Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Традиционная кукла в системе дополнительного образования детей»



Статья

 «Традиционная кукла в системе дополнительного образования детей»

Автор;Овчинникова Татьяна Аркадьевна, педагог дополнительного образования, высшей категории, ГБУ ДО Дом детства и юношества Приморского района г. Санкт-Петербурга

 

Современные тенденции таковы, что сейчас отмечается интерес к образованию, центральным звеном которого являются личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2.п.1), «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» акцентируется внимание на значимости усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, носителями которых являются объекты народного творчества. В «Концепции художественного образования в Российской Федерации» и «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подтверждается актуальность художественного и технологического образования молодого поколения на основе лучших образцов народной культуры.

Культурные традиции, передаваемые через поколения посредством игрушки, дошли до наших дней в наибольшей мере через текстильные изделия. Текстильная игрушка - наиболее популярная игрушка, является более признанной для практической работы с детьми. Процесс обучения изготовлению традиционной текстильной игрушки является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Уникальными исследованиями тряпичной куклы являются работы Г. Л. Дайн. Практический материал по изготовлению кукол, её духовной значимости в воспитании детей представлен в книгах И. В. Андреевой, А. О. Гавриловой, З.И. Зиминой, И.Н. Котовой, А.С. Котовой.

В современном мире куклы используются как игрушки, так как истинное назначение кукол утеряно. В последнее время люди озадачились вопросом о возрождении традиционных кукол. Ведь именно они воспитывали ребенка, развивали его и многое могли рассказать о жизни наших предков, но, к сожалению, из–за небрежного отношения к собственной культуре и традициям многое утеряно безвозвратно. Данная статья поможет сохранить маленькую часть того интереснейшего мира, который создавали и бережно хранили наши прадеды и о котором, к сожалению, уже не помнят наши родители.

Цель:

Изучение формирования у обучающихся духовно нравственных ценностей на основе изучения истории, культуры и традиций славянских народов посредством изготовления народной куклы, возрождение традиционного искусства.

Задачи:

· познакомить с историей народной игрушки, технологией изготовления традиционных народных кукол;

· познакомить обучающихся с видами традиционных тряпичных кукол:

· познакомить обучающихся с детским народным календарём и традиционными тряпичными куклами по временам года;

· познакомить с историей народного костюма, его видами и элементами;

· научить основным видам вышивки (простейшие и счётные швы) для украшения предметов костюма;

· формировать стремление самостоятельно приобретать знания, умение наблюдать, обобщать;

Дети и игрушки неразлучны: во все времена и решительно всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки. Они стали неотъемлемой частью жизни, глаза привыкли к ним, как к чему-то обыденному [1]. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа [2].

Народные игрушки – это не те, которые создаются на фабриках и заводах.

Первую народную игрушку сделал еще Древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из оставшейся глины сделал дочке куклу. Народная игрушка есть в любой стране, и у каждой - свой национальный характер, потому что в игрушках отражается человеческая история.

Несмотря на то, что термин «традиционная кукла» широко используется в различных источниках, мы не нашли его точного определения. Для некоторых это куклы, одетые в стилизованный русский народный костюм. Для других, куклы, бытовавшие в культуре традиционного крестьянства. Третьи считают традиционными кукол, сделанных в современных условиях носителями традиционного сознания.

Наш дальнейший разговор пойдет о русской тряпичной кукле, которая была распространена во многих деревнях. Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью традиционных приемов. В каждой местности были свои способы их изготовления. В любой самодельной игрушке отразились лучшие черты русских людей: они простые, жизнерадостные и мирные.

До наших дней сохранилась лишь малая часть текстильных игрушек из-за недолговечности материала, что существенно обедняет представления о стилистики текстильной игрушки. В. С. Воронов, А. И. Некрасов, Н. Д. Бартрам, А. В. Бакушинский, А. И. Деньшин, Л. Г. Оршанский - все они являются первыми собирателями коллекций народных кукол, именно ими написаны первые книги и проведены первые научные исследования традиционной игрушки как области русского народного искусства.

Первых тряпичных кукол ребенку шили матери, старшие сестры, но чаще бабушки и прабабушки. С пяти-шести лет дети сами делали игрушки - учились владеть инструментом, а в качестве материала использовали все, что находили на улице, во дворе, в доме, что уже не нужно в хозяйстве.

Таким образом, традиционная тряпичная кукла была многофункциональной. В одном и том же облике кукла могла выполнять разные роли оберега, предмет магии, праздничного подарка, свадебного атрибута, средства воспитания и детской игры.

С 1960-х годов, когда производство игрушек из полимерных материалов перешло в массовое производство, традиция изготовления домашней текстильной куклы почти угасла.

В настоящее время традиционная кукла достаточно широко представлена почти на всех мероприятиях, связанных с народной культурой. Это говорит о том, что традиционная кукла заняла сегодня своё место в общественном контексте и её по праву можно называть явлением современной культуры, одним из символов интереса к прошлому и традиционной народной культуре.

Со временем народная кукла претерпела свои изменения, но, при всех утратах, дополнениях и обновлениях, осталась простой и лаконичной.

Она не только игровой объект и забава, средство воспитания и обучения, но и повод к самостоятельному творчеству [3].

Народная игрушка соответствует разным педагогическим задачам:

Воспитательные задачи:

· пробуждать интерес и уважительное отношение к народным традициям и обычаям;

· формировать потребность в творчестве, интересном и познавательном досуге;

· воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность;

· воспитывать художественный вкус, интерес ко всему прекрасному, и, в первую очередь, к миру рукотворной куклы;

· способствовать становлению и сплочению коллектива.

