Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основы стандартизации



Основы стандартизации

В нас­то­ящее вре­мя ни один про­цесс конс­тру­иро­вания не­мыс­лим без ши­роко­го ис­пользо­вания ти­повых, уни­фици­рован­ных и стан­дарти­зиро­ван­ных конс­трук­тивных ре­шений, та­ких как стан­дар­тные кре­пеж­ные из­де­лия, до­пус­ки и по­сад­ки, уз­лы и де­тали об­щепро­мыш­ленно­го при­мене­ния, ти­повые со­еди­нения, уп­лотне­ния и др. Тен­денция к вза­имос­вя­зан­но­му ис­пользо­ванию тех­ни­чес­ко­го твор­чес­тва и стан­дарти­зации уси­лива­ет­ся ин­тенсив­но ве­дущи­мися ра­бота­ми по фор­ма­лиза­ции ин­же­нер­ных за­дач и прив­ле­чени­ем к их ре­шению тех­ни­чес­ких средств ав­то­мати­зации и сис­тем ав­то­мати­зиро­ван­но­го про­ек­ти­рова­ния.

Сов­ре­мен­ный пе­ри­од раз­ви­тия стан­дарти­зации в на­шей стра­не при­нято от­счи­тывать с 1918 г., ког­да был при­нят Дек­рет Со­вета на­род­ных ко­мис­са­ров «О вве­дении меж­ду­народ­ной мет­ри­чес­кой сис­те­мы мер и ве­сов». В 1923 г. Со­вет тру­да и обо­роны (СТО) при­нял пос­та­нов­ле­ние «О стан­дарти­зации эк­спортных то­варов», а в 1925 г. при СТО был соз­дан Ко­митет по стан­дартам.

На ко­митет бы­ло воз­ло­жено ру­ководс­тво ра­ботой всех ве­домств СССР по стан­дарти­зации во всех об­ластях на­род­но­го хо­зяйства и да­но пра­во ут­вер­жде­ния обя­зательных к ис­полне­нию об­ще­со­юз­ных го­сударст­вен­ных стан­дартов на раз­личные ма­тери­алы и из­де­лия. К 1928 г. бы­ло ут­вер­жде­но бо­лее 300 стан­дартов на ра­ци­ональный сор­та­мент стально­го про­ката, ши­рину же­лез­но­дорож­ной ко­леи и про­филь рельсов, ти­пы сельско­хозяйствен­ных ма­шин, инс­тру­мент, кре­пеж и дру­гие из­де­лия мас­со­вого при­мене­ния.

В 1940 г. для обоз­на­чения об­ще­со­юз­ных стан­дартов вве­дена аб­бре­ви­ату­ра — ГОСТ.

Дос­тигну­тый в пос­леднее де­сяти­летие вы­сокий уро­вень тех­но­логий, преж­де все­го тран­спортных и ин­форма­ци­он­ных, при­вел к прин­ци­пи­ально но­вым тен­денци­ям в ор­га­низа­ции ми­рово­го со­об­щес­тва:

  • «сжа­тию» зем­но­го прос­транс­тва по рас­сто­яни­ям и вре­мени пе­реме­щения по не­му, по­казав ог­ра­ничен­ность при­род­ных ре­сур­сов для су­щес­тву­ющих объемов и тем­пов рос­та их пот­ребле­ния, а так­же у­яз­ви­мость сре­ды оби­тания че­лове­ка по эко­логии;
  • фор­ми­рова­нию еди­ной те­леком­му­ника­ци­он­ной сре­ды в ви­де гло­бальных ин­форма­ци­он­ных се­тей;
  • фор­ми­рова­нию циф­ро­вого прос­транс­тва фор­ма­лизо­ван­но­го опи­сания, раз­ра­бот­ки, про­из­водс­тва и при­мене­ния средств тру­да и про­дук­тов тру­да;
  • фор­ми­рова­нию еди­ной сре­ды на­коп­ле­ния зна­ний с воз­можностью дос­ту­па к ним на за­дава­емых ус­ло­ви­ях.

По­это­му за­коно­мер­но, что не­об­хо­димо из­ме­нять, со­вер­шенс­тво­вать взгля­ды на на­цио­нальную сис­те­му стан­дарти­зации, рас­смат­ри­вать но­вые под­хо­ды ис­хо­дя из ры­ноч­ной эко­номи­ки. На­ци­ональная сис­те­ма стан­дарти­зации дол­жна подс­тро­иться под про­ис­хо­дящие из­ме­нения в эко­номи­чес­ком ме­ханиз­ме стра­ны, адек­ватно ре­аги­ровать на об­щес­твен­ные зап­ро­сы.

В этих це­лях был раз­ра­ботан Фе­деральный за­кон от 29 и­юня 2015 г. № 162-ФЗ «О стан­дарти­зации в Рос­сийской Фе­дера­ции». Вмес­те с тем за­коно­да­тельство о стан­дарти­зации не ог­ра­ничи­ва­ет­ся только этим за­коном, в нас­то­ящее вре­мя име­ет­ся бо­лее сот­ни действу­ющих фе­деральных за­конов, ре­гули­ру­ющих от­но­шения в свя­зан­ных сфе­рах.

Фе­деральный за­кон «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии» яв­ля­ет­ся стра­теги­чес­ким, пос­кольку из не­го вы­тека­ют дальнейшие действия по нор­ма­тив­но-тех­ни­чес­ко­му обес­пе­чению соз­да­ния и экс­плу­ата­ции про­дук­ции. Он яв­ля­ет­ся важ­нейшей сос­тавной частью ме­ханиз­ма, с ис­пользо­вани­ем ко­торо­го осу­щест­вля­ет­ся ре­фор­ми­рова­ние всей сис­те­мы тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния.

Дан­ный за­кон, как из­вес­тно, ре­гули­ру­ет от­но­шения, воз­ни­ка­ющие при раз­ра­бот­ке, при­нятии и при­мене­нии обя­зательных и доб­ро­вольных тре­бова­ний к про­дук­ции и про­цес­сам ее соз­да­ния и экс­плу­ата­ции, а так­же при оцен­ке со­от­ветс­твия про­дук­ции предъяв­ленным тре­бова­ни­ям.

