, которые не должны быть легкомысленно оскорбляемы. Но люди даже в открытиях своих не задумываются о вреде вызывания из пространства сил некоординированных. Много труда нужно положить для обуздания такой свободной воли. Мыслитель говорил: "Разве можем мы усмотреть все препятствия? Печально зрелище закованного человека, который не думает, насколько он связан. Но каждую цепь можно распилить"». «242. Вы знаете, что сеятель ветра пожнет бурю. Но когда эта буря разразится и кто ею смятен будет, о том люди не думают. Они твердят о карме и ограничивают ее своими мерами, но карма действует прогрессивно. Указанная буря захватит многих, и такое следствие обрушится на сеятеля ветра. Когда же долетит ярое следствие бури? Правильно говорят, что понятие времени относительно. Так, не земными часами измеряется накопление бури. Одно остается несомненным – это, что сеятель и пожнет. Можно наблюдать за прогрессом кармы на многих исторических деяниях. Мы советуем читать жизнеописания и летописи. Так, можно наблюдать, как росла карма и как она обрушивалась, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Люди иногда готовы считать карму наказанием, но великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во имя равновесия. Размер нарушения равновесия не может быть определен земными мерами. Только с высших планов можно усмотреть, как разрастается содеянное. Мы говорили о капле яда, но одно малое слово может действовать как сильный яд. Можно пожалеть, что люди не вдумываются в слова, ими произносимые. Процесс эволюции долго совершается, но качество мышления и слова человеческого не повышается. Вспомним о высоком мышлении индийских и греческих философов. Может ли двадцатый век гордиться такою же утонченностью мышления? Мыслитель говорил: "Наверное, ранее нас кто-то размышлял лучше. Не будем надеяться, что мы преуспели. Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию"». «243. Вы знаете о Нашем совете беречь силы. С другой стороны, Мы говорим о напряжении до самопожертвования. Для людей это будет противоречием. Но в Нашем понимании оба указания должны быть сгармонизированы. Нужно беречь силы, ибо можно нанести вред не только себе, но и Высшим Руководителям. Силы нужны для напряжения их в час чрезвычайный. Так, Мы весьма заботимся о здоровье Наших учеников. Каждый вождь непременно печется о своих сотрудниках, но Мы просим и самих сотрудников помочь Нам в заботе о них. Мы можем усмотреть приближающуюся опасность, но без содействия сотрудника Мы не можем предотвратить весь процесс. Ведь все болезни имеют психическую основу. Так нужно постепенно приучаться к сохранению сил. Это не будет самостью, если силы посвящены служению добра. Также не забудем, что силы могут мгновенно потребоваться для подвига, и ясно, что невозможно вдруг собрать растраченные силы. Темные противники не упустят мгновения, чтобы воспользоваться расстройством сил, и нанесут удар по слабому месту. Между тем, может пробить час, когда все силы могут понадобиться. Нужно иметь священный запас сил, и враги отлично учтут такой запас, посвященный служению. Нужно иметь немало мудрости, чтобы найти точку равновесия. Мыслитель говорил: "Умейте не расточать порученные силы. Умейте оберечь, но и скупцами не сделайтесь"». «244. Вы знаете, что ханжество основано на бессердечии. Между тем связь с Высшим покоится на сердце, на сердечности во всем ее объеме. Ярость бессердечия бывает очень велика, при этом она захватывает широкие круги. Люди думают поразить одного, но в то же время поражают многих. Тяжка карма таких бессердечных безумцев. Уродливо их бормотание о самом Высшем, когда они своими действиями поносят именно Наивысшее. Мысль бессердечия бывает самым несносным поруганием рода человеческого. Таких людей не включали древние философы в свои государства. Платон в своей "Республике" и Аристотель в "Политике" имели в виду сообщества разумных содеятелей. Они не могли примириться с тиранами, ханжами и обманщиками. Невозможно представить сильное государство, состоящее из ханжей и обманщиков. Нельзя приложить ханжество к высшему верованию и знанию. Ложное основание будет служить и ложному построению. Мы не одобряем каждое проявление ханжества и полагаем, что такое свойство служит рассадником самых недостойных чувств. Мыслитель отвергал каждое проявление ханжества среди учеников. Он говорил: "В таком случае иди к жрецам и заплати им золотом за их молитвы. Они полагают, что Боги могут принимать нанятые молитвы"». Итак, берегите Ваши силы и здоровье. Сейчас особенно распространяется эпидемия раздражения слизистых оболочек. Она имеет много общего с так называемой инфлуэнцей, но скрытое действие может быть серьезнее*. Потому обращайте внимание на малейшее проявление такого раздражения. Оберегайтесь от простуды.
