Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока. Мадонна Рафаэля



 

Тема.Аккомпанемент симфонического оркестра. «Аве Мария»

Ход урока

 «Мира заступница, Матерь всепетая...»

Сегодня мы совершим путешествие во времени и пространстве и увидим, как на протяжении веков творцы, художники, композиторы, поэты воспевали прекрасный, божественный образ.

Сикстинская мадонна

Перед вами очень известная картина, но она может находиться и  в церкви, потому что изображает Божью Матерь с младенцем Иисусом.

Это алтарная картина называется «Сикстинская мадонна», она была написана итальянским художником 16 века Рафаэлем Санти

для капеллы монастыря Святого Сикста (отсюда название образа) и размещалась над алтарем.

В центре картины – Мадонна, Дева Мария, Богородица с младенцем Христом на руках. Эта картина вызывает у зрителей радость, любовь, трепет, покой, восхищение, преклонение....

Внимательнее вглядитесь в фигуру, лицо мадонны. Взгляд спокойный, видны нежность и доброта, спускается с небес на землю к людям, Божественные и человеческие черты.

Чтение стихотворения А. Толстого

Мадонна Рафаэля

Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила,

Любовь небесная затмила

Ее земную красоту.

 

А он, в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперед — и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

 «Сикстинская мадонна» - самая известная картина Рафаэля. В основу ее содержания художник положил библейскую легенду, которая прославляла великую силу материнства. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность, и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям. В облике Мадонны сочетаются величие и простота.

Обратите внимание на детали картины. Слева пожилой человек, смотрит на Марию, справа – женщина потупила взор, а внизу прелестные ангелочки.

Фигуры на картине образуют треугольник, поднятый занавес лишь подчёркивает геометрическое построение композиции.

Слева художник изобразил Папу Римского Сикста IV, земной владыка в волнении приложил одну руку к сердцу, а другой указывает путь к людям.

Вглядитесь, не замечаете необычной детали???

Шесть пальцев на руке у Папы Римского!!!

Сикст - по-латински шесть, художник изобразил его как-будто с шестью пальцами на руке, но это внутренняя сторона ладони.

Справа – Святая Варвара, она склонила голову в поклоне, выражая благоговение.

Мария - образ, в котором соединились и Пречистая Дева и Милующая Мать. Непорочная, Нетленная, Защитница, Помощница, Царица Небесная, Мадонна… Всепетая…

Богородице посвящено невероятное количество шедевров искусства живописи, скульптуры, поэзии, музыки….

На протяжении веков художники - творцы обращались к образу Девы Марии. Ведь творчество и есть искусство раскрытия души, способное открыть в наших сердцах "двери милосердия" и избавить от всякой нечистоты.

Вглядитесь в живописные полотна. Что объединяет эти произведения?

Образ Девы Марии соединяет земное и Божественное. Нежность, доброта во взгляде.

 

Творцы для создания образа Девы Марии использовали следующие средства выразительности: линии – мягкие, плавные; Цвет – мягкие тона, благородный цвет. Ритм изображения – размеренный, спокойный. Композиция – стройная, строгая.

- Какую музыку надо было бы сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования ею, которое передают нам художники? (Божественную, прекрасную, лирическую, нежную, напевную....)

"Аве, Мария"

"Аве, Мария" (лат. "Ave, Maria" — "Радуйся, Мария")

Изначально – приветствие архангела Гавриила Марии в момент благовещения.

В католической традиции – "Ave Maria", в православной – «Песни Пресвятой Богородице» («Богородице Дево, радуйся!»). Молитва эта одна из самых известных, с XI века к ней только добавляются отдельные слова.

На текст молитвы написано несколько десятков музыкальных произведений. Самые потрясающие примеры мелодий «Аве, Мария» связаны с необычными историями. У всех на слуху наиболее известные: «Ave, Maria» Баха-Гуно, Шуберта и Каччини, с которыми мы сегодня познакомимся.

«Ave, Maria» Каччини, Баха-Гуно, Шуберта.

Итак. Джулио Каччини. Итальянский композитор и певец, стоявший у истоков итальянской оперы.

Он жил в XVI - в начале XVII в.в.

Послушайте пьесу «Ave Maria» и подумайте, какие общие черты объединяют музыкальный и живописные образы.

Слушание. «Ave Maria» Каччини

Мелодия – певучая, распевная

Лад – минорный: светлая грусть

Ритм музыки – ровный, размеренный

Форма – ясная, строгая

- Наше путешествие продолжается. Перенесемся в Германию начала 18 века. Здесь великий композитор И.С.Бах

       

написал прелюдию, которая стала основой еще одной пьесы «Ave Maria».

 

Французский композитор Шарль Гуно

 уже в 19 веке добавил к прелюдии Баха свою мелодию, давайте послушаем.

Слушание. «Ave Maria» Баха-Гуно

- Сейчас мы услышим музыку, написанную австрийским композитором Ф. Шубертом в 19 веке.

Слушание. «Ave Maria»

Итак, мы услышали три произведения с одним и тем же названием «Ave Maria».

Их объединяет между собой:

Мелодия – певучая, распевная

Лад – мажорный. Иногда – минор: светлая грусть

Ритм музыки – ровный, размеренный

Форма – ясная, строгая

Слайд 9.Язык музыки и живописи.

Давайте сопоставим язык музыки и язык живописи. Творцы для создания образа Девы Марии использовали следующие средства выразительности:

Линия – мелодия

Цвет – тембр

Колорит – лад

Ритм музыки – ритм изображения

Форма – композиция

В мировом искусстве образу Богоматери в ряду так называемых «вечных» образов принадлежит одно из центральных мест. Образ Девы Марии в художественном воплощении разных эпох остается идеалом, соединяющем близкие (материнские) и в то же время непостижимые (Божественные, идеальные, космические) качества: Любовь и Милосердие, Мудрость и Красота, Утешение и Свет. Человечество в разные эпохи находило в Ее образе эстетический и духовный ориентир. Этот образ рождает чувство любви к природе, человеку, Богу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.