Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО



 

Лекция №2

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО

НАШИХ ДНЕЙ

 

Со времени своего появления на земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек - Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхе, Янцзы, Инда и Ганга - зародилась человеческая цивилизация. Огромное значение, которое имела вода в жизни первобытных людей, послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому еще в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха.

Культ воды существовал почти у всех народов с самых древних времен. Боги, повелевавшие водой - Посейдон у греков и Нептун - у римлян, - были среди наиболее почитаемых в древности.

В средние века алхимики считали воду самым совершенным веществом и обозначали ее символом «идеальной» геометрической фигуры - равностороннего треугольника.

Еще на заре человечества люди знали о целебных свойствах воды. Все религии предписывали необходимость «очищения тела» и совершение омовений. А легенды о живой и мертвой воде! А различные языческие праздники воды, вроде славянского Ивана Купалы!

Слово «гигиена» греческого происхождения и означает - быть здоровым.

В Древней Греции и Риме существовал культ Гигии - богини чистоты.


Рис. 1. Изображение древних египтян, плывущих с помощью попеременных движений (3200 г. до н.э.).


«Римляне от всех болезней лечились водой и в течение шести веков у них совсем не было врачей»,- так утверждал писатель того времени Плиний. Купаться ежедневно по нескольку раз было обычаем.

Закаливающее действие воды так же с древних времен использовалось многими народами. Так, греческие историки, описывая жизнь скифов, отмечали, что с целью закаливания скиф купал своего ребенка в холодных водах рек до тех пор, рока ребенок не доказывал «отцу своему, что он достоин жизни, полной борьбы с суровыми стихиями».

Широко известен русский обычай купания в проруби. Иностранцев всегда поражала закалка русских. Так, камер-юнкер Берхольц, находившийся при дворе Петра 1, писал: «Русские бросаются совершенно нагие из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя очень хорошо, потому, что с детства привыкли к этому».

Огромное значение воды в жизни людей требовало освоения этой необычайной среды. Ведь впервые попав в воду, человек тонет. Поэтому плавание - жизненно важный навык, связанный с приспособлением к непривычной водной среде и умением передвигаться в ней.

Люди всегда умели плавать. Археологами найдены изображения людей, плывущих способами, похожими на кроль и брасс, относящиеся к IV-II тысячелетию до нашей эры (рис. 1).

Плавание чрезвычайно почиталось у древних греков. В программу Олимпийских игр оно не входило, но было обязательной частью некоторых других соревнований. Плавание считалось важным элементом не только общефизической подготовки подрастающего поколения, но и воспитания вообще. Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики невежественного человека, недостойного называться гражданином.

Умение плавать порой становилось решающим во время войн и особенно морских сражений.

О применении древними египтянами плавания в военных целях свидетельствует надпись на гробнице военачальника Яхмоса, относящаяся к 1500 г. до н.э.: «Было сражение в Египте. К югу от этого города я взял в плен по дороге к городу. Я опустился к воде, и вот он был взят мною в плен по дороге к городу. Я плыл с ним по воде, сообщил царскому докладчику. Наградили меня золотом сугубо». Специальное обучение плаванию в Ниле было привилегией знати, причем обязательной для детей фараонов. На гробнице правителя Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет до н.э., сохранилась надпись: «Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми».

Древние греки также ценили умение плавать. Правда, плавание не было включено в программу древних Олимпийских игр. Однако с 1300 года до н.э. при проведении Истмийских игр и ежегодных празднеств в Гермионе в честь морского повелителя Посейдона состязались в плавании и музицировании.