Е.И.Рерих – Ю.Д.Монтвидене Май 1939 г. Родная Юлия Доминиковна, шлю Вам и всем милым сотрудницам и сотрудникам мою самую сердечную благодарность за память и все добрые пожелания к 12 февраля. Не могла раньше написать и поблагодарить, ибо начиная с февраля до апреля у нас дома был лазарет. Почти все переболели инфлуэнцей. Заболел Н.К., заболела и я и пролежала почти месяц в постели, всех дольше. Но сейчас уже снова сижу за письменным столом и понемногу наверстываю запущенную работу и переписку. Перечла Ваше письмо от 24 января, и захотелось крепко расцеловать Вас за тот сердечный огонь, которым полны его страницы. Мне дорого качество огня Вашего сердца. Не так уж мало добрых сердец, но мужественное сердце, твердое в проведении Основ Учения, в терпимости и в сострадании к недугам и слабостям ближних, явление редчайшее. Радуюсь и твердому решению сотрудников стоять в единении на Священном Дозоре. Тяжкие, или, как называет их Великий Владыка, ядовитые, времена пройдут. Храня великие Заветы, переживем их, не так уж будут они длительны для некоторых стран. Пусть и друзья не падают духом. Пусть для каждого приходящего найдут укрепляющее слово. Мудро помнить народную пословицу – «Человек предполагает, но Бог располагает». Многое будет иметь совершенно иные следствия, нежели те, которые учитываются житейскими мудрецами или, вернее, близорукими людьми. И храмина Духа скоро утвердится. И равновесие планеты должно быть удержано. Конечно, с уравновесием этим многие не согласились бы, знай они его заранее, но, к счастью людей, Рука Ведущая и закон кармы ни в чьих согласиях не нуждаются. Мудрее, чем в жизни, не бывает. Прочла Вашу программу и порадовалась широте ее. Если полностью провести и невозможно, то урезать всегда возможно, но полезно самим привыкать к широким мыслям. Понимаю всю трудность настоящего времени и потому особенно радуюсь бодрому настроению милой сердцу водительницы и сотрудников ее. Действительно, все, что происходит, все к лучшему. Очищение идет по всей планете. Часто приходится вспоминать и другую народную поговорку – «Не быть бы счастья, да несчастье помогло». Где думаете быть летом? Не предполагается ли Ваша встреча с Рихардом Яковлевичем? Если да, то очень буду просить Вас и его захватить с собою имеющиеся у Вас и у него копии «Надземного» и сравнить их. Дело в том, что Ваш экземпляр я смогла лучше проверить, нежели тот, который я отсылала Рихарду Яковлевичу. И я уже знаю некоторые неточности, вкравшиеся в этот экземпляр. Неточности, которые я запомнила, я сообщу Рихарду Яковлевичу, но могут быть и другие описки и даже пропуски целых фраз. Временно приходится приостановить посылку «Надземного». Будем хранить в сердце, как наше самое великое сокровище, устремленность духа, преданность и признательность к Великому Сердцу, всех нас вмещающему. Берегите здоровье. Особенно оберегайтесь от простуды. Пространственные токи особенно действуют на слизистые оболочки, вызывая их раздражение. Пожалуйста, сообщайте хотя бы краткими весточками о себе и ближайших. Несомненно, письма не будут доходить с прежней точностью. Шлю всем милым сотрудницам и сотрудникам мои лучше мысли, часто думаем о близких душах, разбросанных в разных странах. Будем стоять в единении, только в единении вырастем и духом и сердцем и переживем все трудности. Вас, родная, обнимаю от всего сердца и приношу Вам мою признательность за водительство сердца. Берегите себя. Радость придет. Всем сердцем с Вами.
Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису 1 июня 1939 г. Родной Рихард Яковлевич, спешу ответить на Ваше письмо от 23 мая. Конечно, [ознакомиться] с Вашим чудесным трудом будет для меня огромною радостью. Чую сердцем то внимание, которое оказывает Великий Владыка этой Вашей работе. Что касается до моего письма от 4.XI.35, то возможно, что лучше изъять имя Кришнамурти, потому я пересылаю его Вам в новой версии. Но фразу из «Бхагавад Гиты» я хотела бы сохранить. Бояться, что кто-то получит превратное впечатление, не следует. Почти невозможно предусмотреть, каким образом преломится в сознании различных читателей то или иное понятие или та или иная фраза. В присланных Вами вопросах и ответах Кришнамурти повторяются наставления каждого истинного учения о ценности самодеятельности. Возможно, что, насмотревшись на лицемерное пустословие и полную бездеятельность многих своих последователей, большинство которых принадлежит к западным национальностям, привыкшим возлагаться на Христа, якобы раз [и] навсегда искупившего их грехи и освободившего их от вечных мучений, Кришнамурти решил пробудить их от этой сладкой уверенности и заставить их понять, что лишь личным [упорным и длительным] трудом достигается та цель, то счастье, к которому стремится каждый человек.
|
|||
|