![]()
|
|||||||
Материалы для выступления. по теме «ЭКСТРЕМИЗМ - основные понятия, ответственность за экстремистскую и террористическую деятельность, способы защиты подростков от вовлечения и участия в указанной противоправной деятельности»Материалы для выступления по теме «ЭКСТРЕМИЗМ - основные понятия, ответственность за экстремистскую и террористическую деятельность, способы защиты подростков от вовлечения и участия в указанной противоправной деятельности» Слайд № 1 Само понятие «молодежный экстремизм» вызывает в российском обществе немало споров. Его развитие во многом связано с легкостью внедрения экстремистской идеологии и практики именно в молодежную среду. К сожалению, на фоне частого упоминания экстремизма в СМИ и социальных сетях теряется изначальный смысл, заложенный в этом понятии, и намерения законодателей, вводивших тот или иной запрет. Любой пресс-релиз правоохранительных органов о привлечении молодых людей к ответственности за правонарушение или преступление экстремистской направленности может вызвать негативные комментарии, свидетельствующие о непонимании гражданами сущности экстремизма.
Может ли кто-либо из Вас пояснить, что такое экстремизм? Как правило, слушатели называют конкретные проявления экстремизма – от пропаганды нацистской символики до насильственных действий на национальной почве. Слайд № 2 Экстремизм (от лат. extremus – крайний, последний) – это приверженность крайним взглядам и мерам. Склонность к решению возникших проблем социального, политического, правового, экономического, экологического, национального и религиозного характера, не принятыми в обществе способами, средствами и методами, сопряженными с насилием либо угрозой его применения. Очень важно знать, что экстремизм не имеет ни чего общего с экстримом (от анг. extrem – противоположный, обладающий высокой степенью, чрезмерный, особенный) - действия, как правило связанные с опасностью для жизни. В законодательстве РФ[1] понятие экстремизм связано с конкретной экстремистской деятельностью. Экстремистская деятельность– деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и проведению действий, направленных на: q насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации; q публичное оправдание терроризма и осуществление террористической деятельности; q возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни; q совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды; q использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики и символики экстремистских организаций; q массовое распространение экстремистских материалов, их изготовление или хранение в целях массового распространения; q финансирование указанных деяний и иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении. А какое понятие, по-вашему, шире – экстремизм или терроризм? Правильный ответ: экстремизм. Да, казалось бы, терроризм масштабнее по своим последствиям, но по факту терроризм – это крайняя форма экстремизма.
Слайд № 3 Как выявить отклоняющее поведение или признаки деструктивного поведения подростка? Основным методом является наблюдение за поведением подростка в повседневной жизни. Выявить деструктивное поведения можно по следующим признакам, которые условно можно разделить на 4 группы: q Изменения в поведение подростка – где появляется социальная отчужденность, ощущение потери жизненной перспективы и склонность проецировать причины своих неудач на общество; прослеживается наличие низкой самооценки и обостренной потребности в принадлежности к группе; подросток отдаляется от семьи и старых друзей, с новыми друзьями никого не знакомит; появляется повышенное увлечение вредными привычками или же яркое их осуждение и резкая увлеченность спортом (преимущественно силовыми бойцовскими направлениями), аргументируя необходимостью быть «в форме», в действительности чтобы осуществлять насилие против представителей других национальностей или социальной группы. q Вербальные признаки – высказывания подростка стали более агрессивными, жестко делит мир на хороших и плохих, апеллируя расовой и социальной нетерпимостью; во время спорных дискуссий часто затрагивает социально-политические и религиозные темы, в разговоре высказывает крайние суждения с признаками нетерпимости; в лексиконе появляется специфическая, ненормативная либо жаргонная лексика. q Внешние признаки - резкая смена стиля одежды (предпочтение отдельным брендам, популярным в радикальной среде, нашивки с символикой, характерной для субкультур с экстремистской идеологией); появление татуировок с изображением символики и атрибутики различных неформальных движений. q Активность в информационном пространстве - подросток внезапно ограничивает паролем компьютер, проводит за ним много времени по вопросам, не относящимся к школьному обучению; интернет-псевдонимы, подписки в соцсетях, пароли и т.п. носят националистический характер; на компьютере или в мобильном устройстве оказывается много разных сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистского содержания (символика запрещенных организаций и т.д.). Слайд № 4 На сегодняшний день выделяются следующие популярные деструктивные движения в молодежной среде, на которые подростки могут обратить свое внимание: q Движения националистического толка (скинхеды, белое братство, белый патруль и другие), идей которых базируются на превосходстве одной расы над другими, проявление негативного отношения и агрессии к представителям некоренных народов. q Движение «АУЕ» (арестантский уклад един), пропагандирующее криминальные и тюремные традиции и субкультуру. Решением Верховного Суда РФ от 17.08.2020 г. движение «Арестантское уголовное единство» и признано экстремистским и запрещена его деятельность на территории РФ. q Неформальные околофутбольные и околоспортивные движения, которые совершают противоправные действия в отношении фанатов и болельщиков других клубов. q Болельщики между собой делятся на: Кузьмичи (обычные болельщики) – Ультрас (организованные фанаты, поддерживающие свой любимый спортивный клуб на секторе) – Хулиганы (фанаты, специализирующиеся на агрессивных и насильственных действиях, такие как драки, порча и повреждение имущества, массовые беспорядки). q Поклонники различных культов (сатанисты, кришнаиты, готы, эмо, анимэ). q Радикальные группировки политического толка (анархисты, авангард красной молодежи, артподготовка, другая Россия). q Движения «Колумбайн» и «Скулшутинг», пропагандирующие насилие в образовательных учреждениях в отношении преподавателей и других учащихся. q Группы, осуществляющие пропаганду суицидального поведения в социальных сетях Интернета.
