Соня и Дуня
1)Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова — это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам. Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова). Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны. Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он — зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни. Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина — прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде. Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.
Лужин
| Свидригайлов
| Возраст
| 45 лет
| Около 50 лет
| Внешность
| Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки.
| Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи.
| Род занятий
| Весьма преуспевающий юрист, надворный советник.
| Помещик
| Отношение к людям
| Всех людей «просеивает» через свою теорию. По ней – каждый человек просто обязан быть эгоистом, заботиться в первую очередь о себе, о своих интересах. Считает, что только таким образом человек может помочь другим.
| Способен спокойно «идти по головам» к своей цели, переступает даже через человеческие жизни. Безответная любовь к Дуне на какое-то время будит в нем человечность, однако время для раскаяния уже потеряно. Впрочем, перед самоубийством он все же успевает сделать доброе дело – помочь семье Мармеладовых деньгами.
| Характер
| Деловая успешность наложила свой отпечаток на характер Лужина. Это прямолинейный амбициозный человек, людей оценивает с позиции той выгоды, которую можно с них поиметь. Рационален, практичен, воспринимает только то, что можно потрогать руками, потому не поддается эмоциям и интуиции. Для достижения своих целей будет пользоваться всем, моральных границ не существует в этом вопросе. Не верит в честность, бескорыстность, благородство. Уверен в своей дальнейшей успешности.
| Легко отверг установленную общественную мораль, чтобы иметь возможность предаваться удовольствиям. По слухам, насильник и убийца. Оправдывает свою вседозволенность тем, что не верит в вечность, а значит, не суть важно, как ты провел эту жизнь – в молитве или страстях, после нее уже, наверное, ничего не будет.Можно сказать, что Свидригайлов сам задушил в себе абсолютно все человеческое.
| Жизненная позиция
| Эгоизм
| Вседозволенность
| Позиция в романе
| Двойники Родиона Раскольникова
| 2) Среди всех персонажей романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей. Эта героиня заставляет задуматься читателя о самых нужных качествах для человека: милосердии, самопожертвовании, искренней вере в Бога.Соня Мармеладова - молодая девушка восемнадцати лет, стройная, со светлыми волосами. Ее отец бывший чиновник, который стал безбожным пьяницей после увольнения. Его постоянное пьянство довели его до того, что он вынес все ценные вещи и одежду своей супруги, мачехи Сони, из дому, чтобы оплачивать долги. Для того, чтобы Соню и ее семью не выгнали из комнаты, которую они снимали ,она жертвует своей невинностью и, как истинная верующая в Бога, совершает этим тяжкий грех. Не смотря на то, что подобный поступок сильно подкосил дух героини, она не винит в этом отца или мачеху, Катерину Ивановну, которая буквально вынудила ее пойти по желтому билету. Вместо этого она находит в себе силы смириться со своей судьбой. Она понимает всю важность поступка, ведь это было сделано не для нее, а ради того, чтобы семья не голодала в нищите. Этот поступок не проходит бесследно для Сони Мармеладовой. Она ощущает себя ниже других женщин и даже не может присесть в обществе сестры Родиона Раскольникова. В этом романе читатель видит Соню как истинную верующую и проповедницу христианства. Основа ее действий ничто, как любовь к ближним и родным ей людям: она дает отцу деньги на выпивку из-за любви к нему, ее любовь помогла Раскольникову очистить его душу на их совместной каторге.Соня Мармеладова в этом романе выступает как противопоставление образу Радиона Раскольникова, его теории. Для героини все люди равны между собой, и никто не имеет права отнимать жизнь у другого. Она отправилась с Родионом на каторгу, где надеялась не только помочь ему в искуплении его грехов, но и искупить свои. Благодаря любви героини ко всему окружающему сокаторжники полюбили Соню, а Раскольников нашел в себе силы раскаяться в своих грехах и начал новую жизнь с чистого листа.Через образ Сони Мармеладовой Федор Михайлович Достоевский показывает читателям свои мысли и убеждения ,относящиеся к справедливости и любви к людям. 3) Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»). Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля—вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь побеждает эту теорию. Таким образом, Достоевский в своем романе проводит мысль, что преступление недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.
