|
|||
Сибирь» в эвенкийском фольклоре: к вопросу об этимологии топонима
Варламова Ю.А., Варламов А.Н. УДК: 398.22 (=512.212) «Сибирь» в эвенкийском фольклоре: к вопросу об этимологии топонима "Siberia" in the Evenki folklore: to the question of etymology of toponym
Слово «Сибирь» входит в исторический документооборот со второй половины XVI в., хотя впервые оно упоминается еще в 1407 г. в связи с гибелью хана Тохтамыша [ХПВДИС 1883: 8]. В 1554 г. в грамоте к английскому королю Эдуарду VI-му царь Иван Грозный именуется Commander of all Siberia – Повелитель всей Сибири [Там же, с. 16]. С 60-х гг. XVI в. документальные упоминания о Сибири встречаются регулярно, начиная с царских грамот Строгановым [ДАИ 1846: 184-185]. С того давнего времени ученые, путешественники и служилые люди пытались интерпретировать популярное название, которым обозначается огромная территория от Уральских гор до Тихого океана. Первая попытка интерпретации происхождения названия «Сибирь» встречается в летописи, составленной в 1636 г. дьяком Тобольского архиерейского дома – Саввой Есиповым: «Да егда убо Мамет казанского царя победи и повеле поставити град сего ради, яко царя победи, храбрость свою показуя, и повеле началним градом звати его. Оттоле ж и вся страна сия прозвалася Сибирь… Прежде же сего како сия нарицашеся, не вем, понеже отнеле же град Сибирь создан, много лет преиде, испытати не возмогох. Прежде бо живяше чудь по всей Сибирстей земли, а как[о] нарицашеся, того в память никому не вниде, ни писания обретох» [ПСРЛ 1987: 47]. В.Н. Татищев в первой половине XVIII в., вероятно, опираясь на представленные выше летописные данные, предположил о происхождении слова из татарского языка: «Имя же Сибирь есть ис татарского языка Сенбирь испорченное, которое значит ты первый, или главный. Сие прежде было токмо имя оного главного татарского города на реке Иртыше» [Татищев 1950: 47]. Г.Ф. Миллер в первом фундаментальном труде по истории Сибири опровергает мнение В.Н. Татищева и предполагает о финно-угорском происхождении топонима: «Вообще думают, что Сибирь является татарским названием местности и означает не что иное, как главный город. Если же спросить об этом тобольских татар, то такое значение является для них совершенно неизвестным… Название «Сибирь», кажется, возникло в России и происходит, по всей вероятности, из языка того народа, который дал первые сведения об этой стране; я имею в виду пермяков или зырян, и от них оно перешло затем к русским» [Миллер 1937: 195]. С.К. Патканов, рассматривая происхождение названия «Сибирь», обнаружил фольклорные тексты тобольских татар, повествующих о живших ранее на этих землях иноплеменных сывырах (сыбырах): «Что за народ были сыбыры или сывыры, татары нам не могли поведать: по их преданиям, они жили в очень отдаленное от нас время, по некоторым даже при Нухе (Ное), и потом куда-то исчезли, вымерли или удалились куда-нибудь, они не знают» [Патканов 1999: 12]. С.К. Патканов, как и Г.Ф. Миллер, предположил, что сыбырами могли быть племена урало-алтайского происхождения, вероятнее всего, финно-угры [Там же, с. 18]. Некоторые исследователи склонялись к монгольской версии происхождения названия «Сибирь». Например, Г.Н. Потанин, связывал происхождение топонима с названиями гор (Сумыр, Сумбыр), обнаруженными им в фольклоре монгольских народов, которые, в свою очередь, по мнению исследователя, имеют происхождение от названия индийской горы Сумару, и могли попасть в монгольские языки (фольклор) посредством влияния буддизма [Потанин 1890: 187]. В.А. Бархеев связывает происхождение названия Сибирь с динлинами, либо их предками – племенем теле, близким, по мнению автора, к индо-европейским народам. Исследователь считает, что этимология слова «Сибирь» может объясняться значениями «холод», а также «чистый», «превосходный» (храбрый) [Бархеев 2007: 133]. Длительное время в справочной литературе сохраняется разнообразная информация, представленная на основе изложенных выше, а также многих других версий: от татарского «сибирмак» – очищать; монгольского «шибир/шибирь» – болотистая местность, а также «сибэр/сэбэр» – чистый, прекрасный, красивый; от русского «север» и др. [Мельхеев 1964: 65-68]. Наиболее известные гипотезы подробно представлены в статье В.