Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отчёт по этнографии



Отчёт по этнографии

Село Пашково принадлежит к кусту сёл, расположенному на северо-западе Земетчинского района. В этот куст также входят сёла Юрсово, Морсово, Чернопоселье, Чернояр. Все эти сёла были основаны помещиком довольно поздно — в середине XIX-го века. Основная цель образования данных поселений — вырубка леса и последующая переработка древесины.

В отличие от других сёл Земетчинского района, в Пашково и соседнем селе Юрсово коренные жители считают себя «чистокровными» русскими: «Я - чистакровная русская! У меня и мать — русская, и атец. Я чистакровная. И все девчонки, маи сёстры — чистакровные русские мы»; «И мы здесь в Пашково и Юрсово — не цураны, и не ягуны. Мы себя к ним не относим. Мы русские».

При этом отношение к другим субэтносам (цуранам, ягунам, колемазам) у коренных пашковцев бывает разное: от дружеского до резко отрицательного: «Ну, ана ягунка, ей наши пашкавские песни петь нельзя»[1].

Возможно, подобное отношение является следствием принадлежности к разным сословиям: цураны и ягуны были изначально монастырскими (позднее — государственными) крестьянами и обладали большими вольностями, по сравнению с крепостными крестьянами из соседних сёл. 

Подчёркиваются различия субэтносов и в местном говоре: «Цураны, ягуны - у них савсем другие разгаворы. У цуранов всё на «ц»: цугуночки. Цураны так гаварят: «Дочка, доцка, адень цулоцки! Ани на пецке в угалоцке! А у красненских ягунов [жителей села Красная Дубрава] - у них речь как-та нараспев. И у нас в Пашково на распев, но ни так».

Как можно заметить из приведённых выше репортажей, пашковский говор тяготеет к группе среднерусских акающих говоров и отличается от ярко выраженного южнорусского говора цуранов и ягунов.

Обрядовые календарный и свадебные циклы Пашково соответствуют универсальному сценарию и содержат все основные элементы (подробнее можно ознакомиться в прилагаемой описи репортажей)[2].

В этнографическом плане отличительной чертой села Пашково является развитая традиция знахарства и колдовства. В ходе беседы удалось зафиксировать технологию лечения от «порчи» и «сглаза», избавления от «подклада». Информатором были описаны случаи из жизни, в которых применялась магическая техника («подклад» из иголок и булавок, «сглаз», «отбирание молока», «порча» через конверт). Так же оговаривались последствия (иногда тяжёлые) для знахаря, возникающие после лечения больного, а также запреты на применение знахарских технологий.

Репертуарный список песен, записанных в экспедиции:

1. Туман яром (лирическая песня)

2. Молодка, молодка (плясовая песня)

3. Солнце за лез закатилось (протяжная песня)

4. Любила меня мать, уважала (народный романс)

5. Ходила я, девица (народный романс)

6. У голубя золотая голова (свадебная песня)

7. В саду розочка аленькая (народный романс)

8. Посеяла огуречки (лирическая песня)

9. Катенька, Катюшка (народный романс)

10. При бурной ночке (народный романс)

11. В саду зелёном я гуляла (народный романс)

12. Как же мне не плакать (народный романс)

13. Вы не вейтеся, чёрные кудри (народный романс)

14. Семндацать лет мне миновало (народный романс)

15. Потеряла я колечко (народный романс)

16. Ковылёк (плясовая песня)

17. Измученный, истерзанный (народный романс)

18. Мамашу дочку бранила (народный романс)

 

Репертуарный список наигрышей на гармошке-хромке:

1. «Цыганочка»

2. «Барыня»

3. «Моршанские частушки»

4. «Елецкого»

5. «Краковяк» (с танцем)

6. «Златые горы»

 


[1] Справедливости ради отмтетим, что в цуранских сёлах также по-разному относятся к русским, мордве или ягунам. Например, «Зацем я замуж за русскава пайду — у нявао нос не прямой! А у цуранов прямой и я за цурана вышла [замуж]» (с. Ушинка).

[2] В ходе экспедиции также было зафиксировано описание свадьбы и некоторых календарных обрядов от ягунки, уроженсики села Красная Дубрава. Ознакомиться можно в описи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.