Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ПО КУРСУ «ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПО ТЕМЕ

 

«Репрезентация маскулинности в творчестве рэпера Хаски»

 

 

 

 

 

Выполнили студентки 3 курса

Образовательной Программы «Дизайн»

Юклова Екатерина и Пономарева Алиса

 

 

 

 

 

Москва 2020


 

Дмитрий Кузнецов (далее — Хаски) — популярный рэп-исполнитель с большой аудиторией, эксплуатирующий в своем творчестве образ провинциального хулигана.

В исследовании рассматривается его лирический герой — современник Хаски, молодой мужчина, выросший на окраине провинциального индустриального города России. Скорее всего, у него нет высшего образования и постоянной работы. Он не состоит в отношениях, и не намерен заводить семью. В текстах не поднимается тема армии, поэтому скорее всего герой не проходил военной службы. Он находится в постоянном конфликте и с самим с собой, и с обществом.

Данное исследование посвящено проблеме репрезентации маскулинности в творчестве исполнителя. Исследовательский вопрос работы: какие нормы маскулинности транслирует Хаски в своем творчестве и какое отношение они имеют к реальности современной России?

Объектом исследования выступают лирические тексты и музыкальные видео Хаски, вышедшие с 2013 по 2020 год.

Предмет исследования — художественный образ современной российской маскулинности.

Цель исследования заключается в том, чтобы понять, как соотносятся нормы маскулинности, транслируемые персонажем Хаски, с актуальной российской действительностью. В ходе исследования были решены следующие задачи:

  1. выявить и описать сюжеты, посвященные маскулинности;
  2. дать интерпретацию найденным сюжетам с точки зрения актуальных подходов к исследованию маскулинности;
  3. соотнести описываемые Хаски нарративы, связанные с нормами маскулинности, с актуальной российской действительностью.

В качестве теоретико-методологического обоснования данной работы применяется культурологический подход. Для достижения цели исследования используется герменевтический анализ лирических текстов и музыкальных видео[1].

 

В работе предполагается следующая гипотеза: Хаски утрирует маскулинные черты своего лирического героя, чтобы показать влияние обстановки внутри страны на ее граждан.

 

Структура проекта делится на указанные ниже части:

  1. Введение;
  2. Теоретическое обоснование;
  3. Маскулинизированное насилие;
  4. Мужские самоубийства;
  5. Деструктивное поведение;
  6. Сексуальность;
  7. Отцовство;
  8. Психологический портрет лирического героя;
  9. Актуальность образа среди слушателей;
  10. Вывод;
  11. Заключение.

 

Над исследованием работали Екатерина Юклова (2, 3, 5, 7, 9, 10 части) и Алиса Пономарева (1, 4, 6, 8, 10, 11 части).

 

 

Перед обращением к анализу творчества исполнителя следует обозначить основные определения, используемые в работе. Центральным понятием проекта является термин «маскулинность», под которым Рейвин Коннелл понимает «позицию в гендерных отношениях, практики, которые используются мужчинами и женщинами для занятия и удержания этой позиции, и эффекты, которые оказывают такие практики на телесный опыт, личность и культуру»[2]. Другое понятие — гегемонная маскулинность, означает «конфигурацию гендерных практик, приписываемых мужчинам, обладающим наивысшим социальным престижем; социальный механизм, с помощью которого определенные категории мужчин занимают позиции власти и благополучия»[3]. Таким образом, в данном эссе понятие маскулинности как таковой также рассматривается с позиции Рейвин Коннелл: не как отражение идентичности человека, но как маркер существующего социального порядка. Понятие гегемонной маскулинности неоднократно критиковалось[4], в связи с чем следует уточнить, что в контексте данного исследования в качестве одного из основных атрибутов гегемонной маскулинности в современной России рассматривается насилие как отражение структуры власти и подчинения. Стоит отметить, что мы не отрицаем существование различных маскулинностей и влияние множества факторов на формирование того или иного типа маскулинности. Теоретической основой также послужили работы Мишеля Фуко, Игоря Кона, высказывания Дмитрия Исаева и Ирины Тартаковской.