И. Сергеева «Происхождение и эволюция понятия «Сибирь» [Сергеев 1976] и коллективной публикации «Мифолингвистическая интерпретация хоронима Сибирь: тюркско-монгольская перцепция в европейском пространстве» [Федорова и др. 2012]. К настоящему времени вопрос об этимологии топонима «Сибирь» по-прежнему остается открытым. Вместе с тем, в среде тунгусоведов существует обоснованное мнение о тунгусо-маньчжурском происхождении топонима. Г.М. Василевич в сборнике «Исторический фольклор эвенков» в виде комментария к эпическому тексту о Кодакчоне развернуто представила значение слова «Сивир»: «Сивир – название земли и племени. В сказаниях упоминаются три земли Сивир. Средняя Сивир-земля граничит с Кеян-землей; через Кеян-землю попадают в Кидан-землю. В горной тайге средней Сивир-земли живут охотники-уранкаи. К югу от Сивир-земли находится теплая местность: там «деревья не желтеют и вода не замерзает», это места зимовок птиц» [ИФЭ 1966: 338]. Как видно из комментариев к эпическим текстам эвенков, исследователь соотносит понятие «Сибирь» не только с землей (средним миром) в целом, но и уточняет определенные географические характеристики. Ссылаясь на китайские летописи и труды Н.Я. Бичурина, Н.В. Кюннера, Г.Д. Мессершмидта, Г.М. Василевич выдвигает предположение о возможной взаимосвязи этнонима «Сивир» с племенным названием «шивеи» (сибо, шибо) [Там же, С. 339, 352]. В комментариях к этнониму «уранкаи» исследователь так же представляет географические сведения: «Уранкаи сказаний – это группа эвенков, живущая в горной тайге Сивир-земли и Онон-земли (в местечке Егиндя), на границе с Кеян-Землей» [Там же, с. 340]; «Девицы-уранкаи – жительницы леса, пешие охотницы. Каждая живет самостоятельно. Одна из них, Секак, отправляется в путь по средней Сивир-земле, по Кеян-земле и по Кидан-земле. Последняя находится в южных широтах. Здесь Секак находит мужа – охотника со средней Сивир-земли и остается» [Там же, с. 345]. Во вступительной статье к сборнику «Фольклор эвенков Якутии» Г.М. Василевич отмечает о существовании названия Сибир в текстах якутского эпоса «Олонхо» и предполагает о его заимствовании из эвенкийского фольклора: «Название Сибир (сивир), встречающееся в олонхо, воспринимается якутами как нарицательное слово – синоним слова «земля», в нимнгаканах Сивир – это не только название земли, но и название племени. Этот момент позволяет считать слово Сибир в олонхо заимствованным во времена, когда предки саха и эвенков жили рядом с маньчжуроязычными сивирами (шивеями VII в.)» [ФЭЯ 1971: 7]. В книге «Эвенки» Г.М. Василевич также предполагает о тунгусском (маньчжурском) происхождении этнонима «Сивир»: «Шивей – это вариант тунгусского Сивир, маньчжурского Сибир. Сибиры (сибинцы) – родственный маньчжурам народ, имеющий в настоящее время свою письменность» [Василевич 1969: 16]. Исследователи эвенкийского фольклора обращали внимание на устойчивое присутствие названия Сивир/Сибир в эпических текстах эвенков. А.Н. Мыреева в предисловии к изданию сказания «Дулин Буга Торгандунин», кратко представляя картину эпического мира эвенков, указывает о существовании трех миров, называемых «илан Сивир» – «три Сивира», «три мира» [ДБТ 2013: 14]. Г.И. Варламова в монографии «Мировоззрение эвенков: отражение в фольклоре» подробно описывает строение мира, представляющее собой единство трех частей-миров, объединяемых понятием «три Сивира»: «События в эпосе эвенков разворачиваются в трех мирах. Верхний мир носит собственное название Угу Буга, Средний – Дулин Буга и Нижний – Хэргу Буга, как и в обыденном бытовом сознании. Средний мир – Дулин Буга – герои эпоса называют еще и Сивир… Отправляясь в странствия, эпический герой обычно желает попутешествовать по всем трем землям, по всей Сивир: «Сивира три земли окружу странствиями своими». – «Илан Сивир дуннэвэн токорихиндиӈав» [Варламова 2004: 17]. Далее Г.