|
|||
План дистанционного занятия по русскому языку на 10.12.2020 гСтр 1 из 2Следующая ⇒ План дистанционного занятия по русскому языку на 10.12.2020 г Тема: Фонетика и орфоэпия 1. Повторите теоретический материал по теме (конспект делать НЕ НАДО): Актуализация знаний о фонетике, орфоэпии. Что изучает фонетика?Звуки речи. Чем различаются буква и звук?Букву видим и пишем, звук произносим и слышим. Какую роль в языке выполняют звуки? Приведите примеры.Звуки в языке выполняют важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Лимон - лиман, доска - тоска. В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных? При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума. Назовите звонкие и глухие звуки, образующие пары. [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] + мягкие пары. Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости? 9 непарных звонких (сонорных) согласных: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’]. Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков. [б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’] и др. Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости? 3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’]. Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры. Буквы е – [й’э], ё – [й’о], ю – [й’у], я – [й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт. Как обозначается на письме мягкость согласных звуков? Приведите примеры. С помощью ь (мельче), букв е, ё, ю, я (ветер, лёд, люк, ляг) и т.п. Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в слове? Приведите примеры. Озвончение – замена глухого согласного парным ему звонким перед другим звонким согласным (просьба). Оглушение - замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и перед глухим согласным (город, варежки). Упрощение групп непроизносимых согласных лнц – [нц], здн – [зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др. (праздник – пра[зн]ик). Уподобление звуков (ассимиляция): (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].
|
|||
|