Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа 109-170-2-2



Группа 109-170-2-2

 

1. Особенности формирования грамматического строя речи детей в дошкольном возрасте (по Л.П. Федоренко).

2.Закономерности формирования семантической стороны речи в процессе онтогенеза. (Этапы формирования семантических полей слов и формирования понятий.)

3. Признаки речевой деятельности.

4. Л.В. Щерба, Н.А. Бернштейн о речевой деятельности.

5. Л.С. Выготский о «единстве общения и обобщения» в речевой деятельности.

6. В. Гумбольдт, И.А. Бодуэн де Куртенэ о дихотомии язык/речь.

7. Эксперимент А.Н. Соколова по выяснению главного вопроса психолингвистики: является ли национальный язык «базальным компонентом» мыслительного процесса.

8. Типы мышления: вербальное, образное, практическое, редуцированное; мышление, основывающееся на конечных результатах действия.

9. Лингвокреативное мышление в филогенезе и онтогенезе.

10. Усвоение ребенком родного языка.

11. Детская речь как разновидность отрицательного языкового материала.

12. Подходы к изучению детской речи: традиционно лингвистический и психолингвистический.

13. Теории научения, подражания, теория врожденных факторов.

14. Проблема соотношения биологических и социальных факторов в речевом развитии.

15. Проблема соотношения языка мышления в трудах отечественных лингвистов.

16. Ф.де Соссюр о различении языка и речи.

17. А.Н.Леонтьев об интериоризаци психических функций.

18. Проблема порождения и восприятия речи у детей с отклонениями в развитии. Модели порождения и восприятия речи. 

19. Н.И.Жинкин о соотношении мысли речи, языка и о психологической организации порождения речи.

20. Значение трудов Л.С.Выготского в развитии отечественной специальной педагогики, психолингвистики.

21. Прагмалингвистика, когнитивная лингвистика, социолингвистика в специальной педагогике и психологии.

22. Создание системы образов (символов) у детей с отклонениями в развитии как первый этап формирование системы знаков (языковых или жестовых).

23. Соотношение лингвистических и психолингвистических языковых единиц.

24. Соотнесённость лингвистических единиц с языковыми стандартами, психолингвистических – с речевой деятельностью.

25. Патология развития речи как нарушение речевой деятельности.

26. Чтение и письмо как процессы кодирования и декодирования.

27. Нарушения чтения и письма. Лингвистические проблемы дисграфии и дислексии.

 

Список литературы:

 

А) Основная

 

1. Леонтьев А.А. Рефлексивная психолингвистика // Основы психолингвистики. – Гл. 8. Москва: Смысл, 2004 (любое издание).
2. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений //Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: Едиториал УРСС, 2004.
3. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.
4. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – Москва:Наука,2010.
5. Шахнарович А.М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. – Москва: Наука, 1991. – С. 185-220.
6. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. – Москва: Институт языкознания РАН, 1999 .
7. Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого онтогенеза. – Москва: Наука, 1979
8. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке. Ча-сти речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира [Электронный ресурс] /Е. С.Кубрякова –Электрон. текстовые данные. – М.: Языки славянских культур, 2004. – 560 c. – Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru /15072. – ЭБС «IPRbooks».
9. Седов К.Ф. Онтопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека. – М.: Лабиринт, 2008.
10. Возрастная психолингвистика /сост. К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2004.
11. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия: /Авт.-сост. В. К. Радзиховская, А. П. Кирьянов, Т.А.Пекишева и др.; /под общ. ред. В. К. Радзиховской. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
12. Воейкова М.Д. Ранние этапы усвоения именной морфологии русского языка. – М.: Знак, 2011.
13. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. – СПб.: Изд-воРГПУ,2008.
14. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001
15. Цейтлин С.Н., Чиршева Г.Н., Кузьмина Т.В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия: научная монография /отв. ред. М.Б. Елисеева: Златоуст; СПб.: 2015.

16. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1982.

17. Книги сектора психолингвистики Института языкознания http://iling-ran.ru/beta/publications/psycholinguistics_books

 

 

Б) Дополнительная

 

1. Орлова, Надежда Михайловна. Основы науки о языке [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. М. Орлова ; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Ин-т филологии и журналистики. - Саратов: [б. и.], 2015 - .4. 1. - Саратов: [б. и.], 2015. - 258 с.

 

2. Ильин, Евгений Павлович. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. - Москва ; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 573, [3] с. - (Мастера психологии). .

3. Калягин, Виктор Александрович. Логопсихология [Текст] : учебник : для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" / В. А. Калягин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательский центр "Академия", 2014. - 350, [2] с. - .

4. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. М., 2011.

5. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Сост. К.Ф.Седов. М.,2004.

6. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. М., 2008.

7. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов. М., 2005



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.