|
|||
Лекция № 4. Тема: «Мышление, речь»Лекция № 4 Тема: «Мышление, речь» Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Мышление– психологический процесс обобщенного и опосредованного назначения явлений окружающего мира и закономерных связей между ними. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психологического отражения действительности, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.
«Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом» И.П. Павлов. Выделяют определенные мыслительные операции мышления. 1. Анализ – это мыслительная операция расчленения целого сложного объекта на составляющие части. 2. Синтез – это мыслительная операция позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Мысленная операция по объединению частей объекта в единое целое. 3. Сравнение– это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом выявлений, таким образом, общности или различия между ними. Мысленное установление сходства и различия между объектами мышления. 4. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Выделение основных, главных признаков предметов и явлений и отвлечение от несущественных. 5. Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. 6. Конкретизация – переход от общих признаков к конкретным.
Различают конкретные формы мышления. Понятие– это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие всегда выражается словом. Понятия играют важную роль в научном познании. Каждая наука представляет собой систему понятий. Благодаря им человек глубже познает окружающий мир в существующих связях и отношениях. Суждение– основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Умозаключение– это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения, заключения. Аналогиейназывается такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Выделяют определенные виды мышления. 1. Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность. Это первая ступень развития мышления и преобладает у ребенка 2-3 лет и проявляется в манипуляции с предметами. 2. Наглядно-образное мышление – опирается на представления и образы, это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Связано с представлением ситуаций и оперированием в этих ситуациях образами. Наиболее ярко проявляется у художников, актеров, писателей. У детей интенсивно развивается в 4-7 лет. 3. Отвлеченное мышление – это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются. Ощущается с помощью понятий, произведения с ними логических операций. Развит в подростковом возрасте, у ученных-теоретиков.
4. Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. 5. Практическое мышление– мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. 6. Логическое мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. 7. Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.
«Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции». А. Эйнштейн. Репродуктивное (воспроизводящее) мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников, связанно с решением стандартных, основанных на общепринятых нормах, задач. 8. Продуктивное (творческое) мышление – мышление на основе творческого воображения, дает новые результаты, это открытие субъективного нового. Когда говорят о мыслительных способностях, то часто подразумевают под этим интеллект. Интеллект– определенный уровень мыслительной деятельности личности, обеспечивающий ей возможность приобретать все новые и новые знания эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности. Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний. Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам логики. Мышление – это интеллект в действии.
Речь. С процессом мышления неразрывно связанна речь. Мышление не может протекать без речи, обобщенный, отважный характер мышления реализуется в слове, т.е., понятие выражается словом. Речь – специфически человеческая норма психической деятельности, использующая средства языка. Речь – наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли. Речь является основой мышления. В речевой деятельности участвует весь головной мозг человека. Речь – сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутренних органов. Медработники всегда должны помнить о разящей и исцеляющей силе слова. «Слово лечит, слово-ранит». Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Речь, произносимая вслух, называется устной и служит целями общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, плавности отражается личность человека. Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологическая и диалогическая). Она так же делится на пассивную (слушание) и активную, или экспрессивную (говорение). Развитие письменной речи связанно с развитием самого речевого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма – подчерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания. Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При патологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них. Внутренней речью называется речь «про себя», которая происходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к разговору и письму, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.
Речь имеет свои свойства: 1. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. 2. Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения. 3. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной. 4. Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. 5. Информированность - новизна и значимость материала для слушателей. Речь выполняет определенные функции: Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения. Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию. Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз. Для медработника речь пациента может стать главным источником огромного объема информации. Прежде всего, это данные о развитии заболевания и о том, что больше всего беспокоит в данный момент. Объем словарного запаса, построение фраз, точность выражений могут дать представление об интеллекте и образовании пациента; темп и интонация речи – об эмоциональном состоянии или темпераменте. Речь является значимым фактором межличностного общения, поэтому предъявляются и определенные требования к речи медработника. Прежде всего он должен обладать умением слушать. Кроме того, он должен направлять беседу с целью получения необходимой информации в целях коррекции эмоционального состояния больного или неправильного отношения к своему самочувствию. Вопросы должны задаваться в понятной для больного форме. Умело использовать слово и средства невербального общения (положительный язык поз, жестов, мимики; взгляд и визуальный контакт; адекватное изменение высоты и интонации голоса и т.д.). Необходимо сохранять доброжелательное, уважительное отношение к пациенту; проявлять уместную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внимания собственное «Я»; тема разговора и форма выражения мыслей должны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуации. Следует говорить о том, что интересует Вашего собеседника и избегать «барьеров общения», профессионального жаргона, словесной шелухи.
|
|||
|