Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СКУЛЬПТУРА 18 ВЕКА. АВСТРИЯ



                                                                             СКУЛЬПТУРА 18 ВЕКА

АВСТРИЯ

Бальтазар Пермозер (1651—1732) С годами искусство Пермозера приобретает черты патетики, напряженности, становится нарочито усложненным. Такова мраморная скульптурная группа «Апофеоз принца Евгения Савойского» (1718—1721; Вена, Музей барокко), представляющая собой нагромождение человеческих фигур и атрибутов власти, дробная, мелочная по формам, с трудом. воспринимаемая как целое. Предназначалась для Бельведера. Это — помпезная, холодная и композиционно запутанная барочная аллегория, характерная для официальной линии австрийского искусства. Высшие достижения Пермозера связаны с развитием им народной традиции резьбы по кости в ранний период творчества и резьбы по дереву — в поздний период. К концу жизни Пермозер исполнил свои наиболее прославленные двухметровые деревянные статуи св. Августина и св. Амвросия (1725; Бауцен, Музей). Это изображения могучих, величественных длиннобородых старцев в пышных одеждах; выражение их лиц сурово и сосредоточенно, необычайно экспрессивны жесты тонко проработанных рук с длинными пальцами. Образы, исполненные внутренней силы, должны были свидетельствовать о могуществе католической церкви, но в них нашли воплощение представления о неукротимой энергии, о волевом человеческом порыве. В этих статуях Пермозер демонстрирует блестящее мастерство резьбы по дереву, умение извлечь из материала сложнейшие фактурные эффекты.   Нимфенбад, Цвингер   Бальтазар Пермозер. Триумф Принца Евгения Савойского. 1718-1721  Св. Амвросий Св. Августин (Бауцен, Музей) Бальтазар Пермозер был крупнейшей фигурой в австрийской скульптуре рубежа XVII–XVIII веков. Работал в Австрии и Германии. Его ранние годы прошли в Зальцбурге и в Вене. С 1675 г. он провел четырнадцать лет в Италии; сильное впечатление на него произвело искусство Бернини. С 1689 г. Пермозер был придворным скульптором в Дрездене, много работал по оформлению Цвингера (гермы, атланты павильона «на валу», аллегорические статуи Купальни нимф).   Основная особенность южно-немецкого, или саксонского, барокко — необычайная пышность и насыщенность декором архитектурных сооружений. Около ста тридцати больших статуй из песчаника, изваянных Пермозером с помощниками, украшают постройки Цвингера. Скульптура и рельефы, балюстры и вазоны, гирлянды и картуши плотно покрывают стены зданий, будто гроздьями свисают с карнизов и капителей.
Доннер, Георг Рафаэль 1693, Эслинг — 1742, Вена) — австрийский скульптор и медальер эпохи барокко. Его ранняя работа — украшение дворца Мирабель в Зальцбурге — типичный образец пышного барочного искусства. Однако в многочисленных статуэтках, выполненных из олова: «Меркурий с головой Аргуса», «Венера с дельфином» (Эрмитаж), в наиболее зрелом его произведении — рельефе алтаря для собора в Гурке «Оплакивание Христа» (1740—1741) — появляются иные черты. Более строгими становятся формы, четкими — линейные ритмы, больше сдержанности и глубины в изображении человеческих чувств. Все это свидетельствовало об отходе мастера от традиций барочной скульптуры. В 1732 г. Доннер исполнил главный алтарь со статуей св. Мартина для собора в Братиславе. Здесь и особенно в более поздней его работе — аллегорических фигурах фонтана на Новом рынке в Вене (1737—1739; Вена, Бельведер, Музей барокко) — явственно проявляются элементы классицизма.         Аллегория реки Еннс. 1737-1739   Аллегория реки Марч.1737-1739     В лучших работах Доннера тридцатых годов черты классицизма проступают все четче. Их нельзя не заметить в одном из оригинальнейших произведений мастера - в конной статуе св. Мартина для собора в Пресбурге (1735). Легенда рассказывает, что святой, встретив зимой нищего, отдал ему половину своего плаща. Оригинальность трактовки сюжета Доннером состоит в том, что он изображает св. Мартина в форме современного венгерского офицера. Этот смелый шаг Доннер сделал исключительно с целью приближения к реальности. Конная статуя св. Мартина была помещена в главном алтаре собора и тем самым рассчитана на единую точку зрения (сбоку). Барочным художникам единая точка зрения не мешала трактовать композицию алтарной скульптуры так, словно она обозрима кругом. Доннер в данном случае выступает как последовательный мастер классицизма он основное внимание обращает на создание четкого и выразительного силуэта скульптуры, придающего всей группе спокойную уравновешенность. И только отдельные детали, нарушающие эту цельность силуэта, - поворот головы коня или свешивающаяся с пьедестала нога нищего - говорят о связях со скульптурой барокко.   