|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 15 Рисунок 16Стр 1 из 2Следующая ⇒
ВИКТОР ПАНЬКОВИЧ Кто разум с мужеством соединяет вместе, (Адам Мицкевич, поэма «Шашки») Где как не в шашках адиюх наиболее органично и контрастно выражена диалектика жизни – единство и борьба противоположностей, борьба и единство белого и черного... Шашки адиюх – зеркало моей души. (Виктор Панькович) Игра в шашки адиюх, являющаяся разновидностью игры в столбовые шашкиизобретена в 2007 году Виктором Сергеевичем Паньковичем (г. Черкесск, Россия). Эта игра впервые опубликована в журнале "Костер" (Санкт-Петербург, 2008г. №1; 2009 г. №1) в рубрике “На клетчатой доске” под заголовком “Игра 13”. Впоследствии автор дал игре новое название в честь Адиюх - героини легенды и нартского эпоса черкесов. Познакомьтесь с Правилами игры в шашки адиюх в авторской редакции.
Шашки адиюх - интеллектуальная логическая игра между двумя соперниками, являющаяся одной из разновидностей столбовых шашек. Отличительной особенностью шашек адиюх являются условия достижения цели игры, то есть признание выигрыша партии (пункт 5.1), При проведении соревнований применяются Правила вида спорта «шашки», утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 26.04.2019 г. №347. 1. Шашечная доска
Рисунок 1 - Шашечная доска. 1.2. В официальных соревнованиях должна применяться доска, отвечающая следующим требованиям: - иметь игровую поверхность размером не менее 35х35 см; - поверхность доски должна быть матовой; - чередование светлых и темных полей должно быть отчетливым, цвет их не должен быть слишком бледным и не должен сливаться с цветом шашек.
1.4. Ряд темных полей идущих наискосок от одного края (борта) доски до другого образуют диагональ. На доске имеются 13 диагоналей. Самая длинная диагональ, состоящая из 8 темных полей, пересекающая доску слева направо и соединяющая два угла доски называется «большой дорогой».
2. Шашки
2.3. Шашки должны удовлетворять и следующим требованиям:
3.2. Ходом в партии считается передвижение фигуры с одного поля доски на другое. Первый ход делает игрок играющий белыми. Партнеры поочередно делают по одному ходу до тех пор, пока игра не закончится. Отказываться от совершения очередного хода не разрешается. 3.3. Игрок может ходить башней, если ему принадлежит верхняя шашка этой башни. Башня, состоящая из шашек одного или двух цветов, перемещается при ходе и при взятии целиком как единая фигура по правилам простой фигуры или по правилам дамки. Ходить частью башни не разрешается.
3.6. Взятие фигур соперника дамкой или простой является обязательным и производится как вперед, так и назад. Взятие считается одним сыгранным ходом. Взятие своих фигур не разрешается. 3.7. Взятие простой фигурой проводится в определенном порядке. Если простая фигура находится на одной диагонали рядом с шашкой или башней соперника, за которой имеется свободное поле, она должна присоединив к себе снизу эту шашку или верхнюю шашку этой башни занять это свободное поле. Если на этом свободном поле простая фигура вновь оказывается на одной диагонали рядом с другой фигурой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна тем же ходом произвести взятие второй, третьей и так далее фигуры (Рисунки 11, 13 и 17). 3.8. Взятие дамкой проводится в определенном порядке. Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки или башни соперника, за которой имеется свободное поле, она должна присоединив к себе снизу эту шашку или верхнюю шашку этой башни занять это свободное поле. Если за взятой фигурой имеется несколько свободных полей, то дамка может занять любое из них за исключением того случая когда она должна остановиться лишь на таком поле с которого сможет произвести взятие другой фигуры соперника (пункт 3.9). При выполнении взятия дамка не может перескакивать через поля занятые другими фигурами (Рисунок 20). 3.9. Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на любой из пересекающихся диагоналей рядом или на расстоянии от другой фигуры соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей дамка обязательно должна тем же ходом произвести взятие второй, третьей и так далее фигуры. Взявшая дамка может занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой фигурой (Рисунки 5, 20, 23, 27 и 28). 3.10. Взятие при прохождении дамочного поля проводится в определенном порядке. 3.11. После завершения взятия в соответствии с пунктами 3.8 – 3.10 взявшая дамка превращается в простую фигуру и получает новые права. Однако дамка остается дамкой, если конечное поле взятия является одним из дамочных полей на половине доски соперника
3.13. В процессе взятия нескольких фигур дамкой или простой разрешается брать более одного раза одну и ту же башню соперника, состоящую из двух или более его шашек, захватывая при каждом переходе через такую башню по одной шашке, однако запрещается продолжать взятие на той же диагонали в противоположном направлении. (Рисунки 27 и 28).
