![]()
|
|||
ЕЛАБУГА. Часть 2.ЕЛАБУГА. Часть 2. Итак, продолжу свой рассказ, прерванный, как Вы помните, на посещении музея Шишкина. Посмотрите на трёх вятских мужчин: И. И. Шишкина, В. М. Бехтерева и Ф. И. Шаляпина. Сколько в них общего от новгородцев - первопроходцев, сколько силы, таланта, да и просто физической красоты. Вообще, на мой взгляд, в них, как нигде в России, сохранился чистый тип славянина.
Портрет отца художника на стене в кабинете.
Колокольня Спасского собора высотой 81 метр - до сих пор самое высокое здание в городе. Собор построен в стиле классицизма в два первых десятилетия 19 века, перестраивался в середине 19 века и в начале двадцатого, получил духовое (воздушное) отопление. В 19 веке его расписывали такие известные художники, как братья Верещагины, Ф. А. Бруни и К. С. Осокин.
Можно подняться на колокольню и посмотреть вокруг, места удивительной красоты.
Родилась будущая героиня Отечественной войны 1812 года на территории Малороссии в семье гусарского ротмистра и с ранних лет вкусила романтику и быт полукочевого быта русской офицерской семьи. Тем более, что была нелюбима родной матерью и отдана отцом на воспитание рядовому гусару. Практически выросла в казарме, среди кавалерийских сёдел, сбруи и оружия. До Отечественной войны Дурова успела побывать замужем, родить и бросить сына на попечение отца, убежать из семьи вместе с любовником - казачьим офицером и какое-то время жить с ним, выдавая себя за его денщика. Служить в армии она начала с самого низа, с рядового. В общем, не женщина, а целый роман. Или «Записки…». Надо, кстати, перечитать. Из воспоминаний о Н. А. Дуровой: «…Утверждают, что в базарный день, где продавали лошадей, к одному из торговцев подошла пожилая женщина в мужской одежде и попросила проверить коня верхом. Торговец очень удивился, однако разрешил, ожидая как нелепо это будет выглядеть. Каково же было удивление всех окружающих, когда эта старушка лихо вскочила на коня и вмиг умчалась по улице. Через несколько минут она вернулась, красиво соскочила с коня под одобряющий гул толпы. Подошла к хозяину, похвалила коня и сказала, что обязательно купят. Горожане узнали в ней Надежду Дурову».
За один день трудно посетить все интересные места Елабуги. Среди наиболее интересных мест – Музей уездной медицины, дом памяти М. И. Цветаевой, Краеведческий музей, Музей Портомойня.
Музей уездной медицины носит имя В. М. Бехтерева, выдающегося учёного-медика, родившегося в Елабужском уезде, в селе Сарали, в имении своих родителей. Музей размещён в хирургическом корпусе бывшей земской больницы и, по словам Сергея и Татьяны, интересен. В следующий раз посетим.
Дом памяти Марины Цветаевой на Малой Покровской.
Собственно, в этом доме Марина Ивановна прожила всего 11 дней и добровольно ушла из жизни 31 августа 1941 года. Я уже второй раз сижу в машине в ожидании дам, почему-то мне не хочется смотреть, как там - в этом доме и прочее…
А почти напротив «Цветаевой» в старинном доме, сложенном из бутового камня, находится музей «Портомойня». Там можно посмотреть, как стирали и гладили в 19 веке. Сохранился фрагмент трубопровода (трубы - деревянные) и чугунная печь.
Там же можно посмотреть старинные инструменты для стирки и глажки.
На фотографии рубель с валиком, для глажки белья.
В Краеведческом музее мы пока не были, но фотография одного экспоната вызывает удивление и восхищение.
Это осётр! Может быть, выражение «раньше и деревья были больше, и трава зеленей» не слишком сильное преувеличение?
А в завершение нашего знакомства с Елабугой надо пройтись по центральной пешеходной улице - Казанской – и посмотреть на интересные скульптуры «Городового», «Дворника» и, находящуюся немного в отдалении, композицию - «Почтальон и связист». Если авторство последней известно – это московские скульпторы А.Головачев и В. Демченко, то первых двух - нет. Городовой и дворник забавны, а у девушки-почтальона отличная фигура.
Здесь же в кафе на Казанской мы перекусили за столиками под навесом и - в обратный путь! В Елабуге были не долго, но впечатлений много!
|
|||
|