Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Отчет о походе. Обработка собранных материалов



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Тема: Отчет о походе. Обработка собранных материалов

Цель:научить обучающихся правильно делать отчет о проведенном походе и обработке собранных материалов

Задача:

способствовать усвоению и закреплению знаний и умений в области туризма.

– способствовать развитию умения анализировать и систематизировать полученные знания, способствовать развитию познавательной деятельности.

– способствовать привитию интереса к туризму, как виду спорта, развитию чувства ответственности, коллективизма, привлечению обучающихся к занятиям в спортивных секциях и ведению здорового образа жизни.

Обучение дистанционное

Ход занятия

Рук. кр. – На прошлом занятии мы изучали как правильно составлять маршрут, учитывая те сложности и непредвиденные обстоятельства, которые могут встретиться на маршруте, а сегодня познакомимся как правильно составлять отчет о мнегодневном и однодневном походе.

- Как же должна осуществляется работа над отчетом?
-Очень важно, чтобы в работе над отчетом участвовала вся группа, а не только ответственный за отчет. После завершения похода каждый член группы представляет свой краткий письменный отчет о выпол­нении обязанностей по порученной ему на данный поход должности. На общем собрании происходит заключительное обсуждение итогов работы каждого члена группы и группы в целом. Важно, чтобы все дети знали оценку своего участия в походе.

После этого необходимо произвести обработку собранных в походе материалов, если велись какие-либо наблюдения, исследования; подготовить материалы в письменный отчет о проведении похода.

Мы с вами уже говорили:
-для отчета используются все доклады и сообщения, сделанные ребятами в период подготовки к походу;

-используются рассказы, записанные в пути во время встреч, экс­курсий;

-должностные лица: казначей, завхозы и т.д. не только переписы­вают механически смету, списки снаряжения, продуктов, но и пи­шут свои замечания, выводы, советы по этой части;

-техническое описание маршрута - это ОПД (описание пути дви­жения, которое ребята вели ежедневно).

-каждый день пути иллюстрируется калькой данного участка, ко­торый сделали дежурные проводники. Еще лучше, если они после похода по своей кальке вычертят красочную схему.
Отчет почти готов. А что делать еще?
-Если в пути велся хронометраж, можно дать его отдельной табли­цей или добавить в техническое описание дня и в график движения.
-Фотографы обеспечивают иллюстрации маршрута.
-Старший проводник обеспечивает картографический материал отчета.
-Если метеорологи ежедневно вели календарь погоды, он тоже пол­ностью войдет в отчет.
-В группе могли быть исполняющие временные обязанности биоло­ги, зоологи, географы, историки, в том числе и военные, и т.п. Каж­дый из них, готовясь к походу, знакомясь с литературой, встречаясь с людьми, бывая в музеях, сделает заготовки для будущего отчета. Например, военный историк может подготовить справку об упорных боях за деревню, составить карту действий партизанских отрядов в районе похода и т.п.
Осталось перепечатать текст или посадить ребят с хорошим почер­ком, чтобы переписать его, и сброшюровать. Художники могут сде­лать яркие заголовки, рисунки.

 

Содержание отчета

Отчет должен быть конкретным и деловым, включать в себя разно­образные сведения о районе и маршруте. Основное его содержание -характеристика маршрута, его описание. Отчет может быть допол­нен схемами, фотографиями. Фотоматериал должен передавать кра­еведческое и техническое содержание маршрута, а не жизнь группы («Вася ест из ведра, из миски, из половника...», «Маша сидит, ле­жит, смеется...» и т.п.).
Материал отчета надо разделить на несколько разделов.
Вводная часть, куда входят титульный лист, аннотация, оглавле­ние отчета, обзорная карта района похода, общие сведения о районе похода и справочные сведения о походе.

Характеристика района. Общие сведения о маршруте и о подго­товке группы к походу.

Техническое описание маршрута (описание пути движения),график движения группы и вопросы безопасности, здесь размещают картографический материал и фотографии.

-Материально-финансовое обеспечение похода.

-Краеведческая и общественно полезная работа.

-Заключение (выводы, рекомендации).

-Приложения.
Вводная часть. Отчет начинается титульным листом. В верхней части указывают организацию, проводившую поход. В центре крупно пишут заголовок (например, «По местам боев за Антрацит», и т.п.). Ниже подзаголовок: «отчет о пешеходном туристском походе...» (указываются географический район и основные пункты маршрута).
Еще ниже указывают фамилию руководителя группы, его адрес, телефон. Указывают год проведения похода и свой город. Если поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией (МКК), надо указать ее наименование и номер маршрутной книжки (маршрутно­го листа).
Аннотация. Здесь очень коротко надо обосновать выбор района по­хода, сформулировать его основную цель, перечислить интересные этапы маршрута, экскурсионные объекты.