И. Варламова приводит примеры из эпических текстов, в которых мир, земля обозначаются героями словом «Сивир»: «Сивира от начала [до самого конца] оберну своим следом». – «Сивир муданмадукин токорихиндиӈав»; «Вот эту Сивирушку свою, Сивир обкручу, прикончу (т.е. проеду всю)!». – «Эркэн Сивир дуннэкэнми, Сивирва токорно, манаӈатыв!» [Там же, с. 18]. На наш взгляд, тунгусоведами верно обозначена взаимосвязь слова «Сибир/Сивир» не только с понятием «мир, земля» вообще, но также с тайгой – территориями исторического проживания тунгусов и другими землями, объединяемыми эпическим термином «илан Сивир» - три мира, три Сибири, соотносимых в фольклорных традициях с географией и традиционным мировоззрением эвенков: «Тарлаhа уру норотын айат умипимча, Илан сивирдук иксари эмэмчэл, Гороло биhил бараннал эмэмчэл, Дагат биhил нагилит эмэмчэл, Угу бугадук эрэгэндиумунувумчэл, Дулин бугадук долдымчал, hэргу-дэ бугадук hхэркулимчэл, Аӈнакилдук айаргантын астынымчал». – «И соберется много родственников, Приедут из всех трех миров, Из дальних стран прибудут многие, Постепенно приедут из ближних мест, Из верхнего мира быстро спустятся, На средней земле все услышат, Навестят нас и из верхнего мира, Из нижнего мира [даже] завернут-заедут[1] Удовлетворятся лучшие из чужестранцев [ДБТ 2013: 254-255]. Следует отметить, что название Сивир/Сибир встречается во многих эпических текстах эвенков. Присутствие названия характерно для зачина нимнгакана, в котором описывается древняя эпоха становления земли. Эта традиция весьма характерна для эпоса восточных эвенков и представлена в виде своеобразной устойчивой эпической формулы: «Де билир-билир Эр илан Сивир бихэмдэ Мойкан сергачинин Серилдывна балдыча уhу». – Вот, давно-давно, говорят, Появились эти три мира, Подобные чутким ушам Годовалого дикого оленя» [ЭГС 1990: 126-127]; «Билир-билир илан Сибир Мойкан сергачинин Серилдунал оскечэл уhу. Дулин буга бими Тэнинэдыкэн тэлгэндечэ». – Давно-давно, говорят, появились Три мира, подобные чутким ушам Годовалого дикого оленя. Средний мир расстилался с меховой коврик» [ЭГС 1990: 238-239] В целом же, слово «Сивир» в эпосе эвенков чаще употребляется по отношению к среднему миру (горной тайге), в котором живут герои нимнгакана. На наш взгляд, совпадающий с мнением Г.М. Василевич, Г.И. Варламовой, эпическое строение мира представляется в виде единства трех миров, при этом верхняя Сивир-земля (Угу Буга) располагается к востоку от Байкала [Варламов 2018: 102-103]. Название Сибир/Сивир в значении «мир, земля» встречается в мифах эвенков. Например, в тексте с заимствованным сюжетом о мировом потопе, опубликованном в сборнике «Фольклор эвенков Якутии»: «Сивир бутунну му овки. Тар муду авахи оӈочон тимиривки, бэйэл бувкил. Ной оӈочон, ахакан бэйэчи сулабувки. Тар сулапчадук бэйэ тэкэнин оча, оскеча, балдыча». – «Во всем мире-Сивире стала вода. На этой воде баржа Авахи затонула, и люди умерли. Баржа Ноя с небольшим количеством людей осталась цела. От оставшихся и стал корень людей, рос и размножался» [ФЭЯ 1971: 324, 326]. Топонимическое предание о тунгусском происхождении названия «Сибирь» записано Л.Е. Элиасовым в 1937 г. в с. Бодон Баргузинского аймака Бурятской АССР: «Раньше по всей Сибири жило много тунгусов. Тут все названия от их языка идут. И само слово «Сибирь», которым теперь нашу землю зовут, идет тоже от них. Случилось это так: русские языка их не знали, а когда они спросили: «откуда вы идете?» Те им ответили, что идут из Сибири – значит из тайги, из леса. «А куда идете?» Те опять говорят: «В Сибирь» - значит, в тайгу, в лес. Так-то оно и было, вся здешняя земля и прозвалась Сибирью» [БЛП 1984: 69]. Вероятно, тунгусская гипотеза о происхождении названия «Сибирь» не попала в поле зрения исследователей в виду того, что это слово не было включено в наиболее популярные издания словарей. Единственное упоминание слова «Сивир» в значении «мир» опубликовано в русско-эвенкийском словаре Г.