Лабораторная работа № 7
Лабораторная работа № 7
«Определение провозной способности судов и составов»
Постановка задачи:
Определить эксплуатационные показатели работы тяги и тоннажа за круговой рейс.
Исходные данные:
- типовые буксир-толкач и несамоходное грузовое судно, тип состава (практическая работа 3);
- характеристика грузовых потоков (комплекс исходных данных).
Порядок выполнения:
Провозная способность – это максимальное количество груза в тоннах или грузооборота в т ∙ км, которое может перевезти или выполнить транспортной флот за определённый период времени при заданных характеристиках судов, портов, пути и принятой организации перевозок и движения флота.
Провозная способность флота является качественной характеристикой работы флота, грузовой линии, организации транспортного процесса. Т.о. провозная способность - это экономическая характеристика работы транспортного предприятия.
Этот показатель теснейшим образом связан с валовой производительностью.
Провозная способность 1 т грузоподъёмности (единицы мощности тяги или пассажирского места) за сутки эксплуатации есть ничто иное, как производительность в валовые сутки эксплуатации судна или группы судов.
1. Провозная способность одного судна за круговой рейс определяется по формуле:
- для грузового судна (тоннажа):
П'суд ∙пер = Р'вQрt'кр.р , ткм (42)
- для буксирного судна (тяги):
Псуд ∙пер = РвNрtкр.р, ткм (43)
Где Р'в, Рв – валовая производительность тонажа и тяги соответственно, ткм/тнж-сут (ткм/сило-сут);
Qр - регистровая грузоподъемность тоннажа, тнж;
Nр - регистровая мощность буксирного судна, л.с.;
t'кр.р, tкр.р – продолжительность кругового рейса тоннажа и тяги соответственно, сут.
2. Рассчитывается значение валовой производительности как произведение трёх элементных показателей:
- для грузового судна (тоннажа):
, ткм/тнж-сут (44)
- для буксирного судна (тяги):
, ткм/сило-сут (45)
Где P'пр, Pпр - показатель нагрузки по пробегу тоннажа и тяги соответственно, т/тнж (т/л.с);
U'хг,, Uхг - техническая скорость с грузом тоннажа и тяги соответственно, км/сут;
τ'хг , τхг- коэффициент использования времени на ход с грузом тоннажа и тяги соответственно.
3. Рассчитывается значение показателя нагрузки по пробегу
- для грузового судна (тоннажа):
P'пр = , т/тнж (46)
где - количество тонно-километров, подлежащих выполнению за расчётный период, ткм;
- количество тоннаже-километров при движении с грузом, тнж.км.
- для буксирного судна (тяги):
Pпр = , (47)
где - количество сило-километров при движении с гружёными судами или плотами, сило-км.
4. Определяется техническая скорость с грузом:
- для грузового судна (тоннажа):
, км/сут (48)
где - затраты флота в тоннаже при движении с грузом, тнж-сут.
- для буксирного судна (тяги) техническая скорость с гружёным составом рассчитывается по формуле:
, км/сут (49)
где - затраты буксирного флота в сило-сутках при движении с гружёным составом, сило-сут.
5. Определяется коэффициент использования времени:
- для грузового судна (тоннажа) на ход с грузом
(50)
- для буксирного судна (тяги) с гружёными составами
(51)
где , - валовые затраты, соответственно, грузового и буксирного флота за расчётный период времени (круговой рейс), тнж-сут, сило-сут.
Литература: [8,10]
Форма отчетности – сдача преподавателю результатов расчета эксплуатационно-экономических показателей работы тяги и тоннажа в табличной форме.
