|
|||
Ход урока. Мадонна Рафаэля
Тема.Аккомпанемент симфонического оркестра. «Аве Мария» Ход урока «Мира заступница, Матерь всепетая...» Сегодня мы совершим путешествие во времени и пространстве и увидим, как на протяжении веков творцы, художники, композиторы, поэты воспевали прекрасный, божественный образ. Сикстинская мадонна Перед вами очень известная картина, но она может находиться и в церкви, потому что изображает Божью Матерь с младенцем Иисусом. Это алтарная картина называется «Сикстинская мадонна», она была написана итальянским художником 16 века Рафаэлем Санти для капеллы монастыря Святого Сикста (отсюда название образа) и размещалась над алтарем. В центре картины – Мадонна, Дева Мария, Богородица с младенцем Христом на руках. Эта картина вызывает у зрителей радость, любовь, трепет, покой, восхищение, преклонение.... Внимательнее вглядитесь в фигуру, лицо мадонны. Взгляд спокойный, видны нежность и доброта, спускается с небес на землю к людям, Божественные и человеческие черты. Чтение стихотворения А. Толстого Мадонна Рафаэля Склоняся к юному Христу, Его Мария осенила, Любовь небесная затмила Ее земную красоту.
А он, в прозрении глубоком, Уже вступая с миром в бой, Глядит вперед — и ясным оком Голгофу видит пред собой. «Сикстинская мадонна» - самая известная картина Рафаэля. В основу ее содержания художник положил библейскую легенду, которая прославляла великую силу материнства. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность, и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям. В облике Мадонны сочетаются величие и простота. Обратите внимание на детали картины. Слева пожилой человек, смотрит на Марию, справа – женщина потупила взор, а внизу прелестные ангелочки. Фигуры на картине образуют треугольник, поднятый занавес лишь подчёркивает геометрическое построение композиции. Слева художник изобразил Папу Римского Сикста IV, земной владыка в волнении приложил одну руку к сердцу, а другой указывает путь к людям. Вглядитесь, не замечаете необычной детали??? Шесть пальцев на руке у Папы Римского!!! Сикст - по-латински шесть, художник изобразил его как-будто с шестью пальцами на руке, но это внутренняя сторона ладони. Справа – Святая Варвара, она склонила голову в поклоне, выражая благоговение. Мария - образ, в котором соединились и Пречистая Дева и Милующая Мать. Непорочная, Нетленная, Защитница, Помощница, Царица Небесная, Мадонна… Всепетая… Богородице посвящено невероятное количество шедевров искусства живописи, скульптуры, поэзии, музыки…. На протяжении веков художники - творцы обращались к образу Девы Марии. Ведь творчество и есть искусство раскрытия души, способное открыть в наших сердцах "двери милосердия" и избавить от всякой нечистоты. Вглядитесь в живописные полотна. Что объединяет эти произведения? Образ Девы Марии соединяет земное и Божественное. Нежность, доброта во взгляде.
Творцы для создания образа Девы Марии использовали следующие средства выразительности: линии – мягкие, плавные; Цвет – мягкие тона, благородный цвет. Ритм изображения – размеренный, спокойный. Композиция – стройная, строгая. - Какую музыку надо было бы сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования ею, которое передают нам художники? (Божественную, прекрасную, лирическую, нежную, напевную....) "Аве, Мария" "Аве, Мария" (лат. "Ave, Maria" — "Радуйся, Мария") Изначально – приветствие архангела Гавриила Марии в момент благовещения. В католической традиции – "Ave Maria", в православной – «Песни Пресвятой Богородице» («Богородице Дево, радуйся!»). Молитва эта одна из самых известных, с XI века к ней только добавляются отдельные слова. На текст молитвы написано несколько десятков музыкальных произведений. Самые потрясающие примеры мелодий «Аве, Мария» связаны с необычными историями. У всех на слуху наиболее известные: «Ave, Maria» Баха-Гуно, Шуберта и Каччини, с которыми мы сегодня познакомимся. «Ave, Maria» Каччини, Баха-Гуно, Шуберта. Итак. Джулио Каччини. Итальянский композитор и певец, стоявший у истоков итальянской оперы. Он жил в XVI - в начале XVII в.в. Послушайте пьесу «Ave Maria» и подумайте, какие общие черты объединяют музыкальный и живописные образы. Слушание. «Ave Maria» Каччини Мелодия – певучая, распевная Лад – минорный: светлая грусть Ритм музыки – ровный, размеренный Форма – ясная, строгая - Наше путешествие продолжается. Перенесемся в Германию начала 18 века. Здесь великий композитор И.С.Бах
написал прелюдию, которая стала основой еще одной пьесы «Ave Maria».
Французский композитор Шарль Гуно уже в 19 веке добавил к прелюдии Баха свою мелодию, давайте послушаем. Слушание. «Ave Maria» Баха-Гуно - Сейчас мы услышим музыку, написанную австрийским композитором Ф. Шубертом в 19 веке. Слушание. «Ave Maria» Итак, мы услышали три произведения с одним и тем же названием «Ave Maria». Их объединяет между собой: Мелодия – певучая, распевная Лад – мажорный. Иногда – минор: светлая грусть Ритм музыки – ровный, размеренный Форма – ясная, строгая Слайд 9.Язык музыки и живописи. Давайте сопоставим язык музыки и язык живописи. Творцы для создания образа Девы Марии использовали следующие средства выразительности: Линия – мелодия Цвет – тембр Колорит – лад Ритм музыки – ритм изображения Форма – композиция В мировом искусстве образу Богоматери в ряду так называемых «вечных» образов принадлежит одно из центральных мест. Образ Девы Марии в художественном воплощении разных эпох остается идеалом, соединяющем близкие (материнские) и в то же время непостижимые (Божественные, идеальные, космические) качества: Любовь и Милосердие, Мудрость и Красота, Утешение и Свет. Человечество в разные эпохи находило в Ее образе эстетический и духовный ориентир. Этот образ рождает чувство любви к природе, человеку, Богу.
|
|||
|