За­кон оп­ре­деля­ет ос­новные прин­ци­пы осу­щест­вле­ния тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния, а имен­но:

  • при­мене­ние еди­ных пра­вил ус­та­нов­ле­ния тре­бова­ний к про­дук­ции;
  • со­от­ветс­твие тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния уров­ням раз­ви­тия на­ци­ональной эко­номи­ки и ма­тери­ально-тех­ни­чес­кой ба­зы, а так­же уров­ню на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го раз­ви­тия;
  • не­зави­симость ор­га­нов по ак­кре­дита­ции, ор­га­нов по сер­ти­фика­ции от из­го­тови­телей, про­дав­цов, ис­полни­телей и при­об­ре­тате­лей;
  • еди­ные сис­те­ма и пра­вила ак­кре­дита­ции;
  • единс­тво пра­вил и ме­тодов ис­сле­дова­ний (ис­пы­таний) и из­ме­рений при про­веде­нии про­цедур обя­зательной оцен­ки со­от­ветс­твия;
  • единс­тво при­мене­ния тре­бова­ний тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов, не­зави­симо от ви­дов или осо­бен­ностей сде­лок;
  • не­допус­ти­мость ог­ра­ниче­ния кон­ку­рен­ции при осу­щест­вле­нии ак­кре­дита­ции и сер­ти­фика­ции;
  • не­допус­ти­мость сов­ме­щения пол­но­мочий ор­га­на го­сударст­вен­но­го кон­тро­ля и над­зо­ра и ор­га­на по сер­ти­фика­ции;
  • не­допус­ти­мость сов­ме­щения од­ним ор­га­ном пол­но­мочий на ак­кре­дита­цию и сер­ти­фика­цию;
  • не­допус­ти­мость вне­бюд­жетно­го фи­нан­си­рова­ния го­сударст­вен­но­го кон­тро­ля (над­зо­ра) за соб­лю­дени­ем тре­бова­ний тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов.

Обя­зательные тре­бова­ния, со­дер­жа­щи­еся в ГОС­Тах, за­коном пред­ла­га­ет­ся вы­нес­ти в сфе­ру тех­ни­чес­ко­го за­коно­да­тельства, а имен­но в фе­деральные за­коны. Это при­даст большую ве­сомость при­нятым тех­ни­чес­ким тре­бова­ни­ям, а с дру­гой сто­роны, пре­дос­те­режет от при­нятия фе­деральны­ми ор­га­нами ис­полни­тельной влас­ти субъек­тивных и за­час­тую не­обос­но­ван­но жес­тких ре­шений. К обя­зательным тре­бова­ни­ям в за­коне от­но­сят­ся только тре­бова­ния к бе­зопас­ности про­дук­ции и про­цес­сов, что не при­ем­ле­мо для обо­рон­ной про­дук­ции, пос­кольку за рам­ка­ми ос­та­ют­ся воп­ро­сы ее сов­мести­мос­ти, вза­имо­заме­ня­емос­ти и уни­фика­ции, га­ран­ти­рован­но­го тех­ни­чес­ко­го уров­ня и др.

В нас­то­ящее вре­мя в го­сударст­вен­ных стан­дартах од­новре­мен­но при­сутс­тву­ют как обя­зательные, так и доб­ро­вольные тре­бова­ния. В этой свя­зи и воз­никла за­дача соз­да­ния дву­хуров­не­вой струк­ту­ры нор­ма­тив­но-пра­вовых и нор­ма­тив­но-тех­ни­чес­ких до­кумен­тов: на вер­хнем уров­не — тех­ни­чес­кие рег­ла­мен­ты, а ни­же — гар­мо­низи­рован­ные с тех­ни­чес­ки­ми рег­ла­мен­та­ми доб­ро­вольные стан­дарты.

Доб­ро­вольные в при­мене­нии на­ци­ональные стан­дарты приз­ва­ны по­мочь про­из­во­дите­лю пра­вильно по­нять и вы­пол­нить тре­бова­ния тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов, т.е. доб­ро­вольные стан­дарты яв­ля­ют­ся под­дер­жкой для обес­пе­чения вы­пол­не­ния тре­бова­ний до­кумен­тов обя­зательных — рег­ла­мен­тов. Та­кова меж­ду­народ­ная прак­ти­ка, ос­но­ван­ная на ди­рек­ти­вах Ев­ро­пейско­го со­юза, ко­торые, как из­вес­тно, вво­дят­ся че­рез на­ци­ональные за­коно­дательные ак­ты. Ди­рек­ти­вы «но­вого под­хо­да» пре­дос­тавля­ют про­из­во­дите­лям вы­бор пу­тей вы­пол­не­ния тре­бова­ний тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов.

Доб­ро­вольные стан­дарты по­мога­ют пра­вильно трак­то­вать обя­зательные тре­бова­ния тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов, за­да­ют ме­тоды их вы­пол­не­ния. Стан­дарты не­обя­зательны, но ес­ли их тре­бова­ния учи­тыва­ют­ся, то тем са­мым обес­пе­чива­ет­ся вы­пол­не­ние со­от­ветс­тву­юще­го тех­ни­чес­ко­го рег­ла­мен­та (фе­дерально­го за­кона) и про­из­во­дитель (пос­тавщик) действу­ет в рам­ках за­кона. В том слу­чае, ес­ли про­из­во­дитель от­ка­зыва­ет­ся при­менять доб­ро­вольный стан­дарт, он дол­жен до­казать го­сударст­вен­ным кон­тро­лиру­ющим ор­га­нам со­от­ветс­твие дан­но­го из­де­лия тех­ни­чес­ко­му рег­ла­мен­ту.

Сле­ду­ет иметь в ви­ду, что на стан­дарты ло­жит­ся ос­новная фун­кци­ональная наг­рузка по за­дани­ям ко­личес­твен­ных тре­бова­ний к объек­там и субъек­там эко­номи­ки и со­ци­альной сфе­ры. Действу­ющие в стра­не стан­дарты яв­ля­ют­ся од­ним из объек­тивных кри­тери­ев уров­ня раз­ви­тия на­ци­ональной эко­номи­ки и ее мес­та в сис­те­ме меж­ду­народ­но­го раз­де­ления тру­да.