На высоком пьедестале восседает посреди фонтана величественная, как античная богиня, Providentia - провидение, символизирующая удачу и здравый смысл. Ее фигура дана в сложном повороте, но со всех точек зрения она образует четкий замкнутый силуэт. У подножия пьедестала маленькие путти с трудом удерживают больших вырывающихся рыб. Этими очень живыми и выразительными декоративными фигурками скульптор словно отдает дань пристрастиям своего века к разнообразным вариациям одного мотива. По четырем углам фонтана Доннер помещает аллегорические изображения четырех притоков Дуная: Иббса, Трауна, Марча и Эннса. Иббс и Марч даны в виде прекрасных молодых женщин, Траун - в виде юноши, замахнувшегося острогой. Но, пожалуй, интереснее всех Эннс, изображенный в образе мускулистого старика с веслом на плече. Подлинные скульптуры фонтана заменены на копии. Подлинники хранятся в Музее  барокко, Бельведер, Вена.  
Франц Ксавер Мессершмидт (1736-1783) Франц Ксавер Мессершмидт — известнейший скульптор Австрии эпохи барокко, самый любимый творец при дворе императрицы Марии Терезии Мессершмидт  выполнил целый ряд портретов императорской семьи и ее приближенных. Его работы отличаются большим мастерством, разнообразными экспериментами в области формы, материалов и способов исполнения скульптур. В творчестве ваятеля обращает на себя внимание переход от пластики барокко к более строгой манере классицизма: благодаря сплаву олова и свинца скульптор добивается интересного эффекта складок — одновременно пластичных и фактурно сложных, сдержанных. Эта работа ярко свидетельствует о большом мастерстве и таланте самого неоднозначного ваятеля эпохи Просвещения.              Франц Ксавье Мессершмидт. Мария Терезия. 1765   Хитрый шут.       Клювоголовый. После 1770.               1770 Гипсовый алебастр Злой как черт. 1770 Выполнил ряд декоративных барочных статуй и портретов, подобных статуе Марии Терезии (1764) и Франца I (1766; Вена, Музей барокко). И вместе с тем Мессершмидт исполнил в необычайно своеобразной манере сорок девять «Характерных голов» (с 1770; ряд из них находится в Музее барокко в Вене), представляющих собой живые и выразительные мимические штудии. Отталкивающее выражение лиц, близкое, скорее, изучению человека как биологического вида, чем исполнению портрета определенной личности, имеет несколько источников происхождения. Скульптор заинтересовался острореалистичными римскими портретами, которые славились точной передачей эмоций. Существует версия, что многочисленные головы были сделаны мастером под влиянием психического расстройства. Необходимо также отметить, что именно в это время новым словом в медицине стала физиогномика — изучение и систематизация данных о человеческой мимике и возможных интерпретациях характера и здоровья человека. Произведения Франца Ксавера Мессершмидта выбиваются из ряда традиционных парадных портретов того времени, они запоминаются своей необычной экспрессией. С 1770-х в творчестве ваятеля наступил перелом. Он выполнил целую серию «характерных голов», исследователи до сих пор не могут объяснить назначение этих работ, их смысл. При жизни Мессершмидта высокие заказчики отвернулись от него, творец был вынужден жить у родственников и умер достаточно рано. В наше время мастер приобрел всемирную славу именно благодаря этой серии голов, его произведения оцениваются в миллионы долларов. Скульптурные портреты поражают ценителей виртуозностью исполнения и психологической достоверностью изображенного.  