Павсаний и Геродот описывают подвиг ныряльщика Сциллиса, потопившего в 470 году до н.э. персидский военный флот. В бурю, он подплыл к вражеским кораблям и перерезал якорные канаты, вследствие чего суда раз- бились о прибрежные скалы. Возвращаясь после этого, Сциллис проплыл около пяти километров, часто ныряя, чтобы не попасть на глаза врагам. За это греки поставили ему статую в Дельфах. Предание гласит, что он при этом действовал вместе со своей дочерью Хиндой, которая так свободно себя чувствовала в воде, что получила прозвище возлюбленной Бога морей,

О том, что древние греки отдавали должное умению плавать, свидетельствует и известное изречение Платона: «Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого, плавать и читать не умеют, вверить службу?» В Афинах человека, не умеющего плавать, считали ущербным.

Широко применяли египтяне плавание и в повседневной жизни. Об этом можно судить по художественно-выполненным туалетным ложечкам, изображающим плывущую девушку, держащую в руках коробочку в виде цветка лотоса. Такие ложечки, относящиеся ко второму тысячелетию до н.э., экспонировались в московском Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (рис. 2).

 


 

Рис. 2. Туалетная коробочка для мази в виде плывущей девочки (1380 г. до н.э.)

Ценили умение плавать и древние римляне. Легендарные полководцы Юлий Цезарь, Гней Помпеи, Марк Антоний, Октовиан Август не только сами были отменными пловцами, но и умело обучали плаванию своих легионеров.

Римские войска имели на кораблях специально обученные отряды пловцов, которым вменялись в обязанность ремонт подводной части судов и морская разведка.

Хорошо плавали и наши предки. По свидетельству современников древние славяне были «особенно способны переправляться через реки потому, что больше и лучше, чем остальные люди, умели держаться на воде». В старинной Ипатьевской летописи запечатлен замечательный патриотический подвиг русского отрока - пловца, который в 968 г. несмотря на преследование, переплыл из внезапно осажденного печенегами Киева на другой берег Днепра, добрался до военного стана князя Святослава и сообщил ему о нашествии врага. Таким образом, он спас столицу от разграбления и разрушения, а население - от истребления и плена.

Византийский историк Маврикий, который путешествовал по Древней Руси, свидетельствует, что славяне были даже более искусными пловцами, чем представители иных племен и народов. Его удивило умение славянских воинов прятаться под водой, дыша через трубку, изготовленную из камыша.

После падения в 476 г. Рима европейская культура на несколько веков пришла в упадок. В средние века плавание считалось греховным занятием. Человечество дорого заплатило за длительное отлучение от воды. Эпидемии тифа, холеры, чумы беспощадно свирепствовали, «выкашивая» целые города. Однако совсем оторвать человека от воды не удалось. Здравый смысл постепенно брал верх и в романских, и германских странах, плавание входило в систему физического воспитания дворянства, в основном подростков - будущих воинов.

В XVII веке в русских войсках было введено обучение плаванию. Военное

«Научение как солдатам оружием владети» подчеркивает необходимость для каждого воина уметь плавать и наставляет предпринимать необходимые меры по организации обучения плаванию. При Петре I плавание было введено в число учебных дисциплин в Морской Академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Приказ Петра I гласил: «...Всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты». Большое значение умению плавать придавал Суворов. Он сам учил солдат плавать и переправляться через реку в любую погоду вброд и вплавь.

Стимулом дальнейшего развития плавания в европейских странах послужило то обстоятельство, что значительные потери в наполеоновских войнах приходились на долю утонувших.

Опыт Великих Отечественных войн 1812 и 1941-1945 гг. показал, что наиболее ожесточенные сражения происходили на водных рубежах. Массовое форсирование войсками таких многоводных рек, как Днепр, Дон, Буг, Неман, Дунай, Висла, Одер и других стало образцом военного искусства. Умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовали успешному проведению боевых операций и спасению жизни воинов.

Уже в начале XIX века плавание изучалось в военных учебных заведениях многих европейских стран. Там обучали плавать «по-лягушачьи на брюхе», «на спине», «на боку», «по-собачьи», «саженками», с оружием и спасению тонущих. Среди ее завсегдатаев были Пушкин, Вяземский, Плещеев.

