Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция № 9. по начальной профессиональной подготовке и введению в специальность для студентов специальности 40.02.02. «Правоохранительная деятельность». Структура личности юриста. как социально-исторический тип (к примеру, для соотношения качеств личности



  Лекция № 9

по начальной профессиональной подготовке и введению в специальность для студентов специальности 40.02.02. «Правоохранительная деятельность»

9. Структура личности юриста

Любая профессия, развитие которой прошло значительный путь, предъявляет к своим представителям серьезные требования, необходимые для решения профессиональных задач. Юриспруденция не является исключением. Несмотря на то, что юристы в современном обществе выполняют разнообразные задачи, можно выделить определенные качества личности, которыми должен обладать любой человек, занимающийся юридической деятельностью. Само же понятие «юрист» сформулировано профессором С. С. Алексеевым

1. Юрист — это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладающее профессиональными (фундаментальными и специализированными) правовыми знаниями и умеющее применять их в практической деятельности. Личность юриста может рассматриваться с трех позиций:

1) как социально-исторический тип (к примеру, для соотношения качеств личности советских и современных юристов);

2) как совокупность характеристик определенной группы людей, объединенных единой профессией с той или иной степенью общности (личность российских юристов, личность следователей и т. д.);

 3) на уровне личности отдельно взятого индивидуального юриста (судьи Иванова, юрисконсульта Петрова, оперуполномоченного Сидорова и др.). Эти качества, зачастую не имея нормативного закрепления, так или иначе отражаются во всех аспектах поведения юриста, в том числе в поведении за рамками служебной или рабочей деятельности. Система качеств личности юриста (профессиограмма) формируется из нескольких источников. К ним относятся: а) нормативные правовые акты, устанавливающие пределы профессионального поведения отдельных субъектов (например, полномочия следователя определяет Уголовно-процессуальный кодекс РФ);

б) уставы, инструкции, приказы, кодексы профессиональной этики и т. д., разработанные профессиональными сообществами (как государственными ведомствами, так и негосударственными организациями);

в) научные разработки, в свою очередь опирающиеся на мнение потребителей юридических услуг, результаты опросов и анкетирования, международные документы, исторический опыт и оценку своей деятельности от самих юристов. Свойства личности юриста могут быть одобряемыми (положительными), осуждаемыми (негативными) и нейтральными. Отдельные качества личности могут быть зафиксированы в нормативных документах и соответственно будут для их субъекта обязательными, иные же носят характер желательных, рекомендуемых. Разумеется, для представителей различных специальностей юридической профессии приоритетными могут быть различные свойства личности, однако вполне можно выделить усредненные качества, обладание которыми желательно для любого юриста. Наиболее значимые качества личности юриста можно условно разделить на несколько групп.

 1. Поскольку юристы заслуженно воспринимаются как одна из основ общества, каждый представитель юридической профессии в социальной среде должен вести себя нормативно.

Нормативность поведения — это осознанное соблюдение принятых и одобряемых обществом моделей поведения. Речь здесь идет не только о формальном исполнении правовых норм. Нормативность поведения во многом зависит от уровня и степени развития индивидуального правосознания. Юристу должен быть присущ наивысший уровень правосознания — профессиональный. Как гражданин, прошедший специальную подготовку, он должен обладать повышенным чувством социальной справедливости, стремлением оказывать помощь  гражданам, с достоинством противостоять негативным ситуациям (право-нарушениям и иным социально неодобряемым явлениям, например злоупотреблению спиртными напитками, проявлениям неуважения и грубости и т. п.). Зачастую формализованные нормы поведения фиксируются в специальных документах — кодексах профессиональной этики. Нормативность напрямую связана с социализацией — вовлеченностью юриста в структуру общества, способностью полноценно функционировать как в отдельных элементах общества (семье, профессиональных и иных коллективах), так и в обществе в целом. Отдельно стоит упомянуть о так называемой организационной социализации — умении адаптироваться в конкретной организации на своей должности. Это включает в себя понимание основных ценностей и целей организации, норм поведения (в том числе относительно внешнего вида), жаргона (профессиональной лексики); знакомство со спецификой собственной деятельности, налаживание профессиональных контактов с начальством, коллегами и иными лицами. Юрист должен стремиться к постоянному самосовершенствованию; уважительно, но критично относиться к авторитетам в своей области, уделять внимание и помогать начинающим свой путь в профессии коллегам. Как правило, профессиональный долг юриста не требует от него совершения подвигов, однако представители юридической профессии должны выступать в качестве эталона поведения для остального  общества. Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются противоположные осуждаемые качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, низкая дисциплинированность, склонность к алкоголизму, аморальный образ жизни и др.

2. Навыки социального взаимодействия, организации и управления. Рассмотренный выше процесс социализации невозможен без развитых навыков общения. В профессиональной деятельности юристам приходится взаимодействовать с самыми разными людьми, что требует определенной коммуникативной компетентности. Юрист должен быть способен устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры. Важным элементом рассматриваемой группы признаков являются понимание профессионалом  структуры процесса общения, владение как вербальными (речевыми), так и невербальными средствами общения, умение отделять правдивые показания от  ложных. При взаимодействии с другими людьми необходим высокий  уровень эмпатии – способности эмоционально воспринимать переживания собеседника. Однако уровень эмпатии должен контролироваться: излишнее сопереживание может навредить объективности принятия решений. Юристам  часто приходится выступать перед различными группами людей, что предполагает навыки публичного выступления, правильность, четкость, точность, ясность, понятность, гибкость, убедительность, выразительность и образность устной речи. Общение юриста с другими лицами не ограничивается устной речью. Юрист должен свободно владеть образной письменной речью, уметь донести с помощью нее свою точку зрения до адресата, при этом описывать различные ситуации предельно конкретно и содержательно.

