Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Функция музыкального искусства в обществе



Тема: "Функция музыкального искусства в обществе"

Музыка в системе искусств занимает особое место. О ней говорят как о наиболее чувственном из искусств. Существует прямо противоположная трактовка о музыке, как наиболее обобщенного и абстрактного искусства, которое можно сравнить с философией и математикой. Сочетание рационального и иррацинального, она поддается изучению и основана на законах красоты и гармонии.

Именно музыка может помочь человеку почувствовать и понять, что есть суть произведения в его выразительности. Музыке передает то общее, что понятно всем людям, и не конкретизирует свои образы, оперирует абстрактными понятиями.

Музыка окружает нас с самого рождения, воздействует на эмоциональный образный внутренний мир, расширяя и углубляя его. С одной стороны общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее самовыражения с другой (хоровое ансамблевое пение, инструментальное музицирования и т.д.) Способствуют развитию чувства сопричастности учащегося к музыкально-творческой деятельности, их единению в процессе общения с музыкой. 

Музыкальное искусство выполняет определенные общественные функции.

С позиции педагогики эти функции выступают как основные ориентиры при определении направленности музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.

А в содержательном отношении педагогики музыкального образовании наиболее близок подход классификации функций музыкального искусства.

Валентина Николаевна Холопова выделяет следующие функции:

· Коммуникативная функция

Рассматривая коммуникативную функцию искусства, В.Н. Холопова особо подчеркивает, что воздействие музыкального искусства «носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях личности. Особенностью музыки как самого непосредственно-эмоционального из искусств является то, что, благодаря силе индивидуальных ощущений, объективно-социальное содержание произведения приобретает для воспринимающего повышенную личную убедительность». При этом художник, по образному выражению Д.Д. Шостаковича, «…может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества». Известный советский художник Мартирос Сарьян утверждал, что искусство – это средство «духовного общения тысяч и тысяч людей».

· Функция отражения действительности[26]

Функция отражения действительности в музыке раскрывается В.Н. Холоповой в трех аспектах: как отражение идей, отражение эмоций, отражение предметного мира. В своем содержании и процессе музыкального образования они выступают в единстве. Вместе с тем в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся, уровнем их общего и музыкального развития на музыкальных занятиях акцент делается на определенном аспекте отражения действительности в искусстве.

Так, для учащихся начальных классов на первый план выступает отражение в музыке эмоционального состояния человека и мира, окружающего детей. Для подростков все большее значение приобретает раскрытие в музыке различных художественных идей. В общем музыкальном образовании функция отражения действительности всегда выступает в качестве сверхзадачи музыкальных занятий – раскрытия связи музыки с жизнью.

 

· Эстетическая функция

Эстетическая функция музыки, по мнению В.Н. Холоповой, может быть, прежде всего, раскрыта сквозь призму категорий «красота» и «гармония». «Красивое, прекрасное, гармоничное, соразмерное, - пишет исследователь, - всегда были важнейшими критериями музыкального сочинения, целью композиционного ремесла, руководящей задачей теории музыки». В этой связи важнейшая задача учителя видится в раскрытии красоты и гармонии, главным образом на уровне музыкального произведения. Перспективной и значимой представляется и проблема развития на уроках музыки эстетического отношения учащихся к музыке.

Эстетическое отношение к музыкальному искусству, как свидетельствует исследование А.Г. Бутник, представляет собой процесс взаимодействия субъекта с музыкой, при восприятии которой возникают эстетические чувства и оценка в соответствии со сложившимся в прошлом опыте идеальным представлением о прекрасном. Структура эстетического отношения включает в себя эстетическое восприятие, переживание и оценку.

Специфика этого отношения обусловлена особенностями музыкального искусства. Она проявляется в том, что: музыкальное восприятие, опираясь не только на музыкальный, но и жизненный опыт человека, протекает одновременно с другими психическими процессами (мышление, воображение, память и пр.); музыкальное переживание в процессе восприятия музыки, отражая ее содержание, включает и осознание ее ценности; базируясь на переживании, музыкальная оценка зависит от понимания и осмысления музыкального искусства. Критериями сформированности эстетического отношения, по мнению исследователя, являются: представления о совершенстве музыки с точки зрения прекрасного, удовлетворенность от восприятия произведений различных жанров; разносторонность восприятия; адекватность переживания; соответствие оценки содержанию музыкального произведения.

