![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курсовой проект
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
«Ивановский государственный политехнический университет» Институт заочного образования
Кафедра «Транспорта и автомобильных дорог»
Курсовой проект по дисциплине «Конструкция и эксплуатационные свойства Т и ТТМО» на тему: «Рассчет тягово-скоростных и эксплуатационных свойств автомобиля»
Направление подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов Номер зачетной книжки 197143
Разработал: студент группы ЭТ-21 Зобнин Д.Е. Проверил: доцент каф. ТАД Маркелов А.В.
Иваново 2020
ЗАДАНИЕ на курсовую работу по дисциплине «Конструкция и эксплуатационные свойства Т и ТТМО» студенту группы ЭТ-21 ______________________Зобнину Даниилу___________________________ Ф.И.О. Произвести проектировочный тяговый расчет автомобиля и определить его тягово-скоростные, топливно-экономические свойства (спостроением соответствующих характеристик), используя следующие исходные данные:
1. Тип автомобиля____легковой_________________ 2. Грузоподъемность (пассажировместимость) ________4__________; 3. Колесная формула__________4х2____________; 4. Тип трансмиссии _________ступенчатая механическая_____________; 5. Тип двигателя______карбюраторный______; 6. Количество передач_____4______. 7. Максимальная скорость движения Vamax, км/ч_________130____________ 8. Приведенный коэффициент дорожного сопротивления при максимальной скорости, 9. Максимальное сопротивление преодолеваемое автомобилем на 1 передаче, Тип двигателя 10. Частота вращения коленчатого вала двигателя, nН, мин -1 3900 11. Удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя 12. Дорожные условия на: Первом участке__асфальт сухой________________ Втором участке____грунтовая сухая______________; Третьем участке____песок сухой______________.
1.1 Определение параметров двигателя
К параметрам двигателя определяемым в данном подразделе относятся минимальная и максимальная частоты вращения коленчатого вала, вращающий момент и мощность двигателя, развиваемая во всем диапазоне частот вращения коленчатого вала. Указанные параметры определяются по эмпирическим формулам, полученным на основе анализа существующих конструкций двигателей. Для определения мощности двигателя проектируемого автомобиля необходимо оценить его предполагаемый собственный и полный вес [1] где
Мощность двигателя (кВт) необходимая для движения с максимальной скоростью определяется по формуле: Где k - коэффициент обтекаемости автомобиля F - лобовая площадь автомобиля ( При известных габаритных размерах автомобиля или его аналога лобовая площадь автомобиля может быть определена по формуле[1]
где c - коэффициент заполнения площади: для легковых автомобилей; В и H - габаритная ширина и высота автомобиля. F = 0,80 · 1,420 · 1,400 = 1,59 м2.
В общем случае номинальная мощность двигателя
где A , B и C - эмпирические коэффициенты, для дизелей A = 0,53; В = 1,56[1]; С =1,09 ; для карбюраторных двигателей А= В = С = 1,0[1];
1.2 Расчет и построение внешней скоростной характеристики автомобильного двигателя
Внешняя скоростная характеристика двигателя представляет собой зависимость мощности и вращающего момента на выходном конце коленвала двигателя от частоты вращения коленвала при полностью открытой дроссельной заслонке или полностью выдвинутой рейке топливного насоса высокого давления.
где
Остальные расчеты показаны в табл.1
Крутящий момент Me, Н м, соответствующий принятой частоте вращения коленчатого вала, подсчитывают по формуле [1].
Удельный расход топлива рассчитывается по формуле[1]
работы двигателя,
Часовой расход топлива
Таблица 1.1
Рисунок 1.1 – Внешняя скоростная характеристика двигателя
где Me – крутящий момент, Н·м; GT – часовой расход топлива,
работы двигателя, Ne – эффективная мощность, кВт.
1.3 Определение передаточных чисел главной передачи и коробки передач
Шины автомобиля выбирают, исходя из нагрузки, приходящейся на колесо. Нагрузку, приходящуюся на ведущие колеса, определим по формуле[1]
где Р - число ведущих колес. Для автомобилей с передним ведущим мостом[1]
где
Передаточное число главной передачи где
Одинарные главные передачи, состоящие из одной пары конических или гипоидных зубчатых колес, имеют минимальные размеры и массу, невысокую стоимость. Они используются в легковых и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности. Для получения достаточного дорожного просвета передаточное число такой передачи у легковых автомобилей не должно превышать Передаточное число коробки перемены передач на первой передаче ( а) преодоление автомобилем максимального дорожного сопротивления ( б) отсутствие буксования ведущих колес. Данные условия выполняются при соблюдении неравенства[1]
где Для легковых автомобилей
2.1 Динамический фактор и динамическая характеристика автомобиля
Динамический фактор – величина безразмерная. Поэтому он является обобщающим показателем, позволяющим не только оценить тяговые качества данного автомобиля, но и сравнить тяговые свойства автомобилей различных конструкций, независимо от их массы. Порядок расчета динамического фактора следующий. 1) Используя данные внешней скоростной характеристики (
2) Скорость движения автомобиля определяют по формуле[1]
3) Величина силы сопротивления встречного потока воздуха[1]
4) Рассчитывают значения динамического фактора груженого автомобиля[1]
Данные расчетов по формулам (2.1) – (2.4) заносят в таблицу 2.