Первые в России современные соревнования были проведены в 1894 г. Петербургским кружком любителей плавания близ столицы, в Павловске, на реке Славянка. Примерно в то же время были построены крытые бассейны - в 1891 г. в московских Центральных банях, еще через три года в знаменитых Сандунах, а в 1902 году и при киевском кадетском корпусе.

Наиболее известная в России школа плавания была основана в Шувалове недалеко от Петербурга в 1908 г. Школа была организована на общественных началах по инициативе морского врача В.Н.Пескова. В течение летнего сезона в школе занималось до 400 человек. Занимавшиеся сдавали экзамен и могли получить звание магистра и кандидатов плавания, выполнив 12 довольно трудных упражнений. Так, «магистр плавания» должен был выполнить нормативы по двенадцати дисциплинам, в том числе проплыть 3000 м брассом, 1500 м на спине, 1350 м в одежде, 30 м с камнем весом не менее 2 кг, прыгнуть в воду с 7-метровой вышки, продемонстрировать приемы спасения тонущих. Магистры Шуваловской школы составили костяк российской сборной пловцов, дебютировавшей на Олимпиаде 1912 г. в Стокгольме. С целью обмена опытом и проверки спортивной подготовленности по предложению Шуваловской школы 7 июля 1913 г. состоялись первые в России междугородние соревнования по плаванию. В каждом номере программы участвовали по два пловца — от Москвы и Петербурга. Во всех номерах победу одержали шуваловцы. Так же летом 1913 г. в Киеве была проведена первая Русская Олимпиада, в программе которой было и плавание. И вновь победу во всех номерах программы одержали шуваловские пловцы.

Работа этой школы оказала благотворное влияние на развитие спортивного плавания в других городах России. Начиная с 1910 г. спортивная работа по плаванию проводится в летние месяцы в Москве, Харькове, Чернигове, Севастополе, Батуми, Таганроге, Ростове-на-Дону, Самаре и других городах. Во многих из них работой руководили профессиональные инструкторы, подготовленные в Шуваловской школе.

Приведенные примеры показывают, что в дореволюционной России спортивное плавание только стало зарождаться. Спортивные организации по плаванию были созданы лишь в нескольких городах. На всю Россию насчитывалось чуть боль­ше тысячи пловцов. Не получило должного развития массовое обучение плаванию. Правительство России, по сути, не оказы­вало этому виду спорта никакой поддержки. Может быть, это стало одной из причин того, что тысячи русских воинов во вре­мя Первой мировой войны погибли, утонув во время боевых дей­ствий при преодолении водных преград.

Первые учебные крытые плавательные бассейны были сооружены в конце прошлого века в Петербурге: 4 небольших (12,5 х 5,4 м) бассейна при кадетских корпусах и военных училищах. В самом начале XX века на Николаевской набережной Санкт-Петербурга сооружен первоклассный для того времени крытый плавательный бассейн размером 17,5 х 8 м. С 1906 г. в этом бассейне стали регулярно проводиться учебные занятия и спортивные состязания по плаванию для воспитанников морских и кадетских корпусов. В Москве, при Центральных банях, в 1891 г. открылся первый бассейн круглой формы диаметром около 9 м, а в 1895 г. при Сандуновских банях — бассейн длиною 12,5 м, однако они были доступны немногим; никакого обучения плаванию и тем более никаких спортивных состязаний в них не проводилось.

В 1902 г. небольшой крытый бассейн (10 х 5 м) вступил в строй при Киевском кадетском корпусе.

В 1897 г. опубликован труд А. Ганике «Самообучение плаванию» . В книге было дано описание основных подготовительных упражнений и впервые рекомендовался способ «скольжение» как один из приемов приучения занимающихся к уверенным движениям в воде. Он стал с успехом применяться во всех школах плавания.

Система обучения детей и подростков, предложенная А. Ганике, состояла из двух основных групп упражнений. В первую группу были включены упражнения на освоение с водной средой. Во вторую — упражнения для изучения способа плавания брасс. Система, предложенная А. Ганике, в целом явилась прообразом современной целостно-раздельной системы обучения плаванию.

