|
|||
Основы стандартизацииОсновы стандартизации В настоящее время ни один процесс конструирования немыслим без широкого использования типовых, унифицированных и стандартизированных конструктивных решений, таких как стандартные крепежные изделия, допуски и посадки, узлы и детали общепромышленного применения, типовые соединения, уплотнения и др. Тенденция к взаимосвязанному использованию технического творчества и стандартизации усиливается интенсивно ведущимися работами по формализации инженерных задач и привлечением к их решению технических средств автоматизации и систем автоматизированного проектирования. Современный период развития стандартизации в нашей стране принято отсчитывать с 1918 г., когда был принят Декрет Совета народных комиссаров «О введении международной метрической системы мер и весов». В 1923 г. Совет труда и обороны (СТО) принял постановление «О стандартизации экспортных товаров», а в 1925 г. при СТО был создан Комитет по стандартам. На комитет было возложено руководство работой всех ведомств СССР по стандартизации во всех областях народного хозяйства и дано право утверждения обязательных к исполнению общесоюзных государственных стандартов на различные материалы и изделия. К 1928 г. было утверждено более 300 стандартов на рациональный сортамент стального проката, ширину железнодорожной колеи и профиль рельсов, типы сельскохозяйственных машин, инструмент, крепеж и другие изделия массового применения. В 1940 г. для обозначения общесоюзных стандартов введена аббревиатура — ГОСТ. Достигнутый в последнее десятилетие высокий уровень технологий, прежде всего транспортных и информационных, привел к принципиально новым тенденциям в организации мирового сообщества:
Поэтому закономерно, что необходимо изменять, совершенствовать взгляды на национальную систему стандартизации, рассматривать новые подходы исходя из рыночной экономики. Национальная система стандартизации должна подстроиться под происходящие изменения в экономическом механизме страны, адекватно реагировать на общественные запросы. В этих целях был разработан Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Вместе с тем законодательство о стандартизации не ограничивается только этим законом, в настоящее время имеется более сотни действующих федеральных законов, регулирующих отношения в связанных сферах. Федеральный закон «О техническом регулировании» является стратегическим, поскольку из него вытекают дальнейшие действия по нормативно-техническому обеспечению создания и эксплуатации продукции. Он является важнейшей составной частью механизма, с использованием которого осуществляется реформирование всей системы технического регулирования. Данный закон, как известно, регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии и применении обязательных и добровольных требований к продукции и процессам ее создания и эксплуатации, а также при оценке соответствия продукции предъявленным требованиям. Закон определяет основные принципы осуществления технического регулирования, а именно:
Обязательные требования, содержащиеся в ГОСТах, законом предлагается вынести в сферу технического законодательства, а именно в федеральные законы. Это придаст большую весомость принятым техническим требованиям, а с другой стороны, предостережет от принятия федеральными органами исполнительной власти субъективных и зачастую необоснованно жестких решений. К обязательным требованиям в законе относятся только требования к безопасности продукции и процессов, что не приемлемо для оборонной продукции, поскольку за рамками остаются вопросы ее совместимости, взаимозаменяемости и унификации, гарантированного технического уровня и др. В настоящее время в государственных стандартах одновременно присутствуют как обязательные, так и добровольные требования. В этой связи и возникла задача создания двухуровневой структуры нормативно-правовых и нормативно-технических документов: на верхнем уровне — технические регламенты, а ниже — гармонизированные с техническими регламентами добровольные стандарты. Добровольные в применении национальные стандарты призваны помочь производителю правильно понять и выполнить требования технических регламентов, т.е. добровольные стандарты являются поддержкой для обеспечения выполнения требований документов обязательных — регламентов. Такова международная практика, основанная на директивах Европейского союза, которые, как известно, вводятся через национальные законодательные акты. Директивы «нового подхода» предоставляют производителям выбор путей выполнения требований технических регламентов. Добровольные стандарты помогают правильно трактовать обязательные требования технических регламентов, задают методы их выполнения. Стандарты необязательны, но если их требования учитываются, то тем самым обеспечивается выполнение соответствующего технического регламента (федерального закона) и производитель (поставщик) действует в рамках закона. В том случае, если производитель отказывается применять добровольный стандарт, он должен доказать государственным контролирующим органам соответствие данного изделия техническому регламенту. Следует иметь в виду, что на стандарты ложится основная функциональная нагрузка по заданиям количественных требований к объектам и субъектам экономики и социальной сферы. Действующие в стране стандарты являются одним из объективных критериев уровня развития национальной экономики и ее места в системе международного разделения труда. Понятие «стандартизация» уточняется в процессе развития человеческого общества. В Российской Федерации в настоящее время вопросы стандартизации регулируются Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации. Рассмотрим подробнее этот закон. В ст. 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» приведены основные виды документов в области стандартизации и дано определение понятия: «стандартизация — деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации». Согласно данному закону в качестве важнейших результатов деятельности по стандартизации должны рассматриваться повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству. Цели стандартизации:
Задачи стандартизации, способствующие реализации ее целей:
Цели деятельности по стандартизации определяют принципы, функции, структуру построения и взаимодействие с внешней средой национальной системы стандартизации.
