Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЕЛАБУГА. Часть 1.



ЕЛАБУГА. Часть 1.

Если Вы хотите увидеть не только маленький, уютный и ухоженный город, но и вспомнить Казань, «которую мы потеряли», надо непременно съездить в Елабугу, всего в 200 километрах от Казани и по отличной дороге. Это раньше дорогу Казань – Набережные Челны называли «дорогой смерти», сейчас этот участок федеральной трассы М7 можно назвать образцовым.

На мой взгляд, она лучше дороги Москва – Минск. Первыми побывали в Елабуге Сергей с Татьяной, потом пригласили нас, и вот теперь мы едем вшестером, с Владиславом и Ларисой. И, наверное, поедем ещё не раз.

Герб города.

Ну, а перед поездкой несколько слов об истории города.

Статус города село Трёхсвятское получило в 1780 году, находясь в составе Вятской губернии. Сейчас город находится в составе Татарии, и нам кажется, что так было всегда, но оказывается, что Елабуга и уезд были переданы в Татарскую АССР (основана 27 мая 1920 года) только сто лет назад, в 1921 году. Вся история этого города связана с Вятской землёй.

В истории России существовало три республики: Новгородская, Псковская и самая восточная - Вятская. Создали её переселенцы из Новгорода Великого, первопроходцы, воины и купцы, народ очень деятельный. Они появились в этих местах в начале 12 века, стали обживаться, построили города Никулицын, Котельнич, затем Хлынов (Вятку). Пользуясь отдаленностью от Новгорода, смогли «отложиться» и создать своё государство, тоже республиканского типа, с вече и самоуправлением. Документов и летописей о Вятской республике осталось гораздо меньше, чем о Новгороде и Пскове. Основные сведения об этих событиях содержит «Повесть о стране Вятской», написанная в 17 веке на основе несохранившихся старых летописей.

«Повесть» начинается с легенды о происхождении славян. Далее рассказывается о зарождении древнерусской государственности, причём Киев не упоминается вообще — центральное место во всём произведении занимает Новгород и новгородцы. Даются некоторые описательные и исторические данные о Новгороде. В центре повести — сюжет о переселении новгородцев на Каму (1174), заимствованный из книжной легенды о «Холопьем городке». С Камы новгородцы переходят на Вятку, где сталкиваются с местным населением («чудью отяками») и основывают первые русские города на Вятке — Никулицын (сейчас село Никульчино) и Котельнич (1181). Далее говорится об основании главного города на Вятке — Хлынова (теперь Киров), о набегах местного населения и татаро-монгол. Рассказывается о зарождении местных вятских крестных ходов и о начале почитания Великорецкой иконы Николая Чудотворца. Далее идут по - годные записи о важных событиях, завершающиеся взятием Вятки войсками московского великого князя Ивана III и взятием Казани войсками Ивана IV Грозного.

Иван Третий присоединил Вятскую землю к Московскому княжеству силой оружия в 1489 году. Республиканская форма правления была уничтожена, а жители - все бояре, житьи люди (представители старейших, богатейших родов) и купцы - были высланы в разные места Московского государства. На их место были переселены жители Устюга и других городов. Однако при Иване IV (Грозном) в Вятском крае была введена земская система управления. Местное население стало выбирать земских старост, слободчиков (главных должностных лиц слободской администрации), губных голов (судей по разбойным делам), таможенных целовальников (собирателей таможенных пошлин, давших присягу), сельских старост, сотских и других Московскую власть представлял воевода и выборные городовые приказчики, осуществлявшие военное и полицейское руководство в городах. И это было сделано при Иване Грозном, которого принято рисовать самыми чёрными красками. Обладают ли жители Кировской области сейчас, спустя четыре с половиной столетия, такими правами реально? Вопрос.

Ну так что же сама Елабуга?

Существует как бы две параллельные истории города, первая – татарская: в 2007 году Елабуга отметила 1000 – летие. «Учёный совет Института АН РТ определил, что Елабуга возникла на рубеже 10-11 веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005-1010 годам». Никаких документов или упоминаний в летописях об этом городе нет, построек от того поселения городского типа не сохранилось. На крутом холме в месте слияния Камы и Тоймы, называемом Чёртовым или Елабужским городищем, стоит башня, отреставрированная в 1860 году. Что в этой башне аутентичное, а что плод фантазии реставраторов - неизвестно. Рядом несколько невысоких (30-60 см) стен из бутового камня, скреплённых современным цементным раствором. Этот неприкрытый новодел смотрится убого.