 

Начать анализ хотелось бы с одной из ключевых для творчества Хаски тем — темы насилия. Когда-то считалось, что мужчины биологически склонны к насилию, такими их создала природа. Позднее выяснилось, что это не так, и высокий уровень насилия среди мужчин является скорее следствием социального устройства общества. Психотерапевт Дмитрий Исаев[5] утверждает, что «насилие становится одной из форм социальной реализации мужской идентичности». В это же время Рейвин Коннелл говорит[6] о механизме маргинализации различных групп мужчин, основанном на отношениях власти и доминирования. Иными словами, через насилие осуществляется система власти и подчинения, на верхушке которой находятся «более успешные» мужчины, а внизу женщины и «менее успешные» мужчины. По словам гендерной исследовательницы Ирины Тартаковской[7], сейчас наиболее значимую роль в развитых странах приобрела экспертная маскулинность маскулинность знаний, а не силы. Однако в России милитаристский подход к маскулинности до сих пор весом, вследствие чего проявление насилия все еще может восприниматься как важный атрибут, присущий различным маскулинностям (как находящейся на верхушке пирамиды власти, так и всем остальным).

 

Насилие — одна из центральных тем в текстах и клипах Хаски, причем насилие гендеризированное, исходящее от самого лирического героя и направленное как на созданного рэпером персонажа, так и вовне. Данный аспект важен для рассмотрения насилия как метафоры власти (как со стороны государства, так и со стороны мужчин).

Лирический герой является источником силы, но эта сила его разрушает и даже убивает: мы видим, как маскулинность негативно сказывается на мужчинах, задействованных во властных отношениях. «Так счастье для мужчины — абсолютный терроризм», — говорит персонаж, повторяя слова своего «коуча»-Люцифера. Маскулинность зачастую ассоциируется именно с насилием, и образы, создаваемые певцом, попадают в этот запрос на милитаризм. Интересно рассмотреть, как именно артист работает с репрезентацией насилия в своем творчестве, как с насилием связан лирический герой и что может влиять на появление этого атрибута маскулинности в таком количестве.

 

Для анализа насилия в творчестве Хаски также важно то, как он говорит о телесности. Язык исполнителя богат на речевые обороты, связанные с телом и его изменениями в результате насильственных действий: «Потроха, извиваясь тигровым питоном, раскрывают утробу бутоном», «Мягкие ткани взбивая в омлет», «В мясной конуре рта дребезжит человечий вой», «Мякоть внутри деревянных рёбер, миллион-миллион-миллион рваных лиц, тёмный дотошный зной в сутолоке глазниц».

 

Насилие сопряжено с образами огня, оружия и (само)убийства/смерти — такая милитаристская эстетика перекочевывает из клипа в клип, находя все более графичные воплощения. Огонь появляется во многих видео Хаски, и в полной мере раскрывается в треке и одноименном клипе исполнителя «Пироман 17». Лирический герой здесь обличает нынешнюю социальную, политическую и экономическую несправедливость, желая открыть людям глаза на происходящее. Рефреном песни становится фраза «Обезглавить, <помочиться> и сжечь», в которой представлено концентрированное насилие, выраженное не просто в убийстве «мертвых душ», но и в надругательстве над ними. «Паства» героя, бритоголовые парни в спортивных костюмах, похожие на сценический образ самого Хаски (прил. 2, рис. 1-2), крушат и поджигают предметы и здания (прил. 2, рис. 3-4), следуя по пути пиромана (прил. 2, рис. 5-6). Насилие одного мужчины превращается в насилие толпы. В комментариях к данному ролику было предложено интересное прочтение строчек припева: возможно, обезглавить нужно сына, <помочиться на> дерево и сжечь дом, что отсылает к расхожей фразе о «мужском» предназначении. В такой трактовке действия пиромана могут рассматриваться не только как протест против не чувствительного к происходящему «мертвого» общества, но и как вызов представлениям о мужчинах.

 

Другой повторяющийся образ — оружие. В одной из самых популярных песен исполнителя «Пуля-дура» (название которой уже отсылает нас к милитаризму), герой поет о своем желании стать «автоматом, стреляющим в лица». Хаски часто поднимает тему экономического неравенства между богатой столицей и бедными регионами России: «И я поднимаю тост за классовый холокост». Отметим, что лирический герой исполнителя может обращаться к любым, даже самым сложным и запретным темам. Продолжается тема оружия и в песне «Бесконечный магазин», где основное желание героя — вечная война и полная смерть. Мы слышим:

 

«Одна пуля для мясистого лица омоновца;

Одна пуля в его брата-близнеца;

Одна пуля для министра, выше чуть воротника,

Хлопья кадыка в салоне цвета коньяка.