Принципы стандартизации Основные принципы стандартизации, обеспечивающие достижение установленных целей и задач ее развития в Российской Федерации, учитывают принципы, провозглашенные международными и региональными организациями по стандартизации, а также национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран, и заключаются в следующем:
Рассмотрим содержание некоторых принципов национальной стандартизации. Добровольность применения документов по стандартизации. Стандарт в соответствии с действующим законодательством применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и(или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и(или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Вызывает интерес вопрос о том, в каких случаях исполнение национального стандарта является обязательным. Здесь следует различать добровольность решения об использовании стандарта и обязательность соблюдения стандарта в случае принятия решения о его применении. Ответ достаточно прост: стандарт обязателен, если производитель продукции (услуги) сам заявил о применении этого стандарта путем ссылки на него в конструкторской или в эксплуатационной документации. Действительно, если поставщик принял решение об использовании стандарта и зафиксировал это решение путем ссылок в конструкторской и(или) эксплуатационной документации, то Гражданский кодекс и Закон «О защите прав потребителей» требуют соблюдения заявленных стандартов. Другим вариантом обязательности стандарта служит упоминание об этом в договоре на поставку продукции между поставщиком и заказчиком продукции (услуги). Одновременно следует указать, что обязательными для применения являются разработанные до введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» (1 июля 2003 г.) государственные стандарты, устанавливающие требования по безопасности и предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Обязательность применения таких стандартов прекращается после введения в действие соответствующих технических регламентов или по истечении 7-летнего переходного периода по внедрению Федерального закона «О техническом регулировании». Открытость процессов разработки стандартов. Открытость процессов разработки российских национальных стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования до принятия. Это достигается:
В работах по стандартизации в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» участвуют следующие субъекты:
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию осуществляет управление стандартизацией на федеральном уровне и ее взаимосвязь с техническими регламентами. Национальный орган по стандартизации координирует деятельность в области стандартизации всех заинтересованных в ее результатах сторон, а также создает технические комитеты и осуществляет методическое руководство ими, утверждает и публикует национальные стандарты, обеспечивает соответствие национальных стандартов интересам российской экономике, участвует в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов России при их принятии, представляет Российскую Федерацию в международных организациях по стандартизации. Технические комитеты по стандартизации создаются для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии, услуг. В их состав на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей. Развитие работ по стандартизации в стране осуществляется на следующих уровнях:
На международном уровне Российская Федерация участвует в проведении работ по разработке проектов международных стандартов или анализирует их научно-технический уровень, определяет свою позицию при голосовании по принимаемым стандартам ИСО и МЭК. Процесс разработки стандартов включает в себя несколько этапов, начиная с мониторинга существующих стандартов и до утверждения и публикации нового стандарта. Процедуры ИСО и МЭК определяются Директивами ИСО/МЭК, ч. I, II. На региональном уровне ведется разработка и принятие межгосударственных стандартов, анализ проектов и изменений к Правилам ЕЭК ООН, присоединение к новым Правилам ЕЭК ООН. На национальном уровне стандартизации осуществляется:
На уровне организаций осуществляется:
Рассмотрим возможные трактовки понятия «национальная система стандартизации». Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определено, что национальная система стандартизации состоит из национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и правил их разработки и применения, которое подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. Вместе с тем, основываясь на методе системного анализа, национальную систему стандартизации можно трактовать в более широком смысле как организационно-техническую систему, охватывающую органы и службы стандартизации, фонды нормативных документов по стандартизации, правила и методы проведения работ, автоматизированные банки данных, технические средства и каналы связи, обеспечивающую на основе использования принципов системности и комплексности эффективное проведение работ по стандартизации в стране и при международном сотрудничестве в области стандартизации
Документы в области стандартизации К документам по стандартизации в Российской Федерации относятся:
Виды стандартов, действующих в Российской Федерации, имеют следующую классификацию:
Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Национальный стандарт(ГОСТ Р) — нормативный документ, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Общероссийские классификаторы(ОК) технико-экономической и социальной информации — нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Правила по стандартизации(ПР) представляют собой нормативный документ, содержащий типовые организационно-технические и(или) общетехнические правила, общие принципы, характеристики, нормы, соблюдение которых является добровольным при выполнении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации. Правила по стандартизации могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ, создания службы по стандартизации на предприятии и др. Рекомендации по стандартизации(Р) разрабатывают на конкретные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и выполнения ра
|
|||
|