3.15. Взятие нескольких фигур соперника должно выполняться в последовательном и поступательном порядке, оно должно быть четко обозначено, захватывая шашку за шашкой по ходу движения берущей дамки или простой и ставя берущую фигуру на промежуточное свободное поле за каждой взятой фигурой, а затем и на конечное поле. 4.1. Каждый ход должен выполняться быстро и только одной рукой, а после его завершения рука должна быть немедленно отпущена от своей фигуры. Ход завершается передачей очереди хода сопернику, что фиксируется переключением часов (с пуском часов соперника) той же рукой, которой был сделан ход, после чего рука должна быть немедленно убрана с часов. Игрок имеет право пускать часы соперника только после совершения своего очередного хода, и никто, кроме соперника, не имеет права вмешиваться, если игрок забыл своевременно переключить часы. Игрок обязан позволить сопернику завершить ход переключением часов даже если сам уже приступил к совершению ответного хода.
4.2. Если при возможном ходе или взятии, либо в качестве части возможного взятия фигура поставлена на поле, игрок не вправе заменить такой ход или такую часть взятия. 4.3. Если игрок, за которым очередь хода прикоснется к своей фигуре, которой можно сделать ход он обязан пойти этой фигурой. Если прикоснется к двум или более фигурам должен пойти той фигурой, которой коснулся первой, если ход или взятие этой фигурой возможно. Прикосновение к своей фигуре, у которой не оказывается возможного по Правилам игры хода, не влечет за собой никаких последствий и играющий вправе сделать любой возможный ход.
4.5. Если игрок хочет поправить одну или несколько фигур на занимаемых ими полях он должен предварительно отчетливо объявить сопернику «поправляю». Поправлять фигуры можно только одной рукой и только при своей очереди хода. Определение результата партии: игрокам в конечной позиции на половине доски соперника за каждую белую шашку и за каждую черную шашку начисляется по одному (1) очку. Следовательно, результат партии возможен с различным счетом при обратно пропорциональном соотношении выигрыша и проигрыша. 5.2. Выигравшим партию признается тот, чей соперник признал свое поражение. Игрок, который таким образом выиграл партию, получает двадцать четыре (24) очка, а его соперник, который сдался и проиграл партию, получает ноль (0) очков. 5.3. Кроме перечисленного возможны также случаи проигрыша соперника связанные с истечением его игрового времени на турнирных часах или с засчитанным сопернику поражением в связи с нарушением Правил (пункты 1.5 и 5.4.14 Правил вида спорта «шашки»). 5.5. Если после совершения на доске очередного хода на часах игрока истекло время, а на доске уже возникла конечная позиция, то просрочка времени не фиксируется и результат партии определяется в соответствии с пунктами 5.1 и 6.1.1. Сдача партии или соглашение на ничью остаются в силе, если позднее обнаружится просрочка времени. 6. Ничья, предложение ничьей 6.1.1. В конечной позиции на каждой горизонтальной половине шашечной доски суммарное количество белых и черных шашек составляет двенадцать шашек. 6.1.2. Если в партии, играющейся с турнирными часами, истекло время у обоих игроков и невозможно установить, кто просрочил время раньше. 6.1.3. Если один из игроков предлагает ничью, а другой принимает это предложение: 6.1.3.1. Игрок может предложить ничью только после того как он сделал ход. Предложив ничью, он пускает часы соперника. Предложение ничьей и ответ на него должны выражаться в краткой форме: «предлагаю ничью», «согласен», «не согласен» - и не оговариваются никакими условиями. Соперник может принять предложение, не делая ответного хода или отклонить его словесно либо ответным ходом.
6.1.3.2. Предложение ничьей должно быть обозначено на бланках записи партии символом =. Если предложение ничьей не будет принято, тот же игрок может снова предложить ничью, лишь после того как другой игрок использует на это свое право. 7.1. Шашечной нотацией называется система условных обозначений полей доски. Прямые ряды полей, состоящие из 8 полей (4 черных и 4 белых) и идущие снизу вверх называются вертикалями. Прямые ряды полей, состоящие из 8 полей (4 черных и 4 белых) и расположенные слева направо называются горизонталями.