архитектор — Фердинанд фон Хоэнберг.   Павильон Глориетта в парке Шёнбрунн, Вена   Аттик павильона венчает изображение имперского орла с венком в клюве на шаре-глобусе, окруженном военными трофеями.               Павильон построен в 1775 году по распоряжению Марии Терезии; Название представляет собой игру слов: французское gloriette («беседка», «глориетта») и glorieux («славный») — в честь австрийской победы под Колином над армией прусского короля Фридриха II.
План фонтана, обложенного кирпичом и облицованного императорским камнем, создал Иоганн Фердинанд Хетцендорф  фон Хоэнберг. Скульптуры были созданы императорским скульптором Иоганном Кристианом Вильгельмом Байеромиз белого штерцингского мрамора. Фонтан «Нептун» в парке Шёнбрунн, Вена Фонтан Нептуна — главный из фонтанов на территории комплекса. И не зря его так долго строили: фонтан получился мощным, от него буквально веет силой. Фонтан имеет длину сто метров, почти пятьдесят метров в ширину и чуть более семи метров в высоту.         В центре фонтана находится искусственный скальный грот, в верхней точке которого помещен античный покровитель морей бог Нептун, восседающий со своим трезубцем на колеснице в образе гигантской раковины. По правую руку от Нептуна склонилась морская нимфа Фетида (или Тетис), которая на коленях молит его о помощи в плавании за покорением Трои ее сыну Ахиллу. По левую руку помещена другая нимфа, в руках которой находится рог изобилия как символ несметных морских богатств. У подножья грота размещена скульптурная группа из четырех тритонов (полулюдей-полурыб), которые помогают сдерживать морских лошадей, запряженных в колесницу Нептуна. Фонтан Нептун в дворцовом парке Шёнбрунн был построен во время переделки комплекса при правлении императрицы Марии Терезии. Земляные работы над бассейном (а также четырьмя другими планируемыми фонтанами) были начаты в 1776 г., но в 1777 г., после того как стало ясно, что фонтаны не удастся обеспечить достаточным количеством воды, концепт был изменен. Это привело к тому, что выкопанный бассейн должен был быть засыпан. Окончание строительства было отложено на 1780 г. Фонтан Нептун состоит из большого бассейна, защищенного дугообразной стеной от склона. В середине находится искусственный скальный грот, над которым расположился морской бог — Нептун на карете-ракушке, опирающийся на свой трезубец. Справа от Нептуна преклонила колени нимфа Тетис, добивающаяся благосклонности ради безопасного плавания для своего сына Ахилла в Трою. Слева от бога находится нимфа с рогом изобилия, изображающим огромные морские богатства. Рядом располагается группа из четырех тритонов, укрощающих морских коньков, которые тянут колесницу Нептуна. Изначально планировалось семь групп фигур. Кроме главной с Нептуном и четырех с тритонами еще две группы наяд (дочери Зевса — нимфы водной стихии), которые должны были стоять в бассейне, но было принято решение, что эти фигуры непропорционально маленькие по сравнению с остальными, и их пришлось установить в двух небольших бассейнах в виде круга и звезды. Из-за недостатка воды фонтан раньше работал только в торжественных случаях, а после Мировых войн не работал совсем. Благодаря основательному ремонту фонтана циркуляция воды стала возможной и сейчас он снова работает.