По­нятие «стан­дарти­зация» уточ­ня­ет­ся в про­цес­се раз­ви­тия че­лове­чес­ко­го об­щес­тва. В Рос­сийской Фе­дера­ции в нас­то­ящее вре­мя воп­ро­сы стан­дарти­зации ре­гули­ру­ют­ся Фе­деральным за­коном от 29 и­юня 2015 г. № 162-ФЗ «О стан­дарти­зации в Рос­сийской Фе­дера­ции». За­кон ус­та­нав­ли­ва­ет пра­вовые ос­но­вы стан­дарти­зации в РФ, в том чис­ле фун­кцио­ни­рова­ния на­ци­ональной сис­те­мы стан­дарти­зации, и нап­равлен на обес­пе­чение про­веде­ния еди­ной го­сударст­вен­ной по­лити­ки в сфе­ре стан­дарти­зации. Фе­деральный за­кон ре­гули­ру­ет от­но­шения в сфе­ре стан­дарти­зации, вклю­чая от­но­шения, воз­ни­ка­ющие при раз­ра­бот­ке (ве­дении), ут­вер­жде­нии, из­ме­нении (ак­ту­али­зации), от­ме­не, опуб­ли­кова­нии и при­мене­нии до­кумен­тов по стан­дарти­зации.

Рас­смот­рим под­робнее этот за­кон. В ст. 2 Фе­дерально­го за­кона «О стан­дарти­зации в Рос­сийской Фе­дера­ции» при­веде­ны ос­новные ви­ды до­кумен­тов в об­ласти стан­дарти­зации и да­но оп­ре­деле­ние по­нятия: «стан­дарти­зация — де­ятельность по раз­ра­бот­ке (ве­дению), ут­вер­жде­нию, из­ме­нению (ак­ту­али­зации), от­ме­не, опуб­ли­кова­нию и при­мене­нию до­кумен­тов по стан­дарти­зации и иная де­ятельность, нап­равлен­ная на дос­ти­жение упо­рядо­чен­ности в от­но­шении объек­тов стан­дарти­зации».

Сог­ласно дан­но­му за­кону в ка­чес­тве важ­нейших ре­зульта­тов де­ятельнос­ти по стан­дарти­зации дол­жны рас­смат­ри­ваться по­выше­ние сте­пени со­от­ветс­твия про­дук­ции, про­цес­сов и ус­луг их фун­кци­онально­му наз­на­чению, ус­тра­нение барьеров в тор­говле и со­действие на­уч­но-тех­ни­чес­ко­му и эко­номи­чес­ко­му сот­рудни­чес­тву.

Це­ли стан­дарти­зации:

  • со­действие со­ци­ально-эко­номи­чес­ко­му раз­ви­тию Рос­сийской Фе­дера­ции;
  • со­действие ин­тегра­ции Рос­сийской Фе­дера­ции в ми­ровую эко­номи­ку и меж­ду­народ­ные сис­те­мы стан­дарти­зации в ка­чес­тве рав­ноправ­но­го пар­тне­ра;
  • улуч­ше­ние ка­чес­тва жиз­ни на­селе­ния стра­ны;
  • обес­пе­чение обо­роны стра­ны и бе­зопас­ности го­сударс­тва;
  • тех­ни­чес­кое пе­рево­ору­жение про­мыш­леннос­ти;
  • по­выше­ние ка­чес­тва про­дук­ции, вы­пол­не­ние ра­бот, ока­зание ус­луг и по­выше­ние кон­ку­рен­тоспо­соб­ности про­дук­ции рос­сийско­го про­из­водс­тва.

За­дачи стан­дарти­зации, спо­собс­тву­ющие ре­али­зации ее це­лей:

  • внед­ре­ние пе­редо­вых тех­но­логий, дос­ти­жение и под­держа­ние тех­но­логи­чес­ко­го ли­дерс­тва Рос­сийской Фе­дера­ции в вы­соко­тех­но­логич­ных (ин­но­ваци­он­ных) сек­то­рах эко­номи­ки;
  • по­выше­ние уров­ня бе­зопас­ности жиз­ни и здо­ровья лю­дей, ох­ра­на ок­ру­жа­ющей сре­ды, объек­тов жи­вот­но­го, рас­ти­тельно­го ми­ра и дру­гих при­род­ных ре­сур­сов, иму­щес­тва юри­дичес­ких и фи­зичес­ких лиц, го­сударст­вен­но­го и му­ници­пально­го иму­щес­тва, а так­же со­действие раз­ви­тию сис­тем жиз­не­обес­пе­чения на­селе­ния в чрез­вы­чайных си­ту­аци­ях;
  • оп­ти­миза­ция и уни­фика­ция но­мен­кла­туры про­дук­ции, обес­пе­чение ее со­вмес­ти­мос­ти и вза­имо­заме­ня­емос­ти, сок­ра­щение сро­ков ее соз­да­ния, ос­во­ения в про­из­водс­тве и зат­рат на экс­плу­ата­цию и ути­лиза­цию;
  • при­мене­ние до­кумен­тов по стан­дарти­зации при пос­тавках то­варов, вы­пол­не­нии ра­бот, ока­зании ус­луг, в том чис­ле при осу­щест­вле­нии за­купок то­варов, ра­бот, ус­луг для обес­пе­чения го­сударст­вен­ных и му­ници­пальных нужд;
  • обес­пе­чение единс­тва из­ме­рений и со­пос­та­вимос­ти их ре­зульта­тов;
  • пре­дуп­режде­ние действий, вво­дящих пот­ре­бите­ля про­дук­ции (да­лее — пот­ре­битель) в заб­лужде­ние;
  • обес­пе­чение ра­ци­онально­го ис­пользо­вания ре­сур­сов;
  • ус­тра­нение тех­ни­чес­ких барьеров в тор­говле и соз­да­ние ус­ло­вий для при­мене­ния меж­ду­народ­ных и ре­ги­ональных стан­дартов, ре­ги­ональных сво­дов пра­вил, стан­дартов инос­тран­ных го­сударств и сво­дов пра­вил инос­тран­ных го­сударств.

Це­ли де­ятельнос­ти по стан­дарти­зации оп­ре­деля­ют прин­ци­пы, фун­кции, струк­ту­ру пос­тро­ения и вза­имо­действие с внеш­ней сре­дой на­ци­ональной сис­те­мы стан­дарти­зации.

