Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИскусствоРусивторойполовины XV – XVII вв.



 

4 класс

ИскусствоРусивторойполовины XV – XVII вв.

Своеобразиерусскойархитектуры

1 урок

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.(смотрим картинки Владимиро-Суздальской арх-ры).

Успенский собор на Городке в Звенигороде — один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырехстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. (картинки).

Успенский собор — первый из четырёх полностью сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV - первой четверти XV века.

Подъем московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. (картинки). Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом.

В 1505—1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор.(картинки)Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы). Первоначально главы храма были крыты чернолощёной черепицей, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым[7].

В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).(картинки)Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась “бриллиантовым рустом”. Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”. Как показывают графические материалыГрановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв.

 

В 1485 году началось строительство новых кремлевских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия III в 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений — укрепленных монастырей, крепостей, кремлей. Были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525), Зарайске (1531), Можайске (1541), в Серпухове (1556) и т. д.

д/з – подготовить рассказ о кремлях.

 2 урок

Первые храмы на Руси старались повторять архитектуру Византии, откуда и пришло христианство. Постепенно храмовая архитектура приобретала самобытность, изменялась, добавлялись новые элементы и черты. В XV-XVII веке русская архитектура приобрела  ряд особенностей.

Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру издеревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода.В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями.

Шатровые храмы во многом определяли облик не только древнерусских сел, но и городов. Каменные церкви были редки, большая же часть храмов и в городах строилась из дерева. Вытянутые силуэты шатров хорошо выделялись из массы основной застройки.

Конструкция шатра обыкновенно очень проста. Несколько (чаще всего восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра. Снаружи шатёр обшивают досками и иногда покрывают лемехом( кровельный материал в виде небольших деревянных пластин. В современном храмовом строительстве и в зодчестве Древней Руси использовался для покрытия куполов, бочек, кокошников, луковичных главокправославных храмов.Изготовляется из осиновых дощечек, концы которых заостряются в виде ступенчатого клина (городчатый) либо имеют округлое или треугольное завершение. Профиль лемеха имеет выпуклую форму (сообразно покрываемой поверхности), что значительно усложняет его изготовление и повышает требования к качеству древесины. Длина одного элемента — до 50 см. Прибиваются рядами, внахлёст). Сверху на него ставится небольшая главка с крестом. Интересен факт, что в деревянных храмах шатёр делался глухим, отделяясь от интерьера храма потолком. Это вызвано необходимостью защитить интерьер храма от атмосферных осадков, при сильном ветре проникающих через покрытие шатра. При этом пространство шатра и храма эффективно вентилируются отдельно друг от друга.

Первым каменным шатровым храмом в России является Церковь Вознесения в Коломенском. Возведена в Коломенском в 15281532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[2] на правом берегу Москвы-реки. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами.Композиция шатровых храмов – примета Московской архитектуры второй половины XVI – начале XVII веков. Символическое значение шатрового купола — обозначение фигуры Богоматери, заступницы Руси.

Многоглавые храмы — еще одна особенность церквей данного периода, заимствованная из прошлого. Древнейшие многоглавые храмы Руси были деревянными. Многоглавие храмов — наиболее древняя из известных черт своеобразия русской христианской. Первые же храмы, поставленные после Крещения Руси, были многоглавыми. Символика, заложенная в форме русской храмовой главы: наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся. Если пологий византийский купол подобен краю солнца, лишь показавшемуся над горизонтом, то уже полуциркульный русский купол с заостренным к концу языком, подобен языку пламени, видимому над краем лампады. В «шлемовидном» куполе язык пламени становится более вытянутым и , наконец, в XVI-XVII веках форма главы приходит к маковке - символу свечи горящей и Солнца-Христа, Крестом искупившего нас.«Многосветность» храмов XVI - XVII вв. еще усилилась ярусами кокошников, имеющих подобно главам, форму пламени.

Именно многоярусные кокошники в форме пламени отличают еще один вид храмов, появившийся в конце 16-17 веке. Такие храмы называли огненными.  Кокошники могли быть полукруглыми (в виде нимбов), либо килевидными (как языки пламени). Они символизировали огненные небесные силы (ангелов, серафимов, херувимов...), а в целом -- огненный Престол Господень, на котором находился Глава церкви. Никакой конструктивной роли эти кокошники не имели. Они просто строились поверх храмового свода, чаще всего сомкнутого, т.е. опирающегося прямо на стены, а не на столбы.

Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России. Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века. Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная.

Храм Василия Блаженного представляет собой еще один новый тип храмов, распространившихся с 16 века на Руси. Это храмы, являющиеся памятникамиважнейшимисторическимсобытиям.

Д/з: найти храмы, которые являются памятниками историческим событиям (коротко рассказать о нем)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.