АНГЛИЯ

Джон Флаксман (1755-1826) художник английского неоклассицизма, рисовальщик, гравёр и скульптор[ Памятник адмиралу лорду Нельсону в соборе Св. Павла в Лондоне Переход от римского к греческому стилю воплотил в Англии Джон Флаксман, Он учился сначала у своего отца, торговца гипсовыми слепками, но окончательное художественное образование получил во время семилетнего пребывания в Риме (1787-1794). Стиль античных расписных ваз, которые тогда начали собирать, оказал существенное влияние на его рельефы и рисунки. Рисунки, исполненные Флаксманом для фарфорового завода Веджвуда, наложили на все произведения этой фабрики печать строгой, целомудренной классичности. Контурные иллюстрации к изданиям Гомера, Гесиода, Эсхила и Данте пережили его славу как скульптора. Его идеальные скульптуры, архангел Михаил и другие, не легко доступны для обозрения. Популярны его большие, украшенные аллегорическими идеальными фигурами и рельефами надгробные памятники, адмирала графа Гоу, живописца сэра Джошуа Рейнольдса, адмирала лорда Нельсона в соборе св. Павла и лорда Мансфилда с изящной фигурой "грустящей Юности" в Вестминстерском аббатстве. Эти произведения показывают Флаксмана на высоте его художественных замыслов, но его сила проявляется с наиболее выгодной стороны в эскизах и рисунках музея Флаксмана в университетском колледже в Лондоне и в оригинальных рисунках к Илиаде, Одиссее и к трагедиям Эсхила, хранящихся в лондонской академии художеств. Свободно разрабатывая свои прототипы - греческие вазовые рисунки, Флаксман создал в этой области оригинальный изящный контурный стиль, который сводит язык жестов на элементарные, простые, наглядные формулы, в то же время сообщая линиям новые красоты ритма.

ГЕРМАНИЯ

       
Готфрид Шадов (1764-1850) немецкий скульптор, художник и теоретик искусства. Представитель классицизма. Квадрига, украшающая Бранденбургские ворота, была выполнена крупнейшим берлинским скульптором-классицистом Готфридом Шадовом   скульптурная группа «Кронпринцесса Луиза и принцесса Фридерика» (мрамор, 1796—1797, Старая национальная галерея, Берлин, гипсовая копия экспонируется в здании Фридрихсвердерской церкви в Берлине),       Квадрига с богиней Победы на Бранденбургских воротах в Берлине (1789—1794; бронза; разрушена в 1945 году; в 1957—1958 годах установлена копия),     Самое известное произведение Шадова — двухфигурная портретная группа кронпринцессы Луизы и принцессы Фридерики (1795, Берлин, Государственные музеи). Сестры стоят, нежно обнявшись, их антикизированные одежды ниспадают красивыми живописными складками. Простота и благородство формы — лучшие черты творчества Шадова — нашли наиболее полное выражение в этом его произведении. ·

ИТАЛИЯ

Анто́нио Кано́ва ( 1757- 1822, Венеция) — итальянский скульптор  Крупные собрания работ Кановы находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже. А. Канова. Поцелуй Амура. 1796. Ленинград, Эрмитаж Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы, выполненное из мрамора в двух вариантах по заказу, сделанному в Неаполе в 1787 году шотландским коллекционером и ценителем искусства бароном Каудором. Сюжет взят из произведения древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл». Источник поступления в музей: через Государственный музейный фонд из собрания Юсуповых. 1926 г. Из  скульптур, выполненных Кановой между 1785 и 1795 гг., знаменитая, с сильным внешним и душевным оживлением мраморная группа "Амур и Психея" представляет крылатого бога любви в тот момент, когда он, склонясь сзади над упавшей навзничь Психеей, целует ее в губы. Единственно в своем роде по красоте движение обеих пар рук, которыми стройные юные фигуры обвивают друг друга.   Канова принадлежит к числу наиболее одаренных скульпторов мира, это вне сомнения. Однако его намеренное подражание антику, делает его слишком зависимым от эстетических теорий времени, чтобы ему можно было отвести место в ряду величайших мастеров всех времен.   А. Канова. Орфей. 1776. Ленинград, Эрмитаж Источник поступления в музей: Летний сад в С.-Петербурге. 1866 г.     "Всего в Эрмитаже 13 скульптурных шедевров Антонио Кановы (1757-1822)- "придворного" скульптора Наполеона и его семьи.  
