Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эдвард Григ. «Пер Гюнт»



Эдвард Григ. «Пер Гюнт»

Музыка Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» принадлежит числу известных шедевров мирового искусства. Созданная для театральной постановки, музыка к «Перу Гюнту» получила значение самостоятельного художественного произведения.

Полная партитура «Пера Гюнта» включает в себя двадцать три номера, среди которых — вступления к пяти актам драмы (К первому действию — «На свадьбе», ко второму — «Жалоба Ингрид», к третьему — «В глубине бора», к четвертому — «Утро», к пятому — «Возвращение Пера Гюнта на родину».), песни (песня и колыбельная Сольвейг, серенада Пера Гюнта), танцы (на свадьбе Ингрид, Арабский танец, танец Анитры), фантастические («В пещере горного короля») и лирико-драматические оркестровые эпизоды («Смерть Озе»), мелодрамы.

 «Пер Гюнт» Грига получил широкое признание в виде двух оркестровых сюит. Отдельные номера музыки Грига раскрывают разные образы и ситуации драмы Ибсена. В первую сюиту включены «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля». Светлые и радостные чувства («Утро»), трагедия конца жизни («Смерть Озе»), изящная жанровая зарисовка («Танец Анитры»), «буйная» фантастика («В пещере горного короля») — таковы контрастные образы сюиты.

В пьесе «Утро» яркая красочная живопись природы соединяется с тонким лиризмом. Пьеса строится на вариантном развитии одной пентатонной мелодии. Вначале она звучит поочередно у флейты и гобоя, что создает ощущение широкого пространства, воздуха.

Чистые гармонические краски (трезвучие — основной вид гармонии), яркие, неожиданные в сопоставлении друг с другом (Е, Gis, Н), воспринимаются как краски в живописном пейзаже. Тембр струнной группы в широком диапазоне наполняет музыку особой теплотой, лиризмом, чувством радости, полноты жизнеощущения. В конце пьесы прозвучит соло валторны и ходы, близкие к звучанию охотничьих рогов, легкие трели флейт — все подчеркивает и дополняет образы покоя утренней природы.

«Смерть Озе» — произведение огромной драматической силы. С предельным лаконизмом Григ ведет начальный сосредоточенный, суровый образ к огромному напряжению, драматической кульминации, противопоставляя ей затем контрастные светлые образы.

Пьеса, написанная в двухчастной форме, сочетает в себе мерную поступь марша со строгостью хорала и скорбными песенными интонациями. Во втором предложении периода использован тот же тематический материал, однако напряжение усиливается средствами гармонии (DD34 с пониженной квинтой вместо D) и динамики.

Вторая, светлая часть не нарушает общего движения музыки: здесь та же структура и ритмика мелодии. Но ее нисходящие хроматические интонации, постоянное стремление гармонии к устою, затухающая звучность — все это противоположно развитию первой части. Вся пьеса написана для струнной группы оркестра.

В «Танце Анитры» также использованы довольно скромные оркестровые средства, однако композитор добивается редкой тембровой красочности. Звучание струнной группы, разнородное благодаря применению агсо и pizzicato, засурдиненного и открытого звука, украшено серебряным тембром треугольника.

В пьесе выразительна каждая деталь фактуры. Изящная, пластичная мелодия подчеркнута многими штриховыми и динамическими нюансами, украшена трелями, форшлагами; мелодия, прихотливая по ритмическому рисунку, опирается на четкую танцевальную фигуру сопровождения.

Финалом сюиты является яркая и красочная динамическая пьеса «В пещере горного короля». Ее строение просто и своеобразно: при многократном проведении темы маршевого характера без изменения мелодии она каждый раз появляется в окружении все большего количества голосов, с новыми фигурациями в фактуре. Постепенное усиление звучности от начала к концу является основным средством динамики этой пьесы. Это соответствует тому образу, который лежит в основе пьесы: нестройная пляска, нарастание движения, гомона.

Простой и угловатой теме соответствуют резкие и однообразные на протяжении всей пьесы фактурные штрихи — отрывистые ритмические фигуры на слабой доле такта, ровная «дробь» баса, а также единообразие гармонической окраски. Тема очень отчетливо прорисована в скупой оркестровой фактуре начала: виолончели и контрабасы pizzicato и фагот поочередно ведут тему и фигуру сопровождения.

Вторая сюита «Пер Гюнт» состоит из следующих пьес: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг».

Самая светлая лирика этой сюиты сосредоточена в заключительном номере –  «Песне Сольвейг».

Для этого номера Григ отбирает многие характерные для норвежской народной музыки приемы: спокойную поступь, устойчивый ритмический склад, характерную ритмическую фигуру, отдельные мелодические обороты, пунктированный ритм. Многие лирические народные песни включают в себя контрастный танцевальный эпизод.

Открывает и завершает песню наигрыш, близкий по характеру к протяжным и задумчивым наигрышам рожка. Сама песня сдержана и величава, проста по интонационному строению: поступенное движение мелодии и ходы по трезвучиям, свойственные норвежской музыке. Она отличается плавностью благодаря ровности и единообразию ритмических фигур, равномерности аккордов сопровождения. С каждой новой фразой растет напряжения гармоний: при повторе мелодии приобретает иное гармоническое содержание. В первом проведении — T и D на выдержанном квинтовом басу, во втором происходит модуляция в До мажор. Легкий и нежный танцевальный припев (в варианте для голоса это вокализ) открывает иную грань образа: радость и свет юности, которые сохранила в душе Сольвейг.

Музыка Грига к драме «Пер Гюнт» Ибсена обладает высокими художественными достоинствами, ее действительно можно назвать шедевром. В этих небольших пьесах композитор затрагивает многие стороны жизни и выражает их с той классической простотой, которая свойственна лучшим произведениям мирового музыкального искусства.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.