|
|||
Типы соматогнозий и методика их изучения.Стр 1 из 3Следующая ⇒
3. Предмет. Объект. Задачи клинической психологии Клиническая психология - это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические аспекты соматических расстройств. Включает: этиологию (анализ условий возникновения расстройств), классификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию (профилактику, психотерапию, реабилитацию), охрану здоровья, оценку результатов. Предмет: психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Объект: человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. Задачи: 1. участие в решении задач дифференциальной диагностики; 2. анализ структуры и установление степени психических нарушений; 3. диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения и переобучения; 4. характеристика личности и системы ее отношений; 5. оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, 6. решение экспертных задач, 7. участие в психокоррекционной, психотерапевтической и реабилитационной работе с больными. +В зависимости от конкретных условий деятельности клинического психолога, помимо перечисленных выше, перед ним могут возникнуть и другие задачи. Так, он может участвовать в психокоррекционной и психотерапевтической работе с ближайшим окружением больного (например, в проведении семейного консультирования и семейной психотерапии), в решении широкого круга психогигиенических и психопрофилактических задач, в пропаганде психологических знаний среди медицинских работников. 4. Методы Клинической психологии Структура клинической (медицинской) психологии (модель к.Е. Платонова). Методы клинической психологии. Медицинская психология Психогигиена Клиническая психология Психопрофилактика Психология пограничных состояний Психосоматика и соматопсихология П Нейропсихология Патопсихология сихогигиена - область науки, занимающаяся вопросами достижения и сохранения психического здоровья. Психопрофилактика - это система мероприятий, цель которых — изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение. Клиническая психология - область профессиональной деятельности психологов, направленная на охрану и укрепление здоровья населения. Здесь психологические знания:, навыки и методы используются в целях профилактики заболеваний, постановки диагноза, преодоления болезней, восстановления здоровья и социально-трудовой адаптации больных. Клиническая психология включает: Патопсихология- раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Нейропсихология - наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов. Психосоматика - направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов (чувств, эмоций, переживаний) на возникновение телесных заболеваний. Соматопсихология — в круг ее проблем входит изучение личности, психологических вопросов диагностики, лечения, экспертизы больных различными заболеваниями, не относимыми к неврологическим и психическим. Психология пограничных состояний. Пограничные состояния - слабо выраженные нервно-психические расстройства, состояния на грани нормы и психического отклонения. Методы: Основные методы клинической психологии (клиническое интервью, беседа с пациентом, наблюдение, изучение продуктов психической деятельности, психологический эксперимент, тестирование). Клиническое интервью нацелено не только на активно предъявляемые человеком жалобы, но и на выявление скрытых мотивов поведения человека и оказание ему помощи в осознании истинных (внутренних) оснований для измененного психического состояния. Существенным для интервью считается также психологическая поддержка клиента (пациента). Беседа, как правило, сопутствует экспериментальному исследованию, поэтому должна быть направлена на формирование у пациента адекватного отношения к диагностической процедуре и мотивации самопознания, его мобилизацию на выполнение методик. Во время беседы определяют наличие или отсутствие характерных психологических признаков и на этом основании описывают психический статус (состояние) больного. Наблюдение – это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, значимых для целей исследования. Он отличается от естественного эксперимента тем, что психолог находится в позиции пассивного наблюдателя и вынужден ждать, когда повторно сможет наблюдать интересующее его явление. Основное преимущество метода наблюдения состоит в том, что он не нарушает нормальное протекание изучаемого психического явления. При использовании метода изучения продуктов психической деятельности об особенностях личности больного судят по таким материалам, как его сочинения, рисунки и т.д. +Эксперимент – это метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность участника эксперимента с целью создания условий для проверки какой-либо гипотезы. Тестирование– это стандартизированный и специализированный метод психодиагностики, с помощью которого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тестирование дает возможность быстро оценить психическое явление и/или уровень его развития у пациентов. Получаемые с помощью теста количественные показатели сопоставляют с результатами, полученными при применении этого же теста у многих людей с учетом возраста, образования и т.д.
