Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция № 4. Тема: «Мышление, речь»



Лекция № 4

Тема: «Мышление, речь»

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.

Мышление– психологический процесс обобщенного и опосредованного назначения явлений окружающего мира и закономерных связей между ними.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психологического отражения действительности, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.

 

«Мышление – орудие высшей ориентировки

человека в окружающем мире и в себе самом»

                                                                        И.П. Павлов.

Выделяют определенные мыслительные операции мышления.

1. Анализ – это мыслительная операция расчленения целого сложного объекта на составляющие части.

2. Синтез – это мыслительная операция позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Мысленная операция по объединению частей объекта в единое целое.

3.  Сравнение– это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом выявлений, таким образом, общности или различия между ними.

Мысленное установление сходства и различия между объектами мышления.

4. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Выделение основных, главных признаков предметов и явлений и отвлечение от несущественных.

5. Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

6. Конкретизация – переход от общих признаков к конкретным.

 

Различают конкретные формы мышления.

Понятие– это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие всегда выражается словом. Понятия играют важную роль в научном познании. Каждая наука представляет собой систему понятий. Благодаря им человек глубже познает окружающий мир в существующих связях и отношениях.

Суждение– основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение– это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения, заключения.

Аналогиейназывается такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

 

Выделяют определенные виды мышления.

1. Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность. Это первая ступень развития мышления и преобладает у ребенка 2-3 лет и проявляется в манипуляции с предметами.

2. Наглядно-образное мышление – опирается на представления и образы, это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Связано с представлением ситуаций и оперированием в этих ситуациях образами.

Наиболее ярко проявляется у художников, актеров, писателей. У детей интенсивно развивается в 4-7 лет.

3. Отвлеченное мышление – это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Ощущается с помощью понятий, произведения с ними логических операций. Развит в подростковом возрасте, у ученных-теоретиков.

 

4. Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

5. Практическое мышление– мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

6. Логическое мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.

7. Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

 

«Я верю в интуицию и вдохновение.

Воображение важнее знания, ибо знание

ограничено, воображение же охватывает все на

свете, стимулирует прогресс и является

источником эволюции».

                                                                                   А. Эйнштейн.

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников, связанно с решением стандартных, основанных на общепринятых нормах, задач.

8. Продуктивное (творческое) мышление – мышление на основе творческого воображения, дает новые результаты, это открытие субъективного нового.

Когда говорят о мыслительных способностях, то часто подразумевают под этим интеллект.

Интеллект– определенный уровень мыслительной деятельности личности, обеспечивающий ей возможность приобретать все новые и новые знания эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности.

Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.

Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам логики. Мышление – это интеллект в действии.

 

Речь.

С процессом мышления неразрывно связанна речь.

Мышление не может протекать без речи, обобщенный, отважный характер мышления реализуется в слове, т.е., понятие выражается словом.

Речь – специфически человеческая норма психической деятельности, использующая средства языка.

Речь – наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли.

Речь является основой мышления.

 В речевой деятельности участвует весь головной мозг человека.

Речь – сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутренних органов.

Медработники всегда должны помнить о разящей и исцеляющей силе слова. «Слово лечит, слово-ранит».

Различают внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Речь, произносимая вслух, называется устной и служит целями общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, плавности отражается личность человека.

Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологическая и диалогическая). Она так же делится на пассивную (слушание) и активную, или экспрессивную (говорение).

Развитие письменной речи связанно с развитием самого речевого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма – подчерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.

Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При патологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них.

Внутренней речью называется речь «про себя», которая происходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к разговору и письму, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.

 

Речь имеет свои свойства:

1. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

2. Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

3. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

4. Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

5. Информированность  - новизна и значимость материала для слушателей.

Речь выполняет определенные функции:

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Для медработника речь пациента может стать главным источником огромного объема информации. Прежде всего, это данные о развитии заболевания и о том, что больше всего беспокоит в данный момент. Объем словарного запаса, построение фраз, точность выражений могут дать представление об интеллекте и образовании пациента; темп и интонация речи – об эмоциональном состоянии или темпераменте. Речь является значимым фактором межличностного общения, поэтому предъявляются и определенные требования к речи медработника. Прежде всего он должен обладать умением слушать. Кроме того, он должен направлять беседу с целью получения необходимой информации в целях коррекции эмоционального состояния больного или неправильного отношения к своему самочувствию.

Вопросы должны задаваться в понятной для больного форме. Умело использовать слово и средства невербального общения (положительный язык поз, жестов, мимики; взгляд и визуальный контакт; адекватное изменение высоты и интонации голоса и т.д.). Необходимо сохранять доброжелательное, уважительное отношение к пациенту; проявлять уместную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внимания собственное «Я»; тема разговора и форма выражения мыслей должны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуации. Следует говорить о том, что интересует Вашего собеседника и избегать «барьеров общения», профессионального жаргона, словесной шелухи.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.