|
|||
Тема. Риторика - наука об ораторском искусстве.Тема. Риторика - наука об ораторском искусстве.
Вступительное слово учителя Дорогие ученики! Сегодня мы отправляемся в бесконечный, и тем интереснейший путь в Риторику. Путь, который был начат вами на уроках литературы, истории, музыки и других предметах. За это время вы открыли для себя много нового. Но главное, вы узнали лучше себя и того, кто рядом с вами. Теперь надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией. «Заговори, чтоб я тебя увидел», - писал Сократ.
Лекционный материал
Риторика как наука существует тысячи лет. Особо подчеркну, что это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но свод законов и правил, обеспечивающих убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей. В разные времена в риторику вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи. У этой науки есть и другие названия «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство публичного выступления». Конечно, они не совпадают полностью, между ними есть тонкие различия, но пока мы их будем рассматривать как синонимы. В наши дни риторика рассматривается как наука, ее иногда определяют как «теорию убеждающей коммуникации» (общения). Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становиться просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Юрист, учитель, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, формами и методами воздействия на аудиторию. Чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывая множество факторов, влияющих на оратора и на слушателя, владеть техникой говорения. Перед выступающим, неизбежно встает целый ряд вопросов. Прежде всего, три общих, связанных с целью речи: - Для кого говорю? - Что хочу им сказать? - Зачем хочу им это сказать? А также четыре частных вопроса, отражающих внешнюю, «техническую» сторону речи: - как сказать правильно? - Как сказать понятно? - Как сказать интересно? - Как сказать убедительно?
Ораторская речь – своеобразный вид эмоционального и умственного творчества, которое воплощается в живом слове. Она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Задача оратора и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления, выступить как бы в трех лицах: сочинителя, постановщика и исполнителя своих речей. Безусловно, риторика опирается на систему других наук, использует их данные (например, очевидна связь риторики и логики). «Красноречие – дитя знаний», - говорили древние. Цицерон1 полагал, что выдающимся оратором может стать лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом, навыком, знаниями, причем, важнее всего наука, т.к. первенство принадлежит образованному оратору. В основной перечень наук, с которыми тесно связана теория и практика красноречия, входят прежде всего философские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, психология, педагогика, физиология, актерское мастерство и мн. другие. Изучение этих наук, применение их законов в публичной речи являются важной задачей оратора.
КРАСНОРЕЧИЕ – 1) способность, умение говорить красиво, 2) ораторское искусство.
КРАСНОБАЙ (разг., неодобр.) – человек, склонный к краснобайству (баять – говорить); пустой говорун.
ОРАТОР – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром говорить речи.
РИТОР – оратор в Древней Греции, а также учитель ораторской речи.
ПУБЛИЧНЫЙ – 1) в присутствии публики, открытый; 2) общественный, не частный.
Упражнение 1. Выучить скороговорки: «Попытка не пытка»; «Около кола колокола»; «Король-орел, орел-король»; «Шакал шагал».
Упражнение 2. Прочитайте вслух, правильно расставляя ударения.
Агент. Алфавит. Агрономия. Аристократия. Алиби. Блага. Брошюра. Бестселлер. Выборы – выборов. Газопровод. Гражданство. Договор. Диалог. Досуг. Добыча. Индустрия. Квартал. Каталог. Красивый – красивее. Мышление. Облегчить. Углубить – углубленный.
Упражнение 3. Прочитайте предложения «Я ученик пятого класса». Первый раз так, чтобы было ясно, что именно вы ученик в пятом классе. Второй раз, что вы ученик не шестого, а именно пятого класса.
1 Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.) – крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель.
|
|||
|