Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах



 

Сборник

Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru

Издание: Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах, М.,1962

Книга в сети: http://militera.lib.ru/h/sovaviation/index.html

Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)

 

Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах, М.,1962 (Главный штаб Военно-воздушных сил. Экз. №34)

От редакции: Военно-исторический труд «Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах» является первой крупной работой, в которой имеются единые достоверные, наиболее ценные обобщенные цифровые материалы по вопросам состояния, развития и боевым дейст-виям советской авиации в годы минувшей войны. В работе основное внимание уделяется освещению вопросов развития, ведения и обеспечения боевых действий советских Военно-воздушных сил. Одновременно с этим в ней приводятся некоторые важнейшие цифровые материалы по Дальней авиации, истребительной авиации ПВО страны, авиации Военно-морского флота, Гражданскому воздушному флоту и немецко-фашистской авиации. Наличие труда с важнейшими цифровыми материалами о советской и немецко-фашистской авиации будет способствовать дальнейшему улучшению обучения и воспитания личного состава, а также развертыванию военно-научной работы в Военно-воздушных силах. Одновременно с этим он может оказать помощь генералам и офицерам других видов Вооруженных Сил, интересующихся историей авиации, и при создании военно-исторических трудов, в которых будут освещаться боевые действия советской авиации в годы минувшей войны. Настоящий труд разработан на основании изучения и обобщения большого количества под-линных архивных материалов, хранящихся в архиве Министерства обороны, архивах Генерального штаба, Военно-морского флота и Гражданского воздушного флота. Кроме того, были использованы некоторые отчетные и итоговые материалы за минувшую войну, хранящиеся в Главном штабе и управлениях Военно-воздушных сил.


Главный штаб Военно-воздушных сил

 

Экз. № 34

 

СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах

 

1962 г.

 


 

В разработке материалов труда принимали участие: генерал-майоры авиации Кожевников М.Н.[1], Кондратьев Н.Я., генерал-майор ИТС Квасов Г.З., генерал-майор м/с Бабийчук А.Н., полковники Жданов И.И., Лукашин В.И., Марченков В.М., Никифоров В.Г.[2] (руководитель авторского коллектива), Сырцов Д.Д., Чичкин И.Д., Шопин Н.М., Цыкин А.Д.[3], полковники запаса Браунштейн М.П., Воронин М.Н., Першин П.В., Танасейчук С.И., Фролов С.И., инженер-полковник Тимошков Я.Е., инженер-полковники запаса Майзенберг И.М., Нефедов Д.И., Осокин Ю.В., Сперанский В.М., полковник м/с Быков П.К., подполковники Дубровский Л.С., Кудлович В.А. и Кисовская Г.А.

Кроме того, в просмотре и подготовке замечаний по главам и разделам труда принимали участие: генерал-полковник авиации Полынин Ф.П.[4], генерал-лейтенанты авиации Остроумов Н.Н., Беляков А.В., Кобяшов Н.А., Матвеев А.А., Пестов С.А., Серебряков Н.Г., генерал-майоры авиации Болдырев И.В., Васильев А.А., Барковский В.А., Башкиров В.Ф., Невзоров П.П., Холопцев С.Н., генерал-майоры ИТС Костенко И.П., Терский Р.С., инженер-полковники Ермаков К.В., Николаев И.С., Шевелько П.С., Полонский В.А., Кирилов Г.Н. и подполковник Клынин А.И.

 


Введение

Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз, была суровым испытанием для народа, армии, в том числе и авиации. В условиях внезапного нападения фашистской авиации и понесенных больших потерь в боевых самолетах в первые дни войны советская авиация сумела сохранить боеспособность и оказать упорное противодействие вражеской авиации и ощутимую поддержку нашим сухопутным войскам.

Летом и осенью 1941 года в ходе ожесточенной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками советская авиация оказала значительную помощь оборонявшимся сухопутным войскам и флоту в уничтожении войск и техники противника, а также нанесла большие потери его авиации. Зимой 1941-1942 гг. сухопутные войска при активной поддержке авиации нанесли серьезное поражение вражеским группировкам под Москвой. В результате этой победы был окончательно сорван план молниеносной войны и развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии и авиации. В ходе непрерывных боев советской авиацией и зенитной артиллерией в 1941 году было уничтожено 4 200 самолетов противника и впервые за время войны было завоевано господство в воздухе на московском направлении. Одновременно с этим Дальней авиацией был нанесен ряд ударов по военно-промышленным объектам противника в глубоком тылу и по столице фашистской Германии – Берлину.

Боевые действия советской авиации летом и осенью 1942 года также осуществлялись в условиях сложной наземной и воздушной обстановки. Несмотря на большое превосходство противника в силах на земле и в воздухе на направлении главных ударов советские войска при активной поддержке авиации с воздуха измотали, обескровили и остановили наступление противника на Дону, под Сталинградом и на Кавказе. В течение 1941-1942 гг. советской авиацией произведено более 1 300 000 боевых самолето-вылетов, сброшено свыше 6 200 000 бомб общим весом 218 386 тонн. За это время нашей авиацией и зенитной артиллерией было уничтожено 15 750 фашистских боевых самолетов. Кроме того, противнику были нанесены большие потери в живой силе и технике.

