Содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту
Содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту
Помимо ключевых компетенций (компетентностей), проявляющихся, прежде всего, в том, как человек воспринимает и оценивает мир за пределами своей профессии, выделяют ряд других уровневых групп компетенций, имеющих уже непосредственное отношение к профессиональной деятельности. Так, согласно французскому Оперативному перечню работ и профессий специалист должен владеть определенным набором базовых и сопутствующихкомпетенций - способностей, необходимых для выполнения конкретной работы [34]. При этом базовые технологические компетенции отражены в Государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях в виде описания специфики деятельности, объединяя знания и навыки, требуемые для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей. Сопутствующие компетенции являются дополнительными и индивидуальными для каждого работника - это потенциал личности, прошлый опыт человека, который позволяет ему быть успешным в профессиональной деятельности [34]. На наш взгляд, в данном случае недостатком в определении уровней компетенций специалистов является игнорирование, во-первых, ключевых компетенций и, во-вторых, общих для группы профессий компетенций (например, общепедагогических, инженерных, медицинских).
Нам ближе точка зрения А.В.Хуторского, выделяющего три уровня образовательных компетенций в соотнесении с содержанием образования:
- - ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- - общепредметные - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
- - предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов [150].
Еще раз заметим, что, не смотря на большое количество исследований, единого определения понятиям компетентность и компетенция пока не дано, поэтому, в зависимости от их субъективной трактовки, разные ученые называют те или иные компоненты профессиональной компетентности. Так, Н.В.Кузьмина выделяет в структуре педагогической компетентности специальную, психолого-педагогическую, дифференциально-психологическую, методическую группы и рефлексию педагогической деятельности [79]. А.К.Маркова в этом аспекте называет специальную (владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие), социальную (владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности), личностную (владение опытом личностной саморегуляции, приемами самовыражения, саморазвития, способность противостоять профессиональным деформациям личности) и индивидуальную (владение приемами самореализации и развития индивидуальности, творческого потенциала, готовность к профессиональному росту) составляющие [90]. Представители Красноярского института повышения квалификации -методический, исследовательский, управленческий, информационный, коммуникативный и образовательный компоненты [74]. А представители министерства образования Эстонии ведут речь о трех уровнях компетентности: общая компетентность, компетентность в отношении предмета (области знаний) и компетентность в своей области [14].
На основе анализа исследований структурных элементов профессиональной компетентности педагога (отражены в работах С.Г. Вершловского, Ю.В. Варданяна, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Т.А. Каплуновича, К.М.Левитана, В.А. Сластенина, Р.М. Шерайзиной) В.Н.Введенский выделяет компоненты ключевых (базовых) компетентностей (компетенций) для педагога. Это:
- - коммуникативные компетенции: ориентирование в социальных ситуациях, определение личностных особенностей и эмоционального состояния других людей, выбор адекватных способов обращения с ними и реализация этих способов в процессе взаимодействия, распределение и концентрирование внимания, действие в публичной ситуации, привлечение к себе внимания, установление психологического контакта, культура речи,
- - информационные компетенции: объем знаний и способность к их приобретению по следующим направлениям: о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, в научно-методической плоскости, а также общемировоззренческие,
- - регулятивные компетенции: целеполагание, планирование, мобилизация и устойчивая активность в достижении результатов, оценка результатов деятельности, рефлексия,
- - интеллектуально-педагогическая компетентность: комплекс интеллектуально-логической и интеллектуально-эвристической педагогической компетентности (по В.И.Андрееву), а именно - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация (интеллектуально-логические); генерирование идей, аналогия, фантазия, преодоление инертности мышления, критичность мышления (интеллектуально-эвристические),
- - операциональная компетентность: набор действий, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности, (то есть, по сути, педагогические умения) - прогностические, проективные, методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные действия [34].
Исходя из содержания указанных групп, автор описывает профессиональную компетентность и компетенцию как категории, близкие (практически синонимичные) категориям профессиональных способностей и профессиональных умений. Тем не менее, в контексте нашего исследования предложенные автором группы компетенций интересны с точки зрения определения содержательной структуры профессиональной компетентности.
Не смотря на большое разнообразие трактовок понятия «профессиональная компетентность», общепризнанными являются следующие ее сущностные характеристики:
- 1. Эффективное использование индивидуальных способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность.
- 2. Владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; гибкость при решении профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами.
- 3. Интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения профессиональных функций.
Интересный подход к построению компетентностной модели специалиста выбран группой санкт-петербургских и московских педагогов [73]. В разработанной ими модели двухступенчатой подготовки специалистов группы компетенций соотнесены с теми учебными дисциплинами (и видами учебной деятельности), в рамках которых они могут быть сформированы (таблица 1). Это позволяет конкретизировать модель применительно к специалистам по физической культуре и спорту путем сопоставления ее с учебным планом по данной специальности.