· воспитание интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, патриотизма;

Развивающие задачи:

· создать для каждого воспитанника эстетическую развивающую среду с общей тематикой «Традиционная народная кукла»;

· развивать у воспитанников способности к свободному мышлению, создавать творческие работы на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;

· пробуждать интерес к исследовательской работе в области этнографии. Изучать методику сбора этнографического материала во время летних каникул;

· развивать мелкую моторику рук и глазомера;

· развивать внимание, память, творческие способности и фантазию у детей;

· формировать умение планировать работу и самостоятельно контролировать её поэтапное выполнение.

· Таблица 1. Виды народных кукол, с которыми проводится работа с обучающимися.

  Детские обереги и куклы:
Пеленашка.
Кувадка
Утешница
Девкина забава или Подружка-Плакушка
Мамушка
  Традиционные куклы к календарным праздникам:
«Рождественский Ангел»
Кукла «Коляда»
Кукла «Крестец»
Кукла «Домашняя Масленица»
Кукла «Вербная»
Кукла на пасхальное яйцо
Пасхальная голубка
Кукла «Птичка»
Кукла «Веснянка»
Купавка
Кукла «Рябинка»
  Традиционные обрядовые куклы:
Свадебные куклы
Неразлучники
Мировое дерево
Ведучка
Куколка на счастье
«Птица-Радость»

 

· Такие самоделки просты в исполнении и не требуют навыков мастерства, как игрушки народных художественных промыслов. Притом их изготовление развивает многие другие умения, раскрывает разные приемы овладения материалом и способы его претворения [2].

· Кукла в современном обществе активно включена в педагогический процесс. Неслучайно, что значительная часть тех, кто работает с народной куклой, — педагоги. Кукла помогает им не только научить детей творчеству, привить технологические навыки работы с текстильными материалами, но и позволяет приобщить ребёнка к миру народной культуры, народному мировосприятию. Так как традиционная кукла выступает важным элементом народной педагогики, обрядовой культуры, она позволяет современному педагогу использовать и социальный опыт народа, и этику социальной коммуникации.

· Народная тряпичная кукла дает сегодня блестящие уроки техники и технологии, формообразования и художественного конструирования из ткани. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы [4]. Народная игрушка знакомит с национальной историей, развивая патриотизм и гражданские чувства [5].

· Сегодня полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса младших школьников.

В структуре Базисного образовательного (учебного) плана выделяются три части: инвариантная часть; вариативная часть; внеурочная деятельность. При этом в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание и определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная работа, внеклассная работа, по мнению В.В. Давыдова- это составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся.

В рамках ФГОС НОО «внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении» [6].

Внеурочная деятельность имеет свои особенности:

а) отсутствие жесткой регламентации: возможно максимально полно опираться на инициативу самих детей, что позволяет выбирать как содержание, так и формы, средства и методы ведения воспитательной работы;

б) большая ответственность педагога: приходится, ориентируясь на направления воспитательной деятельности и потребности детей, самостоятельно формировать ее содержание без опоры на базовые планы и программы;

в) отсутствие контроля за результатами работы: с одной стороны, это затрудняет оценку деятельности педагога, а с другой - дает возможность создать более естественную обстановку и неформальное общение;

г) проведение во внеучебное время (на переменах и после уроков, в праздничные и выходные дни, на каникулах);

д) широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Кружок - наиболее распространенная и традиционная форма добровольного объединения детей в учреждениях Дополнительного образования. Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях проводится с целью:

• расширения, углубления и компенсирования предметных знаний;

• приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;

• расширения коммуникативного опыта;

• организации детского досуга и отдыха.

Результатом работы кружка, чаще всего, является выставка работ учащихся, организуемая в конце учебного года, а также знания, умения, навыки детей по предмету.

Успех работы кружка, заинтересованность младших школьников в занятиях зависят не только от личностных качеств и профессиональной квалификации педагога, но и от степени активного участия в работе кружка самих детей.

В начальной школе кружок является наиболее приемлемой формой внеурочной деятельности, что отвечает начальному уровню образовательного процесса в рамках основной образовательной программы учреждения.

Данная статья была посвящена проблеме формирования у младших школьников представлений о Традиционной народной кукле.

Библиографический список

1. Игрушка. Ее история и значение. Сборник статей под ред. Н.Д. Бертрама - М.: Типография т-ва И.Д. Сытина, 1912. - 245 с.

2. Дайн Г.Л. Как войти в народную культуру. Экспедиционные и методические материалы, исследования, статьи. 1990-2014. - Сергиев Посад: Цветографика, 2015. - 292 с.

3. Ковычева Е.Н. Народная игрушка: учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 159 с.

4. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла: Культура, традиции, технология. - М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.

5. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами. - Волгоград: Учитель, 2010. - 141с.

6. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785).

7. Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2х томах/ под ред. д.п.н., профессора Г.Н. Никольской. том 2. - М.: Кумир, 200­368 с.

8. Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.

9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.

10. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: Легкая промышленность,

1981. - 191 с.

11. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. - Хотьково Сергиев Посад, 2010. - 183с.

12. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учеб. Пособие для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 118 с.

13. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М.: Народное образование, 1998.

14. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: Паритет, 2003. - 240 с.

15. Кутрухин И.П. Роль кружков в развитии младшего школьника // Начальная школа. - 1993. - № 1 - с. 14-15

16. Лутцева Е.А. статья «От трудового обучения к начальному технологическому образованию младших школьников» печ. изд. Эксперимент и инновации в школе, 2011. - №1, с. 28-32.

17. Мишина М.А. Ляльки. Куклы. Куклаки: Тряпичные куклы России. Традиция и современность. - СПб, 2015. - 172 с.

18. Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре: кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма. - М.: Индрик, 2011. - 351 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.