 Аннотация – это как бы «заманивание» на пройденный маршрут новых туристов.
В конце раздела дается список сновных участников работы над отчетом, авторов разделов, рисунков и т.п.
Оглавление содержит названия разделовглав.

Нумерация страниц должна быть сплошная (текст ли это, фотография или схема).
Затем на целом листе помещают обзорную карту района, чтобы дать представление о том, где проходил маршрут, ути подъезда к начальной точке маршрута и отъезда из конечного пунктаНа обзорной карте необходимо ярко штриховой линией показать пешеходную часть маршрута.
Масштаб карты должен быть мелким (в 1 см 5, 10 км), чтобы карта охватывала значительную территорию и давала представление о маршруте, <о его начальной и конечной точке. Это может быть и без­ масштабная схема.
Справочные сведения. Здесь нужно указать вид туризма, его сложность, сроки проведения, район и нитку маршрута, способы передвижения и продолжительность пешеходной части маршрута, количест­во дневок.
В виде таблицы надо дать список участников с распределением обязанностей.
Прежде чем рассказать о второй части отчета, хочется сказать: пусть не пугает перечень разделов, не покажется работа над отчетом невероятно трудной, долгой. Все дело в организации работы б до похода, в походе и, конечно, после него.
Готовясь к походу, ребята делали доклады и сообщения о районе похода. Эти работы - готовые части отчета («Географическая характеристика», «Экскурсионные объекты» и т.д.). А встречи и экскур­сии в пути? Рассказ егеря на хуторе Березовка, рассказы экскурсово­дов в музеях готовые части вашего отчета. Кальки дежурных про­ водников значительная часть картографического материала ваше­го отчета.
Характеристика района похода.

Краткая географическая характеристика: рельеф, гидрография, растительность и животный мир. Запланированные запасные варианты маршрута (были ли они использованы?). Препятствия на маршруте. Календарь погоды. Источники питьевой воды, места купания, ночлегов, дневок, их ориентиры. Места повышенной опасности (ночлеги и дневки вблизи крупных поселков, где могут быть нежелательные встречи с местным населением; места с плохими питьевыми источниками т.д.). Посещение каких экскурсионных объектов требует предварительной догово­ренности.
Техническое описание маршрута. Это главная часть отчета. Она начинается графиком движения группы по маршруту в виде таблицы:
Если в пути вели хронометраж, то можно вставить в таблицу еще 2 графы: «Характер пути» и «Ходовое время». Затем идет техническое описание маршрута. Изложение ведется по дням. Можно выделять участки маршрута.
Например, 10 июня. Второй день пути. Хутор Березовка - д. Гусеневои т.д.
Указывается направление движения, ориентиры, характеристика пути, меры безопасности, наличие питьевой воды, топлива и т.п.

Материально финансовое обеспечение похода.

Сюда включают смету расходов, списки личного и группового снаряжения, аптечки, ремнабора, указывают их вес. Надо, чтобы каждое должностное лицо составило краткий отчет, и поместить его здесь. Например, санитар к приведенному списку аптечки добавит, что взятых медикаментов было достаточно,но, учитывая множество загрязненных водных источников, следует увеличить количество средств для обеззаражи­вания воды и т.п.
Краеведческая и общественно полезная работа. Она может быть отражена в техническом описании, а может быть выделена отдельно. Это могут быть как сведения о работе, проделанной группой, так и рекомендации, например: «В лесу, 2 км севернее хутора Березовка, на опушке леса безымянная могила. Идущим по нашему маршруту группам надо заложить в график 1/2 дня для опроса местных жителей» или: «В поселке таком-то ведутся реставрационные работы по восстановлению старинной усадьбы. Хорошо в графике заложить 1—2 дня для участия в работах».
Заключение (выводы и рекомендации). Записывается, что следует учесть группам, идущим по данному маршруту или в данный район. Как интереснее провести поход по этому району.
Приложение. Здесь могут быть даны списки литературы по району, бытовые и пейзажные фотографии, расписания движения транспор­та и т.п. Картографический материал включает общую мелкомас­штабную карту района похода с нанесенной на нее ниткой пройден­ного маршрута, кальки, маршрутные ленты, схемы - все, что могут сделать по уровню своей туристской подготовки участники группы.

Помните: отчет должен быть чистым, аккуратным, легко чита­емым. Он может быть иллюстрирован стихами, песнями, очерка­ми, написанными ребятами. Если есть возможность, то, используя технические средства (компьютер, ксерокс), можно и нужно сде­лать экземпляры отчета для каждого участника похода, которые сохранятся у них на многие годы..

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.