Заметим, что компетенции пятой группы решают задачи объектной и предметной подготовки, определяя уровень специальной компетентности специалистов, а компетенции 1-4 групп образуют некий фундамент, позволяющий выпускникам гибко ориентироваться на рынке труда и быть готовыми к продолжению образования, к переквалификации и к самообразованию и саморазвитию. При этом социально-личностные компетенции, на наш взгляд, следует отнести к внепрофессиональным, общесоциальным факторам конкурентоспособности специалистов.
Опираясь на вышеизложенные взгляды о структуре и содержании профессиональной компетентности, в структуре профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту мы выделяем три группы компетентностей, каждая из которых предусматривает освоение определенных компетенций:
Таблица 1
Компетентностная модель специалиста
Группа
компетенций
| Характеристика и отношение к профессиональной деятельности
| Сфера
формирования
| 1.Социально-личностные
компетенции
| Характеризуют общегражданские качества взрослого человека, его культурный уровень и дееспособность.
| Формируются в цикле гуманитарных и социальных дисциплин
| 2.Экономические и организационно-управленческие компетенции
| Инвариантны к области деятельности, относятся к организации работы коллектива, планированию работы персонала и ресурсов, системе менеджмента качества продукции и т.д.
| Формируются на базе цикла экономических и управленческих дисциплин, а также некоторых специальных разделов психологии.
| 3.Общенаучные (компетенции познавательной деятельности)
| Профессионально ориентированы на все основные группы направлений подготовки; связаны с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений. Определяют фундаментальность образования.
| Обеспечиваются, в первую очередь, циклом естественно-научных и математических дисциплин, а также курсом философии, социологии, основ научно-методической деятельности, информационных технологий и др.
| 4.Общепрофессиональные
компетенции
| Инвариантны к направлению подготовки, обеспечивают готовность к решению общепрофессиональных задач (той их совокупности, которую должен уметь решать специалист с высшим образованием в конкретной сфере).
| Формируются в цикле общепрофессиональных дисциплин
| 5.Специальные
компетенции (профессионально-функциональные знания и умения)
| Обеспечивают привязку подготовки специалиста к конкретным для данного направления объектам и предметам труда; предполагают овладение алгоритмами деятельности по моделированию, проектированию, научным исследованиям в конкретной области.
| Формируются в цикле специальных дисциплин, при изучении ряда элективных курсов
| - общепрофессиональная (общенаучные и исследовательские компетенции), соответствующая уровню специалиста с университетским образованием; профессионально ориентирована на все основные группы направлений подготовки и связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений; определяет фундаментальность образования;
- общеотраслевая (образовательные и физкультурно-спортивные компетенции), относящаяся к подготовке специалистов по физической культуре и спорту, интегрирующей образовательную (психолого-педагогическую) и физкультурно-спортивную научно-практические сферы; относится к ориентации в общих теоретических, социально-экономических и организационно-управленческих вопросах сферы физической культуры и спорта и образовательной области, к планированию и организации работы коллектива, ресурсному обеспечению деятельности, системе менеджмента качества труда и т.д.; обеспечивает полипрофессионализм, готовность к решению общепрофессиональных задач (той их совокупности, которую должен уметь решать специалист с высшим образованием в сфере физической культуры и спорта) и создает базу для специализации;
- специальная (педагогические, управленческие, рекреационные компетенции), относящаяся к профессиональным функциям а) учителя ФК и тренера, б) руководителя физкультурно-спортивной организации, сотрудника органов управления физической культурой и спортом, в) методиста (инструктора) по физической культуре, организатора в спорткомитете, муниципалитете, на предприятиях и в организациях, в общественных физкультурно-спортивных, молодежных и иных организациях, в культурно-просветительских учреждениях и т.д., а также - г) методиста (инструктора) по лечебной физической культуре как реализатора реабилитационных функций специалистов по физической культуре и спорту (данная область профессиональной деятельности выполняется в рамках педагогического либо физкультурно-рекреационного труда).
На рисунке 2 представлена структура профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту.
Рис. 2. Структура профессиональной компетентности специалиста
по физической культуре и спорту
Наполнение указанных компетенций конкретным содержанием обусловлено государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022300 - Физическая культура и спорт [46]. При определении компетенций педагогической деятельности мы опирались на результаты исследований в этой области, проведенных В.Н.Введенским, Н.В.Кузьминой, И.А.Зимней и другими учеными, а также учитывали описанные выше функции спортивных педагогов (учителей физической культуры и тренеров).
Структура и содержание компетенций управленческой деятельности были определены на основании анализа и обобщения мнений таких ученых, как М.Н.Арцев (компетенции управленческой деятельности), В.И.Жолдак, В.А.Квартальнов, И.И.Переверзин, Э.П.Теплов (содержание когнитивно-операциональной сферы спортивного менеджера) и др., в соответствии с содержанием общих и специальных функций спортивного менеджера и принципов управления.
В таблице 2 отражено содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту.