В первые годы советской власти развитие плавания было связано с деятельностью Всеобуча, в программу которого оно вошло как важнейшая часть военной подготовки.

Плавание становится неразрывной частью системы физического воспитания. Коммунистическая партия и советское правительство принимают целый ряд специальных постановлений о физическом совершенстве советских людей, их подготовке к жизни, к труду, к защите социалистического отечества. Вводятся в строй летние плавательные бассейны, открываются школы плавания. Значительно возрастает число спортсменов-пловцов. Увеличивается количество соревнований по плаванию.

В 1924 г. в Ленинграде открыты два зимних бассейна. В начале 30-х гг. сооружаются еще два зимних плавательных бассейна в Москве.

Дальнейшее развитие плавание получает в рамках вновь созданного Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Нормативы в плавании становятся обязательными.

В 1928 г. в Москве была проведена Всесоюзная спартакиада по всем основным видам спорта, в том числе и по плаванию. Помимо советских спортсменов, в спартакиаде приняли участие представители рабочих организаций Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Австрии.

В стране начинают издаваться учебные пособия: «Теория и практика спортивного плавания» (Л. Геркан, 1925); «Водный спорт» (А. Жемчужников, 1927); «Плавание, прыжки в воду и водное поло» (под ред. Н. Бутовича, 1928) и др.

Работа по плаванию не прекращалась даже во время Великой Отечественной войны. В августе 1941 г. на Москве-реке был проведен массовый заплыв на призы газеты «Красный спорт», в апреле 1942 г. состоялось первенство Москвы по плаванию, в апреле 1943 г. проводятся учебно-тренировочные сборы сильнейших пловцов и личное первенство СССР.

В 1948 г. издается постановление ЦК ВКП (б), в котором указывается на необходимость развития массового физкультурного движения и повышения мастерства советских спортсменов. Количество зимних плавательных бассейнов достигает двадцати.

Огромную роль в развитии плавания сыграли Всесоюзные спартакиады, которые с 1956 г. стали проводиться регулярно. Это позволило расширить географию плавания. Помимо Москвы и Ленинграда в лидеры спортивного плавания начинают выходить республики РСФСР, Украина, Казахстан, Литва и др.

В 1969 г. Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР анализируется вопрос развития спортивного плавания в стране, причины отставания от достижений пловцов США, разрабатываются конкретные меры по устранению недостатков. Намечено улучшение работы во всех плавательных бассейнах, открытие в бассейнах отделений плавания ДЮСШ, создание специализированных ДЮСШ, оснащение бассейнов современным оборудованием, повышение квалификации тренеров, обеспечение круглогодичной работы по массовому обучению плаванию детей в возрасте до 10 лет.

Предпринятые меры дали свои положительные результаты: эффективнее стали работать ДЮСШ и в целом система спортивного плавания. Это позволило в середине 70-х гг. организовать по всей стране крупные плавательные центры, в которых оказались сконцентрированными сильнейшие отечественные пловцы и тренеры, созданы все необходимые условия для успешного проведения учебно-тренировочного процесса.

Министерством просвещения СССР и Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР утверждены программы по обязательному массовому обучению детей плаванию в общеобразовательных школах и пионерских лагерях.

К 1977 г. число плавательных бассейнов достигло в стране одной тысячи; в них занимались свыше 1 млн. человек, работали около 5 тыс. квалифицированных тренеров-преподавателей. Число ДЮСШ и специализированных ДЮСШ достигает 500.

Квалифицированных тренеров-преподавателей готовят кафедры плавания институтов физической культуры, факультеты физического воспитания педагогических институтов и университетов.

Существенное влияние на систему подготовки оказала сложившаяся система детских и юношеских спортивных соревнований («Веселый дельфин»; на призы газеты «Комсомольская правда»; Спартакиады школьников; Первенства среди девушек и юношей; Первенства среди ДЮСШ и т.д.).

