Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОВРЕМЕННОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ



СОВРЕМЕННОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ

 

Е.Г. ВАСИЛЬЕВА

 

Васильева Евгения Григорьевна, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (СКФ РГУП), кандидат юридических наук, доцент.

 

В статье освещаются состояние развития современного налогового права, с учетом его многогранности в условиях новой цифровой экономики, основные тенденции в регулировании налогообложения цифровой экономики. Проанализированы определенная тенденция развития цифровой экономики и осуществление перехода от электронного к "проактивному государству", что расставило весьма четко приоритеты государства. Обращено внимание на отдельные аспекты, где цифровая экономика не вписывается в рамки устаревающей, видоизменяющейся налоговой системы. Путем рассуждений и результатов исследований отмечена необходимость разработки концепции и реформирования налоговой системы России. Представляется целесообразной и приоритетной кодификация современного налогового законодательства, направленная в первую очередь на создание устойчивой налоговой системы. На основе проведенного исследования автор выделяет такую проблему в налогообложении, как нестабильная налоговая система, предлагая ее реформирование. Автор считает, что необходима ее глубокая теоретическая проработка, обращая внимание на то, что современная налоговая система России видоизменяется, происходит трансформация налоговых отношений в условиях цифровизации экономики, в связи с этим существует проблема налоговой определенности по отдельным вопросам, связанным с цифровизацией экономики. Существующая налоговая система не отвечает в полной мере сложившимся правоотношениям, а современное налоговое право предпринимает определенные попытки совершенствования путем внедрения в него инновационных разработок и цифровых технологий, что вызывает периодически перманентные состояния в законодательстве о налогах и сборах.

 

Ключевые слова: трансформация налоговых отношений, налогообложение цифровой экономики, модернизация налоговой системы, налоговое администрирование.

 

Modern Tax Law as a Factor of the Development of an Innovative Economic Model

E.G. Vasilyeva

 

Vasilyeva Evgenia G., Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the North-Caucasian Branch of the Russian State University of Justice (RSUJ), Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

 

The article highlights the state of development of modern tax law, taking into account its versatility in the new digital economy, the main trends in the regulation of taxation of the digital economy. Analyzed a certain trend in the development of the digital economy and the implementation of the transition from an electronic to a proactive state, which has set very clearly the priorities of the state. Attention is drawn to certain aspects where the digital economy does not fit into the framework of an aging, changing tax system. By reasoning and research results noted the need to develop a concept and reform of the tax system of Russia. It seems reasonable and priority codification of modern tax legislation, caused primarily to create a sustainable tax system. Based on the study, the author identifies the problem in taxation as an unstable tax system, proposing its reform. The author believes that it needs a deep theoretical study. Drawing attention to the fact that the modern tax system of Russia is changing, there is a transformation of tax relations in the conditions of digitalization of the economy, in this connection there is a problem of tax certainty on certain issues related to the digitalization of the economy. The existing tax system does not fully comply with the existing legal relations, and modern tax law makes certain attempts to improve, by introducing innovative developments and digital technologies, which occasionally cause permanent conditions in the legislation on taxes and fees.

 

Key words: transformation of tax relations, taxation of the digital economy, modernization of the tax system, tax administration.

 

В настоящее время отличительной особенностью налогового права России является использование информационных технологий и средств коммуникации. Появились специальные термины, характеризующие данное взаимодействие: цифровая экономика, цифровой бизнес, электронное взаимодействие и др. В Российской Федерации, как и во многих других странах, идет работа по модернизации налоговой системы. Внедряются активно современные технологии, что, по информации портала Федеральной налоговой службы, выступает одним из приоритетов в повышении эффективности налогового администрирования. Россия является участником ряда международных соглашений, регламентирующих взаимодействие государств по налоговым вопросам и обмену информацией о субъектах налогообложения (например, Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам <1>, с изм. и доп. от 27.05.2010). Россия стремится быть активным и полноправным участником международного рынка. Очевидно, что с каждым годом все отчетливее прослеживается тенденция развития цифровой экономики и осуществление перехода от электронного к "проактивному государству". В реализации этих целей важную роль играет процесс оперативного обмена информацией как внутри государства, так и между странами. Международный обмен налоговой информацией, как правило, один из эффективных, а в отдельных случаях единственно возможный способ регулирования глобального цифрового рынка. Возможно, в будущем переход к "проактивному государству" приведет к тому, что налоговая система станет полностью прозрачной, а взаимопонимание между налогоплательщиками и налоговыми органами столь совершенным, что исчисленные и начисленные суммы налогов будут автоматически списываться со счетов и поступать в соответствующие бюджеты как внутри страны, так и пересекая государственные границы. Но пока движение в этом направлении только начинается.

--------------------------------

<1> Заключена в г. Страсбурге 25 января 1988 г. Данный документ вступил в силу с 1 апреля 1995 г. Для Российской Федерации - с 1 июля 2015 г. (СЗ РФ. 2016. N 12. Ст. 1586).

