|
|||
Отчёт по этнографииОтчёт по этнографии Село Пашково принадлежит к кусту сёл, расположенному на северо-западе Земетчинского района. В этот куст также входят сёла Юрсово, Морсово, Чернопоселье, Чернояр. Все эти сёла были основаны помещиком довольно поздно — в середине XIX-го века. Основная цель образования данных поселений — вырубка леса и последующая переработка древесины. В отличие от других сёл Земетчинского района, в Пашково и соседнем селе Юрсово коренные жители считают себя «чистокровными» русскими: «Я - чистакровная русская! У меня и мать — русская, и атец. Я чистакровная. И все девчонки, маи сёстры — чистакровные русские мы»; «И мы здесь в Пашково и Юрсово — не цураны, и не ягуны. Мы себя к ним не относим. Мы русские». При этом отношение к другим субэтносам (цуранам, ягунам, колемазам) у коренных пашковцев бывает разное: от дружеского до резко отрицательного: «Ну, ана ягунка, ей наши пашкавские песни петь нельзя»[1]. Возможно, подобное отношение является следствием принадлежности к разным сословиям: цураны и ягуны были изначально монастырскими (позднее — государственными) крестьянами и обладали большими вольностями, по сравнению с крепостными крестьянами из соседних сёл. Подчёркиваются различия субэтносов и в местном говоре: «Цураны, ягуны - у них савсем другие разгаворы. У цуранов всё на «ц»: цугуночки. Цураны так гаварят: «Дочка, доцка, адень цулоцки! Ани на пецке в угалоцке! А у красненских ягунов [жителей села Красная Дубрава] - у них речь как-та нараспев. И у нас в Пашково на распев, но ни так». Как можно заметить из приведённых выше репортажей, пашковский говор тяготеет к группе среднерусских акающих говоров и отличается от ярко выраженного южнорусского говора цуранов и ягунов. Обрядовые календарный и свадебные циклы Пашково соответствуют универсальному сценарию и содержат все основные элементы (подробнее можно ознакомиться в прилагаемой описи репортажей)[2]. В этнографическом плане отличительной чертой села Пашково является развитая традиция знахарства и колдовства. В ходе беседы удалось зафиксировать технологию лечения от «порчи» и «сглаза», избавления от «подклада». Информатором были описаны случаи из жизни, в которых применялась магическая техника («подклад» из иголок и булавок, «сглаз», «отбирание молока», «порча» через конверт). Так же оговаривались последствия (иногда тяжёлые) для знахаря, возникающие после лечения больного, а также запреты на применение знахарских технологий. Репертуарный список песен, записанных в экспедиции: 1. Туман яром (лирическая песня) 2. Молодка, молодка (плясовая песня) 3. Солнце за лез закатилось (протяжная песня) 4. Любила меня мать, уважала (народный романс) 5. Ходила я, девица (народный романс) 6. У голубя золотая голова (свадебная песня) 7. В саду розочка аленькая (народный романс) 8. Посеяла огуречки (лирическая песня) 9. Катенька, Катюшка (народный романс) 10. При бурной ночке (народный романс) 11. В саду зелёном я гуляла (народный романс) 12. Как же мне не плакать (народный романс) 13. Вы не вейтеся, чёрные кудри (народный романс) 14. Семндацать лет мне миновало (народный романс) 15. Потеряла я колечко (народный романс) 16. Ковылёк (плясовая песня) 17. Измученный, истерзанный (народный романс) 18. Мамашу дочку бранила (народный романс)
Репертуарный список наигрышей на гармошке-хромке: 1. «Цыганочка» 2. «Барыня» 3. «Моршанские частушки» 4. «Елецкого» 5. «Краковяк» (с танцем) 6. «Златые горы»
[1] Справедливости ради отмтетим, что в цуранских сёлах также по-разному относятся к русским, мордве или ягунам. Например, «Зацем я замуж за русскава пайду — у нявао нос не прямой! А у цуранов прямой и я за цурана вышла [замуж]» (с. Ушинка). [2] В ходе экспедиции также было зафиксировано описание свадьбы и некоторых календарных обрядов от ягунки, уроженсики села Красная Дубрава. Ознакомиться можно в описи.
|
|||
|