Одна пуля для тирана, наподобие плевка,

Будто телеграмма: Пошёл <куда подальше>, тчк.

Одна пуля для сатрапа, и одна для холуя,

Одна пуля для тебя, и одна пуля для меня».

 

После смерти всех людей бесконечный магазин уже не нужен, а в мире начинают править псы (частый образ в текстах Хаски, даже его псевдоним вдохновлен одноименной породой собак). Но теперь этот магазин необходим им. В тексте упомянуты только мужские персонажи, и эту песню можно считать метафорой вечного цикла насилия, в котором участвуют мужчины.

Песня «Крот 17» показывает, как внутреннее желание насилия «раздирает» героя: он считает, что внутри него живет крот, которого он сам же и «выходил во чреве». Персонаж «о кожу скоблит бутылкой разбитой», прорезая кроту окошко наружу, а тот, в свою очередь, нашептывает «хозяину» различные деструктивные мысли. Интересно, что в данном треке Хаски использует образ матери и ребенка, выворачивая его и делая гротескным: здесь ребенка-крота носит мужчина, и «ребенок» же (или вторая личность героя) захватывают власть над самим персонажем — предлагает «пистолет из пупка высунуть» и выстрелить, а позже и вовсе подговаривает убить родных, из-за чего герою приходится бежать в лес и вырыть там нору, как настоящему кроту. «Внутренний крот» довлеет над персонажем, буквально является концентрацией насилия в лирическом герое, однако природа такого поведения нам не ясна — является ли желание социально сконструированным или, к примеру, у персонажа присутствуют ментальные проблемы?

 

Наиболее полно тема насилия нашла отражение в крайнем (на момент написания работы) клипе Хаски «Никогда-нибудь», где главный герой работает в клининге, занимающемся уборкой помещений, в которых произошли убийства. Можно предположить, что в большом зале, показанном зрителю, произошла перестрелка (прил. 2, рис. 7-8): мы видим, как герой собирает разбросанное по полу оружие и вынимает из него пули (прил. 2, рис. 9). Пули ссыпаны в ящики и похожи на груды убитых тел, собранных клинером (прил. 2, рис. 10). Важно, что все трупы — мужские, и можно предположить, что танцующие на крышах снайперы тоже мужчины (прил. 2, рис. 11). Таким образом, и в этом клипе насилие становится исключительно мужским атрибутом, ассоциирующимся с милитаристской эстетикой и гегемонной маскулинностью. Интересно, как подобные образы графического насилия сочетаются с текстом самой песни (об этом подробнее в части о теме семьи и отцовства в творчестве Хаски).

В лирике и клипах исполнителя часто встречается повторяющиеся образы смерти и самоубийств. Герой Хаски будто мечтает о скорой гибели: «А люди выходят из окон, а в окнах их больше не ждут», «Город опустел, все покончили с собой», «Выхожу в окно будто на красную дорожку», «Сосредоточенный, как самоубийца», «Мы умрем, когда сиги дотлеют», «Мне приснятся мои похороны. Ты в чёрном-чёрном-чёрном…»,

«Нужно двигаться дальше.

Но куда? Один знакомый

Из-за этих мыслей повесился

На смесителе в ванной. Смеситель

Переключается с раковины

На ванну. Он повесился

Где-то между ними, посередине

Гробы, <блин>, непросто вытаскивать

Из панельных домов.

Но навык приобретается быстро

Онкология, инсульт, суицид и т.д.

Сколько человек уже умерло в твоей хате?

Помимо тебя?»

