|
|||
РИХАРД ВАГНЕРРИХАРД ВАГНЕР 1813 – 1883 Р. Вагнер – один из выдающихся представителей мировой культуры. Его гений поражает универсальностью: великий немецкий композитор, замечательный дирижёр, публицист, талантливый поэт-драматург, автор либретто собственных опер, теоретик музыкального театра. Кипучая энергия, титаническая воля в утверждении своих художественных принципов привлекла к нему всеобщее внимание. Мнения как и творчество Вагнера были противоречивы. «Как композитор – писал Чайковский – Вагнер несомненно один из самых замечательных личностей во II-й половине этого столетия (XIX – М.Д.), и его влияние на музыку огромно». Это влияние распространилось на оперный жанр, на средства музыкальной выразительности, а также в области программного симфонизма. «Он был одарён великим даром поэзии, могучего творчества, его воображение было громадно, инициатива сильна, его художественное мастерство велико» (Стасов). Однако оспаривались излюбленные Вагнером идеи, образы его оперного творчества, методы его музыкального воплощения. «Вагнерианцы» и их противники стояли на крайне враждебных позициях. Основание для противоположных суждений давала не только многогранная деятельность композитора, но и его противоречивая личность, что связано с общественной жизнью эпохи. Реакция, наступившая после национально-освободительного движения 1813 – 1815 гг. против Наполеона, сменилась новыми опозиционными настроениями. Они подготовили новую волну революционного движения. В начале 40-х годов зашатались устои Священного Союза, началась борьба против абсолютной монархии, за национальное объединение всей страны. Центр революционного движения переместился в Германию (Маркс, Энгельс). Этот подъём вызвал прогрессивное движение в музыке. На этот период падает расцвет творчества Шумана, Мендельсона, в Германии работает Лист. В 40-х гг. создаёт свои первые оперы Вагнер. Именно это мятежное время всколыхнуло стоячее болото немецкой культуры. Оформилось мировоззрение Вагнера, созрели его смелые идейно-художественные замыслы. Кульминацией этого периода явилась революция 1848 – 1849 гг. Но за ней последовало предательство буржуазии, отказавшейся от демократического объединения Германии, что привело к главенству реакционных течений. Это пагубно сказалось на развитии искусства и прежде всего музыки. Лист,не выдержав затхлой атмосферы Германии, покинул её, уехал в Вену Брамс, Вагнер 10-летие скрывается в эмиграции. Годы реакции не прошли бесследно для Вагнера, усилив идейные шатания в его творчестве и мировоззрении. Особенно после франко-прусской войны 1870 – 1871 гг. 70-е годы – это годы триумфа, связанные с созданием тетралогии «Кольцо нибелунга», и годы усиления творческого кризиса. Вагнера характеризует двойной узел противоречий между мировоззрением и творчеством. Деятельность композитора отличалась от деятельности писателя-публициста., который высказывал по вопросам политики и религии реакционные мысли. Однако, несмотря на субъективные взгляды, вопреки своей идейной неустойчивости, он объективно отразил в своём творчестве художественные принципы, вскрыл противоречия жизни, обнажил драму больших духовных стремлений, могучих порывов к счастью и несвершенных героических деяний, сломленных надежд. Поэтому он стал властителем дум ряда поколений. Вагнер – последний художник-романтик XIX века, наряду с Брамсом и Брукнером. Вечно неудовлетворённый, мятущийся он говорил: «Я постоянно играю на ff на клавишах моей души». Жизнь Вагнера полна необычных взлётов и падений, страстных увлечений и периодов безграничного отчаяния. Однако его непоколебимая воля привела его к созданию подлинных шедевров – 13 опер. Стремление к воплощению героических идей и образов в будничной жизни Германии заставило Вагнера обратиться к народным легендам и сказаниям. Он подвергал их свободной обработке, модернизировал, искал «свою» тему мир человеческих страстей. При этом ему удалось сохранить жизненную правду народной поэзии. Со временем он отвлекался от реальных условий существования, ставя героев в исключительные ситуации, наделяя их гиперболическими чувствами. И хотя он воплощал образы народной поэзии, его более всего волновал мир человеческих страстей. Так усиливалась сугубо психологическая трактовка мифа, что стало характеной особенностью вагнеровской драматургии. Как пишет М. Друскин: «И даже обращаясь к эпосу в «Кольце нибелунга», Вагнер населял свои оперы фантастическими существами, вовлекал в действие стихийные силы природы, показывал необычные происшествия, но в конечном итоге всё это подчинял основной задаче – рельефно отделить человечность переживаний действующих