Каждое поле доски расположено на пересечении соответствующей вертикали и горизонтали и обозначается сочетанием буквы и цифры (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Обозначение полей шашечной доски. 7.2. Пользование нотацией дает возможность записывать как целые партии, так и отдельные позиции, например расположение фигур в начале партии (Рисунок 2) записывается следующим образом: белые - а1, а3, b2, с1, с3, d2, е1, е3, f2, g1, g3, h2; черные - a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8. На Рисунке 4 приведена позиция, которая записывается следующим образом: белые: a5-1, d4-1, e5-2/1, f8-3/1, g3-1/3, g5-1/1; черные: a1-1, b6-2/3, c7-3. При взятии одним ходом нескольких фигур запись хода производится следующим образом: сначала записывается поле, с которого фигура начала свой ход, затем ставится двоеточие и обозначается поле, на которое она встала после взятия. Если необходимо отметить направление взятия то после записи поля, с которого началось взятие, последовательно записывают обозначение полей, на которых совершалось изменение направления. Между обозначениями отдельных полей ставится двоеточие.
1. f8:a3:c1:f4:h2 В подобных позициях необходимо делать на бланке полную запись как указано выше. При записи партии ходы сторон пишутся «в столбик». В левом столбике записываются ходы белых, в правом – черных, причем ход белых, вместе с ответом черных нумеруется в записи как один ход.
Пример записи партии: Белые: Иванов Черные: Петров
Эту же партию можно записать так: Иванов - Петров: 1. cb4 bc5 2. ba5 ab6 3. bc3 cb4 4. aa7 cb6 5. ae5 fb2 6. ас3 dc7 7. gf4 eg3 8. hf4 ge5 9. eg5 hf4 10. de3 fb4 11. bh6 gf6 12. eg7 hf6 13. ge5 fe7 14. fd8 bc7 15. da5. Счет 17:7. (Смотрите Рисунки 6 -9).
8. Неправильности при ведении партии 8.1. Если перед началом партии обнаруживается что фигуры на доске расставлены неправильно либо соперникам предоставлены фигуры не того цвета которые должны быть в соответствии с протоколом, в котором указаны пары участников очередного тура то исправить это можно только до начала партии. После того как оба соперника сделали хотя бы по одному ходу исправления не вносятся, партия продолжается и ее результат считается действительным.
8.2. Если игрок сместил, либо развалил одну или несколько фигур на доске, он должен восстановить правильную позицию, но только одной рукой и за счет своего времени. Если это невозможно партия объявляется проигранной виновной стороной. Если необходимо, любой из соперников должен остановить часы и обратиться за помощью к судье.
- сделал неправильный ход фигурой; - сделал два хода подряд; - тронул одну из своих фигур, а ход сделал другой фигурой; - взял ход обратно; - сделал ход фигурой соперника; - сделал тихий ход фигурой, когда необходимо произвести взятие; - взял не все фигуры, которые должны были быть взяты; 8.5. Если игрок сначала дотрагивается до одной фигуры соперника, а затем берет другую фигуру, его соперник может переключить часы обратно и обязать произвести взятие фигуры тронутой первой, если взятие этой фигуры возможно в соответствии с Правилами.
8.8. Невозможный ход, не замеченный обоими игроками, не может быть изменен впоследствии и не может служить основанием для протеста. После окончания партии никакие претензии не принимаются, и ее результат считается действительным. 9. Контроль времени на обдумывание ходов - от 20 минут и более плюс 30 секунд на ход до конца партии; - 30 минут плюс 30 секунд на ход до конца партии. 9.2. В соревнованиях в спортивных дисциплинах «шашки адиюх - быстрая игра», «шашки адиюх - быстрая игра - командные соревнования» применяется контроль времени (каждому игроку): 7 - 15 минут до конца партии. Рекомендуемый контроль времени: - 8 минут плюс 4 секунды на ход до конца партии; - 7 минут плюс 5 секунд на ход до конца партии. 9.3. В соревнованиях в спортивных дисциплинах «шашки адиюх - молниеносная игра», «шашки адиюх - молниеносная игра - командные соревнования» применяется контроль времени (каждому игроку): 3 - 5 минут до конца партии. Рекомендуемый контроль времени: - 3 минуты плюс 2 секунды на ход до конца партии. 9.4. Положением (Регламентом) соревнования может устанавливаться иной контроль времени не противоречащий данным Правилам. 10.1. Соревнования проводятся в спортивных дисциплинах, содержащих в своих наименованиях слова «быстрая игра», «молниеносная игра» с контролем времени указанным в пунктах 9.2 и 9.3 соответственно.
11. Примеры, поясняющие особенности правил взятия. На Рисунках 10 - 27 приведены примеры для пояснения правил взятия.
На Рисунке 11 ход белых d4-f6. Белая шашка d4 обязана взять черную шашку e5, в результате взятия на поле f6 образовалась башня из двух шашек – верхней белой и нижней черной (Рисунок 12).
Рисунок 15 Рисунок 16 На Рисунке 17 при ходе белых у них на выбор есть два направления взятия – взять две фигуры h2-f4-d2(Рисунок 18), либо, взяв три фигуры пройти в дамки h2-f4-h6-f8 (Рисунок 19).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|