Эти тексты в том числе могут свидетельствовать о высокой мужской смертности. По данным Росстата[8], из 17 192 человек, погибших в 2019 году в результате суицида, было 14 299 мужчин. Мужчины привыкли справляться со стрессом и психологическими трудностями в одиночку, редко обращаются за поддержкой и профессиональной помощью. Кроме того, постоянная конкуренция, несамосохранное поведение и низкая озабоченность собственным здоровьем приводят к ранней мужской смертности[9]. Неудивительно, что, находясь в агрессивной социальной среде, герой Хаски постоянно держит в голове мысль о смерти. Эти мысли усиливает низкая самооценка героя, не способного вписаться в социальные нормы («Я — выкидыш русской изнанки», «Вы простите меня, утырка», «И два слова кувыркаются во рту: “Убей меня, убей меня”»). Через агрессивное, несамосохранное поведение он пытается сопротивляться отвергающей его реальности («И я поднимаю тост за классовый холокост»).

 

О деструктивном мужском поведении, выражающемся в употреблении алкоголя и наркотиков, говорится во многих треках исполнителя. В треке «Ай» он открыто заявляет, что его музыка это «музыка черного пьянства». Лирический герой рэпера часто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения: для него «водка уже вот-вот у кадыка поперек, и как веревка, и живот ее толкает вперед». В «Поэме о Родине» герой обещает «до одури в подворотне бухать и дуть», а в песне «Шаг влево, шаг вправо»персонаж радостен и взволнован от обладания

« <....> веществом,

Тёплых горстей не хватало которого,

Сладких горстей не хватало которого,

Липких горстей не хватало которого,

Вкусных горстей не хватало которого,

Нужных горстей не хватало которого».

В «Аферисте» лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», когда он находился в «похмелье чёрном и густом». Тогда же к нему обратилось «безобразное косматое лицо», которое, вероятно, привиделось герою из-за алкогольного отравления. Лицо буквально вопрошает: «Сколько нужно бухла, чтоб ты сдох? Сколько нужно наркоты?», что может еще раз отсылать нас к проблеме несамосохранного мужского поведения. По данным РБК[10], «чаще всего по причинам, связанным с употреблением алкоголя, умирают мужчины трудоспособного возраста. На алкогольную кардиомиопатию, отравления алкоголем, связанные с употреблением алкоголя гепатиты и цирроз печени приходятся 4–5% всех смертей мужчин старше 20 лет».

 

В текстах Хаски регулярно упоминается сексуальная активность («Я брожу по городу, мечтая совокупиться»). В сценах секса нет фокусировки на чувствах, эмоциях, телесном наслаждении, зато присутствуют частые описания пенетрации и семяизвержения. Игорь Кон пишет[11] о том, что мужчинам характерна высокая степень сексуального влечения при низкой степени эмоциональной вовлеченности. В традиционной маскулинности мужчина является актором, в то время как женщине отводится пассивная роль. В текстах Хаски, несмотря на частые описания половых актов, практически нет женщин. Как правило, герой через синекдоху говорит о своих партнершах, но никогда не приводит их детальное описание. Для него они лишь средства удовлетворения сексуальных потребностей: «Скользкая ширинка,

Сизая <вагина>».

 

Однако в тех текстах, где герой Хаски представляется аскетичным отшельником, секс перестает его интересовать, так как больше он не приносит удовольствия: «Дорогуша, вы обознались <...> Мне скучны ваша мелодрама, ваша течка и ваша дырка»; «Я не хочу перепихон, я хочу Иерихон». О репродуктивном сексе речь не заходит.

Не до конца ясна позиция (предположительно гетеросексуального) героя Хаски касательно негетеронормативности. В текстах встречается ряд гомофобных ругательств, однако в клипе на песню «Детка-Голливуд» в главной роли показана маскулинного вида персона в женской одежде (прил. 2, рис. 12-13). О гендерной идентичности человека не сообщается.

 

Единственное упоминание романтических отношений можно встретить в треках «Черным-черно» и «Отопление». В первом из них герой переживает тяжелый разрыв, и ищет утешения у секс-работницы:

 

«Чтобы в какой-то кухне, да в пьяни, да в кутерьме,

Но наплакать на ухо <проституированной женщине>, жеманной, как кутюрье,

О том, как тебя люблю и как жить без тебя очкую».