С поступлением на вооружение советской авиации все большего количества новых типов самолетов боеспособность ее непрерывно возрастала. В 1942 году труженики тыла почти в два раза увеличили выпуск новых типов самолетов, что позволило к концу первого периода войны увеличить их удельный вес в составе ВВС КА с 20 до 70%. Из ВВС фронтов и армий были созданы воздушные армии, а также улучшена оргструктура авиационных соединений и частей. Повысилось мастерство летного состава. Командование, штабы и личный состав советской авиации приобрели большой опыт в организации, ведении и обеспечении ее боевых действий. Все это к концу первого периода войны привело к изменению соотношения сил сторон в пользу советской авиации. Были созданы условия для коренного перелома в ходе войны на земле и в воздухе в пользу советских Вооруженных Сил. Это было убедительным доказательством преимущества советского государственного и общественного строя, превосходства плановой экономики страны и мудрого руководства Коммунистической партии.

 

 

Военно-исторический труд «Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах» состоит из семи глав.

 

В первой главе труда «Основные итоговые данные о советской и немецко-фашистской авиации» имеются важнейшие цифровые материалы, характеризующие в основном состояние, развитие и боевые действия советской авиации по годам и за всю Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. в целом.

В таблицах этой главы приводятся данные о количественном составе боевых самолетов, двигателей и боеприпасов промышленностью СССР; количестве боевых самолето-вылетов, расходе горючего, боеприпасов; потерях советской, немецко-фашистской армии за годы минувшей войны и героизме личного состава ВВС КА. Кроме того, в этой главе помещены обобщенные материалы о подготовке кадров, резервов и работе служб по обеспечению боевых действий авиации и другие обобщенные материалы.

 

Во второй главе труда «Боевой и численный состав советской и немецко-фашистской авиации» помещены цифровые материалы о боевом и численном составе воздушных армий (ВВС фронтов), Дальней авиации, истребительной авиации ПВО Страны, авиации Военно-морского флота, Гражданского воздушного флота и немецко-фашистской авиации по периодам войны, кампаниям и некоторым важнейшим операциям.

В таблицах главы имеются данные о группировке советской авиации по важнейшим направлениям, изменении ее численности к началу каждой кампании минувшей войны. По каждой воздушной армии (ВВС фронта), фронтовой и другим видам авиации имеются сведения о наличии авиационных соединений, частей и самолетов по родам авиации, общего количества авиационных полков, вооруженных старыми и новыми типами самолетов; количество исправных и неисправных самолетов и боеготовых экипажей по родам авиации для ведения боевых действий днем и ночью и другие сведения.

Все это дает возможность сделать анализ о состоянии и соотношении сил авиации сторон к началу важнейших операций, всех кампаний и периодов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

В следующей главе «Качественный состав самолетного парка советской авиации» приведены цифровые материалы, характеризующие сравнительно быстрый рост качественного состава самолетного парка всей советской авиации, особенно ВВС КА действующей армии по всем кампаниям и периодам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Имеющиеся цифровые материалы дают возможность проследить за качественным развитием видов и родов авиации в ходе войны, что было одним из важнейших условий повышения ее боеспособности и обеспечения успешного выполнения боевых задач.

Кроме того, имеется возможность определить качественный и количественный состав импортных типов самолетов, удельный вес которых в составе советской авиации был незначительный. К началу контрнаступления под Москвой удельный вес их в составе авиации фронтов составлял 0,83%, а с лета 1942 года до конца 1943 года увеличился до 6-7%. В связи с низкими боевыми качествами импортных самолетов и большими потерями летного состава их обычно направляли в тыловые части истребительной авиации ПВО. С лета 1942 года до 1 января 1944 года количество импортных самолетов в составе истребительной авиации ПВО увеличился с 401 до 1122, в том числе не менее 95% устаревших типов (Харрикейн, Томагаук, Киттихаук).

 

Поступление самолетов, двигателей и боеприпасов от советской авиационной промышленности и импортных самолетов; летно-тактические данные советских и немецких самолетов; тактико-технические данные вооружения, оборудования самолетов, средства связи и боеприпасов советской авиации показываются в четвертой главе настоящего труда «Поступление авиационной техники, ее летно-тактические и тактико-технические данные».

Имеющиеся в этой главе цифровые материалы дают возможность определить количество и качество советской и иностранной техники, поступавшей на вооружение авиации в 1941-1945 гг.; анализировать качество советских, немецких, американских и английских самолетов по родам авиации. Удельный вес устаревших американских и английских истребителей от общего количества поступивших в СССР за 1941-1945 гг. составлял 35.7%, а в наиболее трудный период войны (до 1943 года) количество устаревших типов самолетов было максимальным и доходило до 94%.