Вторая история изложена в Большой энциклопедии под редакцией С.Н.Южакова, вышедшей в начале 20 века и Большой Советской Энциклопедии, не склонной к фантазиям, но с трепетом относящейся к историям всех советских народов. В ней Елабугу разделяют на Чёртово (Елабужское) городище и сам город. Чёртово городище было, по данным энциклопедии, родовым убежищем какого-то местного племени (в этих местах жили только финно-угорские племена), потом его захватили волжские булгары и построили небольшое укрепление для контроля над стратегически важным местом. А город Елабуга, как поселение, возникло во второй половине 16 века в нескольких километрах от Чёртова городища. По преданию это место посетил Иван IV и, заложив церковь, пожертвовал в неё икону Трёх святителей, отчего село стало называться Трёхсвятским. Но вот когда Трёхсвятское сменило название на Елабугу и называлось ли оно раньше Елабугой - ни татарская Академия наук, ни БСЭ не объясняют.

 

Карта Вятской земли с Елабугой и снимки Чёртова городища с башней на фоне совершенно грандиозного пейзажа.

По переписи 1897 года в городе проживало около 10 тысяч жителей, среди них было 600 купцов, в том числе 12 миллионеров. По национальному составу большинство - великороссы, причём, вотяков (удмурдов) было больше, чем татар.

Елабужское купечество было известно по всей России не только своим богатством и торговыми оборотами, но и благотворительностью, и участием в благоустройстве города. Елабуга раньше Казани установила электрическое освещение городских улиц и провела водопровод. Никто из елабужских миллионщиков не переехал жить в Лондон и не купил ни одной футбольной команды за рубежом. Странные были люди, хотели жить дома…

Сейчас рядом с Елабужским городищем есть бесплатная автостоянка и построен колоритный ресторан в непонятном стиле. Живописные виды пробуждают аппетит.

Современная реконструкция булгарского укрепления.

Глядя на башню, особенно на кирпич 19 века, задаешься вопросом – как же она выглядела на самом деле?

 

Елабуга особая экономическая зона промышленно - производственного типа, предприятия расположены в 10 км от города, а в городе активно строятся многоквартирные дома и коттеджные посёлки.

Но предмет нашего интереса - старый город. Если посмотреть на город сверху, то увидим колокольни двух церквей, ближняя к нам – Спасский собор, за ним, немного дальше – Покровская церковь. Перед Спасским собором – центральная городская площадь, Соборная. К собору ведёт улица Набережная, на ней стоит отчий дом И. И. Шишкина, а напротив находятся Шишкинские пруды и парк, заложенный в 1830 году. В музей Шишкина мы ходим каждый раз по приезду в Елабугу. Дом-музей интересен не только тем, что в этом доме вырос и жил Шишкин, но также и тем, что сохранилась «родная» обстановка дома, целая комната завешана офортами. Они очень хороши. А дополнительный интерес для нас – это возможность увидеть провинциальный дом русского горожанина, причём небедного. Отец художника, построивший дом, был купцом 2-ой гильдии.

Начнём наше знакомство с городом со старинного городского парка и памятника знаменитой горожанке Надежде Дуровой. По дороге к нему много старинных особняков.

 

 

Пожарная каланча.

 

 

 

Памятник Д. И. Стахееву.

Женское епархиальное училище (теперь филиал КФУ), как и здание 18-ой школы в Казани, построено на средства семьи Стахеевых.

Старейший парк, заложенный при Александре Втором.

 

Памятник уникальной женщине, гусару и писателю.

Дом-музей Дуровой будет впереди, пока по улице Набережной мы идём в дом-музей Шишкина.

Красиво оформленный спуск к Шишкинским прудам.

 

 

В музей Шишкина мы ходим каждый раз, когда бываем в Елабуге.

 

Об этом и о многом другом – во 2-й части моего повествования.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.