Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гитара в России



Гитара в России

Интересна и очень самобытна история гитары в России.
В своем развитии она прошла примерно те же этапы, что и в странах Западной Европы.
Русский историк Н. Карамзин писал, что еще в VI веке славяне любили играть на кифаре и гуслях, не расставаясь с ними даже в суровых военных походах. Играли в России и на четырехструнной гитаре.
В 1769 году академик Штелин писал о появлении в царствование императрицы Елизаветы итальянской пятиструнной гитары, для которой издавались специальные музыкальные журналы.

В конце XVIII века в России появляется шестиструнная гитара. Вскоре она становится популярной во всех слоях общества. Печатаются первые Школы игры на этом инструменте и различные нотные издания. Старейшей Школой, изданной в России, является "Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре" Игнатия фон Гельда. Вышла она в начале XIX века на русском и немецком языках.
В тот же период в Петербурге издаются "Этюды" и "Четыре сонаты" для фортепиано и шестиструнной гитары известного виртуоза, композитора и педагога П. Гальяни, "Новый журнал для шестиструнной гитары" А. Березовского, "Концерт для шестиструнной гитары в сопровождении оркестра" композитора Ашанина (1815).
В 1821 - 1823 годах в Москве и Нижнем Новгороде были открыты "Музыкальные академии", в которых юноши и девушки обучались игре на гитаре. Появляются выдающиеся русские гитаристы-виртуозы - М. Соколовский, Н. Макаров, В. Лебедев.

Высотский Михаил Тимофеевич (ок. 1791-1837)

Русский гитарист-виртуоз и гитарный композитор. Игре на гитаре учился у С. Н. Аксенова. Увлекался классиками, особенно Бахом, фуги которого пытался перекладывать для гитары. Это отразилось на серьезном и благородном стиле его гитарных сочинений: большей частью фантазии и вариации на русские народные темы (циклы из 4--5 вариаций, обрамлённые "заставками" и "концовками"), есть и переложения для гитары пьес В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Филда (с которым музыкант был близок) и др. Из них напечатано 83; издана также его "Практическая и теоретическая школа для гитары" (1836).

 

Макаров Николай Петрович (1810-1890)

Русский гитарист-виртуоз, активный пропагандист гитарного искусства.
Родился в городе Чухломе Костромской губернии. Детские годы провел в имениях отца и тетки М.П. Волконской. Служил офицером в армии.
С детства играл на скрипке. В двадцать восемь лет увлекся гитарой и, занимаясь по десять-двенадцать часов ежедневно, вскоре добился значительных успехов.
Первый концерт Макарова состоялся в 1841 году в Туле, в зале Дворянского собрания, где он сыграл первую часть 3-го концерта Джулиани.
В 1852 году Макаров едет за границу, где встречается с крупнейшими гитаристами Европы: Цани де Ферранти, Каркасси, Костом, Мертцем, гитарным мастером Шерцером. В 1856 году организует в Брюсселе I Международный конкурс на лучшее сочинение для гитары и лучший инструмент, на котором с большим успехом выступил как солист. 1-ю премию за лучшее сочинение получил Й. К. Мертц, 2-ю - Н. Кост, 1-ю премию за лучший инструмент - австрийский мастер И. Шерцер, 2-ю - русский мастер И. Архузен. Умер Н. Макаров в селе Фунтиково-Рождественское Тульской области.

Соколовский Марк Данилович (1818-1883)

Родился на Украине близ Житомира. На гитаре научился играть самостоятельно, по Школам Джулиани, Лениани и Мертца.
В 1841 году дал свой первый сольный концерт в Житомире, в котором исполнил Концерт ми минор Ф. Карулли. В 1846 году выступил с сольным концертом в зале Благородного собрания. Концерт прошел с большим успехом, и на нем присутствовало более тысячи человек.
В1858 году Соколовский едет за границу. С огромным успехом проходят его концерты в Вене. В 1863-1868 годах он совершает триумфальное турне по крупным городам Европы: Париж, Лондон, Берлин, Брюссель, Дрезден, Милан, Краков, Варшава. "Великим артистом" называют его в Германии, "Паганини гитары" - в Англии, "Костюшко гитаристов" - в Польше.
25 января 1869 года состоялся концерт Соколовского в переполненном зале Большого театра. Прощальный его концерт (в связи с болезнью) состоялся в 1877 году в Петербурге, в зале Придворной певческой капеллы.
Последние годы жизни Соколовский провел в Вильно (Вильнюсе), занимаясь педагогической деятельностью. Большим ударом для него был отказ Н. Рубинштейна открыть класс гитары в Московской консерватории.
Умер Марк Соколовский в 1883 году в Вильно и похоронен на Виленском кладбище Расу; недалеко от него впоследствии был погребен знаменитый литовский художник и композитор Микаэлюс Констинтинис Чюрленис.

Лебедев Василий Петрович (1867-1907)

Родился в Самарской губернии. Ученик известного русского гитариста И. Деккер-Шенка.
Успешно концертировал в Петербурге и других городах России. В 1900 году выступал с оркестром русских народных инструментов В. В. Андреева в Париже, на Всемирной выставке. Пресса отметила большой успех артиста. Лебедев был первым исполнителем партии гитары в "Квартете для гитары, скрипки, альта и виолончели" Н. Паганини. Преподавал в Петербурге в Педагогическом музее и в частях военного округа. Умер в Петербурге.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.