 

В следующей главе «Подготовка кадров и резервов Военно-воздушными силами» показывается работа личного состава ВВС внутренних военных округов, академий, летных и технических учебных заведений по подготовке командных, инженерных, летных и технических кадров по специальностям в 1941-1945 гг. За это время для ВВС КА и других видов авиации было подготовлено и переподготовлено более 300 000 человек. Кроме того, имеются некоторые данные о численности и укомплектованности ВВС генералами и офицерами, их военном и специальном образовании, партийности, национальности, возрасту, стажу работы и наличию опыта, полученного в ходе минувшей войны.

 

В шестой главе труда «Итоги боевых действий. Героизм личного состава ВВС КА и Дальней авиации» – приводятся данные о количестве боевых самолето-вылетов по видам советской авиации и распределению их по задачам за 1941-1945 гг. Кроме того, там имеются некоторые данные о самолето-пролетах немецко-фашистской авиации. Во втором разделе главы приводятся данные о боевых потерях в самолетах советской и немецко-фашистской авиации по данным штабов видов авиации и Главного разведывательного управления Генерального штаба.

Обобщенный в первом и втором разделах главы материал указывает на то, что в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. советская авиация оказала значительную помощь сухопутным войскам, флоту и партизанам в разгроме немецко-фашистской армии и особенно авиации. За это время она произвела 3 808 136 боевых самолето-вылетов, сбросила на войска, аэродромы и военные объекты тыла противника около 700 000 тонн бомб. Советской авиацией и зенитной артиллерией было уничтожено около 53 000 немецких боевых самолетов. Одновременно с этим немецко-фашистской армии были нанесены большие потери в технике и живой силе.

В последнем разделе имеются сведения о героизме личного состава ВВС КА: присвоении авиационным частям и соединениям званий «гвардейских», почетных наименований и награждении их орденами; данные о награждении орденами и медалями СССР личного состава ВВС; количестве награжденных и наград, а также о присвоении званий Герой Советского Союза.

 

В последней главе труда «Работа служб по обеспечению боевых действий Военно-воздушных сил Красной Армии» помещены некоторые наиболее ценные данные, характеризующие работу личного состава, служб. Например, в разделе «Воздушная разведка» имеются данные о боевом и численном разведывательной авиации по фронтам и за ВВС в целом на некоторые даты 1941-1945 гг.; общее количество самолето-вылетов на воздушную разведку по годам, данные о ведении воздушной разведки по некоторым операциям, итоги работы аэрофотослужбы и о подготовке кадров для разведывательной авиации в годы минувшей войны. В следующих разделах приводятся данные по штурманскому, метеорологическому, материальному и инженерно-аэродромному, инженерно-авиационному, медицинскому обеспечению боевых действий Военно-воздушных сил Красной Армии.

 

Военно-исторический труд «Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах» является первой крупной работой, в которой имеются единые достоверные, наиболее ценные обобщенные цифровые материалы по вопросам состояния, развития и боевым действиям советской авиации в годы минувшей войны. В работе основное внимание уделяется освещению вопросов развития, ведения и обеспечения боевых действий советских Военно-воздушных сил. Одновременно с этим в ней приводятся некоторые важнейшие цифровые материалы по Дальней авиации, истребительной авиации ПВО страны, авиации Военно-морского флота, Гражданскому воздушному флоту и немецко-фашистской авиации.

 

Наличие труда с важнейшими цифровыми материалами о советской и немецко-фашистской авиации будет способствовать дальнейшему улучшению обучения и воспитания личного состава, а также развертыванию военно-научной работы в Военно-воздушных силах. Одновременно с этим он может оказать помощь генералам и офицерам других видов Вооруженных Сил, интересующихся историей авиации, и при создании военно-исторических трудов, в которых будут освещаться боевые действия советской авиации в годы минувшей войны.

 

Настоящий труд разработан на основании изучения и обобщения большого количества подлинных архивных материалов, хранящихся в архиве Министерства обороны, архивах Генерального штаба, Военно-морского флота и Гражданского воздушного флота. Кроме того, были использованы некоторые отчетные и итоговые материалы за минувшую войну, хранящиеся в Главном штабе и управлениях Военно-воздушных сил.


[1] Автор книги «Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Изд. 2-е, испр. и доп. М., Наука, 1985, 288 с.

[2] Автор книги «Боевые действия Военно-воздушных сил в битве под Сталинградом: Оперативно-тактический очерк». М., Воениздат, 1952, 144 с.

[3] Автор книги «От «Ильи Муромца» до ракетоносца. Краткий очерк истории Дальней авиации». М., Воениздат, 1975, 252 с.

[4] Бывший командующий 6-й воздушной армией. Автор книги «Боевые маршруты». М., Воениздат, 1972, 392 с. (Военные мемуары).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.