Динамический фактор автомобиля Таблица 2.1
Максимальные значения тяговых сил могут ограничиваться прочностью контакта колес с дорогой. Поэтому на динамической характеристике наносят линии, соответствующие максимальным по сцеплению значениям динамического фактора
где z - порядковый номер дорожного условия;
Для области под кривой Dφ автомобиль может двигаться без буксования при данном Принимаем коэффициенты сопротивления для заданных условий Для сухого асфальта Для сухого грунта Для сухого песка
Рисунок 2.1 – Графики динамической характеристики
Динамическая характеристика построена для случая полной нагрузки автомобиля. Чтобы сделать ее пригодной для анализа тягово-скоростных свойств автомобиля при различных вариантах весовой нагрузки, ее дополняют номограммой нагрузок. Номограмма нагрузок от 0 до 100 % строится обычно слева от динамической характеристики автомобиля. Построение динамического паспорта начинают с построения динамической характеристики автомобиля. Значения динамического фактора при полной нагрузке (100 % грузоподъемности) откладываются по двум вертикалям, которые ограничивают график динамической характеристики. По оси абсцисс влево от начала координат (соответствующего 100 % нагрузки) вновь построенной динамической характеристики, откладывают уменьшающийся до нуля процент нагрузки автомобиля.
Масштаб а0, в котором откладываются значения D0, определяется в зависимости от масштаба а100, принятого для D. Отрезок а0 (мм), выражающий какое-то значение динамического фактора на шкале D0 связан с отрезком а100 (мм), выражающим то же значение на шкале D зависимостью[1]
Одинаковые значения величин D0 и D соединяют прямыми линиями. Каждая из этих линий представляет собой совокупность значений динамического фактора для всех возможных нагрузок автомобиля. Вертикаль, проведенная через некоторое значение процента нагрузки автомобиля, в точках пересечения с этими линиями образует масштабную шкалу для соответствующей степени загрузки автомобиля.
В общем случае, динамический фактор по сцеплению ведущих колес с дорогой определяется по формуле[1] где Gх – вес автомобиля при х % его загрузки; Gсцх - часть веса Gх, приходящиеся на ведущие колеса. Определяют граничные значения динамического фактора по сцеплению (ненагруженного где Сцепной вес порожнего автомобиля
Масштабы b0 и b100 определяются в зависимости от масштабов а0 и а100 по формулам:
а0 - масштаб динамического фактора при полной нагрузке, мм/(Н/Н); Определив масштабы b100 и b0, откладывают эти отрезки на соответствующих шкалах и соединяют одинаковые значения пунктирными прямыми, указывая у каждой из них значения коэффициента сцепления. Для автомобилей повышенной проходимости в случае, когда включены все ведущие мосты, сцепной вес принимается равным весу автомобиля. Таким образом, динамический фактор по сцеплению численно равен коэффициенту сцепления и линии номограммы контроля буксования будут совпадать с линиями номограммы нагрузок, если шаг изменения коэффициента φ принять равным шагу изменения динамического фактора l.
Динамический паспорт автомобиля позволяет комплексно решать важные практические задачи по определению тягово-скоростных свойств автомобиля в конкретных условиях его эксплуатации. Рисунок 2.2 – Динамический паспорт
2.3 Определение параметров разгона автомобиля 2.3.1 Ускорение при разгоне автомобиля Максимально возможные ускорения автомобиля при движении в заданных дорожных условиях наиболее удобно вычислять на основании имеющейся динамической характеристики, используя уравнение
где y - коэффициент суммарного сопротивления дороги;
Коэффициент учета вращающихся масс
где å Если точные значения
Если постоянные величины в уравнении (2.13) обозначить тогда
где
При выполнении приближенных расчетов
Расчет для низшей ступени раздаточной коробки
Остальные расчеты показаны в табл. 2.2
Расчет для высшей ступени раздаточной коробки
Остальные расчеты показаны в табл. 2.2
Коэффициент учета вращающихся масс
Рассчитываем ускорения автомобилей по формуле (2.13)
Остальные расчеты показаны в табл. 2.3 Таблица 2.3 Ускорения при разгоне автомобиля
2.3.2 Время и путь разгона автомобиля
Время и путь разгона автомобиля ввиду сложности аналитической связи между ускорением и скоростью автомобиля определяют графо-аналитически. Для теоретического определения времени и пути разгона воспользуемся методом, предложенным Н.А. Яковлевым. Последний состоит в том, что интервал скоростей от Исходя из этого предположения время Суммарное время разгона автомобиля T от минимальной скорости где m - номер интервала, к которому принадлежит промежуточная скорость k - номер передачи, на которой достигается промежуточная скорость
Остальные расчеты показаны в табл. 2.4
Во время переключения передача мощности к колесам прекращается, скорость автомобиля снижается. При переключении сопротивление движению можно принимать постоянным и равным y. y=0,007(См.приложение:8)[1]. Величина уменьшения скорости в процессе переключения передач приблизительно составляет После переключения с низшей передачи на высшую, разгон на высшей продолжается от скорости
Остальные расчеты показаны в табл. 2.4 Величина пути,
где Остальные расчеты показаны в табл. 2.4 Путь разгона автомобиля от скорости где Путь, пройденный автомобилем за время переключения
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|