 

 

Принципы стандартизации

Ос­новные прин­ци­пы стан­дарти­зации, обес­пе­чива­ющие дос­ти­жение ус­та­нов­ленных це­лей и за­дач ее раз­ви­тия в Рос­сийской Фе­дера­ции, учи­тыва­ют прин­ци­пы, про­воз­гла­шен­ные меж­ду­народ­ны­ми и ре­ги­ональны­ми ор­га­низа­ци­ями по стан­дарти­зации, а так­же на­ци­ональны­ми ор­га­нами по стан­дарти­зации про­мыш­ленно раз­ви­тых стран, и зак­лю­ча­ют­ся в сле­ду­ющем:

  • доб­ро­вольность при­мене­ния до­кумен­тов по стан­дарти­зации;
  • обя­зательность при­мене­ния до­кумен­тов по стан­дарти­зации в от­но­шении объек­тов стан­дарти­зации, пре­дус­мотрен­ных ст. 6 нас­то­яще­го Фе­дерально­го за­кона;
  • обес­пе­чение ком­плекснос­ти и сис­темнос­ти стан­дарти­зации, пре­емс­твен­ности де­ятельнос­ти в сфе­ре стан­дарти­зации;
  • обес­пе­чение со­от­ветс­твия об­щих ха­рак­те­рис­тик, пра­вил и прин­ци­пов, ус­та­нав­ли­ва­емых в до­кумен­тах на­ци­ональной сис­те­мы стан­дарти­зации, сов­ре­мен­но­му уров­ню раз­ви­тия на­уки, тех­ни­ки и тех­но­логий, пе­редо­вому оте­чес­твен­но­му и за­рубеж­но­му опы­ту;
  • от­кры­тость раз­ра­бот­ки до­кумен­тов на­ци­ональной сис­те­мы стан­дарти­зации, обес­пе­чение учас­тия в раз­ра­бот­ке та­ких до­кумен­тов всех за­ин­те­ресо­ван­ных лиц, дос­ти­жение кон­сенсу­са при раз­ра­бот­ке на­ци­ональных стан­дартов;
  • ус­та­нов­ле­ние в до­кумен­тах по стан­дарти­зации тре­бова­ний, обес­пе­чива­ющих воз­можность кон­тро­ля за их вы­пол­не­ни­ем;
  • уни­фика­ция раз­ра­бот­ки (ве­дения), ут­вер­жде­ния (ак­ту­али­зации), из­ме­нения, от­ме­ны, опуб­ли­кова­ния и при­мене­ния до­кумен­тов по стан­дарти­зации;
  • со­от­ветс­твие до­кумен­тов по стан­дарти­зации действу­ющим на тер­ри­тории Рос­сийской Фе­дера­ции тех­ни­чес­ким рег­ла­мен­там;
  • неп­ро­тиво­речи­вость на­ци­ональных стан­дартов друг дру­гу;
  • дос­тупность ин­форма­ции о до­кумен­тах по стан­дарти­зации с уче­том ог­ра­ниче­ний, ус­та­нов­ленных нор­ма­тив­ны­ми пра­вовы­ми ак­та­ми РФ в об­ласти за­щиты све­дений, сос­тавля­ющих го­сударст­вен­ную тайну или от­но­симых к ох­ра­ня­емой в со­от­ветс­твии с за­коно­да­тельством РФ иной ин­форма­ции ог­ра­ничен­но­го дос­ту­па.

Рас­смот­рим со­дер­жа­ние не­кото­рых прин­ци­пов на­ци­ональной стан­дарти­зации.

Доб­ро­вольность при­мене­ния до­кумен­тов по стан­дарти­зации. Стан­дарт в со­от­ветс­твии с действу­ющим за­коно­да­тельством при­меня­ет­ся на доб­ро­вольной ос­но­ве рав­ным об­ра­зом и в рав­ной ме­ре не­зави­симо от стра­ны и(или) мес­та про­ис­хожде­ния про­дук­ции, осу­щест­вле­ния про­цес­сов про­из­водс­тва, экс­плу­ата­ции, хра­нения, пе­ревоз­ки, ре­али­зации и ути­лиза­ции, вы­пол­не­ния ра­бот и ока­зания ус­луг, ви­дов или осо­бен­ностей сде­лок и(или) лиц, яв­ля­ющих­ся из­го­тови­теля­ми, ис­полни­теля­ми, про­дав­ца­ми, при­об­ре­тате­лями.

Вы­зыва­ет ин­те­рес воп­рос о том, в ка­ких слу­ча­ях ис­полне­ние на­ци­онально­го стан­дарта яв­ля­ет­ся обя­зательным. Здесь сле­ду­ет раз­ли­чать доб­ро­вольность ре­шения об ис­пользо­вании стан­дарта и обя­зательность соб­лю­дения стан­дарта в слу­чае при­нятия ре­шения о его при­мене­нии. От­вет дос­та­точ­но прост: стан­дарт обя­зате­лен, ес­ли про­из­во­дитель про­дук­ции (ус­лу­ги) сам за­явил о при­мене­нии это­го стан­дарта пу­тем ссыл­ки на не­го в конс­трук­тор­ской или в экс­плу­ата­ци­он­ной до­кумен­та­ции. Действи­тельно, ес­ли пос­тавщик при­нял ре­шение об ис­пользо­вании стан­дарта и за­фик­си­ровал это ре­шение пу­тем ссы­лок в конс­трук­тор­ской и(или) экс­плу­ата­ци­он­ной до­кумен­та­ции, то Граж­дан­ский ко­декс и За­кон «О за­щите прав пот­ре­бите­лей» тре­бу­ют соб­лю­дения за­яв­ленных стан­дартов.

Дру­гим ва­ри­ан­том обя­зательнос­ти стан­дарта слу­жит упо­мина­ние об этом в до­гово­ре на пос­тавку про­дук­ции меж­ду пос­тавщи­ком и за­каз­чи­ком про­дук­ции (ус­лу­ги).

Од­новре­мен­но сле­ду­ет ука­зать, что обя­зательны­ми для при­мене­ния яв­ля­ют­ся раз­ра­ботан­ные до вве­дения в действие Фе­дерально­го за­кона «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии» (1 и­юля 2003 г.) го­сударст­вен­ные стан­дарты, ус­та­нав­ли­ва­ющие тре­бова­ния по бе­зопас­ности и пре­дуп­режде­нию действий, вво­дящих в заб­лужде­ние при­об­ре­тате­лей. Обя­зательность при­мене­ния та­ких стан­дартов прек­ра­ща­ет­ся пос­ле вве­дения в действие со­от­ветс­тву­ющих тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов или по ис­те­чении 7-лет­не­го пе­реход­но­го пе­ри­ода по внед­ре­нию Фе­дерально­го за­кона «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии».

