|
|||
Лекция 7. Современная философия. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция 7. Современная философия. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. В 19 в. наука достигла внушительных успехов. Она не только создала относительно целостную картину мира, но и сумела вооружить человека знаниями, которые значительно изменили его жизнь. В 20 в. человек приоткрыл завесу над тайнами строения мира. Он преодолел гравитационное притяжение Земли, перешагнул через звуковой барьер, открыл новые, почти фантастические источники энергии, т.е. все чаще обогащается сокровищница знаний, накопленных за тысячелетия работы человеческого ума. И здесь возникает вопрос: "А нужна ли философия в эпоху информационных моделей, сложнейших технологических мегатрендов и т.д." Возможно, цивилизация такого типа предполагает совсем иной способ мышления, другую форму всеохватного миропостижения. В культуре 20 в. эта мысль звучит довольно часто. В начале века позитивисты пытались построить философию по меркам науки. Естественно, они пришли к убеждению, что наука способна потеснить метафизику (философию). Потом идея верховенства точного знания как последней истины завладела учеными. Наконец, и сами философы стали сомневаться порой в универсальности любомудрия. Однако роль философии в 20 - м столетии не только не уменьшилась, а напротив, усилилась. Экзистенциализм Знаменитый афоризм Декарта "мыслю, следовательно, существую", которым он хотел подчеркнуть важность разума, экзистенциалисты перевернули, поставив на первое место существование: "Существую, следовательно, мыслю". Экзистенциализм (от слова "экзистенция"- существование)– направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире. В 1950 - е гг. экзистенциализм стал весьма популярным в Германии (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс) и др. странах. Но пик расцвета экзистенциализма пришелся на Францию после Второй мировой войны (Жан Поль Сарт, Габриэль Марсель, Альбер Камю, Симона де Бовуар и др.). Расцвет экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины: 1. нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними; 2. бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.); 3. опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа); 4. усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря); 5. распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность; 6. бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом. Главное внимание экзистенциалисты уделили наиболее важным, с их точки зрения, состояниям и чувствам человека, таким как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние, любовь и т.п. Возможно, животные живут, не зная, что они умрут. Но человек точно знает о своей бренности (существования, бытия). Однако до поры до времени это оказывается для него абстрактным знанием. Но вот он умирает, сознавая свое бессилие и заброшенность. в жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда он захвачен сильным, трепетным чувством. Это может быть переживание безмерного страха или сильного любовного увлечения и т.д.
Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты: 1. уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; 2. разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; 3. проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я"); 4. проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным); 5. проблема бессмысленности жизни; 6. проблема внутреннего выбора; 7. проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего - места в жизни.
|
|||
|