лиц, обнажить их сложный душевный мир». Прежде всего, композитор хотел показать душевную драму сильных характеров и в своих операх, написанных на легендарные сюжеты, он воссоздал современную эпопею борьбы за счастье. Это гонимый судьбой Летучий голландец, страстно мечтающий о покое, Это – Тангейзер, раздираемый противоречивой страстью чувственному наслаждению и к нравственной суровой жизни, это и Лоэнгрин не понятый людьми. В представлении Вагнера жизненная борьба полна трагизма. Страсть сжигает Тристана и Изольду, Эльза гибнет, преступив запрет любимого Лоэнгрина. Даже Зигфрид – могучее дитя природы – обречён на гибель. Всюду мучительные поиски счастья и в поисках его столкновение с ложью и обманом, насилием и коварством, опутавшим жизнь. По Вагнеру спасение от страданий, вызванных стремлением к счастью, в самоотверженной любви, ради которой нужно совершить подвиг. Все оперы обладают чертами идейной общности и единства музыкально-драматургической концепции. Он пронизал свои оперы единством драматического выражения, для чего разворачивал действие сплошным, непрерывным потоком, что вызвано психологизацией образов, он последовательно разрабатывал принципы сквозного развития в музыкально-драматургическом жанре. Он сливал воедино отдельные эпизоды, сцены, даже картины. Он обогатил средства оперной выразительности формами монолога, диалога, крупными симфоническими построениями. Но психологическая усложнённость, черты субъективизма, изысканность выразительных средств подчас разрушали форму. Одно из важнейших средств выразительности – лейтмотивная система. В отличие от предшественников он использует её широко и более последовательно. Творческая фантазия Вагнера неисчерпаема в изображении замечательных по красоте и пластичности музыкальных тем, сочетающих выразительное и изобразительное начало, что способствует концентрации музыкального образа. Но в процессе эволюции творчества изменился характер тематизма. В операх 40-х мелодии более протяжённы; в ведущих темах-образах обрисовываются разные грани явлений. Но в поздних операх в период склонности к туманному философствованию появляются обезличенные лейтмотивы, краткие, не способные к развитию, не имеющие между собой внутренней связи. Наряду с темами-образами возникают темы-символы. Вагнер сближает разные музыкальные темы и мотивы путём еле заметных изменений, сопоставлений или сочетания их в одновременности. Но подчас мотивы нагромождаются в хаотическом беспорядке и начинают преобладать краткие темы-символы. В отличие от тем-образов они проходят исключительно в оркестре, порождая дробность, мозаичность в развитии его партии. Вместе с тем обедняется вокальная партия. В трактовке вокальной партии, возможностях человеческого голоса Вагнер также противоречив. Борясь против поверхностной мелодики, он утверждал, что вокальная партия должна основываться на речевых интонациях. «Драматическая мелодия» находит опору в стихе и языке. Это имело место у Глюка, Мусоргского. Но Вагнер непомерно выпячивал декламационные элементы в ущерб песенным, подчинял развитие вокального начала симфоническому. Многие оперные страницы насыщены полнокровным вокальным мелодизмом. Но иногда вокальная партия превращается в придаток оркестра. И в этом противоречие вагнеровской музыкальной драматургии. Огромны достижения Вагнера как симфониста, последовательно утвердившего в своём творчестве принцип программности. Увертюры, оркестровые вступления, антракты и многочисленные живописные картины – «богатейший материал для изобразительной музыки» (Р-К). Чайковский отмечал «небывало красивую инструментовку», «поразительное богатство гармонической и полифонической ткани». По словам Стасова: «Его оркестр нов, богат, часто ослепителен по колориту, по поэзии и очарованию самых сильных, но также и самых нежных, чувственно обаятельных красок» Уже в ранних операх он ввёл3-й состав, в «Кольце нибелунга» - 4-й; шире использовал диапазон струнных особенно за счёт верхнего регистра. Придаёт мелодическое звучание медным духовым. Смешивая звучание 3-х групп, Вагнер добивался гибкой, пластичной изменчивости симфонической ткани. Оркестр чутко реагирует на развитие драматических ситуаций и чувств. Значительны достижения в области гармонии. Он усиливал напряжение музыкальной речи, насыщал её хроматизмами, сложными аккордовыми комплексами, создавал многослойную полифоническую фактуру, используя самые необычные модуляции. Он никогда не превращал в самоцель гармонические и оркестровые эффекты. Всю жизнь Вагнер боролся за правду в искусстве, продолжая прогрессивные тенденции немецкой музыки, став её выдающимся представителем.
|
|||
|