От­кры­тость про­цес­сов раз­ра­бот­ки стан­дартов. От­кры­тость про­цес­сов раз­ра­бот­ки рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов дол­жна обес­пе­чиваться на всех ста­ди­ях, на­чиная от пла­ниро­вания до при­нятия. Это дос­ти­га­ет­ся:

  • пуб­ли­каци­ей прог­раммы раз­ра­бот­ки рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов и уве­дом­ле­ний об их раз­ра­бот­ке;
  • пуб­личностью об­сужде­ния про­ек­тов рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов;
  • единс­твом и неп­ро­тиво­речи­востью пра­вил раз­ра­бот­ки и ут­вер­жде­ния рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов с обя­зательной эк­спер­ти­зой всех про­ек­тов стан­дартов в тех­ни­чес­ких ко­мите­тах по стан­дарти­зации. Обес­пе­чение пра­ва учас­тия всех за­ин­те­ресо­ван­ных сто­рон в раз­ра­бот­ке стан­дартов. Раз­ра­бот­ка стан­дартов дол­жна вы­пол­няться от­кры­то с учас­ти­ем и(или) под ру­ководс­твом тех­ни­чес­ких ко­мите­тов по стан­дарти­зации, объеди­ня­ющих на доб­ро­вольной ос­но­ве все юри­дичес­кие и(или) фи­зичес­кие ли­ца, за­ин­те­ресо­ван­ные в стан­дарти­зации то­го или ино­го объек­та.

В ра­ботах по стан­дарти­зации в со­от­ветс­твии с Фе­деральным за­коном «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии» учас­тву­ют сле­ду­ющие субъек­ты:

  • фе­деральный ор­ган ис­полни­тельной влас­ти по тех­ни­чес­ко­му ре­гули­рова­нию (в нас­то­ящее вре­мя — Ми­нис­терс­тво про­мыш­леннос­ти и энер­ге­тики Рос­сийской Фе­дера­ции — Мин­про­мэнер­го Рос­сии);
  • дру­гие фе­деральные и иные ор­га­ны ис­полни­тельной влас­ти;
  • на­ци­ональный ор­ган Рос­сийской Фе­дера­ции по стан­дарти­зации (в нас­то­ящее вре­мя — Фе­деральное агентство по тех­ни­чес­ко­му ре­гули­рова­нию и мет­ро­логии);
  • субъек­ты хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти и их объеди­нения;
  • тех­ни­чес­кие ко­мите­ты по стан­дарти­зации;
  • иные об­щес­твен­ные и на­уч­ные ор­га­низа­ции;
  • за­ин­те­ресо­ван­ные фи­зичес­кие ли­ца.

Фе­деральный ор­ган ис­полни­тельной влас­ти по тех­ни­чес­ко­му ре­гули­рова­нию осу­щест­вля­ет уп­равле­ние стан­дарти­заци­ей на фе­деральном уров­не и ее вза­имо­связь с тех­ни­чес­ки­ми рег­ла­мен­та­ми.

На­ци­ональный ор­ган по стан­дарти­зации ко­ор­ди­ниру­ет де­ятельность в об­ласти стан­дарти­зации всех за­ин­те­ресо­ван­ных в ее ре­зульта­тах сто­рон, а так­же соз­да­ет тех­ни­чес­кие ко­мите­ты и осу­щест­вля­ет ме­тоди­чес­кое ру­ководс­тво ими, ут­вер­жда­ет и пуб­ли­ку­ет на­цио­нальные стан­дарты, обес­пе­чива­ет со­от­ветс­твие на­цио­нальных стан­дартов ин­те­ресам рос­сийской эко­номи­ке, учас­тву­ет в раз­ра­бот­ке меж­ду­народ­ных стан­дартов и обес­пе­чива­ет учет ин­те­ресов Рос­сии при их при­нятии, пред­став­ля­ет Рос­сийскую Фе­дера­цию в меж­ду­народ­ных ор­га­низа­ци­ях по стан­дарти­зации.

Тех­ни­чес­кие ко­мите­ты по стан­дарти­зации соз­да­ют­ся для ор­га­низа­ции и осу­щест­вле­ния ра­бот по стан­дарти­зации оп­ре­делен­ных ви­дов про­дук­ции, тех­но­логии, ус­луг. В их сос­тав на па­ритет­ных на­чалах вклю­ча­ют­ся пред­ста­вите­ли фе­деральных ор­га­нов ис­полни­тельной влас­ти, на­уч­ных и об­щес­твен­ных ор­га­низа­ций, объеди­нений пред­при­нима­телей и пот­ре­бите­лей.

Раз­ви­тие ра­бот по стан­дарти­зации в стра­не осу­щест­вля­ет­ся на сле­ду­ющих уров­нях:

  • меж­ду­народ­ном (в рам­ках Меж­ду­народ­ной ор­га­низа­ции по стан­дарти­зации (ИСО) и Меж­ду­народ­ной элек­тро­тех­ни­чес­кой ко­мис­сии (МЭК) и дру­гих за­нима­ющих­ся стан­дарти­заци­ей меж­ду­народ­ных ор­га­низа­ций, чле­нами ко­торых яв­ля­ет­ся Рос­сийская Фе­дера­ция);
  • ре­ги­ональном (в рам­ках Ев­ра­зийско­го со­вета по стан­дарти­зации, мет­ро­логии и сер­ти­фика­ции и Все­мир­но­го фо­рума по сог­ла­сова­нию пра­вил в об­ласти тран­спортных средств Ко­мите­та по внут­ренне­му тран­спор­ту Ев­ро­пейской Эко­номи­чес­кой ко­мис­сии (Е­ЭК) О­ОН);
  • на­ци­ональном;
  • ор­га­низа­ций.

На меж­ду­народ­ном уров­не Рос­сийская Фе­дера­ция учас­тву­ет в про­веде­нии ра­бот по раз­ра­бот­ке про­ек­тов меж­ду­народ­ных стан­дартов или ана­лизи­ру­ет их на­уч­но-тех­ни­чес­кий уро­вень, оп­ре­деля­ет свою по­зицию при го­лосо­вании по при­нима­емым стан­дартам ИСО и МЭК.

Про­цесс раз­ра­бот­ки стан­дартов вклю­ча­ет в се­бя нес­колько эта­пов, на­чиная с мо­нито­рин­га су­щес­тву­ющих стан­дартов и до ут­вер­жде­ния и пуб­ли­кации но­вого стан­дарта. Про­цеду­ры ИСО и МЭК оп­ре­деля­ют­ся Ди­рек­ти­вами ИСО/МЭК, ч. I, II.

