Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О символике кельтского креста и не только…(часть 35)



22.01.2021

О символике кельтского креста и не только…(часть 35)

Три цвета в народной культуре: чёрный, белый, красный

Часть 4

Синий

Синий в народной культуре демонстрирует устойчивую связь с понятиями потустороннего, демонического, нечистого, испорченного. Подобное смысловое значение (семантика) отражено в свадебных приговорах в описании присутствующих на свадьбе пожилых людей, детей. «С помощью эпитета синий характеризуется качество одежды, части тела, физическое состояние названных выше персонажей: упоминается одежда, которая использовалась, как правило, на повседневных работах («синие повязушки», «сини синюхи»), акцентируется внимание на множестве заплат на одежде («сини заплатки»); подчеркивается наличие телесных изъянов, болезненное состояние («сини пупки», «сини желудки», «сини синюшки», «сини брыла» и пр.)» (Крашенинникова Юлия. Символика цвета в русских свадебных приговорах // Антропологический форум №14 online. С. 104).

Но, надо заметить, что «синий в приговорах употребляется в отношении разного круга персонажей и явлений; выделяется несколько значений этого цвета» (Там же).

Так «синее цветообозначение используется при создании коллективного портрета поезжан и в описаниях жениха: применительно к жениху и его мужскому окружению синий получает значения ‘праздничный’, ‘красивый’, ‘дорогой’, ‘новый’, связанные, скорее, с эстетической оценкой. Так, выразительной чертой в лаконичных характеристиках поезжан («молодых добрых молодцев») является наличие синих деталей одежды («синие армяки», «синие штаны», «синие тулупы», «синие кафтаны»). В совокупности с другими поэтическими средствами, которые позволяют описать «молодых добрых молодцев» как физически развитых, духовно состоявшихся, готовых к браку или уже состоящих в браке (характеризуются физические данные, внешность, сексуальная сила, качества характера: храбрость, смелость, удачливость, успешность, ум, доброта), синие детали облачения расцениваются как ‘праздничная, богатая, новая, предназначенная для исключительного, особого события одежда’, обнаруживая те же значения и в текстах свадебной лирики, посвященных мужским персонажам [1]. Синие детали одежды как примета особого события зафиксированы в нескольких текстах с описаниями невесты («синий кумацьницёк», «сини чулочки», которые жених преподносил невесте). К персонажам, одетым по-особому, относятся и все приглашенные в дом жениха со стороны невесты гости, для которых на свадьбе установлен своеобразный «дресс-код» — одежда синего цвета («сини сарафаны», «сини кафтаны»). Другими словами, синие детали убранства свадебного поезда, одежды участников ритуала придают всей свадебной ситуации значение особого, исключительного, примечательного события [2], , а синее цветообозначение применительно к жениху, поезжанам наделено положительной семантикой» (Там же).

Примечания (Крашенинникова Юлия. Символика цвета в русских свадебных приговорах // Антропологический форум №14 online. С. 105)

1. Например, синий кафтан в значении ‘новая, дорогая одежда’ встречается в текстах свадебной лирики, посвященных мужским персонажам: в величальных песнях тысяцкому («на ем дорого платьё, на ем синь кафтан» [Лирика русской свадьбы 1973: 171, № 342; также: 169, № 337]), дружке [Обрядовая поэзия 1997: 305, № 504], жениху («на ём нов-синей да кафтан» [Балашов, Марченко, Калмыкова 1985: 161, № 14]) и др.

2. В свадебных причитаниях синий также является цветом жениха и его окружения, но это атрибут «чужой» стороны, а одетые в одежду синего цвета поезжане называются «чужими», «незваными», соответственно синий получает негативный оттенок. Еще один любопытный штрих касается текстов подблюдных песен, предсказывающих свадьбу или смерть: в них одежда синего цвета является единственной изобразительной деталью жениха, девушки.

«Наши наблюдения подкрепляются языковыми данными и примерами из древнерусской литературы. В частности, в ярославском, архангельском, калужском диалектах синяя одежда употребляется в значении «праздничная, нарядная одежда» [СРНГ 2003 XXXVII: 328], «праздничная суконная одежда, хотя бы и не синего цвета» (Ростов (Волоцкий)) [Бахилина 1975: 182]. В древнерусских памятниках, датированных XI–XVII вв., лексема синее (мн. синяя) обозначает драгоценную пряжу, ткань или одежду синего цвета [СРЯ XI–XVII вв. 1999 XXIV: 151]. Н.Б. Бахилина предполагает, что синий цвет одежды для какого-то времени или территории воспринимался как праздничный или как цвет дорогой, городской одежды [Бахилина 1975: 182].

Наконец, в отношении невесты или новобрачных синяя одежда (а именно сини сарафаны) упоминается в текстах как примета повседневности, обыденности, трудовых будней. Сочетание сини сарафаны означает повседневную рабочую одежду, которая будет использоваться молодоженами в дальнейшей жизни и совместных работах. В этом контексте синий представляет собой одно из поэтических средств, посредством которого «проговаривается» идея приобщения молодоженов к другой социальной группе.

Еще одно наблюдение касается сочетания, хотя и нерегулярного, в пределах одного текста красного и синего цветов, что указывает на близость символики этих цветообозначений. Так, жених

Жив и здоров и благополучен,

Стоит на вашем широком дворе

С князьям да боярам молодым

На своих резвых ножках,

Во сафьянных сапожках,

В плисовых шароварах,

Красной рубашке,

В синем кафтане,

В суконном тулупе,

Красном шарфе,

Каракульской шапке.