Таблица 2
Содержание профессиональных компетенций
специалиста по физической культуре и спорту
Компетенции
| Содержание компетенций
| Общепрофессиональные компетенции
| Общенаучные - связаны с ориентацией в общих философских, социально-экономических, культурологических, исторических, научно-методических и др. вопросах на уровне, соответствующем требованиям высшего образования.
| - знание основных философских категорий и концепций,
- знание концептуального аппарата и основных методов социологии,
- понимание условий и особенностей формирования культуры, инкультурации и социализации личности,
- понимание взаимосвязей между отдельными областями научного знания, способность обсуждать научные проблемы из междисциплинарной области
- знание основных тенденций и концепций современного естествознания,
- знание теоретических основ и методов математики, теории вероятности, математической статистики, основ естественных наук (физика, химия и др.),
- знание основ экономики и менеджмента, основ экономического поведения и управления социальными системами,
- знание основ государства и права, правового поведения,
- умение логичнои последовательно представлять освоенное знание,
-умение использовать современные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации, способность самостоятельно расширять кругозор,
- способность интерпретировать теоретические знания, экстраполировать их в профессиональную сферу.
| Исследовательские -связаны с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации и т.п., обеспечивают способность к творческой инновационной деятельности
| - знание концептуального аппарата и основных познавательных подходов и методов современней науки,
- понимание сущности научно-исследовательской деятельности и области применения ее результатов,
- знание методологии научного исследования, эвристических методов решения познавательных задач, форм представления научно-исследовательских результатов,
- владение приемами информационно-описательной деятельности: систематизации данных, структурирования описания предметной области (выделение ключевых категорий и понятий, систематизация концепций, технологий и методов решения проблем, ведение собственной базы данных, составление рефератов, обзоров, методических пособий),
- умение формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения,
- способность анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике исследовательской деятельности,
- умения работать с литературными источниками, проводить практическое экспериментальное исследование, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, знаково оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику; успешно организовывать собственную исследовательскую деятельность,
- способность к самостоятельному целеполаганию, планированию, организации собственной работы, реализации и корректировке плана,
- знание особенностей и методологии исследовательской деятельности в области образования, физической культуры и спорта,
- умение критически использовать методы современной науки в практической деятельности, умение оценить качество исследований в контексте социокультурных условий, этических норм профессиональной деятельности.
| Общеотраслевые компетенции
| Образовательные
|
|
|
Общетеоретические (культурологические, правовые, управленческие, естественно-научные) - научная сфера компетентности: история и философия образования, правовые основы образовательной деятельности, управление образовательными системами, основы педагогической деятельности (введение в профессию), естественно-научные основы педагогической деятельности.
|
- знание сущности образовательной деятельности, истории ее развития, основных историко-философских педагогических концепций, особенностей отечественной и зарубежных образовательных систем; способность анализировать и выявлять достоинства и недостатки различных педагогических концепций и образовательных систем, анализировать тенденции развития образования, выявлять его целевые ориентиры,
- знания в области трудового законодательства, прав и обязанностей участников образовательного процесса, в т.ч., прав ребенка; способность реализовать знания в практике педагогической деятельности, умения защищать права учащихся, оказывать им социально-педагогическую поддержку,
- знания в области управления образованием, образовательных систем; умения педагогического целеполагания, проектирования, прогнозирования, организации и управления педагогической деятельностью,
- владение понятийным аппаратом педагогики и психологии, знание анатомии, физиологии, гигиены в контексте организации образовательного процесса.
|
Общепедагогические (дидактические и воспитательные) - научная сфера компетентности: принципы, закономерности, цели, содержание, методы обучения; принципы, закономерности, цели, содержание, методы воспитания; образовательные подходы и технологии.
|
- знания в области дидактики (теории обучения): принципы и закономерности обучения, основные средства, методы и формы организации обучения, требования к содержанию образования; умения соотносить дидактические цели со средствами и методами обучения (и т.д.),
- знания в области теории воспитания: закономерности и принципы воспитания, виды воспитания, средства и методы; умение ставить воспитательные задачи, выбирать адекватные средства и методы их решения,
- знание основных педагогических подходов, методик и технологий обучения и воспитания, умение реализовать их в педагогической деятельности,
- умение анализировать педагогические ситуации, определять причины их возникновения и способы решения,
- умения управлять педагогическими процессами (воспитанием и самовоспитанием, обучением и самообучением, развитием и саморазвитием).
|
Общепсихологические (мотивационные, перцептивные, коммуникативные) - научная сфера компетентности: возрастная психология, психология деятельности, психология общения.
|
- знания в области общей и педагогической психологии, закономерностей развития личности, развития творческой деятельности, самоопределения личности; умения выбирать методы психологического воздействия на учащихся, адекватные характеру педагогической ситуации,
- знания и умения в области мотивации учебной деятельности, нравственного поведения, саморазвития учащихся; умения создавать ситуации учебного и социального успеха для учащихся,
- знания в области психологии общения, способности к организации педагогического взаимодействия, умения создавать благоприятны
|
|