Вся эта работа привела к тому, что достижения советских спортсменов-пловцов к началу 80-х оказались на уровне мировых результатов. Это ярко подтверждается выдающимися победами А. Крылова, С. Коплякова, Ю. Богдановой, М. Кошевой, Д. Волкова, М. Юрчени, С. Заболотного, И. Полянского, а также В. Сальникова, который на Олимпийских играх в Москве завоевал три золотые олимпийские медали, а через восемь лет на Олимпиаде в Сеуле вновь стал олимпийским чемпионом.

Сложившаяся система подготовки высококвалифицированного спортсмена-пловца дает свои положительные результаты и сегодня. Об этом свидетельствуют выдающиеся спортивные достижения Е. Садового, А. Попова, Д. Панкратова, Н. Живаневской и многих других.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 2 тыс. плавательных бассейнов, однако уровень обеспеченности ими в целом по стране — всего 5—6 %, в то время как по плоскостным сооружениям данный показатель составляет около 60 %. Для сравнения: в России один плавательный бассейн приходится на 60 тыс. жителей, в Чехословакии — на 40 тыс.; в Венгрии — на 26 тыс.; в Германии — на 14 тыс.; Японии — на 4 тыс.; в США — на 0,5 тыс. жителей (не считая частных бассейнов). Кроме того, даже имеющееся «зеркало» не используется в должной мере. Недостатки в организации, межведомственная разобщенность, недостатки физического воспитания и спортивной тренировки, вероятно, и обусловили тот факт, что в стране по-прежнему велико число несчастных случаев на воде, в том числе со смертельным исходом, а уровень плавательной подготовленности населения крайне низок.

 Рассматривая развитие спортивного плавания за рубежом стоит отметить, что уже в 1889 г., в Будапеште, состоялась первая крупная международная встреча по плаванию с участием спортсменов нескольких европейских стран. После этого международные соревнования пловцов стали проводиться ежегодно — поочередно в различных странах Европы. Большинство из них проходило в специально сооруженных плавательных бассейнах самых различных размеров, поэтому программа соревнований включала тогда разные дистанции — от 50 до 2000 м, выбираемые каждой страной, исходя из местных условий. Единых «международных» дистанций не было. Популярными становились и сверхдлинные заплывы. И самый знаменитый из них - через Ла-Манш (34,6 км) впервые совершил 27-летний капитан британского флота Мэттью Уэбб. В 1875 г. расстояние от Альбиона до материка смелый капитан преодолел брассом за 21 час 44 минуты и 55 секунд. С тех пор его примеру последовали сотни храбрецов, которые плыли кролем и намного превзошли его в скорости плавания. Сегодня лучшие марафонцы преодолевают этот пролив примерно за девять с половиной часов. В 1961 г. 42- летний аргентинец Антонио Альбертондо первым преодолел Ла-Манш без перерыва для отдыха в обе стороны, потратив на это 43 часа 10 минут.

В конце XIX столетия спортивное плавание включено в программу Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из заплывов «вольным стилем».

В 1900 г., на II Олимпиаде, в программу соревнований включено плавание на спине. В этот период плавали в основном перевернутым брассом.

В 1904 г. в самостоятельный способ выделен способ плавания брасс.

Международные соревнования до 1908 г. проводились без унифицированных правил. Постоянной регистрации мировых рекордов не было. Программа Олимпийских игр изменялась по желанию страны-организатора. Летом 1908 г. по инициативе старейшей в мире национальной «Ассоциации любителей спортивного плавания Англии» и ее президента адвоката Георга Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций восьми европейских стран (Великобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании Всемирной спортивной организации по плаванию (ФИНА), которая разработала единые правила проведения соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, включая Олимпийские игры. Регулярное проведение соревнований способствовало совершенствованию техники спортивного плавания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов. Сегодня ФИНА — одна из самых многочисленных международных организаций, насчитывающих более 120 стран-участниц. Проводятся Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты континентов, национальные первенства. Официально признаны в качестве спортивных способов кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй

В настоящее время в спортивном плавании применяются четыре основных способа:

Вольный стиль на дистанциях - 50, 100, 200, 400 м, 800 м и 1500 м. Стартуя на этих дистанциях, спортсмены могут применять любую технику плавания. Однако плывут самым скоростным способом, называемым кроль на груди.

