|
|||
Преимущества внедрения
Лекция 4 Тема: Качество как объект управления Международные стандарты ИСО серии 9000 Международная организация по стандартизации ИСО создана в 1946 году 25 национальными организациями по стандартизации. Фактически ее работа началась с 1947 года. Советский Союз был одним из основателей организации, постоянным членом ее руководящих органов. Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии. ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. На сегодняшний день в состав ИСО входит 165 стран. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. ИСО 9000 – серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества (СМК) предприятий и организаций. Серия стандартов ИСО 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК 176) ИСО. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM). Стандарты серии ИСО 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым организациям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности. Следует подчеркнуть, что ИСО 9000 не являются стандартами качества собственно продукта и непосредственно не гарантируют высокое качество продукции. Соответствие требованиям указанных стандартов лишь указывает на определенный уровень надежности компании и способности ее выхода на рынок. Цель серии стандартов ИСО 9000 – стабильное функционирование системы менеджмента качества организации как поставщика продукции и услуг. Первая версия стандартов ИСО серии 9000 была подготовлена в 1987 году. Основой для их создания стал Британский стандарт BS 5750 (1979 г.). После этого вышли несколько версий стандартов. Последняя на сегодняшний день, пятая серия вышла в 2015 году (рис. 1). Наиболее часто применяемыми стандартами являются следующие. · ИСО 9000. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Стандарт предназначен для установления единого понимания терминов и понятий, используемых в стандартах ИСО серии 9000. Он определяет основные положения и принципы построения систем менеджмента качества. Текущая версия - ИСО 9000: 2015.
Рисунок 1. Схема стандартов ИСО серии 9000
· ИСО 9001. «Системы менеджмента качества. Требования». Текущая версия – ИСО 9001: 2015. ISO 9001:2015 (ранее 9001:2008) – стандарт, который устанавливает требования к системам менеджмента качества (СМК). Основа стандарта – это ряд принципов менеджмента качества, в которых большое внимание уделено потребителю, вовлеченности высшего руководства и персонала, процессному подходу и непрерывному совершенствованию. Стандарт существует уже на протяжение 25 лет. Цель стандарта ISO 9001 состоит в том, чтобы создать набор требований, при соблюдении которых предприятие сможет гарантировать высокое качество работы, надежность и безопасность изготавливаемой продукции. · ИСО 9004. «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». Стандарт предназначен для организаций, желающих развивать и совершенствовать построенную систему качества. Содержит руководство по достижению успеха любой организацией в сложной и постоянно изменяющейся среде. Текущая версия – ИСО 9004: 2009. · ИСО 19011. «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента». Стандарт описывает методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе менеджмента качества. Текущая версия – ИСО 19011: 2011. Данные документы образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в международном сотрудничестве и развитию национальных экономик. Усиливающиеся условия конкуренции и потребность выхода на новые рынки внутри страны и за ее пределами диктуют для российских предприятий единственно возможный путь – работу в соответствии с международными нормами и правилами. Следует отметить, что российские стандарты в области управления качеством аутентичны международным стандартам и имеют те же индексы, например, ГОСТ Р ИСО 9001: 2015 «Системы менеджмента качества. Требования».
Преимущества внедрения Внедрение ISO 9001:2015 дает возможность потребителям получить продукцию и услуги отличного качества, отвечающие всем нормам безопасности, что в свою очередь, принесет большие преимущества бизнесу. Преимущества для компании: · экономия расходов благодаря оптимизации всех процессов производства, как следствие – улучшение конечного результата; · повышение качества и безопасности продукции; · преодоление торговых барьеров и доступ на мировые рынки; · увеличение рыночной доли; · увеличение производительности и конкурентоспособности; · внедрение ISO 9001 гарантирует соответствие требованиям главному международному стандарту качества; · применение современных инструментов менеджмента качества, отвечающих высоким требованиям качества и безопасности, принятых в Европе и во всем прогрессивном мире; · сокращение затрат за счет повышения производительности; · постоянное совершенствование всех процессов организации; · устранения потерь, сокращение издержек; · улучшение процесса планирования и распоряжения материальными ресурсами; · значительные преимущества при участии в тендерах, торгах; · повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности; · оптимизация документооборота внутри компании; · удовлетворение требований заказчиков о наличии работающей Системы менеджмента качества; · снижение уровня брака на производстве; · повышение имиджа организации получение весомого аргумента для использования в рекламе; Преимущества для существующих заказчиков: · компания будет выступать в глазах заказчика как надежный деловой партнер; · повышение имиджа, т.к. компания идет в ногу со временем и следует европейским принципам качества и безопасности; · заказчики будут уверены в постоянстве качества работ, выполняемых компанией; · демонстрация состоятельности бизнеса и стабильного развития на рынке; · повышение удовлетворенности конечного потребителя требованиям качества и безопасности. Преимущества руководителю компании: · грамотное распределение ответственности и полномочий внутри организации и подразделений; · снижения издержек и как результат - повышение прибыльности; · развитие лидерских качеств; · имидж успешного и грамотного руководителя. Преимущества для сотрудников: · четкое распределение функционала между сотрудниками и как следствие – повышение мотивации; · получение и возможность применения новых знаний в области качества; · повышение эффективности взаимодействия подразделений; · улучшение внутренних коммуникаций внутри коллектива;
|
|||
|