Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Система образов драмы А. Н. Островского «Гроза»



Система образов драмы А. Н. Островского «Гроза»

С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в исто­рии российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто поставил перед собой задачу демократизации театра, а потому он приносит на сцену новые темы, выводит новых героев и создает то, что можно с уверенно­стью назвать русским национальным театром. Драматургия в России, безуслов­но, имела богатую традицию и до А. Н. Островского. Зрителю были известны многочисленные пьесы эпохи классицизма, существовала и реалистическая традиция, представленная такими выдающимися произведениями, как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Н. В. Гоголя.

Но Островский вступает в литературу именно как писатель «натуральной школы», а потому объектом его исследования становится жизнь невыдающихся людей, быт города.

Особое место в творчестве Островского занимает тема «самодурства». Писа­тель выводит образы людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека. Таковы Марфа Кабанова, Дикой. Но писателя, ко­нечно, интересует не сама личность самодуров. Он исследует тот мир, в котором живут его герои. Герои пьесы «Гроза» принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость — скрытая пружина всего действия пьесы, пружина, заставляющая героев совершать по большей части «марионеточные» движения. Образная система драмы почти по­вторяет общественную и семейную модель патриархального мира.

Драматург остался в истории русской литературы создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы XIX в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.

В драматургии Островского вместилась вся Россия — её быт, нравы, исто­рия, сказки, поэзия. Нам даже трудно представить себе, насколько беднее было бы наше представление о России, русском человеке, русской природе и даже о са­мих себе, если бы не существовало для нас мира произведений А. Н. Островского.

А. Н. Островский писал: «Мы стараемся все наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное мы считаем первым условием художественно­сти в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, то есть языка и даже склада речи, которыми определяется самый тон роли».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.