На спине - дистанции 50, 100 и 200 м можно плыть любым способом, но пользуются самым скоростным - кролем на спине.

Баттерфляй - дистанции 50,100 и 200 м, скоростная разновидность этого способа плавания называется «дельфин».

Брасс - дистанции 50,100 и 200 м.

Техника спортивных способов сформировалась в результате совершенствования самобытных видов плавания, таких, как саженки, по-собачьи, бочком, на спинке и т.п.

История развития техники спортивного плавания показывает, что в рамках существующих правил соревнований постоянно возникали новые, более скоростные способы.

Описание таких способов можно встретить в романе французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», вышедшем в свет в 1532 г. Вот строки, касающиеся воспитания великана Гаргантюа: «...Он упражнялся в плавании в реке, плавал на груди, на спине, на боку, всем корпусом, одними ногами, выставляя из воды одну руку, в которой держал книгу; так он переплывал всю Сену, не замочив книгу и держа в зубах плащ на манер Юлия Цезаря; потом при помощи одной только руки со страшной силой вскакивал в лодку, выбрасывался из нее снова в воду вниз головой, исследовал дно, шарил в подводных камнях, нырял в омуты и водовороты».

Особенно подробно рассматривались возможные способы в первых руководствах по плаванию. Об их разнообразии можно судить, например, из оглавления книги Г.Тевенота, издания 1867 г. В ней приводятся: «Способ плавать вокруг, представляя колесо или компас; способ оборачиваться в воде совершенно прямо, способ плавать сложивши руки; способ плавать на животе без помощи рук; способ плавать держа одну ногу рукою; способ плавать по песьему, или наподобие собак; способ бить воду ногами; способ играть ногою своею, плавая; способ показывать обе ноги, плавая; способ плавать поднявши ногу; способ плавать поднявши руки; способ плавать поднявши вверх подбородок; способ ползать в воде; способ садиться в воде; способ показывать четыре части своего тела вне воды; способ плавать на боку; способ плавать обративши глаза к небу; способ плыть вперед лежа на спине; различные способы оборачиваться во время плавания ». Автор не только дает описание этих способов, но и рекомендует, как каждый из них использовать в определенных случаях: при судороге, при запутывании в водорослях или для совершенствования в искусстве плавания.

В 1788 г. на первых официальных соревнованиях по плаванию в Англии пловцы применяли только способы брасс и на боку без выноса рук из воды. Брасс самый «старый» способ плавания. Им были показаны первые рекордные достижения, как на коротких, так и на длинных дистанциях.

Конкуренцию этому способу составил способ на боку после того, как англичане заимствовали у жителей Индии техническую деталь при плавании этим способом - пронос одной руки над водой. Его назвали - «овер-арм» («удар через руку» или «удар одной рукой сверху»), поскольку в то время пока одна рука выполняла гребок, другая двигалась над водой, а ноги при этом совершали движение «ножницами». Этот способ плавания позволяет транспортировать груз и пострадавшего, и поэтому он и сейчас изучается в военных учреждениях, МЧС и  используется при подготовке спасателей.

В 1873 г. появился новый способ, завезенный в Англию из Южной Америки Д.А.Тредженом и названный его именем. В способе «треджен» (у нас этот способ называют «саженки») пловец лежит на груди, держа голову над водой, руки попеременно выполняют гребки и выносятся вперед над поверхностью воды. 1905-1908 гг. при плавании способом «треджен» стали применять более эффективное скрестное движение ног «ножницы». Наибольших успехов достиг в этом способе Х.Тейлор - победитель Олимпийских игр и чемпион мира 1906-1908 гг.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.