 

Несомненно, налоги являются важнейшим звеном финансовой политики практически в каждом государстве. Налоги как один из древнейших институтов, так же как и вся налоговая система, выступают мощным инструментом управления экономикой в условиях современного хозяйствования и рынка. С помощью налогов определяются взаимоотношения хозяйствующих субъектов с соответствующими бюджетами, с банками, иными участниками рынка; регулируется внешнеэкономическая деятельность. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами хозяйствующих субъектов. Налоговая система каждой страны выступает одним из главных инструментов управления общей системой экономического регулирования, а также социально-экономическими функциями государства. Полагаем, что эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса зависит от того, насколько правильно и обоснованно выстроена налоговая система. Заметим, что современная налоговая система России не является совершенной. В связи с изложенным это обусловливает соответствующее ее исследование, в необходимых случаях применение зарубежного опыта в области установления и взимания налогов.

При написании статьи исходим из того, что современное налоговое право, в том числе налоговая система, меняется с учетом предъявляемых к нему экономических, политических и социальных требований. Действующая современная налоговая система России существует с декабря 1991 г. в результате принятия Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <2>, является трехуровневой, использует такие принципы построения, как однократность обложения, строгий порядок ведения и отмены налогов, распределение налоговых доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами.

--------------------------------

<2> Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ред. от 11.11.2003) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2004) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 11. Ст. 527.

 

Несмотря на видимый прирост налоговых поступлений, современная налоговая система России отличается в отдельных моментах нестабильностью политики, чрезмерным налоговым бременем, отсутствием стимулов для развития реального сектора экономики, единой ставкой налога на доходы физических лиц (без учета объема дохода налогоплательщика), основной нагрузкой, которую несут низкооплачиваемые работники. Критерии правомерности налогового планирования, пределы допустимого и возможного поведения налогоплательщика в результате неоднозначного толкования налогового законодательства остаются одними из спорных вопросов во взаимоотношениях налоговых органов и бизнеса. Представляется, что разрешение проблем повышения эффективности налоговой политики, оптимизации налоговой нагрузки, создания стимулов развития перспективных сфер, дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов населения весьма важно и актуально на современном этапе развития налоговой системы России.

Необходимо отметить, что государство обладает высоким ресурсным потенциалом, способным при условии соответствующей государственной поддержки и организации эффективной налоговой системы развить реальный сектор экономики и содействовать социально-экономическому росту страны. Изучение и применение положительного опыта установления и взимания налогов в странах с развитой экономикой способствует налоговой системе России выйти на новый уровень развития с тенденцией наращивания объемов налогового потенциала и роста экономики страны. В результате непрекращающихся научных дискуссий о необходимости разработки концепции и реформирования налоговой системы России представляется целесообразной и приоритетной кодификация современного налогового законодательства. Необходимость вызвана в первую очередь созданием устойчивой налоговой системы. Безусловно, это обусловлено следующими факторами: частый пересмотр налоговых ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, препятствует как отечественным, так и иностранным инвестициям.

В настоящее время в налогообложении следует говорить о такой проблеме и, соответственно, ее реформе, как нестабильная налоговая система. Поэтому процесс совершенствования налогообложения, налоговой системы весьма сложный, многостадийный и длительный. Насколько быстро он будет начат и реализован, полностью зависит от формирования устойчивых связей и предпосылок постепенного превращения действующей системы налогообложения с созданием прочных экономических отношений в новую, более эффективную с факторами экономического роста. Полагаем, что для наилучшего ее комплексного преобразования следует направить большие усилия на упорядочение и рационализацию налоговой системы, что является общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики в России. Описывая и изучая современную налоговую систему России, обязательно следует сказать о таком важном принципе формирования налоговой системы, как ориентирование, позволяющем устранить двойное налогообложение. Также для должного и эффективного функционирования в налоговой системе, безусловно, должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов. Сегодня налоги, сборы, страховые взносы используются в качестве инструмента экономической и структурной политики, определяют уровень налогового бремени и устанавливаются в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации. Изучение опыта установления и взимания налогов в странах, схожих по государственному устройству, безусловно, заслуживает большого внимания в России, стоящей на пути реформирования налоговой системы, для превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения. Однако, применяя опыт зарубежных стран в формировании налоговой системы, следует ориентироваться прежде всего на национальные особенности социально-экономической и политической систем России, поскольку именно соответствие им способно обеспечить эффективную и стабильную налоговую систему.