М. Василевич 1949 г., [Василевич 1947: 147; 2005: 229]. В словарях и фольклорных источниках других тунгусо-маньчжурских народов слова «Сибирь» обнаружить не удалось. Не исключено, слово «Сибирь» сформировалось непосредственно в эвенкийском языке в процессе расселения эвенков в горно-таежном ландшафте. Таким образом, фольклорные традиции эвенков позволяют предполагать о тунгусском происхождении топонима «Сибирь», о чем свидетельствует устойчивое присутствие названия Сивир/Сибир в нимгаканах, а также в текстах других жанров фольклора эвенков. В фольклорных традициях эвенков слово «Сибир/Сивир» используется для обозначения земли, и отдельных территорий соотносимых в фольклорных традициях с географией и традиционным мировоззрением эвенков. Список сокращений: БЛП – Байкальские легенды и предания ДАИ – Дополнения к актам историческим ДБТ – Дулин Буга Торгандунин ИФЭ – Исторический фольклор эвенков ПСРЛ – Полное собрание русских летописей ФЭЯ – Фольклор эвенков Якутии ХПВДИС – Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири ЭГС – Эвенкийские героические сказания Литература: Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи, предисл., коммент. Л.Е. Элиасова. 2-е доп. и перераб. изд. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. – 256 с. [ил.]. Бархеев В.А. Этимология топонимов «Сибирь» и «Байкал» в свете новых подходов к истории монгольских народов // Вестник ИрГТУ. – № 1 (29), 2007. – С. 133-134. Варламов А.Н. Специфика историзма в фольклоре эвенков. – СПб.: Лань, 2018. – 308 с. Варламова Г.И. Мировоззрение эвенков: отражение в фольклоре. – Новосибирск: Наука, 2004. – 186 с. Василевич Г.М. Русско-эвенкийский (русско-тунгусский) словарь. – М.: ОГИЗ, 1948. – 331 с. Василевич Г.М. Словарь русско-эвенкийский: Пособие для уч-ся 5-9 кл. общеобраз. учрежд. В 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., перераб. – СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2005. – 238 с. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией: [В 12-ти т. с указ.]. – СПб., 1846-1872. Т. 1: [X в. – 1611] / [Сост. Я. Бередников и М. Коркунов]. – СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1846. – 446 с. Дулин Буга Торгандунин – Торгандун среднего мира / Сост. А.Н. Мыреева. – Новосибирск: Наука, 2013. – 856 с. – (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 31). Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / Сост. Василевич Г.М. – Л.: Наука, 1966. – 400 с. Мельхеев М.Н. Происхождение географических названий Иркутской области. – Иркутск: Восточно-сибирское кн. изд-во, 1964. – 90 с. Миллер Г.Ф. История Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. – 607 с. Патканов С.К. История колонизации Сибири. Т. 2. – Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. – 320 с. Полное собрание русских летописей. Т. 36. Сибирские летописи. Ч. 1. Группа Есиповской летописи. – М.: Наука, 1987. – 383 с. Поспелов Е.М. Географические названия Сибири: топонимический словарь. – М.: Астрель, 2008. – 523 с. Потанин Г.Н. О происхождении географического имени Сибирь // Сибирский сборник. – СПб., 1890. – С. 179-190. Сергеев В.И. Происхождение и эволюция понятия «Сибирь» (По восточным и европейским источникам) // Актуальные проблемы истории СССР. М.: Московский обл-й пед. ин-т им. Н. К. Крупской, 1976. – С. 3-17. Татищев В.Н. Избранные труды по географии России. – М.: Географгиз, 1950. – 251 с. Федорова Е.А., Койше К.К., Карабулатова И.С. Мифолингвистическая интерпретация хоронима Сибирь: тюркско-монгольская перцепция в европейском пространстве // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2012. № 6. – С. 192-200. Фольклор эвенков Якутии / Сост. А.В. Романова, А.Н. Мыреева. – Л.: Наука, 1971. – 330 с. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг. / Сост. И. В. Щеглов ; под ред. В. И. Вагина. — Иркутск: Издание Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, 1883. — 778, [2] с.; 21 см. Эвенкийские героические сказания / Сост. А.Н. Мыреева. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – 392 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
Статья опубликована в сборнике научных публикаций Всероссийской конференции, посвященной 125-летию Г.М. Василевич (2020 г.). [1] Строка уточнена, в оригинале отсутствует.
|
|||
|