Во втором персонаж обещает согреть свою партнершу, когда солнце перестанет светить (однако можно предположить, что так через метафору нежных отношений с девушкой сам Хаски говорит о своей любви к России, о которой он заботится):

«Когда солнышко отключит отопление

Я обхвачу колени твои, чтоб не околели

Так делают таёжники

Я соберу тебя в комочек, ты поёрзаешь, поёрзаешь

Но не замёрзнешь»;

«Я растоплю, если попросишь нежно

В темноте, в коконе, что выткут ветра

Я дам тебе с избытком тепла

Помни: мне нужна лишь самая малость –

Когда я буду замерзать, чтобы ты улыбалась».

Отдельная тема в творчестве Хаски — мастурбация. В тексте «На что я дрочу» герой перечисляет ряд визуальных триггеров, которые приводят к сексуальному возбуждению: «молодые дщери», «испорченные мамки», «тебя пользующий кто-то

в одежде, задубевшей от казарменного пота», «ты голый, раздевалка,

облупленная лавка и футбольная команда». Из этих фантазий можно вывести несколько тезисов.

1) Для полового акта важен визуальный стимул.

2) Сексуальная ориентация не влияет на гендер партнеров в сексуальных фантазиях (предположительно, лирический герой Хаски гетеросексуален).

3) Мужские сексуальные фантазии содержат элемент насилия.

4) Гомосоциальные сообщества (армия, футбольная команда) гомоэротичны.

Последние два пункта отчасти помогают объясняют финал песни: герой представляет, как Владимир Путин совершает над ним сексуальное насилие. В гомосоциальных сообществах изнасилование становится способом подчинения, установления иерархии, поэтому мужская сексуальная агрессия часто связана с милитаризмом[12]. Скорее всего, Хаски использует образ президента в качестве дерзкой провокации, для того чтобы выразить свое мнение касательно политической обстановки.

 

Герой находит возбуждающими фантазии об изнасиловании людьми, обладающих максимальной властью — военными и первым лицом государства. Избыточное насилие и гиперсексуальность в рамках текста, критикующего государственный строй, соотносится с концепцией Мишеля Фуко, где сексуальность является сконструированным культурно-историческим явлением, тесно связанным с дискурсами власти. По Фуко, «первоначальный исток сексуальности — это свобода человека в отношении своих желаний»[13]. Персонаж Хаски изначально не свободен, поэтому любые сексуальные взаимодействия с партнерами или мастурбация не способны доставить ему удовольствие, однако половой акт позволяет герою самоутвердиться и получить разрядку.

 

В лирике Хаски находит отражение итема отцовства. В исследованиях конца XX века начали говорить о формировании феномена «новых» мужчин. Игорь Кон, ссылаясь на исследования немецких социологов[14], так описывает этот тип мужчин: они «не чураются так называемой женской работы, не стесняются проявлять свои эмоции, обсуждать свои переживания и даже готовы заботиться о своем здоровье. Они менее склонны к насилию и терпимее относятся к альтернативным стилям жизни, их не угнетает успешность их жен и подруг»[15]. Концепция эгалитарных отношений начинает распространяться и на сферу семьи: все больше мужчин хочет принимать участие в воспитании своих детей и поддержании здоровых партнерских отношений, быть «вовлеченными» отцами. Хоть тема семьи, и в частности тема отцовства, представлены в лирике Хаски, они не находят столь позитивного воплощения и скорее отсылают к феномену отсутствующего отца. Данный концепт предполагает[16], что отец либо действительно физически отсутствует в жизни ребенка, либо присутствует только номинально — он никак (либо минимально) не участвует в практиках воспитания и ухода за детьми.

 

Именно такой тип отца представлен в текстах рэпера: «прятки с отцом: горячо-холодно», «папа-папа был понарошку» — отец уходит от ответственности, и лирический герой остается брошен. В треке «Никогда-нибудь» лирический герой рассказывает о том, как он «затирал своим товарищам», что его «батя — сумрачный бандос и фальшмонетчик, что он (ему) купит жизнь, как шоколадное мороженое» — персонаж пытается компенсировать недостаток внимания от отца, придумывая его образ, и компенсация эта реализуется через создание гипер-маскулинного облика родителя, которому свойственны милитаристская эстетика, проявление насилия и обладанием капиталом (все это является атрибутами власти в современной России). В песне «Панелька» Хаски создает собирательный образ ушедших отцов, которые, убегая от ответственности за семью, переезжают из одной «панельки» в другую, попадая в зацикленный круг: «Еду по России, не доеду до конца. Где панелька моего отца-ха-ха?». Когда лирический герой сам становится отцом, он попадает в тот же порочный круг нежелания заботиться о ребенке: «Прятки с сыном, будто чужая жизнь». Он «сбегает» от ответственности с помощью деструктивного поведения, что делает его самого тем отсутствующим отцом, которого ему не хватало в детстве:

«Убегать из панельки, ужалившись (сделав инъекцию наркотических веществ),

И квасить, квасить до белки, до бесовства.