Фонтан построен в 1732—1762 годах по проекту архитектора Николы Сальви. Он примыкает к фасаду Палаццо Поли (итал. Palazzo Poli; по фамилии владельцев). В работе участвовали скульпторы Пьетро Браччи и Филиппо делла Валле. Все работы завершили в 1762 году. Архитектурно-скульптурная композиция позднего римского барокко с элементами неоклассицизма. Название происходит от латинского «trivium» (пересечение трёх дорог). Фонтан расположен в центральной части Рима, у западного склона Квиринальского холма.   В центре композиции, в эдикуле помещена аллегорическая фигура Океана (или Нептуна), повелителя водной стихии. Слева от него — аллегорическая фигура «Здоровье» (Девы, указавшей источник воды), справа — «Изобилие» (город Рим). Фигура Океана находится на морской раковине, влекомой морскими конями — гиппокампами, которых ведут под уздцы тритоны. Вода поступает по акведуку, забранному в трубу. Струи воды низвергаются по чашам и уступам искусно созданных «скал» в большой водоём. Фонтан Треви – самый крупный в Риме. Сооружение, занявшее собой практически всю площадь Треви, насчитывает 25,9 м в высоту и 49,8 м в ширину. Ежегодный расход воды – 80 000 кубометров. Концепция авторов органично соединила фонтан с фасадом дворца Поли, обращенным к площади.   В период создания этой уникальной композиции стиль барокко, господствовавший в Италии, на протяжении двух столетий, постепенно шёл на убыль и актуальность обретали идеи неоклассицизма. Поэтому в архитектуре фонтана Треви произошло своеобразное соединение обоих стилей. Симметрия композиции и сдержанность ордерного строя фасада Палаццо отвечает требованиям классицистической эстетики, а идея движения водных потоков из фасада здания и единения стихий (воды, воздуха и земли) соотносится с эстетикой стиля барокко. Типично барочной является и организация окружающего пространства: напряжение форм, столкновения причудливых скальных образований со струящимися по ним потоками воды, форма бассейна, вылепленные из цемента растительные побеги, прорастающие сквозь разломы скал. Даже в фасаде здания, в его восточном углу, имитирован раскол, из которого прорастает ветвь (лат. virgа).
Охотничий замок Ступиниджи в Италии.   Скульптура связана с архитектурой, с отделкой интерьеров замка. В 1729 году Витторио Амадео – владелец дворца - окончательно осознал, что истинный любитель охоты его уровня не может обойтись без достойного охотничьего замка, поручив его проектирование своему любимцу.   К этому времени  архитектор Филиппо Ювара завоевал полное доверие короля и наслаждался неограниченной свободой творчества и возможностью привлекать к работе специалистов из любого места без всяких ограничений. Имея такое право, Ювара выписал целую команду декораторов, в основном из Венеции, прежде всего для оформления интерьера.         Загородная резиденция монархов Савойского дома в одноимённом предместье города Никелино (10 км юго-западнее Турина), которая в числе других резиденций Савойской династии находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия. Строительство началось в 1729 году и продолжалось с перерывами на протяжении всего XVIII века. Над отделкой внутренних покоев работали мастера из Венеции. В настоящее время дворец занимает музей декоративно-прикладного искусства. На изначальное предназначение здания указывает статуя оленя на крыше. В основу строительства загородного охотничьего замка Ступиниджи была положена идея создания ансамбля, в котором бы ландшафт, парк и строения соединялись друг с другом с помощью осей, причем строения находились бы в центре, то есть в точке их пересечения. Выступив как мастер модного в ту эпоху стиля, Ювара придал пространственной композиции замка истинно барочный размах. .