 В конфликтных ситуациях юрист обязан избирать и проводить адекватную линию поведения, стратегию коммуникативного взаимодействия, обладать гибкостью, способностью в зависимости от складывающихся обстоятельств изменять стиль общения, оказывать управляющее воздействие на партнера по общению, для чего необходимы адекватная самооценка и зачастую развитое чувство юмора.

Развитые коммуникативные способности позволяют осуществлять организационную деятельность. Большое значение в деятельности юриста имеют организационно-управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда  в целом. В силу этого юристам, особенно управленческого звена, помимо иных профессиональных свойств необходимо иметь и организаторские качества.  К ним относятся активность в решении вопросов, чувство ответственности (не только за свои действия, но и за действия коллег и подчинённых), уважительное отношение к людям.

 Профессиональный юрист должен содействовать согласованию общественных, групповых и индивидуальных интересов, формированию и поддержанию правовой культуры общества, без которой невозможны правовое государство и гражданское общество.

 Негативными качествами личности, затрудняющими процесс социального взаимодействия, являются замкнутость, повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения; пассивность, безответственность; избыточная мнительность, тревожность; сниженный интеллект, завышенная самооценка; властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

3. Когнитивные (познавательные) возможности юриста предполагают глубокие знания носителя юридической профессии не только предмета его специализации, но и многих других областей знания, как правовых, так и иных. Держать в памяти содержание абсолютно всех правовых норм невозможно, однако юрист должен уметь ориентироваться в самых разных ситуациях, что предполагает обращение к различным правовым отраслям. Так, следователю, в чью формальную компетенцию  входит знание норм публичного права, придется крайне тяжело, если он не владеет нормами частного права, незаменимыми при расследовании преступлений экономического характера.

Познавательные способности относятся и к обучению. Образование рассматривается как фактор социального развития личности. Самостоятельное обучение юриста также предполагает постоянное поддержание и повышение его квалификации. Оно может носить самые разнообразные формы: от посещения семинаров, открытых столов, конференций и до чтения специализированной литературы, общения с коллегами. Квалифицированный юрист должен быть восприимчив к новому, не должен отказываться от получения опыта.

 Как и любой другой специалист, юрист должен обладать аналитическим складом ума. Анализ – это «категория, отражающая закономерности мысленного расчленения  объекта познания на его отдельные части (свойства); выделение   в сознании тех или иных сторон исследуемого целого». В юридической деятельности аналитические способности позволяют отсеивать наиболее перспективные фрагменты  информации, структурировать их и в итоге принять эффективное решение. Квалифицированные адвокаты иногда способны развернуть ход дела путем акцентирования внимания на определённых доказательствах, изложения их в иной последовательности или под определенным углом.

 Юрист должен обладать хорошей (в том числе быстрой) памятью и уметь не только концентрировать внимание, но и быстро переключаться на различные направления деятельности.

 Пониженные умственная работоспособность, познавательная активность, интеллект, неразвитое  воображение, слабая память являются качествами, несовместимыми с высокой эффективностью профессионального труда юриста.

4. Эмоционально-волевые характеристики юриста представляют  собой комплекс психических свойств, включающий высокую работоспособность, стрессоустойчивость, уравновешенность, умение выбирать разумные цели и достигать их. Рассматриваемая группа качеств личности предполагает высокий уровень работоспособности, включающий  психическую и физическую выносливость. Многим  представителям юридической профессии порой приходится работать за пределами обычного рабочего дня, сохраняя при этом полную ясность сознания, скорость реакций и общий уровень жизнестойкости. Под жизнестойкостью понимается общая мера психического здоровья личности, способность преодолевать кризисные ситуации, мобилизовать свои силы, избегать крайностей, сохранять ориентацию на сбережение собственного здоровья, личностных ресурсов.

 Юрист –профессионал должен обладать высокой фрустрационной толерантностью, то есть устойчивостью к неблагоприятным воздействиям, в том числе к собственным ошибкам, критик е, случайным неудачам, проблемам в общении.

 На эмоционально-волевые качества личности юриста оказывают большое воздействие физиологические свойства организма: сила, физическая выносливость, подвижность, активность, динамичность нервных процессов. Несмотря на то, что юристы относятся к работникам интеллектуального труда, подержание физической формы для ряда представителей юридической профессии (например, некоторых сотрудников органов внутренних  дел) является нормативно закрепленным требованием. Для остальных это способствует выполнению профессиональных функций.

 Важным качеством любого профессионала является умение контролировать свои поведенческие эмоции, сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции, в любых ситуациях «сохранять лицо». Соответственно, отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог стрессоустойчивости, сниженная фрустрационная толерантность, избыточная эмоциональная напряженность, агрессивность, импульсивность поступков, невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов.

 Совершенствование личных и профессиональных навыков позволяет достигать высот профессии, реализовать себя в ней. Только постоянное обновление знаний, развитие навыков, постоянная самооценка качества и отношения к работе, внутренний контроль позволяют поддерживать и развивать профессионализм на уровне изменяющихся требований общества и государства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.