Привет, панельный сын панельного отца».

Стоит отметить, что в клипе на песню «Космолет» Хаски затрагивает другой аспект семейных отношений — проблему домашнего насилия (отец и мать вступают в физический конфликт (прил. 2, рис. 14)) и влияния подобной коммуникации между партнерами на детей.

 

Исходя из проведенного в данном проекте анализа, можно сказать, что портрет лирического героя Хаски дуалистичен. С одной стороны он — агрессивный, «пацан с района» («Одинокий юноша с простреленным лицом»), с другой — аскетичный, уставший от мира отшельник, на равных говорящий с богом («Мой рэп — это молитва, только с бритвою во рту»). В интервью для GQ исполнитель говорит следующее: «Есть знакомые, которые считают, что своим поведением в медиа и вообще всей этой ерундой я пытаюсь толкнуть сознательно образ такого типа гопника <...> огламуренного [юродивого] чуть-чуть»[17]. Сочетание гопник-юродивый парадоксально и мало совместимо с социальной реальностью.

 

Получается, что героя Хаски нельзя назвать архетипическим или стереотипным.

Нарративы его жизни не вписываются в модели поведения мужчин, одобряемых обществом. Он является скорее реакционным персонажем, сконструированным в ответ на существующую действительность. Герой не просто отражает реальность, а активно взаимодействует с ней и преобразовывает ее: рушит, сжигает, убивает.

 

Игорь Кон в книге «Мужчина в меняющемся мире», ссылаясь на работу И. Тартаковской, пишет о типе «настоящего мужика», который должен постоянно доказывать обществу, что он «не баба, не пацан и не <гомосексуал>»[18]. Антиподом настоящего мужчины является тип несостоявшегося мужчины: смирившиеся неудачники, незаслуженно обиженные, алкоголики, эскаписты, домохозяева, отцы-одиночки. Лирический герой Хаски — эскапист. Он инфантилен, не берет на себя никакой ответственности. Главная его цель — поддержание собственного образа жизни.

 

Все маскулинные черты этого героя, перечисленные ранее, гиперболизированы до предела. Агрессивная напористость превращается в неконтролируемое насилие, переходящее в терроризм. Алкоголь и вещества употребляются не ради удовольствия, а ради разрушения. Гиперсексуальность героя становится его проблемой. Отношения отцов и детей обречены на провал. Единственный возможный конец — преждевременная смерть. Подобный набор установок сплетается в не самый привлекательный пример для подражания.

 

Если герой Хаски — это сконструированный мужской образ, малосовместимый с социальной реальностью, почему он вызывает такой бурный положительный отклик у слушателей? Как нам кажется, причину можно найти в существующем социальном напряжении. Через свое творчество Хаски дает резкий, брутальный комментарий на окружающую действительность. Лирический герой часто критикует обстановку в стране, и это резонирует в сердцах слушателей.

 

Какова же актуальность образа персонажа Хаски среди аудитории? Можно сказать, что к Хаски в целом и его герою в частности слушатели относятся неоднозначно: кто-то видит только «гопника» (прил. 3, рис. 1-2), «быдло» (прил. 3, рис. 3) и «дурачка» (прил. 3, рис. 4). В то же время другие находят в нем, настоящего «пацана» (прил. 3, рис. 5), «мужика с яйцами» (прил. , рис. 6) и «лицо русской молодежи 90-х» (прил. 3, рис. 7). Судя по комментариям под клипами исполнителя, образ его персонажа откликается не только у молодежи, но и у более старшего поколения (прил. 3, рис. 8-9). В целом, своеобразная маскулинность лирического героя Хаски близка определенному кругу слушателей, другими же она отвергается (возможно, категории слушателей, называющих Хаски «гопником», ближе не маскулинность насилия, сохраняющая свои позиции в России, а экспертная маскулинность, которая сейчас характерна для западных стран). Стоит отметить, что для своих слушателей Хаски становится ретранслятором существующих проблем в современной России. Рэпер «читает о вшивых пацанах в зассаных ими же подъездах» (прил. 3, рис. 7), а потому его лирический герой воспринимается «намного роднее» (прил. 3, рис. 7); он «воплощение боли окраин и разложения общества в РФ» (прил.3, рис. 10), этот утрированный персонаж становится «настоящим отражением современности» (прил. 3, рис. 11).