Продолжительность занятия - 4 часа
Таблица 17
Эксплуатационно-экономические показатели работы грузового судна (тоннажа)
№ п/п
| Наименование показателя
| обозначение
| размерность
| Расчетная формула
| Проект несамоходного судна
|
| Количество груза
| G
| Тыс.т
| См. исходные данные
(практическая 1)
|
|
| Дальность перевозки
| lг
| км
| См. исходные данные
(практическая 1)
|
|
| Грузооборот
(количество тонно-километров, подлежащих выполнению за расчётный период)
|
| Тыс.ткм
| G* lг
|
|
| Регистровая грузоподъемность
| Qр
| тнж
| См. практическая 1
|
|
| Эксплуатационная грузоподъемность
| Qэ
| тонн
| См. практическая 3
|
|
| Продолжительность кругового рейса тоннажа (после корректировки кратно интервалу отправления)
|
| час
| См. практическая 6
|
|
| Принятая частота отправления судов
|
| сут-1
| См. практическая 6
|
|
| Время хода с грузом за круговой рейс
|
| час
| См. практическая 4
|
|
| Груженый судопоток (целое число судов, отправляемых гружеными за весь период)
| m'гр
| ед.
| G/ Qэ
| Полученное не целое значение округляем до целого в большую сторону
|
| Груженый тоннаже-поток (количество тонн регистровой грузоподъемности, отправляемое загруженным)
| Q'pг
| Тыс.тнж
| m'гр* Qр/1000
|
|
| количество тоннаже-километров при движении с грузом
|
| Тыс.тнж-км
| Q'pг* lг
|
|
| затраты флота в тоннаже при движении с грузом
|
| Тыс. тнж-сут
| Q'pг* /24
|
|
| валовые затраты, соответственно, грузового и буксирного флота за расчётный период времени (круговой рейс)
|
| Тыс.тнж-сут
| Q'pг*/24
|
|
| Нагрузка по пробегу
| P'пр
| т/тнж
|
|
|
| Техническая скорость с грузом тоннажа
| U'хг
| Км/сут
|
|
|
| коэффициент использования времени на ход с грузом (тоннажа)
| τ'хг
| -
|
|
|
| валовая производительность тоннажа
| Р'в
| Ткм/тнж-сут
|
|
|
| Провозная способность одного судна (тоннажа) за круговой рейс
| П'суд ∙пер
| ткм
| Р'в *Qр *t'кр.р
|
|
Таблица 18
Эксплуатационно-экономические показатели работы буксирного судна (тяги)
№ п/п
| Наименование показателя
| обозначение
| размерность
| Расчетная формула
| Проект буксирного судна
|
| Количество груза
| G
| Тыс. т
| См. исходные данные
(практическая 1)
|
|
| Дальность перевозки
| lг
| км
| См. исходные данные
(практическая 1)
|
|
| Грузооборот
(количество тонно-километров, подлежащих выполнению за расчётный период)
|
| Тыс.ткм
| G* lг
|
|
| Регистровая мощность
| Nр
| Л.с.
| См. практическая 1
|
|
| Эксплуатационная грузоподъемность
| Qэ
| тонн
| См. практическая 3
|
|
| Число несамоходных судов в составе
| m'
| Ед.
| См. практическая 3
|
|
| Продолжительность кругового рейса тяги (после корректировки кратно интервалу отправления)
|
| час
| См. практическая 6
|
|
| Принятая частота отправления составов
|
| сут-1
| См. практическая 6
|
|
| Время хода с гружеными судами за круговой рейс
|
| час
| См. практическая 4
|
|
| Груженый составо-поток (целое число составов, отправляемых с грузом за весь период)
| mгр
| Сост.
| G/ Qэ
|
|
| сило-поток с гружеными судами (количество лошадиных сил мощности, отправляемых с загруженными составами)
| Npг
| Тыс. л.с.
| m'гр* Nр/1000
|
|
| сило-километры хода с гружеными составами
|
| Тыс. сило-км
| Npг* lг
|
|
| Сило-сутки хода с гружеными сотавами
|
| Тыс.сило-сут
| Npг*/24
|
|
| Сило-сутки валовые
|
| Тыс.сило-сут
| Npг*/24
|
|
| Нагрузка по пробегу
| Pпр
| т/л.с
| Pпр =
|
|
| Техническая скорость с гружеными составами
| Uхг
| Км/сут
|
|
|
| коэффициент использования времени на ход с гружеными составами
| τхг
| -
|
|
|
| валовая производительность тяги
| Рв
| Ткм/сило-сут
|
|
|
| Провозная способность одного судна (тяги) за круговой рейс
| Псуд ∙пер
| ткм
| Рв *Nр *tкр.р
|
|
|