Зачастую основным источником формирования информационных ресурсов ФНС России является налоговая отчетность. Представляется, что провести эффективный анализ больших объемов информации без соответствующего инструментария невозможно. Поэтому основным инструментом в работе ФНС России являются различные программно-информационные комплексы (далее - ПИК) <3>. С их помощью сопоставляются суммы налоговых платежей с экономическими показателями предприятий, проводится сравнительный анализ по регионам и отраслям, а также прослеживается география размещения основных предприятий отраслей на территории России. Со временем разрабатываются и появляются новые электронные услуги. ФНС России формирует большую часть доходов бюджетной системы, что обусловливает службу проводить серьезную прогнозно-аналитическую работу по всем администрируемым доходам. При этом ФНС России использует, как было указано выше, ряд программно-информационных комплексов. Следует остановиться на одном из них - Налоговом паспорте. Он специально создан для целей анализа и прогноза и поддерживается в актуальном состоянии. В настоящее время налоговые паспорта сформированы по России, субъектам Федерации и федеральным округам, муниципальным образованиям. ФНС России обновила данные, содержащиеся в налоговых паспортах субъектов Российской Федерации и федеральных округов, соответствующими сведениями. Налоговый паспорт представляет базу данных налоговой и статистической отчетности по каждому субъекту России. Он включает 11 разделов и содержит информацию о поступлении налогов и сборов по уровням бюджетной системы, по видам экономической деятельности, о задолженности, налоговой базе, а также основные показатели социально-экономического развития региона. Налоговый паспорт позволяет проводить сравнительный анализ изменения статистических и налоговых показателей каждого субъекта России, оценивать налоговый потенциал и налоговую нагрузку как по отдельным видам налогов, так и по отдельным видам экономической деятельности. В первую очередь Налоговый паспорт предназначен для государственных органов власти всех уровней. Он позволяет адекватно оценивать ситуацию в бюджетно-налоговой сфере федеральных округов и субъектов России, принимать соответствующие управленческие решения. Информация, содержащаяся в Налоговом паспорте, используется для стратегического планирования. Вместе с тем он может быть интересен и налогоплательщикам с точки зрения оценки финансового и инвестиционного потенциала регионов для принятия бизнес-решений и прогнозирования инвестиций. Информационный сервис "Налоговый паспорт" предусматривает возможность выбора периода, субъекта РФ или федерального округа, просмотра или загрузки документа <4>.

--------------------------------

<3> Официальный сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn23 (дата обращения: 06.02.2019).

<4> Официальный сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6255218 (дата обращения: 06.02.2019).

 

С 1 июня 2018 г. на сайте ФНС России запущен новый сервис проверки контрагентов "Прозрачный бизнес", позволяющий за секунды проверить контрагента. Данный электронный сервис помогает определить, к какой категории относится контрагент. Так, для организации ее действия, безусловно, будут свидетельствовать, что она проявила должную степень осмотрительности при выборе делового партнера. В настоящее время в режиме онлайн можно проверить потенциального контрагента на предмет наличия долгов, налоговых правонарушений, а также узнать финансовое состояние компании. Также, благодаря электронному сервису, каждый владелец бизнеса получает объективную картину того, как выглядит его собственный бизнес в глазах контрагента. Сведения, которые можно будет получить через сервис "Прозрачный бизнес", не составляют налоговую тайну <5>.

--------------------------------

<5> Там же.

 

ФНС России с 2002 г. полностью выполняет функцию государственной регистрации юридических лиц, а с 2004 г. осуществляется государственная регистрация предпринимателей. Сегодня следует подвести следующие итоги: на основании действующего законодательства полностью реализован заявительный порядок государственной регистрации; действует слаженная процедура в формате "одного окна", занимающая всего 5 дней; впервые созданы государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обеспечена полная открытость данных реестров для пользователей на сайте ФНС России. В апреле 2018 г. вступили в силу изменения, вносимые в действующее законодательство о государственной регистрации. В октябре 2018 г. началась их реализация в части порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Соответствующие поправки введены Федеральным законом от 30 октября 2017 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <6>. Рассмотрим, в чем состоят данные изменения. С 29 апреля 2018 г. налоговые органы и МФЦ перешли на электронное взаимодействие при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без дублирования документов на бумаге. Полагаем, данная процедура будет способствовать улучшению действовавшего ранее порядка и ускорит получение большинством заявителей результатов регистрации, поскольку не будет зависеть от того, в течение какого времени МФЦ доставит документы в налоговый орган, а затем получит ответ. Анализ внесенных и действующих на сегодняшний день изменений показал, что, обратившись в МФЦ с заявлением о государственной регистрации, заявитель получит ответ за то же время, что и при обращении в налоговый орган (три рабочих дня при первичной регистрации). Дополнительно отметим, что с 29 апреля 2018 г. при непосредственном обращении в налоговый орган ответ по государственной регистрации заявитель может получить по электронной почте, а не на бумаге, как ранее. Это будет способствовать экономии времени налогоплательщиком при повторном обращении в налоговый орган. Обращаем внимание, что из Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.04.2018) <7> исключили обязанность налогового органа выдавать документы способом, указанным в заявлении. Также четко указали, что документы на бумаге выдают по запросу (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") (ред. от 31.12.2017).

--------------------------------

<6> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.02.2019).

<7> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3431.

 

Таким образом, налоговая система в России видоизменяется, совершенствуется современное налоговое право путем внедрения в него инновационных разработок и цифровых технологий. Развивается международное сотрудничество в области обмена налоговой информацией, выступающее одним из основных регулирующих инструментов экономики. Технологическая модернизация, переход на цифровую экономику формируют новые отношения между государством и налогоплательщиками на современном этапе развития. В настоящее время налоговая система Российского государства в условиях развития цифровой экономики осуществляет переход от электронного к "проактивному государству", что выражается в гармонизации налогового администрирования, формировании нового правового поля и реализации налогового потенциала.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.