4) Разумихин – Раскольников. Философия «малых дел» против философии «одного дела» Опровержение первооснов искаженных Лебезятниковым теорий Достоевский поручил в романе Разумихину, выступающему нередко в качестве рупора «почвеннических» взглядов самого Достоевского. Обращает на себя внимание среди героев романа характеристика Разумихина: «Разумихин очень сильная натура и, как часто случается с сильными натурами, весь подчиняется Авдотье Романовне (Еще и та черта, которая часто встречается у людей, хоть и благороднейших и великодушных, но грубых буянов, много грязного видевших бамбошеров – что, например, он себя как-то принижает перед женщиной, особенно если та изящна, горда и красавица). Разумихин сначала стал рабом Дуни (расторопный молодой человек, как называла его мать); принизился перед нею. Одна мысль, что она может быть его женою, казалась ему сначала чудовищною, а между тем он был влюблен в нее беспредельно с первого вечера, как ее увидал. Когда она допустила возможность того, что она может быть его женой, он чуть с ума не сошел. Он хоть и любит ее ужасно, хоть по натуре самоволен и смел до нелепости, но перед ней, несмотря даже на то, что он жених, он всегда дрожал, боялся ее, а она, как избалованная, сосредоточенная и метательная, хоть и любила его, но иногда как будто презирала. Он не смел с ней говорить. И потому с первого разу возненавидел Соню, так как Дуня возненавидела и оскорбила ее. Но потом (со второй половины романа), поняв, что такое Соня, он вдруг перешел не ее сторону, а Дуне сделал страшную сцену, рассорился и закутил. Но когда узнал, что Дуня была у Сони (и когда не перенес сам своего отчаяния), Дуня нашла его и спасла. Одним словом, Разумихин – характер». Лебезятников – образ отрицательный, Разумихин – образ положительный, Лебезятников, по роману, лакей чужых мыслей, Разумихин, по роману же, мыслит самостоятельно. Лебезятников пародиен, Разумихин довлеет самому себе, и все же он не менее полемичен, чем Лебезятников. Разумихин враг всякой теории, и тем более теории исключительной, всепоглощающей и всеподавляющей. Он против доктинерства, против «теоретиков», в том самом смысле, в каком был против и сам Достоевский. Может показаться, что Разумихин прагматик. На самом деле это не так. Его отрицание теории в свою очередь опирается на теорию – теорию «почвенничества». Обстоятельство это привносит в образ Разумихина элемент схемы, что не может быть сглажено даже исключительным мастерством Достоевского. Идеологическая позиция и идеологические взгляды Разумихина вполне «почвеннические». Он критически относится к дореформенным порядкам, к дореформенной юриспруденции, Лужин и Лужины внушают ему отвращение. Он за версту чувствует людоедский запах, исходящий от их «убеждений». В образе Разумихина, так же как в образе Лебезятникова, чувствуется предвзятость, только противоположно направленная. В Лебезятникове эта предвзятость низлагающая, отрицательная, а в Разумихине – положительная, идеализирующая. Предвзятость внесла в образ Лебезятникова карикатуру, а в образ Разумихина – своеобразную иконопись. Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии. Одного Дела Раскольникова. Разумихин – русский богатырь, «снизошедший до мальчика», тратящий свои исполинские силы для поддержки ближнего своего, погибающего в поле его зрения, протягивающий руку беззаветной помощи Дуне, Пульхерии Александровне, трогательно заботящийся о Раскольникове, даже тогда, когда узнал, что последний – убийца. Разумихин смотрит в душу каждого отдельного человека, он видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольникова можно «реставрировать» и ввести снова в круг человеческого братства, разорванный по заблуждению. Разумихин – восторженный малый, друг и влюбленный, и он делает все, что нужно, чтобы помочь другу и своей будущей жене. Самоотверженность во имя счастья близко человека легко уживается со стремлением к личному счастью. Личное благополучие не может быть абстрактным, внесоциальным. Человек не может жить вне общества, и свитое им гнездо, выбранная им деятельность неизбежно носят на себе социальное клеймо, свидетельствуют о согласии с общественным укладом или протестом против него. В Разумихине Достоевский –художник подвел итоги «почвенничеству», на пропаганду которого он потратил столько сил в своих недолговечных журналах. Достоевский оттеснил Разумихина на вторые роли в романе, не редко для осуществления даже не сюжетных, а фабульных задач. Великая история о наполеоновской мечте, о злодеянии, страданиях и муках Раскольникова не могла завершиться счастливой судьбой торговца книгами. Разумихин в романе противопоставляется теоретику Раскольникову, предпочитая действия пустым идеям и теориям. И Достоевский через Разумихина хотел показать свое отношение к таким проявлениям революционизма. Разумихин был введен в роман, чтобы доказать неверность пути Раскольникова. 