Королевский дворец в Казерте — бывшая королевская резиденция в южной Италии, построенная для королей Неаполя Бурбонов. Это один из крупнейших дворцов, возведенных в Европе и мире в 18 веке. · О компании · Услуги · Каталог · Работы · Статьи Королевский дворец Строительство начато в 1752 году для Карла VII  - короля Неаполя, который тесно сотрудничал со знаменитым архитектором Луиджи Ванвителли. Когда Чарльз (Карл) увидел грандиозный проект, созданный Ванвителли для Казерты, он выразил свои эмоции как желание вырвать сердце из груди. Проект был доведен до частичного завершения его третьим сыном и преемником Фердинандом IV из Неаполя. Политической и социальной моделью для будущего дворца Ванвителли стал Версаль. В качестве архитектурных моделей дворца в Казерте выступили Королевский дворец в Мадриде, где вырос Чарльз и Дворец Шарлоттенбург в Берлине.  Просторный восьмиугольный вестибюль, похоже, был создан под вдохновением от базилики Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции, а часовня вполне сравнима с Королевской часовней в Версале. Главный архитектор Ванвителли умер в 1773 году, после чего строительство продолжалось его сыном Карло, а затем и другими архитекторами. Однако гениальный первоначальный проект автора был сохранен без изменений. Из всех королевских дворцов в мире Казерта считается самым большим и масштабным, с площадью более 2 миллионов м2. Из всех королевских резиденций, построенных под влиянием роскошного Версальского дворца, Реджиа Казерта — это тот, который имеет самое большое сходство с оригинальной моделью. Отличительная особенность и сходство двух этих величественных дворцов – уникальный непрерывный балюстрадный горизонт.   Скульптура фонтанов- каскадов в парке Казерты     Фонтан «Диана и Актеон»           Фонтан «Церера» · · Услуги · Каталог · Работы · Статьи Скульптура, лепнина и фонтаны дворца в Казерте Внутреннее убранство дворца поражает своей роскошью и великолепием. Обилие лепнины, барельефов, скульптур и фресок делает этот дворец поистине величественным не только с точки зрения размеров и территории, но и в отношении культурного наследия. Оценить разнообразие лепного и скульптурного декора можно уже при первом взгляде на парадную лестницу дворца. Белоснежные гипсовые барельефы на стенах изображают суровых воинов королевских войск. Массивная мраморная лестница обрамлена белоснежными колоннами и арками, а пролеты лестницы украшены двумя статуями могучих львов. На одном из этих львов монументально восседает Карл Бурбон. Проходя к лестнице, гость попадает в уникальный атриум, который объединяет все четыре двора королевского сада. Атриум, как и парадная лестница, богато украшен скульптурой. Кроме работ величайших и самых знаменитых итальянских скульпторов и художников того периода, здесь представлены многочисленные статуи, найденные на раскопках древних городов, которые были похоронены под огромным слоем пыли и лавы в результате извержения вулкана Везувия.   Еще один скульптурный шедевр – фонтаны и парковый декор ботанического сада, расположенного на прилегающей к дворцу в Казерте территории. Здесь представлено большое количество монументальных творений, наиболее внушительным среди которых считается фонтан Дианы и Актеона. Парковый декор включает великолепные скульптуры, изображающие фигуры древних богов, мифических и реальных животных, рыб и чудовищ. Особенно выделяется фонтан Дианы и Актиона, дельфинов, Венеры и Адониса. Декорирование парка различными скульптурами придает ему особый колорит.     Сегодня архитектурно-парковый комплекс в Казерте находится в состоянии упадка и запущенности, и лишь половина из залов дворца открыты для посещения. Правительство Италии не готово выделять столь большие деньги для содержания самого крупного в Европе дворцового комплекса, в связи с чем здание давно требует масштабной реставрации. Историки и искусствоведы настаивают на полноценном восстановлении этого роскошного творения итальянских архитекторов и скульпторов, в связи с чем скорее всего, здание в ближайшем будущем будет закрыто для посетителей.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.