· Каноническая и эвристическая функции

Характеризуя каноническую и эвристическую функции искусства, В.Н. Холопова рассматривает их как диалектическую пару противоположностей. При этом автор видит предназначение каноничности в культурной преемственности, без которой не может быть культуры. Эвристика же проявляется в преобразовании традиций. Данная мысль может быть подтверждена высказыванием М. Волошина: «Ни исторические эпохи, ни исторические характеры никогда не угасают бесследно в жизни народов. В современности всегда присутствует все, из чего народ слагается исторически», преломленным через явления музыкального искусства и непосредственно музыкальное образование. Известный русский музыкальный критик Б. Асафьев писал: «Музыка не беднее всех прочих свидетелей славности русской истории и русского имени. Она тоже владеет своими кладами, сбереженными народом… Это, прежде всего, – отражение в напевах неколебимой совести предков, строивших русскую землю». Исходя из этого, есть основания в музыкально-педагогическом процессе рассматривать то или иное музыкальное явление с позиции взаимосвязи традиций и новаторства с целью создания в сознании учащихся целостной музыкальной картины мира.

Исследуя данную проблему по отношению к музыкальному образованию, следует обратить внимание на то, что в содержании учебных занятий феномены и явления музыкальной культуры возникают перед обучающимися зачастую стихийно, вне связи с прошлым и настоящим, что ведет к формированию обособленных калейдоскопических представлений о музыкальной культуре (об этом применительно к профессиональному музыкальному образованию пишет Т.Г. Мариупольская, но этот факт присутствует и в общем музыкальном образовании). Учителю-музыканту следует стремиться к формированию у школьников целостного музыкально-исторического сознания, т.к. каждое явление проходит этапы зарождения, становления, развития, расцвета, декаданса или преобразования в новое качество. Этот процесс реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся: в младших классах дети получают общие представления о музыке прошлых веков и музыкальном искусстве современности, в подростковом возрасте становится возможным освоение школьниками различных музыкально-исторических стилей, но наиболее полно данный подход применим в старших классах при изучении интегрированного проблемно-теоретического курса «Мировая художественная культура».

· Познавательно-просветительская функция

Раскрывая познавательно-просветительскую функцию музыки, В.Н. Холопова отмечает, что «музыкальные произведения, подобно любому явлению культуры, могут восприниматься в качестве документов эпохи. Они могут быть познавательны в различных ракурсах – историко-фактологическом, философско-мировоззренческом, этико-эмоциональном и т.д.». Еще в эпоху Великой французской буржуазной революции Давид в докладе Конвенту утверждал: «Искусства должны могущественным образом содействовать общественному просвещению». Реализация данной функции в музыкальном образовании находит отражение в тех теоретических и исторических знаниях, которые усваивают школьники на музыкальных занятиях. Речь при этом идет о приобретении живого творческого опыта общения с музыкой, в результате которого рождаются знания, обогащенные собственными чувствами, пережитыми в процессе музыкально-творческой деятельности ребенка как «композитора», исполнителя и слушателя.

· Общественно-преобразующая функция

Данная функция музыкального искусства представлена В.Н. Холоповой как интегрирующая в себе все другие функции. Другими исследователями предлагается называть ее социально-организующей функцией, что также правомерно. Данная функция имеет прямое отношение и к музыкальному образованию. Однако не следует говорить о ее исключительной социальной значимости, необходимо также выделять и личностно-преобразующую функцию музыкального искусства и музыкального образования.

 

· Личностно-преобразующая функция

Выделение данной функции обусловлено тем, что в последние десятилетия в музыкальном образовании все более утверждается личностно ориентированный подход, что дает возможность реализации в содержании процессе музыкальных занятий как общественно-преобразующей, так и личностно-преобразующей функции в их диалектическом единстве.

Преобразующее воздействие музыкального искусства на личность учащихся возможно в силу того, что, как отмечает М.С. Каган, оно придает творческий характер всем без исключения видам музыкальной деятельности. В процесс творчества активно включаются эмоциональная, интеллектуальная и волевая сферы личности школьника, которые и преобразуются в процессе общения с музыкой как с искусством. При этом на музыкальных занятиях фактически осуществляется полилог ученика с музыкой, с учителем, с другими учащимися. Таким образом, одно и то же музыкальное явление получает многогранное истолкование, в котором индивидуально-личностное его восприятие и осмысление становится лишь одним из возможных вариантов. Тем самым решается двуединая задача: с одной стороны, развивается способность ребенка к личностному субъективному восприятию искусства, с другой – исключается однозначность его трактовки. Благодаря этому, достигается включенность ребенка в социум, в котором он полнее и глубже осознает себя как личность и ощущает свою сопричастность к обществу. Будучи одним из видов искусства, музыка дает возможность учащимся не только познать специфику музыкального искусства, но и искусства в целом. Постигая природу одного вида искусства, они получают возможность сравнивать его с другими видами и тем самым выявлять в них общее и особенное. Музыкальная деятельность является деятельностью художественной и имеет многоаспектные связи с другими видами искусства в плане отражения окружающей жизни, идей, родства художественных образов, выразительных средств и т.д.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.