|
|||
Контролируемая самостоятельная работа
Частное учреждение образования «Бип - Белорусский институт правоведения» Филиал г. Гродно
Контролируемая самостоятельная работа
Е.В.Маликова
педагогический процесс: сущность и структура
основы психологии и педагогики
Г.Гродно, 2007
Введение в модуль
План 1. Сущность педагогического процесса и его структура. 2. Компоненты целостного педагогического процесса. 3. Этапы педагогического процесса. 4. Движущие силы педагогического процесса.
1. Система типа школы, ПТУ, техникума, вуза в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитанники, называют педагогическими системами. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях таких систем называют педагогическим процессом. Латинское слово - "процессу" - движение вперед, изменение. Педагогический процесс это процесс, в котором достигается цель образования и воспитания путем взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Педагогический процесс организуется в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем - детского сада, школы, вуза. К новым системам относятся - музей, семья, производственный коллектив, спортивная или музыкальная школа и др. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Амоношвили, Иванова, Караковского, Макаренко, Сухомлинского, Шаталова и др. Итак, раскроем сущность педагогического процесса. Кратко его суть может быть выражена формулой: "Обучая воспитывать, воспитывая обучать". То есть воспитатель как в процессе обучения решает задачи образования и воспитания, так и в системе внеклассной работы (в работе с ученическим коллективом, детским самоуправлением, во взаимодействии с семьей, общественностью по месту жительства) решает задачи образования и воспитания. Надо запомнить, что и обучение, и воспитание как основа учебно-воспитательного процесса осуществляют развитие личности. Тогда уточним и сущность педагогического процесса. Это осуществление развития личности на основе целостности обучения и воспитания. Структуру педагогического процесса можно представить следующим образом: - Педагоги - Условия (внутренние (психолого-педагогические и внешние) материально-технические) - Учащиеся
2. Основными компонентами педагогического процесса являются: - Целевой компонент; - Содержательный компонент, - Деятельностный компонент; - Результативный компонент. Отсутствие одного из компонентов разрушает целостность педагогической системы. Остановимся подробнее на каждом из компонентов. Целевой компонент включает в себя все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от главной цели - всестороннего и гармонического развития, до конкретных задач по формированию конкретных качеств. Способность постановки целей своей деятельности - врожденное качество человека. Цель - предвосхищаемый результат деятельности. Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирования образовательных действий. Целеполагание должно проходить через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Чтобы образовательные цели, формулируемые учителем, были обеспечены условиями достижения, необходим учет ученических целей. Организация целеполагания включает деятельность ученика, деятельность учителя и их совместную деятельность. Особое место в обучении должна занимать методика обучения учащихся целеполаганию. Содержательный компонент педагогического процесса, который можно охарактеризовать как смысл вкладываемый как в общую цель, так и в конкретные, т.е. иными словами речь идет о содержании образования. Деятельностный компонент- взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом. Результативный компонент педагогического процесса характеризует достигнутые результаты, изменения в личности в соответствии с целями.
3. Этапы педагогического процесса. Педагогический процесс имеет цикличный характер, то есть в нем можно обнаружить одни и те же этапы, определяющие последовательность развития самого процесса. Главные этапы: • подготовительный; • основной; • заключительный. На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в соответствии с заданными целями. Здесь решаются вопросы целеполагания, диагностики условий, прогнозирования достижений, трансформации общей цели, заданной в системе образования в конкретные задачи, которые возможно решить в существующих условиях, то есть идет расшифровка общей цели соответственно данной школе, классу. Но невозможно правильно поставить цель без диагностики существующих условий. Следовательно, идет процедура, направленная на выяснение условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Собирается необходимая информация о возможностях педагогов, учеников, об уровне их развития, предшествующей подготовке. За диагностикой следует прогнозирование хода и результата педагогического процесса (что-то надо взвесить; учесть, рассчитать). Этот этап завершает проект организации процесса - план работы. Это итоговый документ подготовительного процесса. Второй этап осуществления педагогического процесса - это основной этап. Это взаимодействие педагогов и учеников, использование форм, методов, средств взаимной связи, создания условий для эффективного взаимодействия, стимулирование процесса воспитания. В ходе учебно-воспитательного процесса важное место отводится оперативному педагогическому контролю. Обратная связь служит оперативной мерой для качественного управления процессом, его эффективности. Оперативная обратная связь необходима для коррекции педагогического процесса. Третий этап завершает цикл педагогического процесса посредством анализа достигнутых результатов. Чтобы не повторять ошибок и использовать все ценное, что достигнуто в деятельности учащихся.
4. Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями со стороны общества и реальными возможностями воспитуемого по их выполнению. Эти противоречия становится источником развития самого педагогического процесса (педагогическая система А.С. Макаренко, педагогическая система в Афинах, Спарте, педагогическая система при феодальном строе). Разрешение этих противоречий обеспечивает эволюцию педагогических систем. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением диагностики (изучение возможностей детей) и на основе этого проектировать ближние и дальние перспективы в учебно-воспитательном процессе. Второе противоречие - многообразие жизненных взаимодействий ребенка и невозможность охвата этого взаимодействия педагогическим влиянием со стороны учебного заведения.
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите наиболее яркие впечатления, мысли или суждения, возникшие у Вас в ходе знакомства с данной темой. Назовите главные достигнутые Вами результаты. 2. Что такое педагогический процесс? Какие связанные с ним методологические вопросы вы считаете главными? Что осталось неясным. Сформулируйте свои вопросы. 3. Какие требования должны предъявляться к образовательным целям учителя и ученика, чтобы они могли быть достигнуты?
Тест I. Заполните пропуски 1. Педагогический процесс - это система, объединяющая в себе процессы ....................., .................., ....................... 2. Компонентами педагогического процесса являются…….,………,………,………
II. Выберите правильный ответ на вопрос: В чем заключается целостность педагогического процесса? 1. В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели - формированию всесторонне и гармонически развитой личности. 2. В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой. 3. В том, что все процессы, образующие общий педагогический процесс, протекают в одних и тех же условиях. 4. В том, что педагогический процесс не делится на составные части. 5. Назовите основные этапы педагогического процесса.
III. В соответствии со структурой, основными компонентами и этапами педагогического процесса предложите свой вариант осуществления педагогического процесса.
Основная литература 1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988. 2. Воронов Б.Б. Педагогика школы в двух словах. - М„ 1999. - Гл. 3. 3. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993. 4. Подласый ИЛ. Педагогика. - М., 1996, 5. Стпефановская ТА. Педагогика: наука и искусство. - М., 1998. - Гл. V.
|
|||
|