 

Анализируя творчество исполнителя мы пришли к выводу, что для образа лирического героя Хаски характерны черты гегемонной маскулинности, существующей в современной России, однако они зачастую утрированы. Персонаж артиста реализует концепт власти через применение бесконечного насилия, в том числе к самому себе. Он пьет, употребляет наркотические вещества, часто занимается сексом. Герой вырос без отца и сам стал таким же потерянным отцом для своего ребенка. Такой образ можно назвать гротескным, он доведен до предела по всем своим параметрам. Однако мы понимаем, что подобный агрессивно-маскулинизированный герой рожден в ответ на социальную, политическую и экономическую обстановку в России. В текстах и клипах рэпера отражены проблемы алкогольной и наркотической зависимости, высокого уровня самоубийств, феномен «отсутствующего» отца и т.д. В собственном творческом мире Хаски практически никогда не несет наказания за свой протест со стороны государственных структур. Однако этот сконструированный мир настолько мрачен, что ему не нужны дополнительные властные структуры. Тем не менее, образы, тесно связанные с властью, возникают довольно часто: помимо полиции, появляется армия — в песне «Поэма о Родине» рассказывается о друге героя, которому «<нечего> выбирать, уехав на войну он уехал умирать» (так в творчестве артиста поднимается проблема обязательной службы в России для мужчин). Подытоживая, персонаж Хаски близок слушателям не столько из-за своего гегемонно-маскулинного образа, сколько из-за того, как через этот образ выражается недовольство граждан сложившейся ситуацией в стране.

 

В заключение отметим, что в исследовании было рассмотрено, как маскулинность лирического героя Хаски соотносится с современной российской действительностью. В ходе работы мы проанализировали творчество Хаски на предмет художественного образа российской маскулинности. Все поставленные задачи удалось выполнить, а гипотеза подтвердилась: Хаски конструирует утрированный образ провинциального молодого мужчины с гиперболизированными чертами гегемонной маскулинности, чтобы критиковать социально-политическую обстановку в стране.

 


 

Список литературы:

Печатные источники:

  1. Connell R., Messerschmidt J. Hegemonic Masculinity: Rethinking the Concept — Gender & Society, 2005. Vol. 19. N 6
  2. Zulehner P., Volz R. Manner im Aufbruck. Wie Deutschlands Manner sich selbst und wie Frauen sie sehen. Ein Forschungsberucht. - Ostfildern: Schwabenverlag, 1998.
  3. Аминов И. Самоубийства и их профилактика в России, 2019 год: основные факты // Демоскоп Weekly. - 2020. - № 869 - 870.
  4. Борисенкова А. Герменевтические проекты в социологии (на примере работ Ю. Хабермаса и П. Рикеры) // Социологическое обозрение. - 2007. - Том 6. № 2.
  5. Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии : учебное пособие // Е. А. Здравомыслова,А.А. Тёмкина. - СПб. : ­Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.
  6. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. - М.: Время, 2009.
  7. Коннелл Р. Современные подходы // Здравомыслова Е., Тёмкина А. (ред.) Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
  8. Коннелл Р. Основные структуры: труд, власть, катексис // Тартаковская И. Гендерная социология. Курс лекций и хрестоматия. - М.: Центр социологического образования. Институт социологии РАН, 2005.
  9. Розин В.М. Концепция сексульности по М. Фуко // Культурология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2018.