На ре­ги­ональном уров­не ве­дет­ся раз­ра­бот­ка и при­нятие меж­го­сударст­вен­ных стан­дартов, ана­лиз про­ек­тов и из­ме­нений к Пра­вилам Е­ЭК О­ОН, при­со­еди­нение к но­вым Пра­вилам Е­ЭК О­ОН.

На на­ци­ональном уров­не стан­дарти­зации осу­щест­вля­ет­ся:

  • обес­пе­чение ре­али­зации го­сударст­вен­ной по­лити­ки в об­ласти стан­дарти­зации;
  • со­вер­шенс­тво­вание де­ятельнос­ти в об­ласти стан­дарти­зации;
  • раз­ви­тие и со­вер­шенс­тво­вание сис­те­мы ТК по стан­дарти­зации;
  • фор­ми­рова­ние прог­раммы раз­ра­бот­ки рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов, ко­ор­ди­нация ее ре­али­зации, ор­га­низа­ция их раз­ра­бот­ки;
  • рас­смот­ре­ние и ут­вер­жде­ние прог­рамм ра­бот по стан­дарти­зации кон­крет­ных ви­дов (групп) про­дук­ции, под­го­тов­ленных раз­личны­ми ор­га­низа­ци­ями (объеди­нени­ями);
  • ус­та­нов­ле­ние по­ряд­ка раз­ра­бот­ки, офор­мле­ния, ут­вер­жде­ния, из­да­ния, пе­рес­мотра, вне­сения из­ме­нений и от­ме­ны рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов, тре­бова­ний к их обоз­на­чению;
  • про­веде­ние ра­бот по гар­мо­низа­ции раз­ра­баты­ва­емых рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов с меж­ду­народ­ны­ми (ре­ги­ональны­ми) стан­дарта­ми;
  • рас­смот­ре­ние пред­ло­жений по при­нятию меж­ду­народ­ных (ре­ги­ональных) стан­дартов в ка­чес­тве рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов;
  • раз­ра­бот­ка, эк­спер­ти­за, ут­вер­жде­ние, пе­рес­мотр, вне­сение из­ме­нений и от­ме­на рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов, меж­го­сударст­вен­ных стан­дартов и об­ще­рос­сийских клас­си­фика­торов тех­ни­ко-эко­номи­чес­кой и со­ци­альной ин­форма­ции;
  • из­да­ние, рас­простра­нение рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов и вве­дение в действие в Рос­сийской Фе­дера­ции меж­го­сударст­вен­ных стан­дартов, а так­же обес­пе­чение пользо­вате­лей ин­форма­ци­ей о них;
  • фор­ми­рова­ние и ве­дение Фе­дерально­го ин­форма­ци­он­но­го фон­да тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов и стан­дартов;
  • пре­дос­тавле­ние ин­форма­ци­он­ных ус­луг в об­ласти стан­дарти­зации.

На уров­не ор­га­низа­ций осу­щест­вля­ет­ся:

  • под­го­тов­ка пред­ло­жений по раз­ра­бот­ке рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов, меж­го­сударст­вен­ных стан­дартов или при­нятию меж­ду­народ­ных (ре­ги­ональных) стан­дартов в ка­чес­тве рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов;
  • ор­га­низа­ция при­мене­ния рос­сийских на­ци­ональных стан­дартов и действу­ющих в Рос­сийской Фе­дера­ции в этом ка­чес­тве меж­го­сударст­вен­ных стан­дартов;
  • под­го­тов­ка за­меча­ний и пред­ло­жений по про­ек­там меж­ду­народ­ных и меж­го­сударст­вен­ных стан­дартов;
  • раз­ра­бот­ка, ут­вер­жде­ние, пе­рес­мотр, вне­сение из­ме­нений и от­ме­на стан­дартов ор­га­низа­ций, ус­та­нов­ле­ние осо­бен­ностей их раз­ра­бот­ки;
  • про­веде­ние ра­бот по уни­фика­ции и ра­ци­онально­му сок­ра­щению но­мен­кла­туры при­меня­емых ма­тери­алов и(или) ком­плек­ту­ющих из­де­лий;
  • фор­ми­рова­ние и ве­дение в ор­га­низа­ции ин­форма­ци­он­ных фон­дов нор­ма­тив­ных до­кумен­тов.

Рас­смот­рим воз­можные трак­товки по­нятия «на­ци­ональная сис­те­ма стан­дарти­зации».

Фе­деральным за­коном от 27 де­каб­ря 2002 г. № 184-ФЗ «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии» оп­ре­деле­но, что на­ци­ональная сис­те­ма стан­дарти­зации сос­то­ит из на­ци­ональных стан­дартов, об­ще­рос­сийских клас­си­фика­торов тех­ни­ко-эко­номи­чес­кой и со­ци­альной ин­форма­ции и пра­вил их раз­ра­бот­ки и при­мене­ния, ко­торое под­твержда­ет­ся зна­ком со­от­ветс­твия на­ци­онально­му стан­дарту. Вмес­те с тем, ос­но­выва­ясь на ме­тоде сис­темно­го ана­лиза, на­ци­ональную сис­те­му стан­дарти­зации мож­но трак­то­вать в бо­лее ши­роком смыс­ле как ор­га­низа­ци­он­но-тех­ни­чес­кую сис­те­му, ох­ва­тыва­ющую ор­га­ны и служ­бы стан­дарти­зации, фон­ды нор­ма­тив­ных до­кумен­тов по стан­дарти­зации, пра­вила и ме­тоды про­веде­ния ра­бот, ав­то­мати­зиро­ван­ные бан­ки дан­ных, тех­ни­чес­кие средс­тва и ка­налы свя­зи, обес­пе­чива­ющую на ос­но­ве ис­пользо­вания прин­ци­пов сис­темнос­ти и ком­плекснос­ти эф­фектив­ное про­веде­ние ра­бот по стан­дарти­зации в стра­не и при меж­ду­народ­ном сот­рудни­чес­тве в об­ласти стан­дарти­зации

 

 

Документы в области стандартизации

К до­кумен­там по стан­дарти­зации в Рос­сийской Фе­дера­ции от­но­сят­ся:

  • до­кумент по стан­дарти­зации — до­кумент, в ко­тором для доб­ро­вольно­го и мно­го­крат­но­го при­мене­ния ус­та­нав­ли­ва­ют­ся об­щие ха­рак­те­рис­ти­ки объек­та стан­дарти­зации, пра­вила и об­щие прин­ци­пы в от­но­шении объек­та стан­дарти­зации, за ис­клю­чени­ем слу­ча­ев, ес­ли обя­зательность при­мене­ния до­кумен­тов по стан­дарти­зации ус­та­нав­ли­ва­ет­ся нас­то­ящим Фе­деральным за­коном;
  • до­кумен­ты, раз­ра­баты­ва­емые и при­меня­емые в на­ци­ональной сис­те­ме стан­дарти­зации (да­лее — до­кумен­ты на­ци­ональной сис­те­мы стан­дарти­зации):
    • на­ци­ональный стан­дарт РФ (да­лее — на­ци­ональный стан­дарт) — до­кумент по стан­дарти­зации, ко­торый раз­ра­ботан тех­ни­чес­ким ко­мите­том по стан­дарти­зации или про­ек­тным тех­ни­чес­ким ко­мите­том по стан­дарти­зации, ут­вер­жден фе­деральным ор­га­ном ис­полни­тельной влас­ти в сфе­ре стан­дарти­зации и в ко­тором для все­об­ще­го при­мене­ния ус­та­нав­ли­ва­ют­ся об­щие ха­рак­те­рис­ти­ки объек­та стан­дарти­зации, а так­же пра­вила и об­щие прин­ци­пы в от­но­шении объек­та стан­дарти­зации;
    • ос­но­вопо­лага­ющий на­ци­ональный стан­дарт РФ (да­лее — ос­но­вопо­лага­ющий на­ци­ональный стан­дарт) — на­ци­ональный стан­дарт, раз­ра­ботан­ный и ут­вер­жден­ный фе­деральным ор­га­ном ис­полни­тельной влас­ти в сфе­ре стан­дарти­зации, ус­та­нав­ли­ва­ющий об­щие по­ложе­ния, ка­са­ющи­еся вы­пол­не­ния ра­бот по стан­дарти­зации, а так­же ви­ды на­ци­ональных стан­дартов;
    • пред­ва­рительный на­ци­ональный стан­дарт РФ (да­лее — пред­ва­рительный на­цио­нальный стан­дарт) — до­кумент по стан­дарти­зации, ко­торый раз­ра­ботан тех­ни­чес­ким ко­мите­том по стан­дарти­зации или про­ек­тным тех­ни­чес­ким ко­мите­том по стан­дарти­зации, ут­вер­жден фе­деральным ор­га­ном ис­полни­тельной влас­ти в сфе­ре стан­дарти­зации и в ко­тором для все­об­ще­го при­мене­ния ус­та­нав­ли­ва­ют­ся об­щие ха­рак­те­рис­ти­ки объек­та стан­дарти­зации, а так­же пра­вила и об­щие прин­ци­пы в от­но­шении объек­та стан­дарти­зации на ог­ра­ничен­ный срок в це­лях на­коп­ле­ния опы­та в про­цес­се при­мене­ния пред­ва­рительно­го на­ци­онально­го стан­дарта для воз­можной пос­ле­ду­ющей раз­ра­бот­ки на его ос­но­ве на­ци­онально­го стан­дарта;
    • пра­вила стан­дарти­зации — до­кумент на­ци­ональной сис­те­мы стан­дарти­зации, раз­ра­ботан­ный и ут­вер­жден­ный фе­деральным ор­га­ном ис­полни­тельной влас­ти в сфе­ре стан­дарти­зации, со­дер­жа­щий по­ложе­ния ор­га­низа­ци­он­но­го и ме­тоди­чес­ко­го ха­рак­те­ра, ко­торые до­пол­ня­ют или кон­кре­тизи­ру­ют от­дельные по­ложе­ния ос­но­вопо­лага­ющих на­ци­ональных стан­дартов, а так­же оп­ре­деля­ют по­рядок и ме­тоды про­веде­ния ра­бот по стан­дарти­зации и офор­мле­ния ре­зульта­тов та­ких ра­бот;
    • ре­комен­да­ции по стан­дарти­зации — до­кумент на­ци­ональной сис­те­мы стан­дарти­зации, ут­вер­жден­ный фе­деральным ор­га­ном ис­полни­тельной влас­ти в сфе­ре стан­дарти­зации и со­дер­жа­щий ин­форма­цию ор­га­низа­ци­он­но­го и ме­тоди­чес­ко­го ха­рак­те­ра, ка­са­ющу­юся про­веде­ния ра­бот по стан­дарти­зации и спо­собс­тву­ющую при­мене­нию со­от­ветс­тву­юще­го на­ци­онально­го стан­дарта, ли­бо по­ложе­ния, ко­торые пред­ва­рительно про­веря­ют­ся на прак­ти­ке до их ус­та­нов­ле­ния в на­ци­ональном стан­дарте или пред­ва­рительном на­ци­ональном стан­дарте;
    • ин­форма­ци­он­но-тех­ни­чес­кий спра­воч­ник — до­кумент на­ци­ональной сис­те­мы стан­дарти­зации, ут­вер­жден­ный фе­деральным ор­га­ном ис­полни­тельной влас­ти в сфе­ре стан­дарти­зации, со­дер­жа­щий сис­те­мати­зиро­ван­ные дан­ные в оп­ре­делен­ной об­ласти и вклю­ча­ющий в се­бя опи­сание тех­но­логий, про­цес­сов, ме­тодов, спо­собов, обо­рудо­вания и иные дан­ные;
  • объект стан­дарти­зации — про­дук­ция (ра­боты, ус­лу­ги) (да­лее — про­дук­ция), про­цес­сы, сис­те­мы ме­нед­жмен­та, тер­ми­ноло­гия, ус­ловные обоз­на­чения, ис­сле­дова­ния (ис­пы­тания) и из­ме­рения (вклю­чая от­бор об­разцов), ме­тоды ис­пы­таний, мар­ки­ров­ка, про­цеду­ры оцен­ки со­от­ветс­твия и иные объек­ты;
  • об­ще­рос­сийский клас­си­фика­тор тех­ни­ко-эко­номи­чес­кой и со­ци­альной ин­форма­ции (да­лее — об­ще­рос­сийский клас­си­фика­тор) — до­кумент по стан­дарти­зации, рас­пре­деля­ющий тех­ни­ко-эко­номи­чес­кую и со­ци­альную ин­форма­цию в со­от­ветс­твии с ее клас­си­фика­ци­ей (клас­са­ми, груп­па­ми, ви­дами и др.) и яв­ля­ющийся обя­зательным для при­мене­ния в го­сударст­вен­ных ин­форма­ци­он­ных сис­те­мах и при меж­ве­домс­твен­ном об­ме­не ин­форма­ци­ей в по­ряд­ке, ус­та­нов­ленном фе­деральны­ми за­кона­ми и ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­вовы­ми ак­та­ми РФ;
  • свод пра­вил — до­кумент по стан­дарти­зации, ут­вер­жден­ный фе­деральным ор­га­ном ис­полни­тельной влас­ти или Го­сударст­вен­ной кор­по­раци­ей по атом­ной энер­гии «Рос­атом» и со­дер­жа­щий пра­вила и об­щие прин­ци­пы в от­но­шении про­цес­сов в це­лях обес­пе­чения соб­лю­дения тре­бова­ний тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов;
  • стан­дарт ор­га­низа­ции — до­кумент по стан­дарти­зации, ут­вер­жден­ный юри­дичес­ким ли­цом, в том чис­ле го­сударст­вен­ной кор­по­раци­ей, са­море­гули­ру­емой ор­га­низа­ци­ей, а так­же ин­ди­виду­альным пред­при­нима­телем для со­вер­шенс­тво­вания про­из­водс­тва и обес­пе­чения ка­чес­тва про­дук­ции, вы­пол­не­ния ра­бот и ока­зания ус­луг;
  • тех­ни­чес­кие ус­ло­вия — вид стан­дарта ор­га­низа­ции, ут­вер­жден­ный из­го­тови­телем про­дук­ции (да­лее — из­го­тови­тель) или ис­полни­телем ра­бот и ус­луг (да­лее — ис­полни­тель).

