|
|||
СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИСОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ Социология журналистики является отраслевой социологией. Так как журналистика является коммуникативной системой, то социология коммуникации стала наиболее близкой для социологии журналистики отраслью, и чаще всего эти два направления рассматриваются как единое целое. Социология журналистики, так же, как и социология коммуникации, изучает социальную коммуникацию. Рассматривается она в двух основных направлениях: · Межличностная коммуникация; · Массовая коммуникация. К массовой коммуникации относятся средства связи, средства массовой информации, реклама, социальные сети и глобальная сеть Интернет. Относительно предмета социологии журналистики логичнее будет говорить именно о социологии массовой коммуникации. Иногда некоторыми исследователями в этом контексте употребляется термин «социология массмедиа». Социология массовой коммуникации довольно близка к социологии журналистики, но не в полной мере совпадает с ней. С одной стороны, предмет социологии массовой коммуникации обширнее (включает в себя все виды массовой коммуникации, не только средства массовой информации, но и рекламу, паблик рилейшнз – связи с общественностью и прочее). Таким образом, социология журналистики – это отрасль социологии, которая изучает закономерности и особенности функционирования средств массовой информации в обществе во взаимодействии их с аудиторией, издающими, руководящими и финансирующими структурами, их строение, деятельность и условия деятельности на основе методов, которые были приняты социологической наукой. Предмет социологии журналистики – функционирование в обществе средств массовой информации как социальной актуальной оперативной массинформационной системы. Главное условие этого функционирования – взаимодействие с социальными институтами и с различными аудиториями. Итак, в социологии журналистики исследования направлены на выявление закономерностей в формировании информации и ее дальнейшего продвижения в общество. Предмет социологии журналистики можно рассмотреть в виде достаточно развернутой структуры. Сюда входят следующие элементы. Во-первых, это субъект деятельности, которая производится в социологии журналистики. Тут принято рассматривать структуру средств массовой информации, их строение и подробную характеристику каждого аспекта. Во-вторых, деятельность журналистов. Сюда входят потребности и интересы деятеля, его функции, цели и основные задачи, которые ставятся в процессе сбора, обработки и систематизации информации, направления и содержание деятельности. Немаловажным является выбор специфических средств, методов и форм для получения информации, а также нацеленность на результат и тот эффект, который информация окажет на общество и социальные системы. В-третьих, обратим внимание на условия деятельности социологии журналистики. Они зависят от социально-политического, экономического, духовного и психологического состояния общества в определенный исторический промежуток времени.
|
|||
|