|
|||
Мастер-класс:Мастер-класс: «Логопедический массаж: теоретическая основа» Детям с тяжелыми речевыми нарушениями (минимальные дизартрические расстройства, дизартрический компонент как вторичное нарушение при поражениях ЦНС, ДЦП, ринолалия, невротическая форма заикания и др.) для коррекции звукопроиз-ношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Я считаю, что необходимо привлекать родителей (как правило, маму или бабушку) к активному участию в коррекции речевых нарушений. А именно, проводить для родителей беседы, объяснять, в чем заключается основная причина затруднений ребенка, с чем это может быть связано; разъяснять родителям важность и необходимость логопедического массажа для ребенка; проводить для родителей открытые индивидуальные занятия и мастер-классы по массажу, а также обязательно обучать маму логопедическому массажу в домашних условиях. Данный опыт показал, что эффективность логопедического воздействия возрас-тает в несколько раз по сравнению с теми детьми, чьи родители не заинтересованы в активной помощи логопеду. У тех детей, с которыми регулярно проводится логопедический массаж в усло-виях дошкольного учреждения, а также родителями в домашних условиях по предложенной мною схеме, значительно быстрее вызываются и автоматизируются звуки. Практика показала, что логопедический массаж благотворно влияет на эффективность логопедической работы также и у детей, имеющих ЗРР неясной этиологии, при дистонии (переменном тонусе), при плохой автоматизации звуков – в этих случаях показан гармонизирующий массаж. А например при дизартрии в 90% случаях показан расслабляющий массаж, так как у детей преобладает высокий мышечный тонус. Техники проведения различных видов массажа существенно отличаются. Но нельзя забывать, что массаж – это только вспомогательная техника. Он проводится параллельно со всеми другими видами лого-педической коррекции: дыхательной, пальчиковой, артикуля-ционной гимнастикой, автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков. Разумеется, необходимо помнить и о противопоказаниях к логопедическому массажу. Поэтому всегда, прежде чем начинать работу с ребенком, необходимо побеседовать с мамой и собрать анамнез. Ни в коем случае нельзя делать массаж ребенку с эписиндромом, у которого в анамнезе наблюдались судороги; при любых заразных заболеваниях (стоматиты, герпетические высыпания, грибок, фурункулёз), болезни крови и сосудов, кариозные зубы, увеличенные лимфатические узлы, так как ток лимфы, например, при активизирующем массаже, увеличивается до 40 раз, при любых травмах кожи лица и артикуляционного аппарата, а также никогда не делайте массаж ребенку, если он плохо себя чувствует (в начальной стадии заболевания; при заболевании в стадии обострения). Также очень осторожно нужно применять массаж детям, имеющим бронхиальную астму. Всегда необходимо находиться в контакте с мамой и держать ее в курсе того, как проходят ваши занятия. Перед проведением логопедического массажа очень важна диагностика имеющегося у ребенка нарушения. Ведь от этого напрямую зависит, какие приемы необходимо будет применять в дальнейшем. Специалисту очень важно определить, каким образом нарушен тонус мышц артикуляционного аппарата: по типу гипотонуса – паретичности, либо, наоборот, гипертонуса – спазтичности. Дети спониженным тонусом мышц артикуляционного аппарата, как правило, имеют и мышечный гипотонус всего тела, для них затруднительно выполнение артикуляционных проб. Язык на ощупь тонкий, напоминает пустой носок или мочку уха. Мышцы не выражены, ощущение, что их вообще нет. Иногда наблюдаются более светлые вкрапления на языке, появляющиеся в связи с атрофией мышц. Рот у таких детей приоткрыт, уголки рта опущены (рот «Пьеро»). Мягкое небо провисает, наблюдается назализация голоса. Лицо у такого ребенка одутловато, при нажиме на щеку остается след. У этих детей резко выражена гиперсалевация. Эти дети часто поперхиваются, не могут подолгу жевать. Зачастую пониженному тонусу способствуют сами родители: эти дети не могут и не хотят долго жевать вследствие плохой двигательной активности мышц, а родители, заботящиеся о том, чтобы ребенок не остался голодным, перетирают ребенку всю пищу, не дают жевать твердые продукты. Таким образом, мышцы артикуляционного аппарата не развиваются, и в дальнейшем, возникают речевые нарушения. При гипертонусе все движения артикуляционного аппарата резко ограничены. Язык лежит в глубине ротовой полости, как при произнесении заднеязычных звуков. Губы прижаты к зубам, зубы не разжимаются. Как правило, такой ребенок говорит в быстром темпе. Для гипертонуса также характерна такая особенность: пока язык находится в состоянии покоя, повышенного слюноотделения не наблюдается. Когда ребенок начинает говорить, либо при выполнении артикуляционных упражнений, резко повышается салевация. Однако очень часто нарушения тонуса выражены не резко. В этих случаях диагностика оказывается более затруднительной. Специалисту полезно помнить, что при не резко выраженном повышении тонуса мышц артикуляционного аппарата ребенок не может долго удерживать позу. Язык напоминает тесто, которое постоянно стремится возвратиться в свою форму. Также очень часто мы сталкиваемся с детьми, имеющими не-равномерное распределение тонуса. У некоторых детей язык отклоняется в правую, либо в левую сторону. Специалисту необходимо знать, что с той стороны, куда отклоняется язык, тонус нарушен более грубо. В этом случае массаж выполняется с зоной акцента на поражённом участке. Язык – это очень большой орган, состоящий из двадцати трех мышц. Мы имеем возможность воздействовать лишь на 30% всей массы языка. Остальные 70% нам недоступны. Для движений, осуществляющих речь, очень важны продольные мышцы, поперечные, а также веерные мышцы. Специалист, проводящий логопедический массаж, должен правильно определить тип и место нарушения работы мышц артикуляционного аппарата и выбрать необходимые методы воздействия. Почему же массаж обладает таким эффектом? Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Логопедический массаж бывает: · Ручной; · Зондовый; · Самомассаж; · Точечный; · ИЛК (искусственная локальная гипотермия, часто применяют у детей с ДЦП, это чередование воздействия холодное-горячее); · Аппаратный (используют вибромассажёры); · Массаж рефлексогенных зон; · Смешанный (но основой является ручной)
Я в своей практике использую ручной логопедический массаж ( редко с применением зондов, обычно при активизирующем массаже) В ручном классическом массаже практически невозможно навредить ребёнку! Я коротко постаралась заинтересовать Вас, уважаемые коллеги логопеды, уникальной методикой логопедического массажа. Конечно, она является только вспомогательной в нашей кропотливой работе, но от этого она не становится менее значимой и ценной.
|
|||
|