|
|||
О символике кельтского креста и не только…(часть 35)21.01.2021 О символике кельтского креста и не только…(часть 35) Три цвета в народной культуре: чёрный, белый, красный Часть 3 Жёлтый (золотой) «Жёлтый цвет часто осмысляется как символ смерти; <…>. В жёлтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения в пасхальных, семицких и троицких обрядах» [Кошубарова Н. С. 2003]. Т. е. это цвет Иного мира (Иномирия). Тут, естественно, как образ всплывает картина «Один» Константина Васильева, где золотистый цвет один из основных. В русской свадьбе, как известно, невесту на определённом этапе переодевают в одежды с преобладанием жёлтого цвета в сочетании с золотистым – особенно вышивка золотом преобладает в головном уборе. «Мифические существа, которые водят души на "тот свет", являются в желтых тонах, у домового волосы желтого цвета, одна из лихорадок называется желтой. <…> Желтый цвет наряду с красным может выступать как заместитель золота. <…> В русской традиции сложилось восприятие золотого как знака избранничества, счастья и высшего суда, подобное представление сложилось еще в рамках солнечного культа. <…>. Золото, как правило, связано с испытанием героя, его получают только избранные. Таким образом, золотые предметы в фольклоре сакральны» [Кошубарова Н. С. 2003]. «Золото есть образ света, оно символизирует свет [Аверинцев 1973], приближаясь тем самым по семантике к иконе, которая являет собой отражение святости и связи с ней, но объект её изображения находится вне реального мира. <...> Связь золота с огнём (у Пиндара [Аверинцев 1973]: «золото – пламя, сияющее в ночи») говорит о связи жёлтого и красного, т. е. о том, что жёлтое может альтернировать с красным. Близость жёлтого и красного цветов просматривается и в девичьих гаданиях о замужестве <...> [Миjушковић 1985: 37]. На многих русских иконах, особенно новгородских XIII – XIV вв., красный цвет заменяет традиционный золотой фон [Бычков 1975:132]» (Раденкович 1989: 139). «В Европе жёлтый или жёлто – чёрный флаг означает карантин, а жёлтый крест – чуму» (Раденкович 1989: 139). Символика жёлтого (хенет) цвета в Египте (из Интернета): цвет тел богов, значение – «вечность», «нетленность», культовый цвет Амона-Ра, Гора, Хатхор и фараона; цвет золота означает, что оно – божественный металл. «В гробнице Нефертари, царица как земная женщина изображена с нежно-розовой кожей, в то время как идущая перед ней Исида – с золотисто-желтой» (Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001: https://history-of-art.livejournal.com/174164.html, дата обращения 13.10.2019). Зелёный «Зелёный цвет, зелёное - в народной культуре соотносятся с растительностью, изменчивостью, незрелостью, молодостью. Отмечено восприятие зелёного цвета как блестящего, сияющего, сходного с золотым и жёлтым. <…> Продуцирующая символика зеленого цвета проявляется в весенней и свадебной обрядности, например, Троица - зеленые святки, Троицкая неделя - зеленая неделя. В свадебных песнях часто встречаются образы зеленого жита, бора, луга. В погребально-поминальных обрядах зеленый выступает как цвет "того света" (на определённом этапе и в свадебной обрядности, одновременно являясь продуцирующей символикой, но взаимодействуя с жёлтым (пара «зелёный-жёлтый»), зелёный выступает как цвет «того света». – Моё примеч.). Яйца зеленого цвета как поминальная трапеза известна у восточных славян. На Пасху красили яйца в зеленый цвет, если в доме в течение года был покойник, эта процедура призвана обновить жизнь обитателей дома, очистить, освободить их от присутствия неживого. Зеленый цвет может быть атрибутом "чужого" пространства, где обитает нечистая сила, куда изгоняются духи: зеленая гора и т. п. Зеленый цвет присутствует в описаниях хтонических существ» [Кошубарова Н. С. 2003]. «В заговорах зелёное рассматривается в наиболее широком смысле как атрибут природы или открытого пространства, в котором находится нечистая сила и где она властвует. Поэтому такое пространство представляет собой потенциальную опасность для человека. В узком смысле зелёный цвет связан с той частью пространства, куда изгоняется нечистая сила или где происходят некие мифические события, влекущие за собой изменение положения вещей (отделение нечистой силы от человека). <...> в византийском искусстве зелёный цвет выполняет ту же роль: отделяет божественное (или царское) от земного [Бычков 1975: 134 - 135]» (Раденкович 1989: 137). Символика зелёного (уадж) цвета в Египте (из Интернета): символ жизни, возрождения, растительности; «воплощение всего самого благого»; победы жизни над смертью; цвет, посвящённый Осирису (обозначение возрождения), полям Хотеп в загробном мире (это - поля блаженства, наслаждения для праведников, приобщившихся к вечной жизни); цвет ока Гора – ока Уджат (средство воскрешения для Осириса). «В Текстах пирамид загробный мир даже называется в знак этого малахитовыми полями; а царь возродившийся в присутствии Хатхор, владычицы зеленых минералов, именуется «зеленым»: «О ты, шагающая широко…, рассыпающая малахит и бирюзу небесную, если ты зелена, то и царь – зеленый, как живой зеленый тростник». Подобным образом в 77-й главе Книги мертвых покойный хочет стать соколом «чьи крылья из зеленого камня». С кожей зеленого цвета часто изображается Осирис; зеленым цветом в древнейшие времена окрашивал глаза царь в ритуале, символизировавшем восстановление целостности Ока Хора уджат, а, следовательно, обретение новой жизни» (Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001: https://history-of-art.livejournal.com/174164.html, дата обращения 13.10.2019). Зелёный цвет тесно ассоциировался с гармонией и силой провидения.
Статуя фараона XVIII династии Аменхотепа I
Художник: Йозеф Карл Штилер. Портрет Нанетт Каулы, дочери банкира-Рафаэлья Каулы, 1829. Художник: Л.С. Миропольский. Картина «Портрет М.В.Ломоносова», 1787г, холст, масло. Музей М.В. Ломоносова в Кунсткамере
Продолжение следует…
|
|||
|