5. Основные направления практической деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, экспертиза (перечислить и описать их виды), психологическая коррекция, реабилитация больных. Психологическая диагностика Задача клин.психолога: участие в установлении многомерного диагноза пациентам. Специфика клинико-психологической диагностики – синдромальность (выделение и качественное описание синдрома, прогностичность). Экпертиза В этой работе клинический психолог является одним из субъектов совместной деятельности со специалистами других профилей. А) Врачебно-трудовая экспертиза (Медико-социальная экспертиза) Цель экспертизы: определение потребностей человека в мерах социальной защиты и реабилитации, при оценке ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойкими расстройствами функций организма. Цель психолога: определение психо-эмоционального состояния человека, и социальных условий, в которых он находится. Психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике. Б) Военно-врачебная экспертиза Цель: установление/исключение прежде всего психических заболеваний, наличие которых несовместимо с военной службой. Два обстоятельства придают своеобразие психологическому исследованию при проведении этого вида экспертизы: аггравация или диссимуляция. В)Медико-педагогическая экспертиза Цель:определение психического развития и его аномалий, степени и структуры различных видов дизонтогенеза. Клинический психолог при проведении медико-педагогической экспертизы рассматривает причины неуспеваемости ребенка. Важнейшим является вопрос о степени и структуре психического снижения при выявлении дизонтогенеза, ответ, на который, позволяет указать на потенциальные возможности ребенка, соответствие этих возможностей требованиям массовой школы или целесообразности направления его в санаторную, вспомогательную школу, специализированное училище. Г) Судебно-психиатрическая экспертиза Основная задача судебно-психиатрической экспертизы - определить вменяемость человека. +Судебно - психиатрическая экспертиза, помимо вопроса о вменяемости, может решать и другие вопросы: каков уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст - паспортному; в каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления; не было ли чрезмерного аффекта, который человек не мог контролировать; можно ли доверять показаниям свидетелей; оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов. Коррекция Психологическая коррекция — это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели. Реабилитация Она же – социально-трудовая адаптация, восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни.
9 Типы соматогнозий и методика их изучения. Соматонозогнозия — это психологическая характеристика соматического здоровья, которая определяется содержанием отношения человека к своему здоровью и является результатом взаимодействия личности, болезни и ситуации, связанной с ней. Типы соматонозогнозий. Нормосоматонозогнозия — адекватная оценка больным своего состояния и перспектив выздоровления. Оценка больным своего заболевания совпадает с оценкой врача. Отношение к лечению и лечебным процедурам позитивное; активность в борьбе с болезнью. Преморбидные особенности личности — сильные уравновешенные люди. Гиперсоматонозогнозия — переоценка значимости как отдельных симптомов, так и болезни. Преморбидные особенности личности — ригидность, застревание на переживаниях, а также тревожность, мнительность. Гипосоматонозогнозия — недооценка больным тяжести и серьезности болезни в целом и ее отдельных признаков. Тип психологической защиты — отрицание болезни. Преморбидные особенности — целенаправленность, гиперсоциальность. Диссоматонозогнозия — отрицание наличия болезни и симптомов. Полное непризнание болезни. Из сознания вытесняются мысли о болезни, особенно при прогнозируемом неблагоприятном исходе. При всех формах соматонозогнозий следует учитывать возрастной фактор. В молодом возрасте — это недооценка тяжести заболевания, а в случае ярко выраженных эстетических и интимных компонентов личностных реакций — переоценка тяжести. В зрелом возрасте чаще встречается диссоматонозогнозия, в пожилом — гиперсоматонозогнозия, связанная с недооценкой сил и возможностей организма. Результаты изучения анамнеза жизни и болезни подкрепляются и дополняются обследованием и наблюдением больного. Оцениваются высказывания, суждения, поведение, касающиеся болезни, которые и отражают психологическую оценку объективного состояния. Осмотр не следует сопровождать комментариями диагностического характера. При психологической оценке жалоб следует учитывать манеру, последовательность их изложения; важно, как больной их интерпретирует, на что больше акцентирует внимание. Имеет также значение то, как предъявляются жалобы: робость, неловкость, застенчивость, тревожная напряженность или, наоборот, спокойствие, открытость, обнаженность. Из оценки жалоб выясняется, как больной реагирует на свои ощущения. Определяя психологические особенности больного, врач в первую очередь оценивает его интеллект, эмоционально-волевую сферу и поведение. Об интеллекте судят по умению оперировать наличной информацией, по способности логично излагать свои мысли проявлять последовательность в суждениях. Следует обращать внимание на отсутствие системности в изложении какого-либо материала, поверхностный анализ фактов, необоснованные заключения и выводы. Исследование интеллекта позволяет определить способность к интрапсихической переработке болезненных проявлений, т. е. их истолкование. Представление об эмоционально-волевой сфере складывается в зависимости от реакций на предложения о проведении сложных диагностических исследований, оперативных вмешательств. Отмечаются преобладающий фон настроения, его устойчивость, склонность к раздражительности, слезливости. +Отношение больного к заболеванию, как уже отмечалось, в значительной мере определяется особенностями его поведения. Обращается внимание на манеру держаться, ответы — уверенные, четкие или неубедительные, после паузы. Выясняется, как больной соблюдает режим, его отношение к больным палаты и к персоналу, как он участвует в жизни отделения. Подлинная реакция и отношение к болезни выявляются по переживаниям, высказываниям, действиям и по поведению в целом. Изучается отношение к ситуации, сложившейся в результате заболевания. Оно может быть гиперболическим с выдвижением на первый план тех симптомов или последствий заболевания, которые суживают (ведут к утрате) его профессионально-трудовые и другие возможности.
|
|||
|