5) Порфирий Петрович — пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем — своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот — преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!.. <…> и все будет, все будет около меня же круги давать, все суживая да суживая радиус, и — хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с…» Во время первой встречи Порфирий ведет себя то «спокойно и холодно», то «язвительно» и иронично. Раскольников понимает игру следователя («он меня ощупывает», «В самом деле вы такой притворщик?»), поэтому в его душе появляется раздражение и злоба. Вопросы следователя, темы их разговоров постоянно держат Раскольникова в напряжении. Нашел Порфирий и статью, когда-то написанную Раскольниковым, и вызывает героя на разговор о его теории. Порфирий проницателен, вопросы, задаваемые Раскольникову, касаются самых существенных положений статьи: как отличить «обыкновенных» людей от «необыкновенных» и какие муки совести должен испытывать преступник. Вторая встреча Раскольникова со следователем еще более напряженная. Порфирий, не таясь, объясняет свою тактику: всякое преступление — частный случай, необходимо учитывать психологию преступника. «Да и пусть, пусть его погуляет пока, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!» Игра Порфирия становится намеренно открытой, в его голосе звучит то откровенная издевка, то нарочитое сочувствие, он то шепчет, то хихикает, то становится совершенно спокойным: «Да уж больше и нельзя себя выдать, батюшка, Родион Романыч». Оба, и следователь, и преступник, знают правду о преступлении, они вполне объяснились между собой. Раскольников в исступлении произносит, обнаруживая игру Порфирия: «Ты знал, что я болен, и раздражить меня хотел, до бешенства, чтоб я себя выдал, вот твоя цель!» Лишь нечаянный случай — признание в убийстве красильщика Николая — спасают Расколь-никова от неминуемого поражения. Но он понимает, что это лишь короткая передышка. «Может быть, развязка!» — думает Раскольников, вновь увидев Порфирия. Во время последнего свидания игра заканчивается, Порфирий Петрович откровенно рассказывает Раскольнико-ву о своем расследовании убийства, дает подробный анализ его поведения, указывает на откровенные ошибки и промахи, объясняет и мотивы совершения преступления и «совершенно убежденным голосом» завершает: «Как кто убил?..<…> да вы убили, Родион Романыч!» В сцене последнего свидания обнаруживаются и положительные человеческие качества Порфирия: сочувствие преступнику, желание помочь. Он искренне советует Рас-кольникову самому «учинить явку с повинной», ибо это облегчит его участь. Он подбадривает Раскольникова, убеждая его, что он «все-таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец!», что «вам Бог жизнь приготовил», советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». В поединке Раскольникова и Порфирия Петровича победил последний. Но, не признавая теорию Раскольникова, он не принимает его бунт против жизни и ее установлений.
6)Соня и Дуня
Женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» играют неотъемлемую роль. Их образы помогают полностью раскрыть характер Раскольникова, узнать его ближе.
Дуня – сестра Родиона. Мы видим, что, несмотря на резкие заявления, которые он позволяет себе в ее адрес («Или я, или он» - о Лужине), судьба ее небезразлична Раскольникову. Он не может потерпеть, чтобы сестра его ставила благополучие брата и матери выше своего счастья. Когда речь заходит о женитьбе Дуни и Петра Петровича Лужина, Раскольников непоколебим. «Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!» - мгновенно взрывается Родион, только прочитав письмо матери. Он погружается в рассуждения о ценностях Дуни, приходит к однозначному выводу, из-за которого у него формируется негативное отношение к Лужину. Человек, который, по замыслу матери Родиона, должен стать ему «вторым отцом», получает от него клеймо подлого человека. Раскольников отказывается впускать его в свою семью, и никто и ничто, даже разговор с матерью, и без того напуганной состоянием сына, не способно изменить мнение Раскольникова.
Этот поступок Раскольникова объясняется тем, что Родион ненавидел быть зависимым от кого-либо. Ему было очевидно, что Лужин – тиран, только и жаждущий того, чтобы испытать чувство превосходства над бедной (в финансовом плане) девушкой и ее не менее бедной семьей, причем Петр Петрович сам того не стеснялся. Родион испытывал отвращение ко всем людям, так или иначе выступающим в романе в роли ростовщиков. Он избегал своей хозяйки, расправился с процентщицей Аленой Ивановной. Лужин стал бы еще одним человеком, дополняющим этот список. Да, он не стал бы сразу требовать у Раскольникова что-то взамен денег, которые Петр Петрович хотел отдать ему для продолжения учебы, однако со временем чувство обязанности Лужину вынудило бы Раскольникова поступить к нему на службу, стать помощником ; тем самым, эта женитьба могла не только улучшить благополучие его семьи, но и предопределить дальнейшую карьеру Раскольникова, чего тот не хотел или вовсе боялся.