Учитывая противоправный характер экстремистской деятельности, нужно помнить, что за ее осуществление предусмотрена ответственность,которую можно разделить на уголовную, административную и гражданскую.
Слайд № 5 Уголовная ответственность устанавливается за противоправные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ: q Преступления против личности, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды (убийства, причинение различной степени тяжести здоровья); q Преступления террористического характера (террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы и оправдание террористической деятельности, обучение в целях осуществления террористической деятельности, организация террористического сообщества, организации, незаконного вооруженного формирования и участие в них, захват заложников); q Преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства (массовые беспорядки, хулиганство, публичные призывы к экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, организация экстремистского сообщества, деятельности экстремистской организации, финансирование экстремистской деятельности). Административная ответственностьустанавливается за правонарушения, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях: q Возбуждение ненависти и вражды с использованием сети Интернет (ст. 20.3.1 КоАП РФ); q Демонстрация нацистской символики и атрибутики либо атрибутики и символики экстремистских организаций (ст. 20.3 КоАП РФ); q Производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ). Гражданско-правовая ответственность,основанием которой является гражданское правонарушение экстремистского характера, причиняющее окружающим вред. В зависимости от объекта правонарушения выделяют имущественный и моральный вред. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Следует отметить, что формы проявления деструктивного поведения могут носить различный характер. Начиная от словесных оскорблений и выражений и заканчивая более опасными преступными деяниями с нанесение телесных повреждений или причинении смерти человеку. Анализируя указанное поведение в первую очередь хотелось бы обратить вниманием на причины деструктивного и агрессивного поведения подростков. Основываясь на своем опыте работы, мы выделяем следующие причины: Слайд № 6 q недостаточный контроль и слабая воспитательная работа со стороны родителей, отрицательные примеры поведения взрослых; q снижение нравственных порогов в молодежной среде, указанное поведение рассматривается в том числе как элемент шутки, и возможность выделиться; q бесцельное времяпровождение в свободные часы, когда подростки предоставлены сами себе, образовавшееся пространство заполняется бессмысленными поступками и вредными увлечениями; q наличие большого количества деструктивного контента и информации в социальных сетях Интернета, что пользуется определенной популярностью и на что ориентируется в настоящее время молодое поколение; q излишнее освещение резонансных происшествий с участием подростков в СМИ, которые это делают в погоне за собственной популярностью, что создает определенную «героизацию» правонарушителям; q целенаправленное воздействие на подростков со стороны деструктивных движений и экстремистских организаций, в том числе через пропаганду и рекламу насилия как выход из проблемных ситуаций.
Слайд № 7 Для того, чтобы избежать возможные негативные последствия приведем простые правила, которые помогут вам, уважаемые родители, значительно снизить риск попадания ребенка под влияние пропаганды экстремизма: q Разговаривайте с ребенком! Вы должны знать, с кем ребенок общается, как он проводит время и что его волнует. Помните, что «проповедники» экстремизма отлично ориентируются в подростковой психологии и знают, что молодежи тяжело разобраться в паутине мирового социума. Поэтому держите за правило при каждом удобном случае обсуждать с ребенком политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Тем самым вы поможете ребенку понять действительное положение вещей; q Обеспечьте досуг ребенка! Спортивные секции, школьные кружки по интересам, общественные организации и военно-патриотические клубы являются отличной возможностью для самореализации и самовыражения ребенка, значительно расширят круг его общения; Обращайте внимание, какие передачи он смотрит, какие книги читает, в каких социальных сетях Интернета зарегистрирован и на каких сайтах бывает. Слайд № 8 Если вы подозреваете, что подросток попал под влияние экстремизма, действуйте быстро и решительно: q Не осуждайте категорически увлечение подростка и идеологию его группы! Вместо этого попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно, правильно расставьте приоритеты; q Начните «контрпропаганду»! Ее основой должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом, за которым пойдут и к которому прислушаются. q Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных рас, национальностей и вероисповедания вместе добивались положительных для себя и общества целей; q Попытайтесь ограничить общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы; q Помните, что общение с подростком не должно быть чрезмерно твердым и навязчивым, поскольку такая тактика точно обернется протестом и не достигнет поставленной цели – оградить ребенка от идей экстремизма и помочь ему стать полноценным членом нашего общества.
Уделяйте внимание своим детям, не дайте им стать орудием экстремистов и террористов! Помните, что в первую очередь от Вас зависит, как сложится дальнейшая жизнь ваших детей! Защитите своих детей, помогите им найти более рациональный путь для строительства своей жизни! [1]Ст. 1 Федерального закона РФ № 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности».
|
|||||||
|