[Васнецов 1894: 286–287]

В доме невесты дружка обращается к присутствующим: «Здравствуйте, сватья и свахи, / Красные и синие рубахи» (Архив ГЛМ. Ф. 30. Д. 8. Л. 14; Д. 18. Л. 43. Владимирская губ., 1924 г.); описывает свадебный поезд и сани поезжан: «Мы ехали сюда / На добрых конях, / На красных санях, / Под синими полстями [1]» [Шейн 1900: 456; вар.: Ефименко 1877: 110]. Дружка преподносит невесте подарки: «Идет от нашего князя молодого, ясного сокола, к княгине-молодице бело мыло, злато-серебро, цветно платье, сини чулочки, красные башмачки» [Рогов 1860: 99]. В числе примеров отметим фрагмент приговора девушек, в котором посредством расположенных в определенной последовательности цветов белый, синий, красный определяется уровень достатка (‘бедный — богаче — самый богатый’) [2]: «Не будьте бедные, не кладите деньги медные, не раздавите тарелки серебряной. Кто в рубашках беленьких, кладите и медненьких, кто в синеньких— кладите светленьких, которы в красных рубашках— кладите деньги бумажные» (РО ИРЛИ. Р. V. Кол. 12. П. 4. № 19. Л. 5. Архангельская губ., 1916 г.) [3].

В свадебных приговорах еще одним довольно регулярным эпитетом является цветной, который употребляется преимущественно в сочетании «цветно платье» (вар.: «цветно- подвенечно платье», «цветно портное подвенечное платье»): в текстах это одежда свадебщиков вообще или подарок невесте от жениха, который дружка просит «принять» [Кривошапкин 1865: 106; Зеленин 1904: 18; Гладких 1913: 60 и др.], надеть (вар.: «рядиться», «вздеть») к венцу [Магницкий 1877: 156; РО РНБ. Ф. 775. № 2050. Л. 62об., Ярославская губ., 1883 г. и др.], или дружка заявляет о намерении жениха «[невесту] в цветно платье нарядить и возле себя посадить» [Кривошапкин 1865: 113]» (Крашенинникова Юлия. Символика цвета в русских свадебных приговорах // Антропологический форум №14 online. С. 105-107).

«Причина столь широкого употребления выражения «цветное платье» в отношении невесты объясняется С.М. Толстой, предпринявшей анализ славянской лексики с корнями *kras- и *květ- [Толстая 2008]. Рассматривая слова обоих гнезд, С.М. Толстая отмечает, что в них актуализируются «мотивы физиологической зрелости и производительных потенций человека (естественно, прежде всего в отношении к женщине)», слова с корнями *kras- и *květ- являются «ключевыми вербальными символами всего свадебного текста», преимущественно восточнославянской традиции [Там же: 126]. В контексте этих наблюдений выражение «надеть (вар.: принять) цветно платье», употребляемое в приговорах дружек относительно невесты, символизирует психологическую и физиологическую готовность девушки к замужеству» (Крашенинникова Юлия. Символика цвета в русских свадебных приговорах // Антропологический форум №14 online. С. 107 -108).

Примечания (Крашенинникова Юлия. Символика цвета в русских свадебных приговорах // Антропологический форум №14 online. С. 106)

1.Полсть— тканый или плетеный ковер, половик [Даль 1995 III: 265].

2.Напоминает характерный для заговоров прием нанизывания цветов, выполняющий классифицирующую функцию [Раденкович 1989: 122–123].

3.Кстати сказать, сочетание красного и синего цветов отмечено и в ритуальной одежде участников свадебного обряда. В частности, в Нижегородской области наряд невесты — москаль— состоит из синего сарафана с пришитыми к нему красными рукавами, поверх сарафана надевали белый фартук [Никифорова 1997: 80]; в Вологодской губернии невеста венчалась в сарафане из ткани, фон которой образуется из синих нитей основы и красных утка [Шангина 1984: 161] и др.

Т. о. «отметим многозначность синего, который употребляется, во-первых, в собирательных характеристиках «нежелательных» персонажей со значениями ‘нечистый’, ‘испорченный’, ‘больной’, ‘бедный’; во-вторых, при описании главных персонажей ритуала, преимущественно мужских, со значениями ‘повседневный’ и ‘праздничный’, ‘дорогой’, ‘новый’, ‘лучший’, ‘предназначенный для особого события’. Сочетание синего и красного в рамках одного текста указывает на близость значений этих цветообозначений, связанных с эстетической оценкой (‘праздничный’, ‘красивый’). Достаточно регулярно в текстах употребляется эпитет цветной в выражении «цветное платье» относительно персонажей ритуала — жениха, сватьи, поезжан, однако преимущественно его использование связано с невестой» (Крашенинникова Юлия. Символика цвета в русских свадебных приговорах // Антропологический форум №14 online. С. 111).

Символика синего (хесбедж или иртиу) цвета в Египте (из Интернета): «Синий и голубой - подобие необъятных небес и бесконечных вод предвечного океана Нуна, символизировал жизнь, возрождение и благодатные разливы Нила. Голубого цвета были перья у священной птицы Бену и плоть вселенского бога Амона-Ра. Хесбедж воплощал собой священные волосы богов и был посвящен богу Тоту» (Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001: https://history-of-art.livejournal.com/174164.html, дата обращения 13.10.2019).

Художник: Петер Николай Арбо. Картина: «Ингеборг»

Картина: «Мадонна Грандука». Ок. 1504. Картина: «Мадонна в зелени». 1506.

Палаццо Питти, Флоренция, Италия.       Музей истории искусств, Вена, Австрия

 

Продолжение следует…



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.