Важнейшую роль в развитии сюжета романа играет встреча Раскольниковым Сони Мармеладовой, дочери завсегдатая распивочных заведений Семена Захаровича Мармеладова. В этой скромной, ничем не примечательной, даже тихой девушке Раскольников сразу распознает духовную чистоту. Здесь проявляется отличие Раскольникова от остальных людей. Общество, привыкшее судить о действительности лишь по внешним признакам и тем, что на слуху, признает Соню изгоем. Даже квартирная хозяйка настаивает на ее отъезде в другую квартиру. В этом свете Лужин, старавшийся выглядеть человеком современным, опережающим современников, представляется нам таким же неразумным «человеком стереотипа» - в пылу спора тот, пытаясь задеть Раскольникова, называет Соню «девицей отъявленного поведения». В душе же Соня представляет собой человека, совмещающего в себе все черты, противоположные тем, какими общество олицетворяет ее. Ее вера в бога чрезмерна; кажется, что она готова на все, чтобы изменить свою жизнь. Но на первом месте в ее жизни стоит обеспечение бедной матери, поэтому она вступает в конфликт сама с собой. Мне кажется, Соня является некоторым озарением в сером Петербурге Достоевского. В городе, где правит бедность и преобладают грязно-желтые цвета, она выделяется своей искренностью и наивностью. Ее воззрение на мир, во многом основывающееся на религии, предусматривает, что все люди одинаковы, что никто не может превосходить кого-либо и уж тем более вершить чью-то судьбу.
Раскольников находит в Соне нечто родственное, так как в ней, как и в себе, он видит человека, переступившего черту дозволенного. Он решает открыться именно ей – не Разумихину, который все время после убийства сопровождал его и поддерживал, не Порфирию Петровичу, а этой девушке. Соня, узнав всю правду, не может понять поступка Родиона, так как в основе ее теории лежит отрицание того, что является логическим завершением теории Раскольникова. Однако ей становится жалко его, и две родственные души соединяются и решают отныне вместе нести тяжелое бремя, выпавшее на их долю.
Соня вместе с Раскольниковым едет в Сибирь, обрекая себя на бедность и тяжелую жизнь. На каторге заключенные ненавидят Раскольникова и любят Соню. Таким образом, Соня, пойдя на «преступление» против своей воли и в остальном живя праведнической жизнью, за все свои страдания получает прощение, а Раскольников, пойдя на преступление исключительно из личных побуждений, получает заслуженное наказание.
Во многом образ Дуни схож с образом Сони. Обе девушки способны на самопожертвование ради других. Соня продает тело, чтобы спасти от голода семью. Дуня тоже готова на любые жертвы ради близких людей. Хотя все-таки Дуня более уверенная и образованная девушка. Может, поэтому умеет постоять за свою честь. Она уверенно отвергает низкие ухаживания Свидригайлова. Она понимает, что за красивыми словами скрывается животное вожделение. Дуня не готова так низко упасть. И когда Свидригайлов уловками заманивает ее в спальню, девушка дает ему отпор. Она целится в него из пистолета и даже стреляет, но промахивается. В момент неудачного выстрела в душе Свидригайлова что-то происходит. Он осознает, на что толкнул невинную благородную девушку, не оставив ей выбора, посягнув на ее честь. Мужчина теперь готов был принять свою участь и даже преисполнился какой-то храбрости и фатальной решимости. Он советует Дуне, как правильно стрелять. Но Дуня опускает оружие, ведь не способна убить человека, ни ради себя, ни ради брата. Свидригайлов отпускает гордую девушку, ведь она смогла пробудить в нем человеческие качества. Чтобы спасти родных от нищеты, Дуня соглашается выйти замуж за нелюбимого человека. Лужин был богат и рационален. Девушка пыталась найти в нем что-то хорошее, говорила, что считает его добрым. Она не хотела, чтобы ее близкие чувствовали перед ней вину, и поэтому убеждает их, что выходит замуж для себя, так как ей одной тяжко жить. Дуня – яркий женский образ, чистый и благородный.
|