 

Электронные источники:

  1. Где и как в России умирают от пьянства // РБК URL: https://www.rbc.ru/society/08/10/2019/5d920ff29a79472fec0ff4bc (дата обращения: 05.12.2020).
  2. Гендер для чайников: что такое отцовство // COLTA URL: https://www.colta.ru/articles/specials/11381-gender-dlya-chaynikov-chto-takoe-ottsovstvo (дата обращения: 05.12.2020).
  3. Маскулинность для чайников: поговорим о насилии // COLTA URL: https://www.colta.ru/articles/specials/23398-maskulinnost-dlya-chaynikov-lektsiya-3-maskulinnost-i-nasilie (дата обращения: 05.12.2020).
  4. Маскулинность: что это значит сегодня? // COLTA URL: https://www.colta.ru/articles/specials/23230-maskulinnost-dlya-chaynikov-lektsiya-1-zachem-izuchat-maskulinnost#tri_volny_issledovaniya_maskulinnosti (дата обращения: 05.12.2020).
  5. Случай Хаски как мальчика Бананана // Вконтакте URL: https://vk.com/wall-69956821_158222 (дата обращения: 09.12.2020).
  6. Хаски: «Я готов к тому, что сейчас вокруг меня пляшут, поют соловьем, а потом все» // GQ URL: https://www.gq.ru/heroes/huskey (дата обращения: 03.12.2020).

 

Приложение 1 (список использованных песен).

 

  1. Ай // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-ai-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  2. Аферист // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-swindler-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  3. Бесконечный магазин // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-endless-magazine-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  4. Бит шатает голову // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-beat-shakes-the-head-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  5. Бэнг бэнг // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-bang-bang-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  6. Детка-Голливуд // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-baby-hollywood-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  7. Животворящий Флоу // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-vital-flow-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  8. Иуда // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-judas-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  9. Крот 17 // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-17-mole-17-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  10. Люцифер // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-lucifer-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  11. Мармелад // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-marmalade-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  12. Мир мух // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-world-of-flies-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  13. На что я дрочу // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-what-i-jerk-off-to-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  14. Никогда-нибудь // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-never-ever-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  15. Отопление // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-heating-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  16. Панелька // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-panel-house-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  17. Пироман 17 // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-17-pyromaniac-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  18. Поэма о Родине // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-poem-about-motherland-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  19. Пуля-дура // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-stupid-bullet-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  20. Смотрящий // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-watcher-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  21. Убей меня // GENIUS URL: https://genius.com/And-husky-and-black-seed-oil-kill-me-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  22. Человек в Интернете // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-the-man-on-the-internet-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  23. Черным-черно // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-black-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).
  24. Шаг влево, шаг вправо // GENIUS URL: https://genius.com/Husky-step-left-step-right-lyrics (дата обращения: 03.12.2020).

 

Приложение 2 (скриншоты из музыкальных видео Хаски).

 

(Рис. 1) Пироман 17 (2017) Любимые песни (воображаемых) людей

 

(Рис. 2) Пироман 17 (2017) Любимые песни (воображаемых) людей

(Рис. 3) Пироман 17 (2017) Любимые песни (воображаемых) людей

 

(Рис. 4) Пироман 17 (2017) Любимые песни (воображаемых) людей

(Рис. 5) Пироман 17 (2017) Любимые песни (воображаемых) людей

 

(Рис. 6) Пироман 17 (2017) Любимые песни (воображаемых) людей

 

(рис. 7) «Никогда-нибудь» (2020) Хошхоног

 

(рис. 8) «Никогда-нибудь» (2020) Хошхоног

 

(рис. 9) «Никогда-нибудь» (2020) Хошхоног

 

(рис. 10) «Никогда-нибудь» (2020) Хошхоног

 

(рис. 11) «Никогда-нибудь» (2020) Хошхоног

 

(Рис. 12) «Детка-Голливуд» (2017) Любимые песни (воображаемых) людей

(Рис. 13) «Детка-Голливуд» (2017) Любимые песни (воображаемых) людей

 

(Рис. 14) «Космолет» (2013) Сбчь жзнь

 

 

Список использованных клипов:

 

  1. Детка-Голливуд // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=AYC3n2WsoQE (дата обращения: 03.12.2020).
  2. Космолёт // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=zvHhAiDJshE (дата обращения: 03.12.2020).
  3. Никогда-нибудь // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=8sx-aG8e-8M (дата обращения: 03.12.2020).
  4. Пироман 17 // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=28U4DB6UuyA (дата обращения: 03.12.2020).


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.