Ви­ды стан­дартов, действу­ющих в Рос­сийской Фе­дера­ции, име­ют сле­ду­ющую клас­си­фика­цию:

  • ос­но­вопо­лага­ющие стан­дарты;
  • стан­дарты на тер­ми­ны и оп­ре­деле­ния;
  • стан­дарты на про­дук­цию;
  • стан­дарты на про­цес­сы;
  • стан­дарты на ус­лу­ги;
  • стан­дарты на ме­тоды кон­тро­ля (ис­пы­таний, из­ме­рений, ана­лиза, оп­ре­деле­ния);
  • стан­дарты на сов­мести­мость;
  • стан­дарты на но­мен­кла­туру по­каза­телей.

Тех­ни­чес­кий рег­ла­мент — до­кумент, ко­торый при­нят меж­ду­народ­ным до­гово­ром Рос­сийской Фе­дера­ции, ра­тифи­циро­ван в по­ряд­ке, ус­та­нов­ленном за­коно­да­тельством Рос­сийской Фе­дера­ции, или фе­деральным за­коном, или Ука­зом Пре­зиден­та Рос­сийской Фе­дера­ции, или пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тельства Рос­сийской Фе­дера­ции и ус­та­нав­ли­ва­ет обя­зательные для при­мене­ния и ис­полне­ния тре­бова­ния к объек­там тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния (про­дук­ции, в том чис­ле зда­ни­ям, стро­ени­ям и со­ору­жени­ям, про­цес­сам про­из­водс­тва, экс­плу­ата­ции, хра­нения, пе­ревоз­ки, ре­али­зации и ути­лиза­ции).

На­ци­ональный стан­дарт(ГОСТ Р) — нор­ма­тив­ный до­кумент, ут­вер­жден­ный на­ци­ональным ор­га­ном Рос­сийской Фе­дера­ции по стан­дарти­зации, в ко­тором в це­лях доб­ро­вольно­го мно­гок­ратно­го ис­пользо­вания ус­та­нав­ли­ва­ют­ся ха­рак­те­рис­ти­ки про­дук­ции, пра­вила осу­щест­вле­ния и ха­рак­те­рис­ти­ки про­цес­сов про­из­водс­тва, экс­плу­ата­ции, хра­нения, пе­ревоз­ки, ре­али­зации и ути­лиза­ции, вы­пол­не­ния ра­бот или ока­зания ус­луг, тре­бова­ния к тер­ми­ноло­гии, сим­во­лике, упа­ков­ке, мар­ки­ров­ке или эти­кет­кам и пра­вилам их на­несе­ния.

Об­ще­рос­сийские клас­си­фика­торы(ОК) тех­ни­ко-эко­номи­чес­кой и со­ци­альной ин­форма­ции — нор­ма­тив­ные до­кумен­ты, рас­пре­деля­ющие тех­ни­ко-эко­номи­чес­кую и со­ци­альную ин­форма­цию в со­от­ветс­твии с ее клас­си­фика­ци­ей (клас­са­ми, груп­па­ми, ви­дами и др.) и яв­ля­ющи­еся обя­зательны­ми для при­мене­ния при соз­да­нии го­сударст­вен­ных ин­форма­ци­он­ных сис­тем и ин­форма­ци­он­ных ре­сур­сов и меж­ве­домс­твен­ном об­ме­не ин­форма­ци­ей.

Пра­вила по стан­дарти­зации(ПР) пред­став­ля­ют со­бой нор­ма­тив­ный до­кумент, со­дер­жа­щий ти­повые ор­га­низа­ци­он­но-тех­ни­чес­кие и(или) об­ще­тех­ни­чес­кие пра­вила, об­щие прин­ци­пы, ха­рак­те­рис­ти­ки, нор­мы, соб­лю­дение ко­торых яв­ля­ет­ся доб­ро­вольным при вы­пол­не­нии про­из­водс­твен­ных про­цес­сов оп­ре­делен­но­го ви­да в сфе­ре стан­дарти­зации. Пра­вила по стан­дарти­зации мо­гут ка­саться по­ряд­ка сог­ла­сова­ния нор­ма­тив­ных до­кумен­тов, пред­став­ле­ния ин­форма­ции о при­нятых стан­дартах от­раслей, об­ществ, соз­да­ния служ­бы по стан­дарти­зации на пред­при­ятии и др.

Ре­комен­да­ции по стан­дарти­зации(Р) раз­ра­баты­ва­ют на кон­крет­ные про­цес­сы и их эле­мен­ты, свя­зан­ные с ре­шени­ем за­дач ор­га­низа­ции, ко­ор­ди­нации и вы­пол­не­ния ра



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.